Доклад для педагогов на тему : «Формирование финансовой грамотности у дошкольников в соответствии с ФОП»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Тюменкова Ольга Владимировна

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  «Детский сад №7 «Ромашка» 

Доклад для педагогов на тему :

«Формирование финансовой грамотности у дошкольников в соответствии с ФОП»

Подготовила : воспитатель

Тюменкова О.В.

Богородск 2024г.

Финансовая грамотность воспитанников дошкольного воспитания»

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.

Педагоги теперь обязаны формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников данная формулировка прописана (п. 18.7.2 ФОП ДО). Где , в сфере трудового воспитания

-Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с многообразием профессий современного человека. Организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.

-Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги- товар (продажа- покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Формирование предпосылки финансовой грамотности у дошкольников начинаются со старшего возраста   От 5лет до 6 лет: 

знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.

  От 6 лет до 7 лет: ФОП ДО п.18.7

Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А что же такое экономика?

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.

Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает,чтотакое «мое»«твое»«наше»«обмен»«деньги»«цена»«дорого»«дешево»«продать»«заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

В старшей группе воспитатели знакомят дошкольников с элементарными экономическими понятиями, рекламой, ролью денег, организуют проблемные и игровые ситуации (п. 18.6.2 ФОП ДО). В подготовительной группе педагоги должны учить воспитанников бережливости, формировать у них представления о реальной стоимости товаров и культуру потребления (п. 18.7.2 ФОП ДО).

Однако деятельность, которая помогает формировать основы финансовой культуры, есть и в других образовательных областях. 

Образовательная область

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги – товар, продажа – покупка;

формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг;

в процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления – бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу

Познавательное развитие

Педагог совершенствует умение считать в прямом и обратном порядке;

знакомит с составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка;

закрепляет знания о цифрах;

развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание

Речевое развитие

Педагог обогащает словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;

за счет слов, которые обозначают: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовые действия и качество их выполнения

Художественно-эстетическое развитие

Педагог воспитывает интерес к национальным и общечеловеческим ценностям;

создает условия для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности;

формирует целостную картину мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми

Физическое развитие

Педагог воспитывает нравственно-волевые качества дошкольников

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая предметно пространственная  среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование финансовой грамотности у дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....

Доклад на тему: Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Цель : сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной системы посредством игровой деятельности"

Опыт работы на тему: "Формирование финансовой грамотности у дошкольников через использование модульной  системы посредством игровой деятельности"...