Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста: методы и приёмы работы с детьми
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Математическая грамотность дошкольника – это способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях. Использование различных заданий направленных на формирования предпосылок функциональной математической грамотности в образовательной деятельности, способствует развитию у дошкольников словесно-логического мышления, повышает качество их математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться детям в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 361.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Гулиенко Ольга Михайловна
воспитатель
Мотина Оксана Николаевна
воспитатель
Таирова Галия Абдульариевна
учитель-логопед
МАОУ ДС №210 «Ладушки»
г.о. Тольятти, Самарская область
Формирование предпосылок функциональной математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста: методы и приёмы работы с детьми
Аннотация: математическая грамотность дошкольника – это способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях. Использование различных заданий направленных на формирования предпосылок функциональной математической грамотности в образовательной деятельности, способствует развитию у дошкольников словесно-логического мышления, повышает качество их математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться детям в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Ключевые слова: функциональная грамотность, речевая активность, окружающий мир, математическая грамотность, алгоритм, задание, дошкольник.
По определению академика А.А.Леонтьева, функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Другими словами, функциональная грамотность – это способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях ФОП ДО, направлен на четыре вида ключевых грамотностей:
- финансовая и математическая грамотность;
- речевая активность;
- естественнонаучная и экологическая грамотность;
- социально-коммуникативная грамотность.
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
- возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать своё будущее.
Сегодня уделим внимание математической грамотности. Так или иначе, математика повсюду, математика всегда вокруг нас. С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике.
Существуют различные подходы к определению данного понятия.
К.А. Краснянская, Л.О. Денищева отмечают, что функциональную математическую грамотность можно формировать через систему задач:
- первая группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
- вторая группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
- третья группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения».
То есть, математическая грамотность дошкольника – это способность выделять математическую проблему и решать ее, функционально использовать математические знания и умения в различных жизненных ситуациях.
Как мы видим в определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями (знать цифры, уметь считать, знать и уметь различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве), а на функциональную математическую грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.
Формирование функциональной математической грамотности у детей возможно через:
- создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно активную деятельность;
- оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку в ролевых играх;
- поисковую активность – математические задания поискового характера;
- приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.
Вид деятельности | Метод | Прием | Форма организации детей |
-образовательная; - повседневная | - словесный; - наглядный; - практический | - игровые проблемно-практические ситуации; - игровые упражнения; - дидактические игры; - игры-эксперименты; - игры-головоломки; - логические загадки; -специально созданные ошибки | - индивидуальная; - деятельность в малой группе; - учебно-игровая |
Используя в работе тот или иной прием, его можно сопровождать:
- демонстрацией способа выполнения действия в сочетании с объяснением, что позволяет детям научиться самостоятельно выполнять математические действия, способствующие активизации мышления, восприятия и речи детей;
- инструкцией для самостоятельного выполнения детьми упражнения;
- пояснением, разъяснением, указанием для более досконального ознакомления с новыми действиями, понимания их специфики и сути;
- вопросы о полученных знаниях для активизации памяти, речи, мышления;
- сравнением, анализом и синтезом для установления сходства и различия предметов и групп предметов.
Составляющие математической грамотности:
Составляющие | Компоненты |
1.Способность оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в моделируемых жизненных ситуациях | – способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры, пространство) в моделируемых ситуациях |
– способность устанавливать математические отношения (время, протяженность, масса) в моделируемых жизненных ситуациях | |
– способность устанавливать математические изменения и зависимости (увеличивается, расходуется) в моделируемых жизненных ситуациях | |
2. Владение математическими способностями в моделируемых жизненных ситуациях | – способность находить, анализировать, интерпретировать математическую информацию об объектах реального мира |
– способность формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков в моделируемых жизненных ситуациях | |
– способность действовать по инструкции (алгоритму), использовать символьный язык |
Рассмотрим, как можно сконструировать задания, направленные на формирования предпосылок функциональной математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Типы заданий по математике можно выбирать разнообразные, но обязательно с сюжетом, взятым из повседневной жизни. Это могут быть:
- бытовые задания
- ситуативные задания
- проблемное задание
- задание с ситуацией затруднения
- задание с допущенными ошибками
- задание с противоречивыми данными
- задание с неопределённостью в постановке в вопросе
- задание с недостаточными или избыточными исходными данными
Конструкция заданий состоит из следующих компонентов:
- Название задания (отражает его сюжет, зачастую носит образный характер).
- Сюжет (описывает совокупность взаимосвязанных событий, факторов и явлений, задающих контекст задания. В них желательно использовать разнообразные формы представления информации: иллюстрации, рисунки, карты, таблицы, графики и др.).
- Формулировка задачи (точно указывает на деятельность детей, необходимую для выполнения задания).
- Вывод.
Рассмотрим варианты заданий на формирования предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Ситуативное задание «День рождения бабушки», направленное на формирование умения определять время и ориентироваться по времени с помощью календаря в рамках второго компонента - способность устанавливать математические отношения (время, протяженность, масса) в моделируемых жизненных ситуациях.
Сюжет: Сегодня среда, 16 октября, в следующую среду мы сядем в поезд и отправимся к бабушке в гости. В пути мы будем 2 дня и приедем как раз на бабушкин день рождения.
Формулировка задания: Рассчитайте по календарю, используя имеющиеся данные, какого числа день рождения бабушки и какой это будет день недели.
Вариант ответа:
Следующая среда будет 23 октября, через два дня будет пятница, 25 октября, – это день рождения бабушки.
Данное задание позволит детям сделать вывод: дату события и день недели можно определять с помощью календаря.
Напомню, что второй составляющий математической грамотности детей старшего дошкольного возраста является владение математическими способностями в моделируемых жизненных ситуациях.
Рассмотрим вариант задания с противоречивыми данными под названием «Рисунки». Оно направленно на формирование способности анализировать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.
Сюжет: Зина, Лиза и Таня рисовали свои любимые игрушки. Одна девочка рисовала мишку, другая – куклу, третья – мяч.
Формулировка задания: предложите варианты ответов, кто из детей что рисовал, если Лиза не рисовала мишку и куклу, а Таня не рисовала мишку?
Варианты ответов:
Так как Лиза не рисовала мишку и куклу, значит она рисовала мяч.
Из оставшихся игрушек Таня не рисовала мишку, значит ее любимая игрушка – кукла. Тогда Зина рисовала мишку.
Данное задание позволит детям сделать вывод: чтобы определить, что рисовала каждая девочка, нужно исключить ту игрушку, которую она не рисовала по условию.
Следующий вариант - задание с ситуацией предположения «Сок» - направленно на формирование умения видеть сохранение объема, величины независимо от формы предмета, отражать результаты измерений в речи с использованием математических терминов в рамках второго компонента - способность формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков в моделируемых жизненных ситуациях.
Сюжет: Тане купили вишневый сок в бутылке объемом 1 литр. Саша попросил сок в коробке, так как думает, что в коробку с таким же объемом вмещается сока больше, чем в бутылку.
Формулировка задания: предложите способ, позволяющий ребятам проверить, равное ли у них количество сока.
Дети анализируют, что в емкости разной формы может поместиться разное количество жидкости. Необходимо измерить объем с помощью мерки. За условную мерку взять мерный стакан.
Вариант ответа:
Взять мерный стаканчик, как эталон меры объема. Отмерить сок из бутылки, мерным стаканом, зафиксировать результат. Потом то же проделать с соком из коробки. Сравнить результаты.
Вывод: количество вещества (объем) сохраняется независимо от формы сосуда.
Следующий вариант - задание с допущенными ошибками «Любимые игрушки», направленное на формирование способности вычленять в тексте задания ошибочные данные.
Сюжет: На просьбу воспитателя назвать свои любимые игрушки Дима перечислил: «Мяч, самолет, книжка «Сказки», пожарная машина, конструктор, цветные карандаши и альбом для рисования».
Формулировка задания: Сколько у Димы любимых игрушек? Найдите в ответе Димы ошибки.
Варианты ответов:
- У Димы 4 любимые игрушки (мяч, самолет, пожарная машина, конструктор).
- Книжка «Сказки», цветные карандаши и альбом для рисования – не игрушки.
Данное задание позволит детям сделать вывод: следует внимательно слушать формулировку задания, так как в нем самом может быть допущена ошибка.
Задание «Покупки» (ситуация с обоснованием) направлено на формирование умение разбивать множества, сравнивать разные части, выделять большую часть. Развивает способность устанавливать математические изменения и зависимости в моделируемых жизненных ситуациях.
Сюжет: Мама купила на рынке яблоки и груши, которые сложила в одну корзину. Дома она решила разложить фрукты в две корзины, разные по величине.
Формулировка задания: Сгруппируйте отдельно груши и яблоки и объясните, почему маме понадобились корзинки разной величины.
Вариант ответа:
Разделить фрукты: яблоки отдельно от груш, подсчитать их количество и выбрать корзинку соответствующей величины: для большего количества фруктов большую корзину, для меньшего количества – корзину поменьше.
Данное задание позволит детям сделать вывод:
Для сравнения разных частей необходимо разбить множество и выделить большую часть.
Регулярное использование подобных заданий в образовательной деятельности, способствует развитию у дошкольников словесно-логического мышления, повышает качество их математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться детям в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Список использованной литературы:
- Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 215.
- Богат В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду / Ребенок в детском саду. – 2012. – № 4. – С. 157.
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 2014.- С. 237.
- Малеева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – 2014. – № 1. – С.165.
- Рудь Ю.С. Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 209.
- Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ / Ребенок в детском саду. – 2012. – № 1. – С113.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2015. – С. 115.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода образовательных проектов в условиях введения ФГОС ДО»
Пояснительная записка к презентации опыта работы...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: поддерживать интерес к играм с математическим содержанием; формирование расширенного кругозора....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широ...
«Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».
laquo;Формирование предпосылок математической грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».Слайд 2. Федеральный государственный...
Описание опыта работы "Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт представлен на педагогических чтениях педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Канска «Функциональная грамотность как один из современных образо...
Описание опыта работы "Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
В дошкольном образовании функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально жизненных задач в разл...