Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Финансов»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мишустина Людмила Викторовна

Цель: Расширить знания детей по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_stranu_finansov.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в подготовительной группе

«Путешествие в страну Финансов»

Цель: Расширить знания детей по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.

Форма работы: подгрупповая.

Организация образовательной среды:  ноутбук, магнитная доска, кошелёк, Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей), деньги стан мира, копилка, мяч, конверты с заданиями, карточки с товарами, клей, ножницы, кисточки, заготовки для копилки, для цветная бумага. Столы и стулья по количеству детей.

Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Словарная работа: экономика, экономный, финансы, потребности, цена, деньги (купюры и монеты), доход, расход.

Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», ООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.

Ход занятия

Организационная игра

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте, пожалуйста.

«Три копейки на покупку»

Маму дружно в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт:

«Вот! Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»

Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?

И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов. Закрывайте глаза и повторяйте за мной : "Вокруг себя повернись и в стране финансов очутись"

Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные испытания, выполнив которые, мы узнаем новое о финансах и все, что с ними связано.

Сейчас мы с вами посмотрим, какие деньги существовали в разное время. (слайдовая презентация)

    У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.

С течением времени на Руси появились деньги. Но первые  бумажные деньги появились в Китае .

Дидактическая игра: "Найди современные деньги" (дети раскладывают деньги в 2 коробочки "современные деньги" и "старинные деньги".)

Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? ответы детей)

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства).

Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(продемонстрировать шуршание банкнотой).

Игра «Дополни» Давайте подведём итог по монетам  и купюрам.

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Практическое задание. «Найди российские деньги»

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей

- Посмотрите сколько у меня разных денег. (Демонстрация разных купюр)

Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)

- Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль).

Ответы детей

Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам нужно научиться грамотно расходовать деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар.

Воспитатель: И так, поговорим про Экономику. Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

- А что значит быть экономным? Ответы детей

Воспитатель демонстрирует копилку.

- Ребята, что это такое? Для чего нужна копилка? Есть ли у вас дома копилка? Ответы детей

- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги? Ответы детей

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель:. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?».  Мы будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам необходимы деньги.

 для покупки продуктов питания; одежды

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

на благотворительность.

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в семье появляются деньги?

Ответы детей

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Ответы детей

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день.

Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи? Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет. Кто ещё живёт в семье?

Ответы детей

Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Например, взрослые дети, которые закончили школу и учатся в колледжах, институтах уже получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать - семейный бюджет.

Сейчас мы с вами отправимся в магазин и сравним цены. Ведь одни товары в магазине стоят дороже, а другие дешевле.

Практическое задание. «Сравни цены в магазине»

На доске размещены карточки с товаром и ценой. Необходимо поставить знаки больше, меньше.

Воспитатель: Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты – это расход.

Физкультминутка

Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть в ладоши над головой)

Чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)

Игра «Доход – расход» с мячом в кругу.

Воспитатель:
- Давайте поиграем с мячом в «Доходы и расходы»? Вставайте в круг. Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.

- Папа получил зарплату. – доход
- Бабушка купила подарок. – расход
- Мама выиграла приз. – доход
- Сестра потеряла кошелек. – расход
- Заплатили за квартиру. – расход
- Сын получил стипендию. – доход
- Купили телевизор. – расход
- Дедушка выиграл в лотерею – доход
- Брат порвал куртку. –расход
- Купили путевку на море. – расход

Воспитатель: Что кроме денег можно использовать при оплате?

Ответы детей. Правильно – карта (Она еще удобнее, мы не носим в кошельке ни монеты, ни купюры, а одну карту). Денег не видим, но они есть!

Ответы детей.

Воспитатель: отгадайте загадку.

У меня игрушка есть, И монеток в ней не счесть.

Моя игрушка — свинка,

 Дырка у нее на спинке.

Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты. (ответы детей)

Предлагаю вам сделать свою свинку-копилку. Обычную втулку от бумаги мы усовершенствуем и получим полезную вещь в доме. Для этого нам с вами  понадобится немного усилий и фантазии.

 Заворачиваем втулку в розовую полоску, приклеиваем. Вырезаем квадрат из цветной бумаги, срезаем углы, чтобы получить фартук;

Приклеиваем фартук к втулке;

Вырезаем круг для мордашки;

 Приклеиваем глаза, пятачок, дорисовываем необходимые детали, приклеиваем небольшие ушки;

Приклеиваем мордочку к втулке – туловищу.

Вырезаем и приклеиваем копытца.

Воспитатель: Вот так быстро и просто мы сделали с вами копилку!

Воспитатель: Есть вещи,  которые не продаются и не покупаются, И в жизни каждого человека есть то, что дороже денег. Отгадав кроссворд, мы узнаем, что же это. (ключевое в слово в кроссворде - МОЯ СЕМЬЯ)

Вопросы по горизонтали:

  1. Из какого аппарата Выдаётся нам зарплата?
  2. Люди ходят на базар: Там дешевле весь …
  3. Что государство платит студентам?
  4. Половинку от зарплаты
    Называют как, ребята?
  5. На товаре быть должна Обязательна …
  6. Очень вкусная витрина Овощного…….
  7. Валюта Российской Федерации
  8. Родители получают зарплату, а бабушки и дедушки…

Воспитатель: Ребята, а вы согласны, что семья это самое дорогое, что есть у человека? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте будем передавать копилку и говорить: «Сегодня я узнал….»

Воспитатель: "На этом наше путешествие в страну Финансов заканчивается. Вокруг себя повернись, в любимой группе очутись"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну весны»

Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну весны»...

Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в Страну Математики"

Непосредственная организованна деятельность  детей подготовительной группы по развитию математических представлений ....

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях....

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков». Лексическая тема: «Осень».

Цели занятия:1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений.2. Расширение и уточнение словаря по теме "Осень".3. Продолжать учить образовывать существительные во...

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Финансов».

Формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну финансов»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну финансов»...