Викторина «Финансы вокруг нас»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Богдашина Анна Викторовна

содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Финансы вокруг нас»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические представления.
  2. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
  3. Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
  4. Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
  5. Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.

Оборудование и материалы: игральный кубик, копилки с эмблемами

«Знатоки» и «Почемучки», картинки с изображением купюр и флагов разных стран, разрезные картинки на тему «Профессии» и «Товар», мольберты, проектор, интерактивная доска, ноутбук, монеты из бумаги, подносы, мяч, 2 модели на плакатах «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами, браслеты красного или синего цвета, угощение для ребят.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание денег разных стран, загадывание загадок, беседы «Что вы знаете о семейном бюджете», «Что можно купить за деньги?», «Потребности человека». Перед КВН предложить детям выбрать и одеть на руку браслет красного или синего цвета, чтобы в нужный момент быстро разделить детей на команды.

Ход занятия: под музыку «КВН» дети входят в музыкальный зал вместе с воспитателем, встают на полукруг.

Мотивационно - ориентировочный этап Воспитатель:

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора. Её начинать нам настала пора Воспитатель:

Встанем в круг скорее дружно, Поздороваться нам нужно.

Говорю вам всем: «Привет» Улыбнись мне в ответ.

Здравствуй, правая рука, Здравствуй левая рука! Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель:

Дорогие ребята, уважаемые гости! У нас сегодня состоится необычная встреча. Вы станете участниками самого настоящего соревнования: интеллектуальной игры. Для этого вам ребята необходимо распределиться на две команды. Ребята, выберите понравившуюся картинку с изображение

«профессии» или «товара».

(Дети выбирают картинки и распределяются в команду «Почемучки» дети выбравшие картинку с изображением «профессии», в команду «Знатоки» - картинки с изображением «товара»).

Воспитатель:

Ребята, для начала игры, вам нужно поделиться на команды. (Дети выбирают цветные карточки с названием команды).

Теперь нужно выбрать капитанов. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным.

Воспитатель:

Капитан команды Знатоки.

Капитан команды Почемучки

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

Судить нашу игру будет строгое, но справедливое жюри в составе:

1…

2…

3…

Воспитатель:

Ребята, мы уже много времени говорим с вами о финансах, деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы ещё раз об этом вспомним, за каждое правильно выполненное задание команда будет получать жетон (в виде монеты). В конце игры монеты подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. В игре вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

Воспитатель:

Перед началом я расскажу правила игры:

Слушаем внимательно вопрос;

Обсуждаем и даём ответ;

Не кричим — это главное правило;

За полный, правильный ответ зарабатываем монету; Побеждает та команда, у которой больше монет.

Воспитатель:

Команды готовы?

Дети:

Да!

Воспитатель:

Приступаем!

Практический этап Воспитатель:

Для вас, ребята, герои сказок подготовили загадки по финансовой

грамотности. Чтобы узнать, кто из героев первым задаст свой вопрос, нужно бросить игровой кубик. Считалкой определяем кто будет первым бросать игровой кубик.

Капитан команды «Почемучки» бросает кубик. Выпало число 1 (выбираем конверт под номер 1).

Вопрос от Чебурашки:

Первой отвечает команда Почемучки

Воспитатель:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?

Дети:

Деньги.

Вопрос команде Знатоки Воспитатель:

Как называются бумажные и металлические деньги?

Дети:

Купюры и монеты.

Воспитатель:

Как называются Российские деньги?

Дети:

Рубли.

Воспитатель:

Как, одним словом можно назвать деньги других стран?

Дети:

Валюта.

Воспитатель:

Переходим во второй тур.

Игровой кубик бросает капитан команды «Знатоки». Выпало число 6. Вопрос задаёт Незнайка, он предлагает вам вспомнить

Воспитатель:

Что такое бюджет семьи.

Дети:

Мамы и папы ходят на работу и получают зарплату.

Воспитатель:

А бабушки и дедушки?

Дети:

Получают пенсию.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру «Да - нет!» Я буду по очереди для каждой команды говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите: «Да», если не согласны с высказыванием, говорите: «Нет».

Уходя из дома, не забывайте выключать свет. Чаще обедайте в Макдональдсе.

Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. Проси у родителей подарки к каждому празднику.

Сходил в магазин, оставь себе сдачу. Бережно относитесь к своим вещам. Чаще пользуйтесь услугами такси.

Старайся больше ходить пешком.

Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. Не лей понапрасну воду из-под крана.

Береги своё здоровье, чтобы не покупать лекарства.

Воспитатель:

Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Предоставляю слово жюри для подведения итогов за 2 тура (Жюри подводит итог, раздаёт жетоны)

Воспитатель:

Капитан команды «Почемучек» бросает игровой кубик. Выпало число 4. Вопрос от Карлсона:

Ребята, Карлсон предлагает нам поговорить о том, что можно купить за деньги - о товаре.

Воспитатель:

Ребята, а что такое товар? Дети:

Товар — это то, что производится для продажи.

Воспитатель:

А кто изготавливает товары? Дети:

Люди разных профессий.

Воспитатель:

Задание для команд называется "Товар или услуга?».

Педагог обращает внимание детей на конверты, которые лежат перед ними на столах. В конвертах разрезные картинки, на которых изображены предметы: яблоко, носки, неваляшка, кровать, помидор, машина, стол, свитер; и люди разных профессий: дворник, полицейский, продавец, строитель, парикмахер, дрессировщик, балерина, доктор.

Воспитатель:

Ребята, достаньте из конвертов разрезные картинки и соберите их. В конце игры дети из каждой команды по очереди называют, что или кто изображён: например, на картинке изображено яблоко — это товар или на картинке изображён повар, он предоставляет услугу.

(Жюри подводит итог, раздаёт жетоны за правильные ответы)

Воспитатель:

Игровой кубик бросает капитан команды «Знатоки» - Буратино предлагает командам немного отдохнуть.

Музыкальная пауза Воспитатель:

Капитан команды «Почемучки» бросает кубик. Выпало число 5.

Ребята, пишет вам Дюймовочка. Помогите, пожалуйста, украсить зал к детскому празднику цветными флажками. Посылаю вам цветную бумагу и лекала. Какая из команд сумеет экономно использовать цветную бумагу, уместит на ней больше треугольников? Та и победит в этом конкурсе.

Нужно работать быстро и аккуратно, точно обводить лекала. Помните: треугольники не должны пересекаться. Закончив работу, посчитайте, сколько треугольников вы уместили на листе, а жюри посчитает их общее количество, у всех членов команды вместе, и выявит самую экономную команду.

Воспитатель:

Задание от Дюймовочки: посмотрите на доску, найдите среди всех изображений и назовите важные потребности человека, т.е. то без чего человек не может жить (на интерактивной доске слайд с изображением планшета, стакана с водой, еды, одежды, игрушки, компьютера, машины, солнца, дома). Выиграет та команда, которая назовёт больше важных потребностей.

Ответы детей:

Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет. Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

У человека есть потребность в одежде, она защищает человека от холода, от жары.

У человека есть потребность в солнечном свете, без солнца не будет жизни на планете.

Воспитатель:

Все остальные предметы человек хочет иметь, но без них он может обойтись.

Воспитатель:

Вопрос под №3, крокодил Гена спрашивает вас ребята:

Что такое Реклама? Задание: выбрать любой предмет или игрушку и придумать для неё рекламу, задание для всей команды.

Рефлексивно-оценочный этап Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Вам понравилась игра?

Дети:

Да

Воспитатель:

Что вы интересного узнали?

Дети:

Мы узнали об экономике. Я узнала о семейном бюджете.

Воспитатель:

Что вам понравилось?

Дети:

Мне        понравилось        делать        флажки,        мне        музыкальная        пауза,        мне придумывать рекламу.

Воспитатель:

Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями.

Уважаемое жюри, подошло время подвести итоги, подсчитать жетоны и узнать, кто больше всех знает о финансах.

Воспитатель:

Для награждения прошу команды построиться.

Жюри награждает детей и вручает угощение  - сладкие призы.

Воспитатель:

А теперь скажем спасибо нашим гостям, и попрощаемся. До свидания

Список литературы:

  1. Новикова Н.А., Хламова Н.А. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях детского сада / Новикова Н.А., Хламова Н.А. - Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук. сборник научных трудов: мат-лы межд. науч.-практ. конф. - Белгород, 2023. - С. 47-50. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54112212
  2. Камышникова Т.А., Масловская И.Ю. Формирование финансовой грамотности у дошкольников как одно из условий их экономической социализации / Камышникова Т.А., Масловская И.Ю. - Образование и наука в современных реалиях: мат-лы II Всеросс. науч.-практ. конф.. - Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - Чебоксары, 2023. - С. 54-55. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54274737
  3. Рыжкова О.Н., Халяпина И.С. Педагогические условия формирования финансовой грамотности старших дошкольников / Рыжкова О.Н., Халяпина И.С.

- Наука как фактор динамики современного социума: мат-лы межд. науч.-практ. конф. - ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ): Белгород, 2023. - С. 44-48. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54298172

Парамонова Л.И. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников / Парамонова Л.И. - Вопросы науки 2023: потенциал науки и современные аспекты: сб. науч. трудов по мат-лам ХLIII Межд. науч.-практ. конф.: Анапа, 2023. - С. 17-21. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54331454


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина Животные вокруг нас

знакомство детей с окружающим миром. Животными Пермского края...

Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Цель: обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Задачи:×       продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном...

Сценарий экологической викторины Природа вокруг нас

Сценарий экологической викторины...

Викторина "Мир вокруг нас" подготовительная группа

Программное содержание:1. Выявить знания детей: а) о России и её столице;б) о Рамони и ее достопримечательностях;в) об улицах Рамони;г) о городах, реках, животных, птицах Воронежской области;д) о...

Конспект .Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины....

Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Конспект экологической викторины по закреплению  правил поведения в природе...

Конкурс «Экономика и финансы вокруг нас» для дошкольников

Конкурс «Экономика и финансы вокруг нас» для дошкольников...