Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Григорьева Нина Ивановна
Целью программы является формирование элементарных экономических понятий у детей старшего дошкольного возраста. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Что же такое финансовая грамотность? Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. В чем же актуальность данного направления работы и зачем же изучать финансовую грамотность в детском саду. В современном мире нас повсюду окружает реклама. Ребенок ежедневно сталкивается с экономическими понятиями и у него возникает множество вопросов. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому экономическое образование надо начинать, как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Хотим рассказать историю из жизни нашей группы. В беседе с детьми, в рассуждениях о том, кем они хотят стать, когда вырастут, очень много детей заявило – я хочу работать в банке. На вопрос почему, они отвечают: «Там всегда дают деньги. Я буду работать в банке, и у меня будет много денег». И никак мы не могли объяснить, что деньги в банке не появляются просто так, и что просто так их людям не дают. Такие же высказывания были в адрес банковских карт. Многие дети не могут понять, что деньги не появляются на карте просто так, что это зарплата – оплата за то, что я работаю на работе. Поэтому, работа по финансовой грамотности детей, сейчас очень актуальна. Система работы по формированию финансовой грамотности состоит из образовательных событий и рассчитана на один учебный год. Образовательные события проводятся всей группой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет 30 минут. В нашем детском саду образовательные события проходили в подготовительной группе в количестве 29 детей. Для организации занятий в детском саду была преобразована предметно-пространственная среда нашей группы: -Организованы уголки и центр по финансовой грамотности. -Изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк» (банкомат) - Пополнены игры «Супермаркет» «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Рекламное агентство», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир». -Разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные» -Собрана картотека экономических сказок, пословиц и поговорок, картотека дидактических игр. Образовательные события проводились в помещении группы детского сада, в музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования. Образовательные события давались в различных формах: занятия-соревнования, квест-игры, занятия-викторины и т.д. Занятия проводились с использованием ИКТ технологий: Использовали: мультимедийное оборудование. Занятия сопровождались показом мультфильмов, таких как: «Богатый бобренок», «Уроки тетушки Совы», «Смешарики». В этих мультфильмах, на доступном для детей языке рассказывают о различных финансовых понятиях. Также использовали чтение художественной литературы, читали сказки с экономическим содержанием. Детям интересно обсуждать сказки, говорить о персонажах, их личностных качествах и т. п., на их основе мы делаем определенные выводы и умозаключения. Сказка помогает формированию предпосылок финансовой грамотности у детей. Сказки по финансовой грамотности: «Домашнее хозяйство», «Мишин магазин» «Копилка», «Про доверчивого мышонка и мамина зарплата», «Волшебная иголочка». Большая работа была проведена с родителями: было проведено анкетирование родителей по основам финансовой грамотности детей, сделаны папки-передвижки с информационной направленностью, проведены беседы и консультации. С помощью родителей был создан мини-музей денег. Совместно с родителями собрали коллекцию российских монет, оформили ее в альбомы, также собрали коллекцию денежных единиц разных стран. Работа велась в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях старались им дать не только знания, но правильные навыки обращения с личными финансами. Но основные навыки дети могут получить только в семье, поэтому делали упор на работу с родителями. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения. Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания, и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности. Данное направление мы старались включать в разные виды деятельности: чтение художественной литературы, изобразительная деятельность (дети создавали собственный дизайн- аппликация (собирали продуктовую корзину) составляем собственную рекламу, сюжетно-ролевые игры, дидактические и настольные игры, исследовательская и театральная деятельность. Ведь в современном мире для ребенка все появляется магическим образом, нажали кнопку, выбрали и оплатили заказ. Ребенок не видит ни того, кто это вырастил, произвел, приготовил. Не видит и не знает всей цепочки, для него это как скатерть-самобранка. Эти процессы детям нужно описывать. Например, можно проследить эту цепочку на примере рисовой каши, которую дают в детском саду на завтрак. Посеяли рис, вырастили на полях, потом собрали, загрузили в мешки, упаковали, отправили на склад. Со склада он попал в магазин, из магазина рис закупил детский сад. Но это только всего зернышки риса. Что же нужно, чтобы он стал кашей? Повар на кухне варит кашу, добавляет масло, молоко, сахар, и за этим тоже стоит цепочка. И только потом все это превращается в кашу. Важно отследить эту цепочку, сколько людей поработало, чтобы ты сегодня поел кашу. Т.е. мы стараемся работать во всех направлениях, изучаем не только понятия, но и весь процесс. В начале учебного года была проведена диагностика детей по определению уровня финансовой грамотности. Большинство детей показали низкий уровень. В конце учебного года ситуация с пандемией внесла свои коррективы, но мы продолжали реализацию проекта всеми доступными способами (использовали эл. почту родителей, группу в вайбере, куда постоянно скидывали задания, рекомендации и видеоматериалы). В конце года была проведена итоговая диагностика, где уже дети показали средний уровень. Это говорит о том, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности. В течение учебного года дети активно участвовали во всероссийских и международных конкурсах по финансовой грамотности, где занимали призовые места. Мы тоже не стоим на месте, участвуем в вебинарах, конкурсах, проходим курсовую подготовку. Реализуя Свой проект, мы не только даем знания детям, но и в каких-то вопросах сами узнаем много нового и полезного. Поэтому, работа по формированию финансовой грамотности набирает обороты в нашем учреждении детский сад «Теремок» - прошла «Неделя финансовой грамотности» с участием коллектива в целом, родителей и детей. - прошел «Конкурс реклам», где дети совместно с родителями и воспитателем создавали рекламный баннер и видеоролик с рекламой нашего детского сада. Завершающим этапом этого учебного года станет постановка экономической сказки в рамках бизнес проекта «Золотое яичко». Финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки. Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями, при соблюдении условия продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительных и искренних отношений. Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания, и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Целью программы является формирование элементарных экономических понятий у детей старшего дошкольного возраста.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Что же такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

В чем же актуальность данного направления работы и зачем же изучать финансовую

грамотность в детском саду.

В современном мире нас повсюду окружает реклама. Ребенок ежедневно сталкивается с

экономическими понятиями и у него возникает множество вопросов. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру,

он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно

действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно. Поэтому экономическое образование надо начинать, как можно раньше, уже с дошкольного возраста, так как финансовая грамотность дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем в стране, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Хотим рассказать историю из жизни нашей группы.  В беседе с детьми, в рассуждениях о том, кем они хотят стать, когда вырастут, очень много детей заявило – я хочу работать в банке.

 На вопрос почему, они отвечают: «Там всегда дают деньги. Я буду работать в банке, и у меня будет много денег». И никак мы не могли объяснить, что деньги в банке не появляются просто так, и что просто так их людям не дают. Такие же высказывания были в адрес банковских карт. Многие дети не могут понять, что деньги не появляются на карте просто так, что это зарплата – оплата за то, что я работаю на работе. Поэтому, работа по финансовой грамотности детей, сейчас очень актуальна.

Система работы по формированию финансовой грамотности состоит из образовательных

событий и рассчитана на один учебный год. Образовательные события проводятся всей группой детей один раз в неделю, их продолжительность составляет 30 минут. В нашем детском саду образовательные события проходили в подготовительной группе в количестве 29 детей.

Для организации занятий в детском саду была преобразована

 предметно-пространственная среда нашей группы:

 -Организованы уголки и центр по финансовой грамотности.

 -Изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк» (банкомат)

 - Пополнены игры «Супермаркет» «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Рекламное агентство», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».  

  -Разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка»,

«Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные»

  -Собрана картотека экономических сказок, пословиц и поговорок, картотека дидактических игр.

Образовательные события проводились в помещении группы детского сада, в

музыкальном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Образовательные события давались в различных формах: занятия-соревнования,

 квест-игры, занятия-викторины и т.д.

Занятия проводились с использованием ИКТ технологий:

Использовали: мультимедийное оборудование.

Занятия сопровождались показом мультфильмов, таких как:

«Богатый бобренок», «Уроки тетушки Совы», «Смешарики».

 В этих мультфильмах, на доступном для детей языке рассказывают о различных финансовых понятиях.

Также использовали чтение художественной литературы, читали сказки с экономическим содержанием. Детям интересно обсуждать сказки, говорить о персонажах, их личностных качествах и т. п., на их основе мы делаем определенные выводы и умозаключения. Сказка помогает формированию предпосылок финансовой грамотности у детей.

 Сказки по финансовой грамотности: «Домашнее хозяйство», «Мишин магазин» «Копилка», «Про доверчивого мышонка и мамина зарплата», «Волшебная иголочка».

Большая работа была проведена с родителями: было проведено анкетирование родителей

по основам финансовой грамотности детей, сделаны папки-передвижки с информационной направленностью, проведены беседы и консультации.

С помощью родителей был создан мини-музей денег. Совместно с родителями собрали коллекцию российских монет, оформили ее в альбомы, также собрали коллекцию денежных единиц разных стран. Работа велась в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой

грамотности. На занятиях старались им дать не только знания, но правильные навыки обращения с личными финансами. Но основные навыки дети могут получить только в семье, поэтому делали упор на работу с родителями. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания,

и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Данное направление мы старались включать в разные виды деятельности: чтение

художественной литературы, изобразительная деятельность (дети создавали собственный дизайн- аппликация (собирали продуктовую корзину) составляем собственную рекламу, сюжетно-ролевые игры, дидактические и настольные игры, исследовательская и театральная деятельность.

Ведь в современном мире для ребенка все появляется магическим образом, нажали кнопку, выбрали и оплатили заказ. Ребенок не видит ни того, кто это вырастил, произвел, приготовил. Не видит и не знает всей цепочки, для него это как скатерть-самобранка.

 Эти процессы детям нужно описывать.

 Например, можно проследить эту цепочку на примере рисовой каши, которую дают в детском саду на завтрак.

Посеяли рис, вырастили на полях, потом собрали, загрузили в мешки, упаковали, отправили на склад. Со склада он попал в магазин, из магазина рис закупил детский сад. Но это только всего зернышки риса. Что же нужно, чтобы он стал кашей? Повар на кухне варит кашу, добавляет масло, молоко, сахар, и за этим тоже стоит цепочка. И только потом все это превращается в кашу. Важно отследить эту цепочку, сколько людей поработало, чтобы ты сегодня поел кашу.

 Т.е. мы стараемся работать во всех направлениях, изучаем не только понятия, но и весь процесс.

В начале учебного года была проведена диагностика детей по определению уровня

финансовой грамотности. Большинство детей показали низкий уровень. В конце учебного года ситуация с пандемией внесла свои коррективы, но мы продолжали реализацию проекта   всеми доступными способами (использовали эл. почту родителей, группу

в вайбере, куда постоянно скидывали задания, рекомендации и видеоматериалы).

В конце года была проведена итоговая диагностика, где уже дети показали средний

уровень. Это говорит о том, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности.

В течение учебного года дети активно участвовали во всероссийских и международных

конкурсах по финансовой грамотности, где занимали призовые места. Мы тоже не стоим на месте, участвуем в вебинарах, конкурсах, проходим курсовую подготовку.

Реализуя Свой проект, мы не только даем знания детям, но и в каких-то вопросах

сами узнаем много нового и полезного. Поэтому, работа по формированию финансовой

грамотности набирает обороты в нашем учреждении детский сад «Теремок»

- прошла «Неделя финансовой грамотности» с участием коллектива в целом, родителей и

детей.

- прошел «Конкурс реклам», где дети совместно с родителями и воспитателем создавали

рекламный баннер и видеоролик с рекламой нашего детского сада.

Завершающим этапом этого учебного года станет постановка экономической сказки в

рамках бизнес проекта «Золотое яичко».

Финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.

Эффективно решить поставленные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями, при соблюдении условия продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно–доверительных и искренних отношений. Мы ожидаем, что в результате нашей работы дошкольники получат необходимые знания, и их родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

https://cloud.prezentacii.org/19/01/113975/images/screen1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  " Со сказочными героями в мир экономики"...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Финансовое просвещение дошкольников в современном мире становится все более актуальной темой.Формирование финансовой грамотности – одна из глобальных социальных проблем, неотделимых от ребенка с...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет»

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...