Выступление на педагогическом совете №3 на тему: «АООП и ФОП. Финансовая грамотность воспитанников дошкольного воспитания»
материал
Выступление на педагогическом совете №3 на тему: «АООП и ФОП. Финансовая грамотность воспитанников дошкольного воспитания»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете №3 на тему: «АООП и ФОП. Финансовая грамотность воспитанников дошкольного воспитания»
Мендурова Ю.В.
Воспитатель
МБДОУ “Детский сад №2 “Россияночка”
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Педагоги теперь обязаны формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников данная формулировка прописана (п. ФОП ДО). Где , в сфере трудового воспитания
-Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с многообразием профессий современного человека. Организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.
-Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги- товар (продажа- покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Формирование предпосылки финансовой грамотности у дошкольников начинаются со старшего возраста Социально-коммуникативное развитие (п. 18 ФОП ДО). п. От 5лет до 6 лет:
знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
ФОП ДО п. От 6 лет до 7 лет:
ФОП ДО п. От 6 лет до 7 лет:
Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А что же такое экономика?
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.
Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает,чтотакое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
В старшей группе воспитатели знакомят дошкольников с элементарными экономическими понятиями, рекламой, ролью денег, организуют проблемные и игровые ситуации (п. ФОП ДО). В подготовительной группе педагоги должны учить воспитанников бережливости, формировать у них представления о реальной стоимости товаров и культуру потребления (п. ФОП ДО).
Однако деятельность, которая помогает формировать основы финансовой культуры, есть и в других образовательных областях.
Образовательная область | Содержание |
Социально-коммуникативное развитие | Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги – товар, продажа – покупка; формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг; в процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления – бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу |
Познавательное развитие | Педагог совершенствует умение считать в прямом и обратном порядке; знакомит с составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка; закрепляет знания о цифрах; развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание |
Речевое развитие | Педагог обогащает словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; за счет слов, которые обозначают: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовые действия и качество их выполнения |
Художественно-эстетическое развитие | Педагог воспитывает интерес к национальным и общечеловеческим ценностям; создает условия для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности; формирует целостную картину мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми |
Физическое развитие | Педагог воспитывает нравственно-волевые качества дошкольников |
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.
Общепринято их деление на:
- демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми);
- визуальные (для зрительного восприятия);
- аудиальные (для слухового восприятия);
- аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные)
- искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие)
- виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные
на развитие деятельности детей:
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,
макеты, карты, модели, картины и др.);
- игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи.
На занятиях воспитатели создают игровые или разбирают проблемные ситуации – кейсы, чтобы расширить представления детей о мире финансов (п. ФОП ДО). Воспитатели также могут выбрать и другие формы работы: интерактивные мини-спектакли, проектная деятельность, круглый стол, мастер-классы или ролевые игры.
Чтобы сформировать у детей понимание того, что деньги – это результат труда, рекомендуйте педагогам организовать занятия в форме квест-игр.
Технологии:
4К, в которую входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста:коммуникация, командная работа, критическое мышление,креативност.
Технология
«Интеллект-карты Тони Бьюзена».
Согласно методике Тони Бьюзена, интеллект – карта представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из рисунков и написанных слов для решения рассматриваемой проблемы или явления.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-630128-1430759309.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/28/picture-1193946-1577524287.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Выступление о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-1271188-1600770892.jpg)
Выступление на педагогическом часе На тему: «Составление картотек по финансовой грамотности: «Со сказочными героями в мир экономики»
quot;Три поросенка».Английская сказкаСитуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.Содержание:Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Ну...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/03/picture-1098213-1546528061.png)
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-1508680-1706427175.jpg)
Выступление на педагогический совет на тему «Эффективное взаимодействие по патриотическому воспитанию дошкольников с семьями воспитанников»
laquo;Эффективное взаимодействие по патриотическому воспитанию дошкольников с семьями воспитанников»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/26/picture-1423463-1664172890.jpg)
Выступление на педагогическом совете на тему :Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"
Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"...