Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
рабочая программа
прграмма по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»
р.п. Майна Ульяновской области
Парциальная программа
«Азбука финансов»
(обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
Разработчик: Старший воспитатель Уланова Н.В.
р. п. Майна, 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотности населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы иметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.
Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор и т. д.
Сроки реализации программы: сентябрь-май
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование мероприятия | Цель | Дата проведения |
«Финансовая азбука» 1.Беседа с детьми «Что такое потребности?» (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?» | Познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары», «услуги». Учить определять, от чего зависят потребности. Закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности, формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями. Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи, воспитывать культуру поведения на занятии, умение работать в парах и группах. | Сентябрь |
«Финансовая азбука» 1.Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи) Д/И «Моя семья» | Уточнить значение слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить сформированные представления о потребностях; научить различать потребности и желания; уяснить в чём нуждается каждая семья; формировать умение принимать решения сообща, воспитывать взаимопонимание. | Октябрь |
«Труд» 1. Беседа «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда) | Формировать положительное отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. | Ноябрь |
«Труд» 1. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде. | Уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях | Декабрь |
«Всякому делу надо учиться» | Способствовать формированию у детей долгосрочной мотивации к учебной деятельности. Создать положительный (привлекательный) образ образованного человека. | Январь |
«Всякому делу надо учиться» 1. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?» | Создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. | Февраль |
«Результаты труда человека. Товар» | Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе». Задачи: • Развивать и обогащать сюжет игры в «кафе»; • Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; • Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; • Учить подбирать предметы и атрибуты для игры; • Воспитывать дружеские взаимоотношения | Март |
«Результаты труда человека. Товар» 1. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» С/Р игра «Магазин игрушек» | Продолжать формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевые игры с финансовым содержанием. Задачи: • Развивать и обогащать сюжет игры; • Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; • Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; • Учить подбирать предметы и атрибуты для игры; • Воспитывать дружеские взаимоотношения | Апрель |
«Деньги. Семейный бюджет» | Познакомить детей с понятием «семейный бюджет». Познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия, расход, накопления, экономия, прибыль. Воспитание чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи. | Май |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8. Финансы – это интересно и увлекательно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
План по самообразованию в детском саду "Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
План по самообразованию в детском саду "Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста"...
Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации.
Методические рекомендации...
«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»
Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...
Консультация для родителей «Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблем...
Консультация для родителей «Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая грамотн...
Консультация для родителей «Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая ...