Методическая разработка «Финансовая грамотность у детей младшей разновозрастной группы»
проект по основам финансовой грамотности (младшая группа)
Методическая разработка «Финансовая грамотность у детей младшей разновозрастной группы» разработана в целях финансового просвещения детей младшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали актуальной проблему экономического образования в ДОУ.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_usova_k.r.docx | 48.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область Качугский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Методическая разработка
«Финансовая грамотность у детей младшей
разновозрастной группы»
Подготовила: воспитатель Усова К.Р.
с. Бирюлька
Пояснительная записка
Методическая разработка «Финансовая грамотность у детей младшей разновозрастной группы» разработана в целях финансового просвещения детей младшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали актуальной проблему экономического образования в ДОУ.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Методическая новизна
Новизна данной методической разработки состоит в том, что она систематизирована и адаптирована для работы с дошкольниками в образовательной области познавательное развитие по финансовой грамотности, которая направлена в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Актуальность и социальная значимость
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети — это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования:
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Данный проект реализован с воспитанниками МКДОУ ДС «Солнышко» младшая разновозрастная группа.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, деньги, товар, цена, магазин, продавец, копилка.
Основные идеи проекта:
- Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.
- Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
- Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
- Заработная плата – цена работы по производству товаров.
- Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
- Магазин – обмен товарами продавцами и покупателями.
- Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель: расширение представления детей о деньгах и видах расхода семейного бюджета, укрепление семейных связей.
Задачи:
- Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, кошелек, деньги, купюра, продавец, покупки, магазин.
- Развивающие: развивать зрительную память, мелкую моторику, речь.
- Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, бережное отношение к деньгам.
Выполнение проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативной; познавательной; речевом развитии; художественно-эстетическом развитии; физическом развитии.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта: познавательно - творческий
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, Смешарики, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.)
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно – ролевой игры «В гостях у куклы Маши»
В проекте процесс финансового воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать финансовое воспитание понятным помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных финансовых знаний.
Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так, финансовым содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром.
Это даёт возможность интегрировать задачи финансового воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно – тематических занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.
Детям нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание загадок), разыгрывание «финансовых» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты.
Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (сказки с финансовым содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой финансовый опыт народа, используются для воспитания таких «финансовых» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.
В них финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – финансовую грамотность.
Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
В игротеках должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий, используемый в воспитании финансовой грамотности дошкольников. Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Работа по воспитанию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию финансовой грамотности у старших дошкольников.
К ним относятся информирование родителей о задачах и содержании воспитания финансовой грамотности у детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по воспитанию финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении, создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к воспитанию у детей финансовой грамотности.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- представлять о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
Заключение
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
В результате проведения данной организованной образовательной деятельности у ребят и их родителей повысилась мотивация к занятиям по основам финансовой грамотности.
Представленная разработка – это практический материал, который может
использоваться воспитателями, как отдельными элементами, так и в целом.
Предлагаемый вариант разработан воспитателем младшей разновозрастной группы с учетом федерального государственного образовательного стандарта к организации воспитательного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019 –25 с.
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019 –61 с.
- Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
- Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/Учебно-методическое пособие, Челябинский университет, Челябинск, 2015 - 89 с.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Литература Азбука бережливости для дошкольников И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008 – 58 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006 – 88 с.
- Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с.
- Шатова, А. Д. Дошкольник… и экономика / А. Д. Шатова // Обруч. – 1999. – № 1.
- Шатова, А. Д. Тропинка в экономику– 2015. – № 8. – С. 17–48.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка финансовой грамотности детей "Реклама для открытия магазина"
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности. Ребено...
Методическая разработка. Развивающие игры по финансовой грамотности для детей старшей группы.
Основы экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Для формирования у детей да...
Перспективное планирование по финансовой грамотности для детей средней группы "Финансовая азбука"
Перспективное планирование по финансовой грамотности для детей средней группы «Финансовая азбука» План по финансовой грамотности в средней группеЦель: Расширять экономический кр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Финансовая грамотность для дошкольников»
Финансовое воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике и является социальной проблемой. Правильное отношение к собственным деньгам и опыт пользова...
Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского сада Путешествие в страну «финансовой грамотности»
Цели: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развивать умения находить...
Методическая разработка "Финансовая грамотность дошкольников"
Финансовая грамотность – это особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста и которое показывает умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться....
Проект по финансовой грамотности для детей старшей группы «Финансовая азбука для дошкольников»
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников...