Конспект образовательной деятельности в средней группе «Кошелек и его друзья»
материал по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Тимченко Людмила Алексеевна

Формирование у детей экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_finansovoy_gramotnosti.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Новоильиновский детский сад» Полтавского района  Омской области

Конспект непрерывной образовательной

познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе

«Кошелек и его друзья»

                                                                               Воспитатель:

                                                                               Тимченко Людмила Алексеевна

                                               

с. Новоильиновка, 2021г.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Форма деятельности: решение проблемных ситуаций.

Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Программные задачи:

1. Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход), а также сущность понятия «монета», «банкнота», «купюра», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, сберегательная книжка.

2. Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей. Развивать диалогическую речь.

3. Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения (т. е. отвечать по очереди, не перебивая других).  

Интеграция ОО:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

               

Этапы         работы

           Методы и приемы

Материалы и оборудование

Организационный

момент

Собрались все дети в круг                                                        Я – твой друг и ты мой друг,                         Вместе за руки возьмемся                                         И друг другу улыбнемся.                                              

 Мотивация детей к деятельности

- Ребята, сегодня к нам пришел кошелек с вопросами и своими проблемами. А вы хотите узнать, какие вопросы и проблемы возникли у кошелька.   Он очень надеется на вашу помощь.                                                          

Постановка детьми цели предстоящей деятельности

- Скажите, а вы любите сказки?  Тогда внимательно слушайте сказку  и  вы узнаете, какие вопросы и проблемы возникли у кошелька.

Показ кошелька

Дети высказывают свои предположения

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

 – Жил да был Кошелек. Он любил, когда его бережно открывали …                                                                - Для чего открывали кошелек?                        - Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелек был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.                                                                                                -  Отчего  кошелек становился толстым?          -  Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет?                                                       Проблемная ситуация

А эти предметы, какое отношение могут иметь к семейному бюджету?                                                 - А  можно   ли кошелек назвать семейным бюджетом?

Задачка:

- Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят этот кошелек?

- То, что пополняет семейный бюджет можно назвать одним словом. Для того чтобы его отгадать, нужно решить ребус. 

 (сначала прочесть, затем показать картинку.

Возьми ты первую из нот,

И к ней добавь ты слово «ход»,

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает. ДОХОД                                         - Что означает слово ДОХОД?                         Физкультминутка. «Покупка»

Мы бежали по дорожке   (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки!   (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и  покачать головой)

Будем туфли покупать!  (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать!  (потереть большим  пальчиком другие  пальцы,  обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью левую и

                наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,  выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

-Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Это наличные деньги, т.е. их можно увидеть, пощупать.

- Сейчас я предлагаю вам поиграть.

Я начну фразу, а вы дополните:

- Монета круглая, а банкнота…..

- Банкнота бумажная, а монета…

 - Монета металлическая, а банкнота…

- Монета звенит, а банкнота….

- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие) 

- Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?

Достать деньги.

 

Дети высказывают свои предположения

 (мама, папа - зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, маленький ребенок - пособие)          

 Слайд с картинками            

Ответ детей (конверт с деньгами – подарок, молоко и яйца, огурцы и помидоры – можно продать)

Ответ детей (деньги, которые поступают в семью)

Ответ детей (купюры и монеты - показать).

(прямоугольная) (железная, мед

ная, металличес

кая)

(бумажная)

(шуршит, шелестит)

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают (предложить купюру и монету)

- В кошельке крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали только для товаров первой необходимости.

-На какие товары первой необходимости использовали деньги?

- Оплаты за что?

- Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и другой мелочи.

- Как одним словом можно назвать деньги, которые потратили?

Речевая игра «Доход или расход» (в парах)

Мама получила зарплату — доход.

Бабушка заболела — расход.                                                   Выиграла приз — доход.                                                Заплатили за квартиру — расход.                                                Продала бабушка яйца — доход.                                                              - Продолжите…….

- Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы)

-У вас тоже есть кошельки, и в них есть деньги. 

Задание:

Выложите столько денег, сколько стоит мороженое и шоколад. Что дороже, что дешевле?

- Но бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяева забыли о кошельке, потому что у него внутри было почти пусто.

- Почему?                                                               - Хорошо или плохо, когда кошелек оставался почти пустым?

Проблемная ситуация «Чтобы мой кошелек не оставался пустым, я …

-На чем мы можем экономить?

Разминка «Пальчиковая гимнастика»

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)

1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)  

Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку будем есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)

- Для чего спрячем деньги в донце кошелька?

- Как хранить деньги без копилки?

- Все, кто хранит деньги в банке, получают документ  сберегательную книжку, в которой записывается количество денежных средств, положенных в банк, и доход по процентам, начисленным банком по денежному вкладу. Банки не только хранят деньги, но и оказывают разные услуги.

- Когда кошелек становился пустым, его перебрасывали с одного места на другое.

- Ребята, я предлагаю вам разыграть небольшой сюжет сказки, как кошелек встретился с банковской картой и придумать ответы героев самим.

-Я буду задавать вопросы от имени кошелька,  а вы будете отвечать на них от имени пластиковой карточки.

Кошелёк насторожился:

— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета. (Что могла сказать карточка?)

— Но, где, же ты хранишь купюры? (Что могла ответить карточка?)

— Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка?)

 «Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:

— А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.

Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».

И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.

Дети подходят к своим столам

Ответ детей             (продукты, одежда, покупка крупных вещей)

Ответ детей (за квартиру, свет, газ)

РАСХОД

Дети задают ситуацию (работа в парах)

самостоятельная работа детей)

(дети отвечают).

Экономить электроэнергию, воду, аккуратно носить одежду, меньше покупать сладкого

(положить в банк)

Слайд  сберегатель

ная книжка

- А я -пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.               -Они во мне, - ответила Кар                 точка.                 - А мне не нужны карман чики, у меня безналичные деньги. Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.                             -Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька.

Рефлексия

- Понравилась вам сказка о кошельке?

- А что больше всего понравилось?

А какие вопросы и проблемы возникли у кошелька?                                                                                       - Что нового вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе «Снеговик и его друзья» (художественное творчество)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Снеговик и его друзья» в образовательной области "художественное творчество, разработанный воспитателем Шамриков...

Конспект занятия-путешествия для средней группы ДОУ «Наши дорожные друзья» Воспитатель: Лычковская А. Е.

Конспект занятия -путешествия для средней группы ДОУ "Наши дорожные друзья" направлен на закрепление знаний детей о назначении светофора, пешеходного перехода, дорожных знаков,  воспитение культу...

Конспект занятия для средней группы по математике "Поможем друзьям"

Задачи:знакомство с прямоугольником, соотношение количества предметов с числом,Счет в пределах 5,ориентация в постранстве: на листе бумаги,развитие помяти ,речи, логического мышлениявоспитание дружеск...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы (ЗПР «Особый ребенок»). «Друзья золотой рыбки».

Задачи:1.     Продолжать знакомить с  нетрадиционными изобразительными техниками: рисование   ладошкой, печатание печаткой.2.     Продолжать учит...

КОНСПЕКТ НОД (непосредственно образовательной деятельности) в средней группе «Крош, и его друзья» /Ознакомление детей с Правилами дорожного движения/

Программное содержание:Безопасность. Формировать у детей представления о некоторых опасных ситуациях на дороге и безопасном поведении на улице, необходимости соблюдать Правила дорожного движения.Позна...

Конспект НОД средняя группа "В гости к друзьям"

конспект НОД по обучению финансовой грамотности...