ПРОЕКТ «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Возраст детей: 6-7 года Срок реализации: 1 год
проект (подготовительная группа)
Тема проекта: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), воспитатели группы, родители (законные представители).
Срок реализации: 1 год.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап:
1.Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
2.Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
3.Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
4.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Практический этап:
Реализация проектных мероприятий.
Заключительный этап:
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Актуальность: Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна проекта: Новизна проекта заключается в разработке образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника. В процессе формирования первоначальных основ финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.
Цель проекта: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд- продукт- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.
Основное содержание и методы реализации проекта.
Принципы реализации проекта:
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип научности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Форма и методы работы с детьми:
- словесные (беседа, объяснение, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- игровые (деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, интерактивные игры и др.);
- наглядные (наблюдения, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и др.);
- практические (экскурсии, исследование, экспериментирование и др.)
Форма и методы работы с родителями:
- наглядные;
- индивидуальные;
- коллективные;
Материально-техническое обеспечение: реальные деньги: бумажные, железные, старинные; ноутбук; экран; проектор; мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»; Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
По завершению проектных мероприятий дети могут: активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы.
Этапы реализации проекта «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Форма проведения итогов в конце года по реализации проекта:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека
Используемая литература:
- Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова, И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; –2010.
- Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва,1998.
- Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.
- Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва,2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Возраст детей: 6-7 года
Срок реализации: 1 год
Тема проекта: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), воспитатели группы, родители (законные представители).
Срок реализации: 1 год.
Этапы реализации проекта:
Организационный этап:
1.Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
2.Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
3.Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
4.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Практический этап:
Реализация проектных мероприятий.
Заключительный этап:
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин». Актуальность: Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Новизна проекта: Новизна проекта заключается в разработке образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника. В процессе формирования первоначальных основ финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.
Цель проекта: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд- продукт- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.
Основное содержание и методы реализации проекта.
Принципы реализации проекта:
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип научности;
• принцип целенаправленности;
• принцип новизны;
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Форма и методы работы с детьми:
- словесные (беседа, объяснение, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- игровые (деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, интерактивные игры и др.);
- наглядные (наблюдения, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и др.);
- практические (экскурсии, исследование, экспериментирование и др.)
Форма и методы работы с родителями:
- наглядные;
- индивидуальные;
- коллективные;
Материально-техническое обеспечение: реальные деньги: бумажные, железные, старинные; ноутбук; экран; проектор; мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»; Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
По завершению проектных мероприятий дети могут: активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы.
Этапы реализации проекта «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»
Форма проведения итогов в конце года по реализации проекта:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека
Используемая литература:
- Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова, И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; –2010.
- Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва,1998.
- Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.
- Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва,2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста
В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях....
Конспект занятия по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста "Магазин"
Конспект занятия по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста "Магазин"- расширение представлений о продуктовом магазине;- уточнить представления о многообразии продуктов и ...
Методическая разработка "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Данная публикация поможет педагогам узнать с каких моментов следует начинать знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности....
Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...
Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....