Проект по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Учимся покупать»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Апполонова Наталья Васильевна

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование у детей старшей группы представлений о финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchimsya_pokupat.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Учимся покупать»

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1.Введение

2.Актуальность проекта

3.Цель проекта

4.Задачи проекта

 

6.Этапы реализации проекта:

1 этап-Организационный

2 этап-Практический

3 этап-Заключительный

7.Предполагаемые результаты

8.Реализация проекта

9Литература

10.Приложение 1 -Итоговое мероприятие «МЫ ИДЕМ В МАГАЗИН»

 

ВВЕДЕНИЕ

     «Копейка — рубль бережет»

       Русская народная пословица

   Проект по формированию финансовой грамотности «Наши деньги» включает:

-актуальность и социальную значимость экономического воспитания в современном мире;

  • цели и задачи с детьми в рамках данного проекта;
  • сроки и этапы реализации проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проекта;
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

    Проект по формированию финансовой грамотности детей в старшей   группе детского образовательного учреждения разработан в соответствии с    требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), для реализации целей финансового просвещения детей в рамках комплексно- тематического планирования образовательной деятельности.

    Мероприятия проекта способствуют формированию у дошкольников представления о бюджете семьи, факторов, составляющих доход и расходную часть семейных денежных средств. Ведут к всестороннему познанию окружающего мира, помогают детям лучше познать мир взрослых.

    Проект предусматривает тесный контакт между детьми, их родителями и воспитателями детского учреждения, способствует развитию эмпатии между детьми и взрослыми, помогающую понять потребности и возможности всех участников данного проекта.

  

          

АКТУАЛЬНОСТЬ

          Современные дети встречаются с экономическими отношениями находясь в самом раннем возрасте. Дети, в большинстве своем, регулярно вместе с родителями посещают магазины, при них совершаются покупки, дети видят обмен товаров на деньги. Дети познают, что такое «твое», «наше» и «не наше», «чужое», как при покупке предмет, вещь становится «нашей». Таким образом у детей рано начинают формироваться положительное отношение к деньгам и отрицательное к их отсутствию.

В этом возрасте уже возникает необходимость просвещать ребенка в вопросах «Откуда берутся деньги?», «Как и кто их зарабатывает?», «На что их можно потратить?», «Как и где, хранить денежные средства, чтобы их не потерять?»  Правильное понимание ребенком этих основных вопросов способствует его финансовой грамотности,  продуманному, рациональному расходованию денег, стимулирует воспитанию таких качеств как бережливость, рачительность. При обучении экономической грамотности, на первый план необходимо выдвигать нравственные понятия: ответственность, обязательность, законопослушность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым потребностям других людей. Ребенку необходимо знать какая финансовая обстановка в семье в настоящее время. Есть ли возможность купить желаемую игрушку сегодня  или необходимо подождать, а купить лекарство для другого члена семьи. Таким образом у ребенка формируются первичные экономические знания, на бытовом уровне.

     К сожалению финансовой грамотности почти не обучают в дошкольных образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам, опыт пользования финансовыми продуктами способствует накоплению первичных знаний и финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Человек , который в курсе как зарабатывать и  правильно управлять своими деньгами, уверен в своей жизни. Наши дети достойны того, чтобы получить основы финансовой грамотности и стать успешными людьми.

    Данный проект , отвечая требованиям ФГОС ДО, способствует развитию и образованию детей в следующих направлениях: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Актуальность проекта в том, чтобы максимально полно использовать интерес детей к экономической и финансовой деятельности, обеспечить необходимое наполнение их интеллекта достаточной, в соответствии с их возрастом, информацией.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать экономические понятия:  доход семьи, деньги, товар, расходы, потребности, планирование, экономия и др.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование у детей старшей группы представлений о финансовой грамотности.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

-Познакомить детей с основными финансово-экономическими понятиями: деньги, зарплата, банк, банковская карта, потребности, расходы;

-Расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления;

-Увеличить словарный запас детей, активизировать их коммуникативную деятельность;

-Расширить представления детей о профессиях кассира, продавца, банковского служащего;

-Учить детей соотносить свои потребности с возможностями.

РАЗВИВАЮЩИЕ

-Развивать интерес к финансовой  грамотности;

-Развивать умение решать финансовые ситуации посредством игровой деятельности;

- Развивать представление детей о необходимости рационально использовать свои деньги;

-Развивать логическое мышление, счет, внимание.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

-Воспитывать умение ценить, и бережно относиться к окружающим предметам и  своим вещам;

-Уважение к труду, как к источнику зарабатывания денег;

-Воспитывать нравственные качества- ответственность, честность, аккуратность, бережливость.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

-дети старшей группы;

-воспитатель группы;

-родители детей.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект краткосрочный. Срок реализации один месяц, ноябрь 2023 г..

Тип проекта- информационно-ориентированный

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап- Организационный

-Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

- Информирование родителей о предстоящей работе с детьми по подготовке и реализации проекта «Наши деньги».

-Формирование списка художественной литературы и детских фильмов по данной тематике.

-Определение необходимого оборудования для выполнения проекта.

-Создание развивающей среды для детей.

2 этап-Практический:

Реализация мероприятий, определенных в организационном периоде, методом совместной деятельности родителей, воспитателя и детей. Это прочтение детской литературы, просмотр детских фильмов, изготовление необходимых атрибутов для игр, беседы, дидактические игры.

3 этап-Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой  игры «Мы идем в магазин».

Предполагаемые результаты

Успех проекта напрямую зависит от слаженной работы педагога, родителей, детей.

   У детей реализация проекта будет способствовать формированию следующих понятий и представлений:

-финансы это увлекательно и важно;

-деньги-эта важная часть жизни людей;

-деньги нужно уметь зарабатывать;

-деньги требуют разумного к себе отношения, сначала зарабатываешь-потом тратишь;

-разумное потребление и экономность помогают  быстрее накопить нужную сумму;

-как защитить свои деньги.

 Одновременно с основами финансовой грамотности ребенок получает нравственное воспитание, он осознает что не все можно купить за деньги. Дружба, здоровье, доброта- не продаются и не покупаются.

   Родители получат возможность провести с ребенком дополнительное время за просмотром  запланированных проектом фильмов и чтением сказок. Смогут поделиться с детьми своим мировоззрением на данную тему, что послужит укреплением духовной близости родителей со своими детьми .

   Педагоги получат дополнительный опыт по развитию и воспитанию детей, пополнение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Направление работы

Мероприятия

Работа с детьми

Беседы

Составление детьми рассказов на тему «Кем работает моя мама, мой папа», «Что важное для семьи мечтают купить родители», «Что нельзя купить за деньги? Дружбу, здоровье, доброту»

Чтение художественной литературы и просмотр детских фильмов.

 «Как старик корову продавал», «Каникулы в Простоквашино»,

чтение пословиц и поговорок.

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

"Мир профессий», «Магазин», «Аптека».

Работа воспитателей

Практическая деятельность

Изготовление части атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

Организационно-образовательная деятельность

Подготовка конспектов и методических разработок по теме.

Работа с родителями

Практическое задание для родителей

Изготовление части атрибутов к сюжетно- ролевым играм.

Чтение художественной литературы и просмотр детских фильмов.

«Муха-цокотуха», «Кот в сапогах».

 

 

 

 

 

 

 

      

Обобщая результат проекта «Учимся покупать», можно сделать следующие выводы:

-Дети получили представление о первичной финансовой грамотности;

-познакомились с понятиями «деньги», «доход», «расход», «экономия», «банковская карта», «наличные деньги» и другие;

-овладели первичными знаниями по разумному отношению к расходованию денег;

-познакомились с нравственными понятиями: ответственность, обязательность, законопослушность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым потребностям других людей;

-получили навык поведения в общественных местах, а именно в магазине, в аптеке и др.

Родители приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятий проекта.

Воспитатель получил дополнительный опыт по обучению детей финансовой грамотности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»-пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений/ Л.В. Стахович, В.Е.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство:

Вита-Пресс,2019. Серия :Занимательные финансы Азы для школьников.

2.  «Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО» / Л.В. Стахович, В.Е.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство:

Вита-Пресс,2019. Серия :Занимательные финансы Азы для школьников.

3. «Советы родителям: говорите с детьми о финансах»/ Л.В. Стахович, В.Е.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство:

Вита-Пресс,2019. Серия :Занимательные финансы Азы для школьников.

4.Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

Сюжетно- ролевая игра по финансовой грамотности  для детей старшей группы.

                                                        «Мы идем в магазин»

 (итоговое мероприятие, подготовленное совместно с родителями)

 ЦЕЛЬ:

содействовать финансовому просвещению детей, мотивируя их грамотному расходованию денег, формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Образовательные задачи:

-учить детей обозначать словами свою роль в игре;

-учить детей действовать в игре согласно выбранной роли;

-подводить детей к развитию дальнейших действий в игре;

-обогащать словарный запас детей новыми словами, необходимыми в предлагаемой ситуации;

-обогащать социально-игровой опыт детей.

Развивающие задачи:

-закреплять в игре полученные финансовые знания;

-закреплять умение детей вести себя в магазине;

-развивать умение вести ролевые диалоги, выполнять ролевое поведение;

-развивать интерес к игре.

Воспитательные задачи:

-воспитывать уважение к труду взрослых;

-воспитывать культуру общения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

-провести занятие с детьми «Профессия продавца»;

-провести занятие по развитию речи, закрепление необходимых терминов и оборотов речи для использования в магазине;

-провести беседу с детьми о вежливости, культуре поведения в общественных местах.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

-распределение ролей в игре: кассир, продавец, покупатели;

-выкладка товаров на полки магазина, установка ценников;

-подготовка рабочего места кассира (кассовый аппарат, чеки);

-воспитатель поясняет детям правила игры, как правильно распределить свои деньги.

ИГРА

 Покупатели выбирают товары, продавец подает их с полок, кассир пробивает чеки и выдает сдачу, покупатели проверяют чеки и сдачу.

В течении игры, по договоренности, дети могут меняться своими ролями.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Дети убирают игрушки по местам, наводят порядок в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Инновационный проект по формированию финансовой грамотности детей старшей и подготовительной группы «Азбука юного финансиста»

Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, с ее сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка? Может, стоит подождать, пока ребенок дост...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Что такое ресурсы»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Что такое ресурсы»...

Проект по формированию финансовой грамотности в старшей группе" Финансовый Знайка"

Проект по формированию финансовой грамотности «Финансовый - знайка» включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;ц...

Информационный краткосрочный проект по формированию финансовой грамотности в старшей группе «Смешарики» «Что такое деньги?»

Информационный краткосрочный проект по формированию финансовой грамотности в старшей группе «Смешарики» «Что такое деньги?»Цель проекта: формировать представление о возникновен...

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Финансовая азбука»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....