Занятие «Обучение Мухи- Цокотухи финансовой грамотности»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»
Составила:
Ардисламова Э.К., воспитатель
г.Нефтеюганск
«Обучение Мухи- Цокотухи финансовой грамотности»
Цель: Формирование первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:
Образовательные:
-развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
-помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
-способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
-формировать разумное отношение к расходованию денег;
-сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.
Развивающие: Формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
Воспитательные: Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться.
Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно; развивать конструктивное мышление.
Ход занятия
Влетает Муха-Цокотуха с копилкой
Воспитатель: Ребята это кто к нам прилетел? Правильно. Это Муха-Цокотуха
Муха-Цокотуха: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Муха -Цокотуха. Мы рады тебя видеть. Муха, а что у тебя в руке?
Муха -Цокотуха: Копилка с деньги.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?
Дети: Деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.
Муха -Цокотух: Да, ну. Деньги – это деньги.
Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка?
Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги.
Воспитатель: Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Воспитатель: Муха -Цокотуха, для чего тебе нужны деньги?
Муха -Цокотуха: Я хочу купить самовар и угощение.
Воспитатель: Ребята, давайте, поиграем с Мухой -Цокотухой в игру «Для чего нам нужны деньги?» Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим?
Муха -Цокотуха: Ура, теперь я всё знаю про деньги. За деньги можно всё купить.
Воспитатель: Ребята, вы согласны с Мухой -Цокотухой, всё можно купить за деньги или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы детей
-За деньги нельзя купить дружбу;
- за деньги нельзя купить уважение;
- за деньги нельзя купить любовь;
- за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
- за деньги нельзя купить общение с природой.
Муха -Цокотуха: А на, что же мне можно деньги потратить?
Воспитатель: Давайте ребята, расскажем Мухе -Цокотухе, на, что нужно тратить деньги в первую очередь. Встаньте, пожалуйста.
Муха –Цокотуха: Спасибо, ребята. А, почему я должна на это тратить свои деньги? Ведь я хочу купить пирожное, мороженое, хочу сходить в кино
Воспитатель: Муха- Цокотуха, деньги нужно тратить в первую очередь на жизненно важные потребности. Дети, расскажите Цокотухе, что такое жизненно важные потребности?
Дети: Жизненно важные потребности- это то, без чего человек не может жить.
Воспитатель: Смотри и запоминай, дети тебе всё покажут и расскажут. Ребята, выберите карточки с изображением жизненно важных потребностей.
Работа детей за столами.
Воспитатель: Назовите жизненно важные потребности человека?
Дети: Пища, солнце, воздух, вода, жильё, одежда.
Воспитатель: Ты поняла, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь.
Муха –Цокотуха: Да, спасибо , я поняла и даже запомнила. Это –пища, солнце, воздух, вода, жильё, одежда. Что-то я устала.
Воспитатель: Предлагаю провести физ.минутку «Покупаем продукты»
«Покупаем продукты»
Сумку в руки мы берём,
(наклоняются и берут воображаемую сумку)
В магазин с тобой идём.
(шагают на месте)
В магазине же на полках
Не шарфы и не футболки.
(поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой)
Вкусно пахнет здесь всегда,
(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)
В доме – вкусная еда.
(«дом» над головой)
Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
Воспитатель: Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Дети: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
Воспитатель: Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
Воспитатель: - Как можно назвать эти деньги?
Воспитатель: Банкноты. А какие они?
Дети: - Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Воспитатель: - Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты , воспитатель демонстрирует их детям , затем проговаривают хором.
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: - Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
Воспитатель: - Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)
Муха -Цокотуха: Как у меня много денег! Пойду на рынок и куплю много разных конфет.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Воспитатель:
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители только не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».
Игра «Хочу и надо»
Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,
купить одежду – 1 монета,
на продукты – 1 монета.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Муха -Цокотуха: Спасибо, вам, ребята. Я буду знать, что деньги сразу тратить нельзя. До свиданье
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети: Мухе-Цокотухе.
Воспитатель: Чему, мы обучили муху?
Дети: Мы обучили Муху- Цокотуху финансовой грамотности.
Итог деятельности
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты ?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
(Наличные деньги).
- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
- Потраченные средства уже не вернешь.
- В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
- Невозможно иметь все, что хочешь.
-Бережно относиться к деньгам.
- Деньги можно накопить или потратить
Воспитатель: А, чтобы Мухе -Цокотухе деньги не потерять, ей нужно сделать кошелёк. Вы согласны?
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю дома, сделать кошелек для Мухи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия-драматизации "Муха-Цокотуха"
Данный материал поможет уточнить знания детей о сказках К. Чуковского, передать характер героев сказки "Мухи-Цокотухи" в процессе драматизации, используя интонационные средства выразительности, жесты,...
Конспект занятий "Поможем Мухе - Цокотухе".
Занятие по математике для малышей....
Занятие - путешествие "Муха- цокотуха"
материал предназначен для воспитателей ДОУ...
«Обучение Мухи- Цокотухи финансовой грамотности»
В процессе развивающих занятий по финансовой грамотности, в подготовительной группе №2 «Семицветик» ребята через сказку «Муха-цокотуха» К.Чуковского в доступной и и...
Использование приема «Кубик Блума» на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности
Использование приема «Кубик Блума» на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...
«Кубик Блума» на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности.
Кубик Блума на занятиях по обучению дошкольников азам финансовой грамотности....