Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_finansovoy_gramotnosti.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение финансовой грамотности
детей дошкольного возраста
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Родители и педагоги должны объяснить детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Цель: Ознакомление дошкольников с основами финансовой грамотности на доступном уровне
Образовательные и воспитательные задачи:
- Сформировать элементарные экономические знания;
- Расширить знания детей о возникновении денег;
- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Через какие же образовательные области можно решить эти задачи?
В области познавательного развития (ФЦКМ) знакомство с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними.
А именно:
Что же такое Финансы?
Страна Финансов очень большая, она включает в себя и наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины, самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть преобразовано в деньги при их продаже.
А что представляют собой деньги? И как они возникли?
Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.
У первобытных людей не было ни металла, ни бумага, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. И они пришли к выводу, что нужны деньги. Первыми деньгами были шкурки зверьков (белок, зайцев). Те, кто жили около моря, расплачивались жемчужинами или ракушками, перьями редких птиц.
Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.
Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному. На одной стороне монеты изображен двуглавый орел – символ российского государства, поэтому ее называют орлом, другую сторону, где обозначена цифра – называется решкой от слова «решетка», узора, которым раньше украшали монету.
Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство. На рисунке банкноты обычно изображают города, достопримечательности России или портреты людей, чьими именами гордится страна.
Например: на банкноте 500 рублей изображен Петр 1 – основатель государства российского на фоне парусника в порту Архангельска. На другой его стороне – Соловецкий монастырь.
Денежные единицы России - это рубли и копейки.
Разные страны имеют свои деньги- денежные единицы.
В Америке – это доллар и центы, в Европе – это евро и центы.
Денежные единицы или деньги других стран называются валютой.
Интересные факты для детей, названия валюты в других странах.
Болгария – лев, Грузия – лари, Польша – злотый, Киргизия – сом, Монголия – тугрик.
Но есть деньги, которые называются безналичными, т.е. их нет в наличии. Их заменяют банковские карты. Деньги, которые хранятся на банковской карте можно обналичить, т.е. снять с карты в банкомате, тогда их можно назвать наличностью.
Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: - Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образ заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим.
Игра «Как купить папе автомобиль?»
Прослеживаем логическую цепочку: автомобиль – деньги – работа – профессия – учеба – труд.
Беседы с детьми о профессиях. Все профессии нужны – все профессии важны.
Следующая образовательная область – Познавательное развитие (ФЭМП)
На занятиях по формированию элементарных математических представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах, и их количественным содержанием. А также упражняем детей в решении примеров и задач. Например: Тетрадь стоит 10 рублей. При помощи каких монет можно составить эту сумму? Рассмотреть все варианты слагаемых. Упражнять в решении задач со сдачей, самостоятельном придумывании задач о покупке и продаже.
Интеграция Образовательных областей – Развитие речи, социально – коммуникативное, физкультура.
Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р.н.с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).
Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность. - Не все покупается. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Загадки. Какое животное всегда при деньгах? (Поросёнок, у него всегда есть пятачок.)
Пословицы и поговорки о деньгах, бережливости, дружбе.
Предложить детям расшифровать пословицу, чтобы они поняли и оценили глубину и мудрость народной мысли: с древности люди ценили деньги, заработанные честным трудом и считали важным умением грамотно распоряжаться своими доходами и планировать расходы – именно это и есть основа личной финансовой грамотности.
Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.
Золотые руки – мастер искусный в своем деле.
Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.
Золотой дождь – богатство, много денег.
Золотой голос– очень красивый певческий голос.
Пополнение и обогащение словаря – финансы, монета, банкнота, банковскя карта, банкомат, банк, валюта, услуги, купля, продажа, цена, и др.
С детьми можно поиграть в дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», ««Кафе «Вкусно и полезно», «Доход - расход», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?», «Чей труд важней»,
Можно изготовить совместно с детьми коллекции денег, копилки, денежное дерево.
Сделать атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».
Объяснить, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности. – Сначала заработать – потом тратить.
Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
Сценарный план СОД по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотностиТема: «В гостях у фиксиков»Цель: знакомство с понятием «семейный бюджет&raq...
Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол.
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол...
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности.
Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности....
Система мероприятий в обучении детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности
ПАСПОРТ Актуальность Работа по формированию элементарных математических представлений – важнейшая часть общей подготовки к школе....
15.11.2023 г. Конспект ОД по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности
Конспект ОД...
«Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности»
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики...