Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности»
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Выскубова Екатерина Васильевна

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа

Социально-гуманитарной направленности

«Азбука финансовой грамотности»

                           

                Уровень программы: ознакомительный

                Возраст обучающихся: 5-7 лет

                Срок реализации: 2 год (72 часа)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел  по образованию администрации городского округа ЗАТО п. Горный

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №17  администрации городского округа

 закрытого административно – территориального образования п. Горный

Принята на заседании

педагогического совета

от «____» _______20____г.

Протокол №____________  

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ црр – д/с №17

администрации городского округа

 ЗАТО п. Горный

_____________________ Федечкина И.А.

Приказ № _______

от «_____»   _________20_______г.

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программа

Социально-гуманитарной направленности

«Азбука финансовой грамотности»

                           

                Уровень программы: ознакомительный

                Возраст обучающихся: 5-7 лет

                Срок реализации: 2 год (72 часа)

Составитель:

Выскубова Екатерина Васильевна

воспитатель первой квалификационной категории

п. Горный, 2023

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка…………………………………………           3-7

1.2 Цель и задачи программы………………………………………           8-9

1.3 Содержание программы………………………………………...          

1.3.1 Учебный план первого года обучения………………………           10-12

1.3.2 Содержание учебного плана первого года обучения………            13-21

1.3.3 Учебный план второго года обучения………………………            22-23

1.3.4 Содержание учебного плана второго года обучения……….           24-30

1.4 Планируемые результаты……………………………………….           31

2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1 Календарный учебный график первого года обучения……….          32-35

2.2 Календарный учебный график второго года обучения……….          36-39

2.3 Условия реализации программы………………………………..         40

2.4 Формы аттестации……………………………………………….         41

2.5 Оценочные материалы………………………………………….          42-43

2.6 Методические материалы……………………………………….         44      

2.7 Список литературы………………………………………………         45

Приложение………………………………………………………….          46-53

Раздел 1.  Комплекс основных характеристик программы

  1.  Пояснительная записка

      Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Азбука финансовой грамотности» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

-  Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ).

-   Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.  №  816  «Об  утверждении  Порядка  применения  организациями,  осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Устав МДОУ црр – д/с №17 администрации городского округа ЗАТО п. Горный.

      Направленность: социально-гуманитарная

      Актуальность программы «Азбука финансовой грамотности» заключается в том, что сегодняшнее поколение живёт в иных экономический условиях, детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды.

Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать  во взрослой самостоятельной жизни.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже  и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

        Всё это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирование финансовой грамотности начиная с раннего возраста. Наблюдая за детьми дошкольного возраста, социальный запрос родителей, требования школы  и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранней социализации дошкольников средствами экономического воспитания, т.к. социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых. Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношений.

К отличительным особенностям программы можно отнести игровую составляющую. Игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением компьютерных технологий.

Основная идея данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирования основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализацию. У детей дошкольного возраста сформируются базовые знания в финансовой сфере.

Программа построена на основе пособия Г.П.Поварницина, Ю.А.Киселёва «Финансовая грамотность дошкольника»

Уровень программы: ознакомительный

Адресат  программы: дети дошкольного возраста 5-7 лет.

Характеристика возрастных особенностей детей:

        Старший дошкольный возраст — период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Например, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель - шофер и т. п. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.

Дети 5-7 лет находятся в активном освоении мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через конкретную деятельность. Дети данного возраста начинают осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Происходит становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.  Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

Состав группы: постоянный 8 человек

Условия приема: в группу зачисляются желающие дети 5-7 лет по заявлению и согласию родителей (законных представителей).

Объём и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения. На полное освоение программы требуется 72 часа.

1 год обучения: 36 часов

2 год обучения: 36 часов

Форма обучения: очная.

Особенности организации учебного процесса:

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (беседа, чтение, экскурсии, наблюдения), так и современные (ситуационные задачи, игры с применением компьютерных технологий).

Предметно-пространственная экономическая среда является необходимым условием для  успешного осуществления педагогического процесса.

Данную предметно-пространственную экономическую среду могут составлять следующие зоны:

- информационная зона  (произведения художественной литературы экономического содержания, экономические сказки, экономические поговорки, пословицы, модели товаров, услуг, и др.)

-занимательно-экономическая зона (кроссворды, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.)

- деятельностно-экономическая зона (дидактические игры с экономическим содержанием, игрушки-предметы для организации сюжетно-ролевых игр, наборы различных материалов, инструментов, модели денежных знаков, различных видов валюты, ценников).

Взаимодействия с семьями:  Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребёнком основ финансовой грамотности. Воспитатель даёт совет родителям о необходимости регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам. Разъяснять детям, что родители не обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов), как копить и экономить.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

         Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия в старшей группе 25 минут, в подготовительной - 30 минут.    

  1.  Цель и задачи программы

Цель программы – формировать основы экономических компетенций и финансовой грамотности, через ознакомление с различными экономическими категориями (потребности, ресурсы, труд, профессия, деньги, бюджет, реклама).

Задачи первого года обучения:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- воспитывать уважение к труду людей, умение беречь и продлевать жизнь вещам;

 - воспитывать бережное отношение к природе и ко всему, что создано природой.

- развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;

- формировать систему ценностей, в которой на первое место становятся потребности семьи;

- формировать навыки правильного поведения в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.).

- познакомить детей с понятиями «физиологические, социальные, духовные, материальные и ложные потребности», через работу со схемами и беседы;

- формировать представление детей о ресурсах, объяснить, что для экономических ресурсов, нужны природные ресурсы, природа кормит человека;

- расширять знания детей о разнообразии профессий и их трудовых действиях;

- познакомить детей с понятием товар, качество товара и его разновидностями.

Задачи второго года обучения:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- воспитывать бережное отношение к деньгам;

- воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, через сюжетно ролевые игры «Магазин», «Семья»;

- развивать навыки соотносить цифру и количество;

- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе.

- Познакомить с понятиями деньги, купюра, монета, пластиковая карта;

- дать детям элементарные представления о работе банка, условиях труда и квалификационных качествах работников банка, через беседы и экскурсию в банк;

- познакомить дошкольников с понятием семейный бюджет, семейные расходы и доходы, через беседы и работу со схемами;

- познакомить детей с понятием «цена, ценник, дорогой, дешевый;

-дать представление о рекламе, её истории, видах и значении.

1.3 Содержание программы

1.3.1 Учебный план первого года обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводные занятия.

2

0,75

1,25

Тема №1 Введение в мир экономики.

1

0,5

0,5

Беседа

Тема №2 Знакомство с Гномом Экономом.

1

0,25

0,75

Беседа

2

Раздел №1 Потребности

10

2,5

7,5

Тема №1 «Разнообразие потребностей современного человека»

1

0,25

0,75

Работа со схемой.

Тема №2 «Физиологические потребности»

1

0,25

0,75

Работа со схемой.

Тема №3 «Безопасность и сохранение здоровья»

1

0,25

0,75

д/и «Как избежать неприятностей»

Тема №4 «Социальные, духовные потребности»

1

0,25

0,75

Объяснение пословиц

Тема №5 «Проявление интересов»

1

0,25

0,75

Решение проблемных ситуаций.

Тема №6 «Подарок для друга»

1

0,25

0,75

Оригами

Тема №7 «Материальные потребности»

1

0,25

0,75

Работа со схемой.

Тема №8 «Ложные (неразумные) потребности»

1

0,25

0,75

Беседа

Тема №9 «Рождение новых вещей»

1

0,25

0,75

Ремонт книг

Тема №10 «Потребность человека и животных»

1

0,25

0,75

Рисование

3

Раздел №2 Ресурсы

6

1, 5

4,5

Тема №1 «Что такое ресурсы»

1

0,25

0,75

Беседа

Тема №2 «На благо человека»

1

0,25

0,75

Работа со схемой

Тема №3«Вода - природный ресурс»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №4 «Трудовые ресурсы»

1

0,25

0,75

Работа со схемой

Тема №5 «Полезные привычки в быту»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №6 «Забота человека о природе и польза природы для человека»

1

0,25

0,75

Рисование

4

Раздел № 3 Труд

3

0,75

2,25

Тема №1 «Что такое труд»

1

0,25

0,75

Беседа

Тема № 2 «Труд - важное условие в жизни человека»

1

0,25

0,75

Коллективный труд по уборке в группе

Тема №3 «Труд – продукт»

1

0,25

0,75

 «Экскурсия по поселку»

4

Раздел №4  Профессии

5

1, 25

3,75

Тема №1 «Все профессии важны»

1

0,25

0,75

Знакомство с профессиями людей в детском саду

Тема №2 «Кому, что нужно для труда»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №3 «Профессии наших родителей»

1

0,25

0,75

Рассказ родителей о своих профессиях.

Тема №4 «Волшебные помощники»

1

0,25

0,75

Отгадывание загадок

Тема №5 «Всякая вещь трудом  создана»

1

0,25

0,75

Викторина «Кто больше профессий знает?»

7

Раздел № 5 «Товары»

2

0,5

1,5

Тема №1 «Что такое товар»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №2 «Группировка товаров по разным признакам»

1

0,25

0,75

д/и «Раздели товары по признакам».

Раздел №6  Деньги

2

0,5

1,5

Тема №1 «Что такое деньги»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №2 «Деньги - средства обмена товарами»

1

0,25

0,75

Составление ребуса

Раздел №7  «Магазин»

2

0,5

1,5

Тема №1 «Экскурсия в магазин»

1

0.25

0,75

Беседа

Тема №2 «Маленькие покупки»

1

0,25

0,75

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

8

Итоговое мероприятие

Срез знаний детей

4

0, 5

3,5

Игры.

Всего

36

8,75

27,25

1.3.2. Содержание учебного плана первого года обучения

Вводные занятия.

Тема №1 «Введение в мир экономики»

Теория: Установить контакт с ребёнком, выявить элементарные экономические знания.

Практика: Рассматривание иллюстраций.

Форма контроля: Беседа по картинкам «Что такое экономика».

Тема №2 Знакомство с Гномом Экономом.

Теория: Познакомить детей с Гномом Экономом, героем занятий.

Практика: Рассматривание иллюстраций и оборудование уголка.

Форма контроля: Беседа «Назначение Гнома Эконома».

Раздел №1 Потребности

Тема №1 «Разнообразие потребностей современного человека»

Теория: Формировать у детей понимание, что такое потребность, в чем она выражается.

Практика: Рассматривание иллюстраций.

Форма контроля: Работа со схемой «Потребности человека»

Тема №2 «Физиологические потребности»

Теория: Формировать у детей умение беречь хлеб, воду, тепло, свет.

Практика: Дидактическая игра «Одежда людей»

Форма контроля:  Работа со схемой «Главные физиологические потребности человека»

Тема №3 «Безопасность и сохранение здоровья»

Теория: Формировать у детей бережное отношение к здоровью, привычку к здоровому образу жизни.

Практика: Беседа с детьми на тему «Здоровый образ жизни»

Форма контроля: д/и «Как избежать неприятностей»

Тема №4 «Социальные, духовные потребности»

Теория: Формировать у детей доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, уяснить понятия: «можно», «нельзя», «нужно».

Практика: Рассматривание иллюстраций из книги В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Сюжетно ролевая игра «Семья»

Форма контроля:  Предложить детям объяснить пословицы: «Вместе тесно, а врозь скучно», «От приветливых слов язык не отсохнет».

Тема №5 «Проявление интересов»

Теория: Формировать у детей правильное отношение к интересам сверстников  понимание, что каждый человек имеет право  делать то, что ему интересно.

Практика: Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «По щучьему велению», «Крошечка - Хаврошечка».

Форма контроля: Решение проблемных ситуаций.

Тема №6 «Подарок для друга»

Теория:  Уточнить представление детей о подарке как способе выражения бескорыстного уважения к окружающим. Воспитывать желание разделять радость друга.

 Практика:  д/и «Кому и что подарить?»

Форма контроля: Оригами «Подарок для друга»

Тема №7 «Материальные потребности»

Теория: Формировать представление детей о том что материальные потребности это потребность человека в вещах (жильё, одежда, посуда, транспорт и т.д) и их необходимо беречь.

Практика: Чтение отрывка Чуковского К.И. «Муха-Цокотуха.

Форма контроля:  Работа со схемой «Материальные потребности»

Тема №8 «Ложные (неразумные) потребности»

Теория: Формировать у детей разумные потребности. Научить отличать желание от потребностей.

Практика: Работа со схемой «Неразумные потребности»

Форма контроля:  Беседа «Ложные потребности»

Тема №9 «Рождение новых вещей»

Теория: Закрепить у детей умение правильно использовать всё, что необходимо нам в повседневной жизни.

Практика: Беседа  «Где лечат старые вещи».

Форма контроля:  Ремонт книг.

Тема №10 «Потребность человека и животных»

Теория: Развивать представления детей о потребностях растений и животных. Могут ли они быть одинаковыми, чем отличаются.

Практика: Чтение стихотворения  К.И. Чуковского «Телефон».  Беседа «Кому что нужно?»

Форма контроля: Рисование потребностей животных, растений.

Раздел №2 Ресурсы

Тема №1 «Что такое ресурсы»

Теория: Дать детям понятие «ресурсы». Формировать у детей бережное отношение к живой природе – природа нужна человеку.

Практика: Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые; рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений.

Форма контроля: Беседа по коллекции:  «Полезные ископаемые».

Тема №2 «На благо человека»

Теория: Закрепить знания детей о бережном отношении ко всему, что создано природой. Объяснить детям, что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы. Природа кормит человека, поэтому человек должен беречь природу.

Практика: Беседа «Правила поведения в лесу», д/и «Из чего сделано»

Форма контроля: Работа со схемой «Экономические ресурсы»

Тема №3 «Вода - природный ресурс»

Теория: Уточнить знания детей, для чего нужна вода. Учить бережно, относиться к природным ресурсам.

Практика: Просмотр презентации о природе. Беседа по схеме «Природные ресурсы»

Форма контроля: Рисование с детьми на тему «Для чего нужна вода».

Тема №4 Трудовые ресурсы

Теория: Дать понятия «трудовые ресурсы»; уточнить знания детей о природных ресурсах.

Практика:  Просмотр видео о родном посёлке, рассматривание альбома «Наш посёлок»

Форма контроля: Работа со схемой «Трудовые ресурсы»

Тема №5 «Полезные привычки в быту»

Теория: Закрепить знания детей об экономии воды, света и тепла. Объяснить значимость полезных привычек.

Практика:  Беседа об экономии воды, света и тепла.

Форма контроля: Придумывание своих символов, рисование.

Тема №6 Забота человека о природе и польза природы для человека.

Теория: Показать детям через сказки пользу природы для человека, животных.

Практика: Рассматривание иллюстраций по сказкам: «Дудочка и кувшинчик», Золотая рыбка».

Форма контроля: Рисование на тему «Природа для человека»

Раздел №3 «Труд»

Тема №1 «Что такое труд»

Теория: Уточнить понятие, что такое труд, какой он бывает. Что получается в результате труда. Воспитывать у детей желание трудиться.

Практика: Рассматривание иллюстраций из произведения Н.Носова «Мишкина каша»; сказка «Морозко».

Форма контроля: Беседа по произведениям.

Тема №2 «Труд – важное условие в жизни человека»

Теория: Уточнить знания о труде, трудолюбии. Вспомнить пословицы о труде. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей.

Практика: Рассматривание иллюстраций на тему: «Труд взрослых и детей»; басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Форма контроля: Коллективный труд по уборке в группе.

Тема №3 «Труд – продукт»

Теория: Объяснить, что результатом труда людей является продукт – полезная нужная вещь, продукты труда – это богатство.

Практика: Беседа

Форма контроля: «Экскурсия по поселку»

Раздел №4  Профессии

Тема №1 «Все профессии важны»

Теория: Уточнить знания детей: «Люди, каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д». Воспитывать уважение к труду людей, умение беречь и продлевать жизнь вещам.

Практика: Рассматривание иллюстраций из произведений С.Маршака «Откуда хлеб пришел», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла».

Форма контроля: Знакомство с профессиями людей в детском саду, экскурсия

Тема №2 «Кому, что нужно для труда»

Теория: Уточнить знания детей о профессиях, об орудии труда людей.

Практика: Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Форма контроля: Рисование «Кому, что нужно для труда»

Тема № 3 «Профессии наших родителей»

Теория: Познакомить с профессиями родителей детей. Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить.

Практика: Дидактическая игра «Наши мамы, наши папы»

Форма контроля: Рассказ родителей о своих профессиях.

Тема №4 «Волшебные помощники»

Теория: Уточнить профессии людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека. Развивать фантазию и творческие способности детей.

Практика: Просмотр презентации «Бытовая техника» беседа по ней.

Форма контроля: Отгадывание загадок.

Тема №5 «Всякая вещь трудом  создана»

Теория: Подвести детей к выводу  о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь.

Практика: Беседа «Всякую вещь нужно беречь»

Форма контроля: Викторина «Кто больше профессий знает?»

Раздел № 5 «Товары»

Тема №1 «Что такое товар»

Теория: Дать детям понятие, что такое товар. Формировать представление о многообразии товаров, в каких магазинах они продаются.

Практика: Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различного товара.

Форма контроля: Рисование товара.

Тема №2 «Группировка товаров по разным признакам»

Теория: Научить детей группировать товары по разным признакам. Сформировать понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык).

Практика: Беседа о том, какие бывают товары.

 Форма контроля: д/и «Раздели товары по признакам».

Раздел № 6 Деньги

Тема №1 «Что такое деньги»

Теория: Формировать представление детей о деньгах. Показать, что каждая вещь стоит денег. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

Практика: Рассматривание денег. Заучивание пословиц о деньгах.

Форма контроля: Рисование монет.

Тема №2 «Деньги - средства обмена товарами»

Теория: Расширить знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товарами между людьми. Уточнить значение понятий: «цена», «ценник», «товар».

Практика: Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Форма контроля: Составление ребуса на тему «Товар, цена».

Раздел №7  «Магазин»

Тема №1 «Экскурсия в магазин»

Теория: Показать детям характер труда продавца. Подчеркнуть направление профессии продавца на удовлетворение потребностей людей в различных товарах.

Практика: Экскурсия в магазин.

Форма контроля: Беседа  о профессии продавец.

Тема №2 «Маленькие покупки»

Теория: Развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли- продажи, вступать в диалог.

Практика: Подготовка атрибутов для игры «Магазин»

Форма контроля: Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Итоговое мероприятие

«Срез знаний детей»

Теория: Дидактические задания и упражнения на проверку знаний.

Практика: Сюжетно-ролевые игры с экономическим уклоном.

Форма контроля: Игры с экономическим уклоном.

1.3.3 Учебный план второго года обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Раздел № 1 Деньги

7

1,75

5,25

Тема №1 «Путешествие в прошлое денег»

1

0,25

0,75

Беседа

Тема №2 «Денежные знаки»

1

0,25

0,75

Творческая работа

Тема №3 «Пластиковые карты»

1

0,25

0,75

Изготовление «банкомата»

Тема № 4 «Как помочь Незнайке?»

1

0,25

0,75

Беседа

Тема №5 «Аверс, реверс»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №6 «Валюта»

1

0,25

0,75

Беседа

Тема №7 «Денежные знаки других стран»

1

0,25

0,75

Беседа

2

Раздел №2 Банк

3

0,75

2,25

Тема №1 «Что такое банк»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №2 «Деньги - банк»

1

0,25

0,75

Беседа

Тема №3 «Экскурсия в сбербанк»

1

0,25

0,75

Беседа

3

Раздел № 3 Бюджет

9

2,25

6,75

Тема №1 «Семейный бюджет»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №2 «Ежедневные расходы»

1

0,25

0,75

д/и «Доходы и расходы»

Тема №3 «Ежемесячные расходы»

1

0,25

0,75

д/и «Доходы и расходы»

Тема №4 «Сезонные расходы»

1

0,25

0,75

д/и «Доходы и расходы»

Тема №5 «Расходы на будущее»

(сбережения)

1

0,25

0,75

д/и «Доходы и расходы»

Тема №6 «Непредвиденные расходы»

1

0,25

0,75

д/и «Доходы и расходы»

Тема №7 «Подработка для подростка»

1

0,25

0,75

д/и «Доходы и расходы»

Тема №8 «Мои обязанности»

1

0,25

0,75

д/и «Доходы и расходы»

Тема №9 «Денежная прибыль и долг»

1

0,25

0,75

Лепка

4

Раздел №4 Товары

4

1

3

Тема №1 «Разные товары»

1

0,25

0,75

Игра

Тема №2 «Товар и цена»

1

0,25

0,75

Беседа

Тема №3 «Цена - ценник»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №4 «Взаимообмен товарами»

1

0,25

0,75

Беседа

5

Раздел № 5 Реклама

10

2,5

7,5

Тема №1 «Реклама»

1

0,25

0,75

д/и «К какому товару эта реклама?»

Тема №2 «Реклама, двигатель торговли»

1

0,25

0,75

Рисование

Тема №3 «Профессии людей в рекламном агентстве»

1

0,25

0,75

Составление ребусов

Тема №4 «Мастер – художник в рекламном агентстве»

1

0,25

0,75

Беседа

Тема №5«Аукцион»

1

0,25

0,75

Составление ребусов

Тема №6 «Ярмарка»

1

0,25

0,75

Изготовление поделок на ярмарку

Тема №7 «Лотерея»                                    

1

0,25

0,75

Изготовление подарков для лотереи.

Тема №8 «Экономическая рыбалка»

1

0,25

0,75

Игра-соревнование

Тема №9 «Экономика в сказках»

1

0,25

0,75

Разыгрывание сценки

Тема №10 «Юные экономисты»

1

0,25

0,75

Вручение дипломов

8

Итоговое мероприятие

Срез знаний детей

3

0, 75

2,25

Игры.

Всего

36

9

27

1.3.4. Содержание учебного плана второго года обучения

Раздел № 1 Деньги

Тема №1 «Путешествие в прошлое денег»

Теория: Рассказать детям о происхождении денег и слова «рубль». Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя.

Практика: Просмотр видео презентации «Путешествие в прошлое денег»

Форма контроля: Беседа.

Тема №2 «Денежные знаки»

Теория: Закрепить представления детей о том, как выгладят современные деньги, что они бывают разного достоинства. Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.

Практика: Рассматривание денег, просмотр видео презентации «Схема изготовления денег»

Форма контроля: Поделка различных денег для игры в «Магазин»

Тема №3 «Пластиковые карты»

Теория: Раскрытие сущности понятия «пластиковая карта»;  наличные и безналичные деньги.

Практика: Беседа «Для чего нам нужна пластиковая карта, как ею пользоваться»

Форма контроля: Изготовление «банкомата»

Тема № 4 «Как помочь Незнайке?»

Теория: Закрепить знания детей о истории развития денег, понятии деньги, Научить различать монеты, банкноты, пластиковые карты.

Практика: Просмотр видео презентации (фильма), игра «Распредели монеты и банкноты», игра: «Для чего нам нужны деньги?».

Форма контроля: Беседа.

Тема №5«Аверс, реверс»

Теория: Отметить, что у каждой денежной единицы есть лицевая сторона – аверс и оборотная – реверс. Уточнить значение пословицы «Копейка рубль бережет».

Практика: Рассматривание денежных единиц. Игра «Орел и решка».

Форма контроля: Рисование «Монета».

Тема №6 «Валюта»

Теория: Познакомить детей с валютой – деньгами других стран (франк, доллар, евро)

Практика: Рассматривание валюты (монеты, купюры)

Форма контроля: Беседа

Тема №4 «Денежные знаки других стран»

Теория: Закрепить  представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.

Практика: Рассматривание валюты (купюры, монеты).

Форма контроля: Беседа.

Раздел №2 Банк

Тема №1 «Что такое банк»

Теория: Дать понятие, что такое банк. Уточнить представления детей о некоторых операциях, производимых в банке.

Практика: Чтение Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены»

Форма контроля: Рисование на тему «Мой Банк»

Тема №2 «Деньги - банк»

Теория: Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк. Формировать правильное отношение к  деньгам, как предмету4 жизненной необходимости.

Практика: Просмотр мультфильма «Приключения Буратино»

Форма контроля: Беседа

Тема №3 «Экскурсия в сбербанк»

Теория: Закрепить знания детей что такое сбербанк. Для чего он нужен. Познакомить с сотрудниками сбербанка, характерными особенностями

одежды и символики.

Практика: Знакомство с банковскими терминалами, использование банковской карты на личном примере, произведя операцию с ней.

Форма контроля: Беседа

Раздел № 3  Бюджет

Тема №1 «Семейный бюджет»        

Теория: Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Практика: Рассматривание фотоальбома «Моя семья».

Форма контроля: Рисование на тему «Моя семья».

Тема №2 «Ежедневные расходы»

Теория: Рассмотреть  ежедневные расходы и объяснить степень их необходимости (расходы на питания каждый день, оплата поездки в транспорте).

Практика: Работа со схемой, беседа.

Форма контроля: д/и «Доходы и расходы»

Тема №3 «Ежемесячные расходы»

Теория: Рассмотреть  ежемесячные расходы и объяснить степень их необходимости (бытовые нужды семьи, расходы на отдых и развлечения в выходные дни и т.д).

Практика: Работа со схемой, беседа.

Форма контроля: д/и «Доходы и расходы»

Тема №4 «Сезонные расходы»

Теория: Рассмотреть  сезонные расходы и объяснить степень их необходимости (покупка товаров для школы и д/с, покупки товаров для разного времени года, расходы на новый год и т.д).

Практика: Работа со схемой, беседа.

Форма контроля: д/и «Доходы и расходы»

Тема №5 «Расходы на будущее» (сбережения)

Теория: Рассмотреть  расходы на будущее (сбережения)  и объяснить степень их необходимости (запланированная поездка всей семьёй отдыхать, покупка нового велосипеда, квартиры и т.д.).

Практика: Работа со схемой, беседа.

Форма контроля: д/и «Доходы и расходы»

Тема №6 «Непредвиденные расходы»

Теория: Рассмотреть непредвиденные расходы и объяснить степень их необходимости (Сломалась бытовая техника, болезнь и т.д.).

Практика: Работа со схемой, беседа.

Форма контроля: д/и «Доходы и расходы»

Тема №7 «Подработка для подростка»

Теория: Объяснить детям,  какой свой маленький вклад в семейный бюджет может сделать ребёнок (подработка для подростков – работа курьером, расклейка объявлений)

Практика: Работа со схемой, беседа.

Форма контроля: д/и «Доходы и расходы»

Тема №8 «Мои обязанности»

Теория: Закрепить понятия детей о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности (помощь маме по дому, уход за домашними питомцами и т.д.)

Практика: Работа со схемой, беседа.

Форма контроля: д/и «Доходы и расходы»

Тема №9 «Денежная прибыль и долг»

Теория: Раскрыть детям понятие: «прибыль», «долг»; рассказать о зависимости между «Качеством» товара и получаемой «прибылью» при его продаже.

Практика: Беседа, рассматривание иллюстраций.

Форма контроля: Поделки посуды из пластилина.

Раздел №4 «Товары»

Тема №1 «Разные товары»

Теория: Углубить представление детей о разнообразии товаров. Закрепить умение группировать товары по разным признакам. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Практика: рассматривание товаров, беседа по ним.

Форма контроля: Игра «Говорящие предметы»

Тема №2 «Товар и цена»

Теория: Объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно. Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену.

Практика: Работа по схеме «От чего зависит цена товара».

Форма контроля: Беседа

Тема №3 «Цена - ценник»

Теория: Познакомить с ценником. Научить детей сопоставлять цену товара  (стоимость)с имеющимися у них наличными деньгами.

Практика: Рассматривание ценников, беседа.

Форма контроля: Рисование ценников.

Тема №4 «Взаимообмен товарами»

Теория: Дать детям представление о взаимообмене товарами между странами.

Практика: Закрепить понятия экспорт, импорт.

Форма контроля: Беседа

Раздел № 8 Реклама

Тема №1 «Реклама»

Теория: Дать детям представление о назначении рекламы, ее видах: печатная, радио-  и видео рекламы.

Практика: Рассматривание рекламы разных товаров.

Форма контроля: д/и «К какому товару эта реклама?»

Тема №2 «Реклама, двигатель торговли»

Теория: Уточнить знания детей о рекламе; показать рекламные листовки из магазинов.

Практика: Рассматривание рекламных букетов.

Форма контроля: Рисование рекламных листовок.

Тема №3 «Профессии людей в рекламном агентстве»

Теория: Расширить представление детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Практика: Беседа, рассматривание иллюстраций.

Форма контроля: Составление ребусов на тему «Реклама».

Тема №4 «Мастер – художник в рекламном агентстве»

Теория: Реализовать знания о работе художника-оформителя, воспитывать желание работать так же красиво, ловко, быстро, как мастер-художник.

Практика: Рассматривание иллюстраций из книги Э.Н.Успенского «Бизнес крокодила Гены»

Форма контроля: Беседа

Тема №5«Аукцион»

Теория: Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цены товара.

Практика: Беседа, сюжетно-ролевая игра «Аукцион»

Форма контроля: Составление ребусов со словом «аукцион»

Тема №6 «Ярмарка»

Теория: Познакомить детей со словом «ярмарка». Рассказать, чем сегодняшняя ярмарка отличается от ярмарки, которая проходила в старину.

Практика: Беседа, сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Форма контроля: Изготовление поделок на ярмарку.

Тема №7 «Лотерея»

Теория: Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи.

Практика: Беседа, просмотр презентации –лотереи в России.

Форма контроля: Изготовление подарков для лотереи.

Тема №8 «Экономическая рыбалка»

Теория: Закрепить в речи слова: «дёшево – дорого», «продавец – покупатель», «много – мало». Развивать быстроту реакции, смекалку. Учить радоваться успеху партнёра.

Практика: Изготовление эмблем, ребусов, кроссвордов.

Форма контроля: Игра-соревнование «Экономическая рыбалка»

Тема №9 «Экономика в сказках»

Теория: Развить у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления. Давать нравственную оценку поступкам героев.

Практика: Чтение сказки «Кот в сапогах»

Форма контроля: Разыгрывание сценки из сказки.

Тема №10 «Юные экономисты»

Теория: Развить смекалку, сообразительность, фантазию.

Практика: Разгадывание ребусов, кроссвордов. Решение проблемных ситуаций, математических задач.

Форма контроля: Вручение дипломов «Юный экономист»

Итоговое мероприятие

«Срез знаний детей»

Теория: Дидактические задания и упражнения на проверку  знаний.

Практика: игры с экономическим уклоном, беседы, наблюдение.

Форма контроля: Игры с экономическим уклоном.

1.4. Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

- проявляют уважение к труду людей,  берегут и продлевают жизнь вещам;

- бережно относятся к природе и ко всему, что создано природой.

- бережно относятся к деньгам;

- имеют представление о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость;

- дружески относятся друг к другу в коллективной работе, умеют  распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

.

- имеют познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности;

- сформирована система ценностей, в которой на первое место становятся потребности семьи;

- умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);

- умеют сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

-умеют соотнести  цифру и количество;

- имеют интерес и положительное отношение к рекламе.

- знают понятия: физиологические, социальные, духовные, материальные и ложные потребности;

- сформированы представление о ресурсах;

- знают  о разнообразии профессий и их трудовых действиях;

- знакомы с понятием товар, качество товара и его разновидностями;

- знают  экономические понятия: деньги, купюра, монета, пластиковая карта;

- имеют  представление о работе банка, условиях труда и квалификационных качествах работников банка;

-  знают понятия:  семейный бюджет, семейные расходы и доходы;

- знают понятия «цена, ценник, дорогой, дешевый;

-имеют представление о рекламе, её истории, видах и значении.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график первого года обучения

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Количество

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

по расписанию

Рассматривание иллюстраций

1

Введение в мир экономики.

Групповая комната

Беседа

2

Сентябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

Знакомство с Гномом Экономом.

Групповая комната

Беседа

Раздел №1 Потребности

3

Сентябрь

по расписанию

Рассматривание иллюстраций

1

«Разнообразие потребностей современного человека»

Групповая комната

Работа со схемой «Потребности человека»

4

Сентябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Физиологические потребности»

Групповая комната

Работа со схемой «Главные физиологические потребности человека»

5

Октябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Безопасность и сохранение здоровья»

Групповая комната

д/и «Как избежать неприятностей»

6

Октябрь

по расписанию

Рассматривание иллюстраций из книги В.Маяковского

1

«Социальные, духовные потребности»

Групповая комната

Предложить детям объяснить пословицы.

7

Октябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Проявление интересов»

Групповая комната

Решение проблемных ситуаций

8

Октябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Подарок для друга»

Групповая комната

Оригами «Подарок для друга»

9

Ноябрь

по расписанию

Чтение отрывка Чуковского К.И. «Муха-Цокотуха.

1

«Материальные

потребности»

Групповая комната

Работа со схемой «Материальные потребности»

10

Ноябрь

по расписанию

Работа со схемой «Неразумные потребности»

1

«Ложные (неразумные) потребности»

Групповая комната

Беседа «Ложные потребности»

11

Ноябрь

по расписанию

Беседа  «Где лечат старые вещи».

1

«Рождение новых вещей»

Групповая комната

Ремонт книг

12

Ноябрь

по расписанию

Чтение стихотворения  К.И. Чуковского «Телефон».  Беседа «Кому что нужно?»

1

«Потребность человека и животных»

Групповая комната

Рисование потребностей животных, растений.

Раздел №2  - Ресурсы

13

Декабрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Что такое ресурсы»

Групповая комната

Беседа по коллекции:  «Полезные ископаемые».

14

Декабрь

по расписанию

Беседа «Правила поведения в лесу»

1

«На благо человека»

Групповая комната

Работа со схемой «Экономические ресурсы»

15

Декабрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Вода - природный ресурс»

Групповая комната

Рисование на тему: «Для чего нужна вода»

16

Декабрь

по расписанию

Просмотр видео

1

«Трудовые ресурсы»

Групповая комната

Работа со схемой «Трудовые ресурсы»

17

Январь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Полезные привычки в быту»

Групповая комната

Рисование символов.

18

Январь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Забота человека о природе и польза природы для человека»

Групповая комната

Рисование на тему «Природа для человека»

Раздел №3 «Труд»

19

Февраль

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Что такое труд»

Групповая комната

Беседа по произведениям.

20

Февраль

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Труд – важное условие в жизни человека»

Групповая комната

Коллективный труд по уборке в группе.

21

Февраль

по расписанию

Беседа

1

«Труд – продукт»

п.Горный

Экскурсия по поселку

Раздел №3  Профессии

22

Февраль

по расписанию

экскурсия по саду

1

«Все профессии важны»

кухня, прачечная, швейная комната

Знакомство с профессиями людей в детском саду.

23

Март

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint

1

«Кому, что нужно для труда»

Групповая комната

Рисование «Кому, что нужно для труда»

24

Март

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Профессии наших родителей»

Муз.зал

Рассказ родителей о своих профессиях.

25

Март

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Волшебные помощники»

Групповая комната

Отгадывание загадок.

26

Март

по расписанию

Беседа

1

«Всякая вещь трудом  создана»

Групповая комната

Викторина «Кто больше профессий знает?»

Раздел № 5 «Товары»

27

Апрель

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Что такое товар»

Групповая комната

Рисование товара.

28

Апрель

по расписанию

Беседа

1

«Группировка товаров по разным признакам»

Групповая комната

д/и «Раздели товары по признакам».

Раздел № 6 Деньги

29

Апрель

по расписанию

Рассматривание денег. Заучивание пословиц о деньгах.

1

«Что такое деньги»

Групповая комната

Рисование монет

30

Апрель

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Деньги - средства обмена товарами»

Групповая комната

Составление ребуса на тему «Товар, цена».

Раздел №7  «Магазин»

31

Май

по расписанию

Экскурсия

1

«Экскурсия в магазин»

Магазин

Беседа  о профессии продавец

32

Май

по расписанию

Беседа

1

«Маленькие покупки»

Групповая комната

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Итоговое мероприятие

33

Май - июнь

по расписанию

игры с экономическим уклоном.

4

«Срез знаний детей»

Групповая комната

Игры с экономическим уклоном.

2.2. Календарный учебный график второго года обучения

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Количество

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел № 1 Деньги

1

Сентябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Путешествие в прошлое денег»

Групповая комната

Беседа

2

Сентябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Денежные знаки»

Групповая комната

Поделка различных денег для игры в «Магазин»

3

Сентябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Пластиковые карты»

Групповая комната

Изготовление «банкомата».

4

Сентябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Как помочь Незнайке?»

Групповая комната

Беседа

5

Октябрь

по расписанию

Рассматривание денежных единиц.

1

«Аверс, реверс»

Групповая комната

Рисование «Монета».

6

Октябрь

по расписанию

Рассматривание валюты (монеты, купюры)

1

«Валюта»

Групповая комната

Беседа

7

Октябрь

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Денежные знаки других стран»

Групповая комната

Беседа.

Раздел №2 Банк

8

Октябрь

по расписанию

Чтение Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены»

1

«Что такое банк»

Групповая комната

Рисование на тему «Мой Банк»

9

Ноябрь

по расписанию

Просмотр мультфильма «Приключения Буратино»

1

«Деньги - банк»

Групповая комната

Беседа

10

Ноябрь

по расписанию

Общение с сотрудниками сбербанка

1

«Экскурсия в сбербанк»

Сбербанк

Беседа

Раздел № 3  Бюджет

11

Ноябрь

по расписанию

Рассматривание фотоальбома

1

«Семейный бюджет»

Групповая комната

Рисование на тему «Моя семья».

12

Ноябрь

по расписанию

Работа со схемой

1

«Ежедневные расходы»

Групповая комната

д/и «Доходы и расходы»

13

Декабрь

по расписанию

Работа со схемой

1

«Ежемесячные расходы»

Групповая комната

д/и «Доходы и расходы»

14

Декабрь

по расписанию

Работа со схемой

1

«Сезонные расходы»

Групповая комната

д/и «Доходы и расходы»

15

Декабрь

по расписанию

Работа со схемой

1

«Расходы на будущее» (сбережения)

Групповая комната

д/и «Доходы и расходы»

16

Декабрь

по расписанию

Работа со схемой

1

«Непредвиденные расходы»

Групповая комната

д/и «Доходы и расходы»

17

Январь

по расписанию

Работа со схемой

1

«Подработка для подростка»

Групповая комната

д/и «Доходы и расходы»

18

Январь

по расписанию

Работа со схемой

1

«Мои обязанности»

Групповая комната

д/и «Доходы и расходы»

19

Февраль

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Денежная прибыль и долг»

Групповая комната

Поделки посуды из пластилина.

Раздел №4 «Товары»

20

Февраль

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Разные товары»

Групповая комната

Игра «Говорящие предметы»

21

Февраль

по расписанию

Работа по схеме

1

«Товар и цена»

Групповая комната

Беседа

22

Февраль

по расписанию

Рассматривание ценников

1

«Цена - ценник»

Групповая комната

Рисование ценников

23

Март

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Взаимообмен товарами»

Групповая комната

Беседа

Раздел № 8 Реклама

24

Март

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Реклама»

Групповая комната

д/и «К какому товару эта реклама?»

25

Март

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Реклама, двигатель торговли»

Групповая комната

Рисование рекламных листовок.

26

Март

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

 «Профессии людей в рекламном агентстве»

Групповая комната

Составление ребусов на тему «Реклама».

27

Апрель

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Мастер – художник в рекламном агентстве»

Групповая комната

Беседа

28

Апрель

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Аукцион»

Групповая комната

Составление ребусов со словом «аукцион»

29

Апрель

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Ярмарка»

Групповая комната

Изготовление поделок на ярмарку.

30

Апрель

по расписанию

Мультимедийная презентация с помощью программы  PowerPoint 

1

«Лотерея»

Групповая комната

Изготовление подарков для лотереи.

31

Май

по расписанию

Изготовление эмблем, ребусов, кроссвордов.

1

«Экономическая рыбалка»

Групповая комната

Игра-соревнование «Экономическая рыбалка»

32

Май

по расписанию

Чтение сказки «Кот в сапогах»

1

«Экономика в сказках»

Групповая комната

Разыгрывание сценки из сказки.

33

Май

по расписанию

Разгадывание ребусов, кроссвордов. Решение проблемных ситуаций, математических задач.

1

«Юные экономисты»

Групповая комната

Вручение дипломов «Юный экономист»

Итоговое мероприятие

34

Май-июнь

по расписанию

игры с экономическим уклоном, беседы, наблюдение

3

«Срез знаний детей»

Групповая комната

Игры с экономическим уклоном.

2.3 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

1.Видеокамера, фотоаппарат, флэш-карта, проектор.

2.Художественные и иные материалы (бумага, ножницы, клей, краски, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, и другое).

3. Дидактические и наглядные пособия.

4.Методическая литература.

5. Художественная литература.

6.Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Магазин», «Семья», «Ярмарка» и т.д.

Информационное обеспечение

 - Наличие ПК, телефона, доступ к интернету, проектор.

 - Презентации;

Кадровое обеспечение

Программа реализуется педагогом, владеющим цифровыми технологиями, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

2.4 Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- заметки;

- отзывы детей и родителей (законных представителей);

- наблюдение;

- беседы;

- фото;

- диагностические карты развития детей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- результаты итоговой диагностики;

- конкурсы.

2.5 Оценочные материалы

     Диагностика проводится два раза в год. В начале года обучения, с целью: выявить исходный уровень имеющихся у детей знаний и представлений. В конце года с целью: усвоения программы «Азбука финансовой грамотности».

Таблица определения уровня овладения ребенком финансово-экономических знаний первого года обучения.

ФИ ребенка

Потребности

Ресурсы

Профессии

Труд

Деньги

Товары

Итого

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Таблица определения уровня овладения ребенком финансово-экономических знаний второго года обучения.

ФИ ребенка

Деньги

Банк

Бюджет

Товары

Реклама

Итого

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Критерии и показатели оценки знаний.

        Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. В соответствии с классификацией К.Ф.Исаевой, В.И.Логиновой и др. выделены 3 уровня (Приложение 1) сформированности экономических знаний у старших дошкольников.

     Диагностический модуль состоит из набора диагностических заданий (Приложение 2), направленных на диагностику способностей детей.

Методы диагностики:

- индивидуальные беседы;

- дидактические игры по карточкам;

- наблюдения;

Оценка по 3х бальной шкале.

1б. - низкий

2б. - средний

3б. - высокий

2.6 Методические материалы

Методы обучения: Сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, изобразительная деятельность, образовательная деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды.

Работа детей стимулируется с помощью словесных поощрений.

Формы организации учебного занятия: Экскурсии, ярмарка, аукцион, беседы, игры, презентации, встреча с родителями.

Педагогические технологии.

Здоровьесбережение решается через применение гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.

Устные словесные методы:

Рассказ - применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.

Беседа – способствует активизации детского мышления: обучающиеся под руководством   педагога или родителей (законных представителей) осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой.

Инструктаж – четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо выполнять.

Демонстрационные методы – реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию наборов образцов материалов, использование видеофильмов, презентаций для показа схем.

Практические методы:

Репродуктивные методы – способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Строятся на передаче информации с помощью трех главных факторов – слова, демонстрации образцов и способа работы – в сочетании с графическими изображениями.

2.7 Список литературы

Литература, использованная при составлении программы: 

  1. Епанешникова Т.П. Дошкольник в мире экономики. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  2. Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. - Волгоград: Учитель, 2020.
  3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: - М.:ТЦ Сфера, 2020.

Литература и источники информации для обучающихся и
родителей

  1. Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей».
  2. Катаев В. «Дудочка и кувшинчик».
  3. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».
  4. Маршак С.Я.«Откуда хлеб пришел», Д.Родари Чем пахнут ремёсла».
  5. Носов Н.Н. «Мишкина каша».
  6. Пушкин А.С. «Золотая рыбка».
  7. Толстой Л.Н. «Три медведя», «Морозко», «Лиса и заяц».
  8. Успенский Э.Н. «Бизнес крокодила Гены»
  9. Чуковский К.И. «Телефон».

Приложение 1

Уровни сформированности экономических знаний.

        1 уровень – низкий (1 балл). Находящиеся на данном уровне дети имеют не полное, ошибочное представление в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятий, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи. После обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

        2 уровень – средний (2 балла). Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объект, явления, процесса. Дети частично используют финансово экономические представления в игре и труде.

        3 уровень – высокий  (3 балла). Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщение, классифицируют по признакам, объясняя правильность свои действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Приложение 2

Набор примерных  диагностических заданий.

Старшая группа (5-6 лет)

  • Вопрос ребёнку: «Что необходимо человеку для жизни?»
  • Вопрос ребёнку: «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»
  • Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда, игрушки и т.д.), ребёнку нужно отобрать такие на которых изображены предметы, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определённому признаку предметов.
  • Рассказать о том,  в чем нуждается семья, в которой живет ребёнок, и выслушать, что ребёнок хочет для своей семьи.
  • Рассказать о том,  в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что ребёнок хочет для ребят из дс.
  • Вопрос ребёнку: «Кем и где работают твои родители?»
  •  Вопрос ребёнку: «знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?»
  •  Вопрос ребёнку: «На что тратят деньги в вашей семье?»
  •  Вопрос ребёнку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?»
  • Вопрос ребёнку: «Что такое ресурсы?»
  • Вопрос ребёнку «Для чего нужна вода?»
  • Вопрос ребёнку: «Трудовым ресурсы это?»
  • Вопрос ребёнку: «Где приобретают товары?»
  • Вопрос ребёнку: «Кто работает в магазине?»
  • Вопрос ребёнку: «В замен на что получают товар?»

Набор примерных  диагностических заданий.

Подготовительная группа (6-7 лет)

  • Вопрос ребёнку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»
  • Вопрос ребёнку: «Все ли можно купить за деньги?»
  • Вопрос ребёнку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?»
  • Вопрос ребёнку: «Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты)
  •  Вопрос ребёнку: «Какие деньги ты знаешь?»
  • Вопрос ребёнку: «Знаешь ли ты, как появились деньги?»
  • Вопрос ребёнку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах?»
  •  Вопрос ребёнку: «Где люди приобретают товары?»
  •  Вопрос ребёнку: «Как люди приобретают товары?»
  •  Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары  с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»
  •  Вопрос ребёнку: «Как правильно выбирать товары?»
  • Вопрос ребёнку: «Что такое банк?»
  • Вопрос ребёнку: «Какие операции совершаются в банке?»
  • Вопрос ребёнку: «Из чего состоит семейный бюджет?»
  • Вопрос ребёнку: «Что относится к ежедневным, ежемесячным, сезонным, непредвиденным расходам?»
  • Вопрос ребёнку: «Для чего нужна реклама, назови ее виды ?»
  • Вопрос ребёнку: «Для чего нужен аукцион?»
  • Вопрос ребёнку: «Ярмарка это?»
  • Вопрос ребёнку: «Особенности разыгрывания лотереи?»

Приложение 3

Дидактические материалы

Вопросы для анкетирования родителей:

1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?

А) да              Б) нет            В) не знаю

2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?

А) да             Б) нет              В) не знаю

3. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?

А) да              Б) нет              В) иногда

4. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?

А) да              Б) нет              В) иногда

5. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?

А) да        Б) нет                 В) иногда

6. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?

А) да              Б) нет               В) иногда

7. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?

А) да              Б) нет               В) иногда

8. У Вашего ребенка есть копилка?

А) да              Б) нет

9. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?

А) да          Б) нет             В) не знаю

Для оценки результатов анкетирования определены следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на вопросы:

высокий уровень – да;  средний уровень – иногда, не знаю; низкий уровень – нет.

ЗАГАДКИ

Потребности.

- У неё есть капюшон,

Пышным мехом опущен. (Куртка.)

- Сшили их из черной кожи,

В них теперь ходить мы можем

И по слякотной дороге –

Не промокнут наши ноги. (Сапоги.)

- Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером,

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка.)

- Когда на прогулку идем на полянку,

Всегда одеваем от солнца… (панамку).

- К реке искупаться бежим мы по тропке,

У нас на ногах очень легкие…(шлепки).

- Белое, на де снег,

Вкусное, да не мед,

От рогатой берут

И ребятам дают. (Молоко.)

- Без него не вкусным кажется обед,

Это наш любимый мягкий белый…(хлеб).

Профессии.

- Складывает цифры,

Цифры вычитает.

Доходы и расходы

В отчете представляет.

Здесь доход, а здесь расход.

Ничего не пропадает! (Бухгалтер.)

- У него товаров горы:

Огурцы и помидоры.

Кабачки, капуста, мед –

Все он людям продает. (Продавец.)

- За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьет… (кассир).

- Он финансовый факир,

В  банк к себе всех ждет… (банкир).

- С малышами я вожусь:

С ними я хожу гулять,

Их укладываю спать.

С ними провожу все дни.

Никогда я не сержусь

На проделки ребятни. ( Воспитатель)

- Мне поставила вчера

Пять уколов…(медсестра).

Деньги.

- Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. ( Деньги)

- У меня игрушка есть.

И монеток в ней не счесть.

Моя игрушка – свинка,

Дырка у нее на спинке.

Монетки в дырку я кладу,

Когда их станет много, жду.

Что же это за игрушка? (Копилка.)

- На товаре быть должна

Обязательно…(цена).

- Чтоб товар быстрее сбыть,

Со мною нужно подружиться.

Я буду так товар хвалить,

Что долго он не залежится. (Реклама.)

- Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто – напросто… (товар).

- И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

СЧИТАЛКИ

- Шла кукушка мимо рынка,

Наступила на корзинку

И упала в ямку – бух!

Раздавила сорок мух!

- Аты – баты, шли солдаты,

Аты – баты, на базар.

Аты – баты, что купили?

Аты – баты, самовар.

Аты – баты, сколько стоит?

Аты – баты , три рубля.

- Один,  два, три, четыре,

Мышки жили на квартире,

Чай пили, ложки били,

По три денежки платили.

Кто не хочет заплатить –

Тому и водить.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

- Каков работник, такова ему и плата.

- Скупой платит дважды.

- Делу – время, потехе – час.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Терпенье и труд все перетрут.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Бережливость – лучшее богатство.

- Копейка рубль бережёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет

Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального  развития ребенка....

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Занимательная кинезиология для детей»

Дополнительная  общеразвивающаяобразовательная  программасоциально-гуманитарной направленности«Занимательная кинезиология для детей»для детей дошкольного возраста...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально - гуманитарной направленности «Играя, познаем».

Планирование кружковой работы по ТРИЗ технологии для формирования способностей у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи....

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ментальная арифметика» (5-7 лет)

Ментальная арифметика — это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера, кальку...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа кружка для воспитанников средней группы «Почемучка»...