ПРОЕКТ «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Возраст детей: 6-7 года Срок реализации: 1 год
проект (подготовительная группа)

Абрамова Галина Петровна

Тема проекта: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), воспитатели группы, родители (законные представители).

Срок реализации: 1 год.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

1.Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы. ­

2.Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники». ­

3.Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. ­

4.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Практический этап:

Реализация проектных мероприятий.

Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Актуальность: Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Новизна проекта: Новизна проекта заключается в разработке образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника. В процессе формирования первоначальных основ финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.

 

Цель проекта: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд- продукт- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.

 

Основное содержание и методы реализации проекта.

 

Принципы реализации проекта:

• принцип наглядности;

• принцип доступности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип научности;

• принцип целенаправленности;

• принцип новизны;

• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Форма и методы работы с детьми:

- словесные (беседа, объяснение, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- игровые (деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, интерактивные игры и др.);

- наглядные (наблюдения, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и др.);

- практические (экскурсии, исследование, экспериментирование и др.)

Форма и методы работы с родителями:

- наглядные;

- индивидуальные;

- коллективные;

Материально-техническое обеспечение: ­ реальные деньги: бумажные, железные, старинные; ­ ноутбук; ­ экран; ­ проектор; ­ мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»; ­ Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

По завершению проектных мероприятий дети могут: ­ активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.); ­

дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности; ­

родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей; ­

дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы.

 

Этапы реализации проекта «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Форма проведения итогов в конце года по реализации проекта:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

 1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

 6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

 7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова, И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; –2010.
  2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва,1998.
  3.   Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.
  4. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва,2018.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Возраст детей: 6-7 года

Срок реализации: 1 год

Тема проекта: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа), воспитатели группы, родители (законные представители).

Срок реализации: 1 год.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

1.Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.  

2.Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».  

3.Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.  

4.Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Практический этап:

Реализация проектных мероприятий.

Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин». Актуальность: Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Новизна проекта: Новизна проекта заключается в разработке образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, чтобы обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника. В процессе формирования первоначальных основ финансовой грамотности мы развиваем у ребёнка социальные компетенции, необходимые для адаптации и интеграции в систему общественных отношений и развитие его личностных ресурсов в будущем.

Цель проекта: формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд- продукт- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.

Основное содержание и методы реализации проекта.

Принципы реализации проекта:

• принцип наглядности;

• принцип доступности;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип научности;

• принцип целенаправленности;

• принцип новизны;

• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Форма и методы работы с детьми:

- словесные (беседа, объяснение, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- игровые (деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, интерактивные игры и др.);

- наглядные (наблюдения, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и др.);

- практические (экскурсии, исследование, экспериментирование и др.)

Форма и методы работы с родителями:

- наглядные;

- индивидуальные;

- коллективные;

Материально-техническое обеспечение:  реальные деньги: бумажные, железные, старинные;  ноутбук;  экран;  проектор;  мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»;  Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

По завершению проектных мероприятий дети могут:  активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);  

дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;  

родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;  

дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы.

Этапы реализации проекта «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Форма проведения итогов в конце года по реализации проекта:

По завершению проектных мероприятий дети могут:

 1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

 6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

 7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека

Используемая литература:

  1. Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников / З.П. Коннова, И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; –2010.
  2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва,1998.
  3.         Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва, 2016.
  4.         Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва,2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста

В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях....

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста "Магазин"

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности детей дошкольного возраста "Магазин"- расширение представлений о продуктовом магазине;- уточнить представления о многообразии продуктов и ...

Методическая разработка "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Данная публикация поможет педагогам узнать с каких моментов следует начинать знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности....

Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...

Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....