Педагогический проект по финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Курико Татьяна Владимировна

Педагогический проект по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx89.32 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по финансовой грамотности  в подготовительной группе

"Юные финансисты"

Воспитатель: Курико Татьяна Владимировна

Калининград, 2024

Педагогический проект по финансовой грамотности

в подготовительной к школе группе "Юные финансисты"

Сроки проведения педагогического проекта: 05.02.2024г. -17.02.2024г.

Цель проекта: расширение экономического кругозора дошкольника; формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группе через игровую деятельность, создать условия для исследовательской деятельности по теме «Для чего нужны деньги?»; выяснить из чего формируется семейный бюджет, и на какие обязательные потребности тратятся деньги. Все ли можно купить за деньги?

Вид проекта: познавательный, краткосрочный, групповой.

Задачи:

  1. Создать условия для финансового образования детей в подготовительной к школе группе;
  2. Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
  3. Развивающие: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий; развивать способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
  4. Воспитательные: воспитывать представления о таких нравственных категориях, как экономность, бережливость и честность, благотворительность; воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; воспитывать нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
  5. Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей; обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации.

Актуальность

Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство»        Б. Аурбах

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле- продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку»). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он сможет приобрести доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Постановка проблемы: помочь детям подготовительного к школе возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.

Планируемые результаты:

  1. Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
  2. У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, семейный бюджет, реклама. Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
  3. Умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
  4. Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  5. Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие

экономические явления.

  1. Признают авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие.
  2. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  3. Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Основные формы реализации проекта:

  • игровые (сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием, пояснение, решение проблемных ситуаций);
  • наглядные (наблюдение, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций);
  • практические (исследование, моделирование)

Формы проведения:

  • групповые занятия
  • индивидуальная работа

Реализация проекта:

Работа с детьми проводится на протяжении двух недель.

1этап – Подготовительный этап:

  • изучение методической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;
  • подбор художественной литературы по выбранной тематике;
  • подбор        необходимого        оборудования        и        пособий        для        практического обогащения проекта;
  • создание развивающей среды по теме (изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр).
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту

«Юные финансисты»; анкетирование; рекомендации; беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».

  1. этап – Практический:

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, работа с наглядно- дидактическими пособиями. Чтение художественной литературы «Морозка»,

«Как мужик корову продавал». Инсценировка по сказке «Как мужик корову продавал».

  1. этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме игры «Кто хочет стать миллионером?»

Оформление результатов проекта в виде методических материалов.

Перспективное планирование

Понедельник 05.02.2024

  1. Беседа с детьми на тему «Что мы знаем о деньгах? Откуда берутся деньги?».
  • Закрепить понятие «деньги»;
  • Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар;
  • Закрепить представления детей о труде взрослых, о значении труда как средстве зарабатывания денег;
  • Познакомить детей с деньгами разных стран.
  1. Физминутка «Монетки»
  2. Рисование «Придумай и нарисуй свои деньги»
  • Развивать творчество, выдумку, аккуратность, закрепить знания о том, для чего нужны деньги.

Вторник 06.02.2024

  1. «Семейный бюджет и расходы семьи»
  • Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия), расход (обязательный и необязательный);
  • Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
  • Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
  • Каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что - в следующий раз (приоритетность, планирование).
  • Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
  1. Физминутка «Покупка»
  2. Дидактическая игра «Давай положим в корзинку»
  • Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара;
  • Научить различать потребности и желания, определить в чём нуждается каждая семья;
  • Учить выбирать товары по необходимости;
  • Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью товара

Среда 07.02.2024

Беседа с детьми «Что такое потребности?»

  • Познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары», «услуги»;
  • Учить определять, от чего зависят потребности;
  • Уточнить значение слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить сформированные представления о потребностях; научить различать потребности и желания.
  1. Физминутка «Найди пару»
  2. Дидактическая игра «Покупка»
  • Закрепить с понятие «деньги»;
  • Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар;
  • Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег);
  • Закреплять понятие «потребность» и «полезность

Четверг 08.02.2024

Беседа с детьми «Реклама вокруг нас»

  • Закрепить знания детей, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, видеоролик и т. п.);
  • Обсудить положительные и отрицательные стороны рекламы;
  • Где она размещается (в общественных местах, в печати, телевидении, на досках объявлений, раздается на улицах и т. д.).
  • Научить отличать реальные потребности от навязанных.
  • Объяснить, что купить все нереально и не нужно.
  1. Игровая ситуация «Рекламная компания»
  • Дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи, учить детей создавать рекламу для любого продукта;
  • Учить        устанавливать        собственную        цену стараясь        продать        «товар»        по собственной цене;
  • Подводить        детей        к        правилам        честной,        справедливой        игры,        умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

Пятница 09.02.2024

Чтение стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал»

  • Сформировать представление о профессии рекламного агента;
  • Дать представление о рекламе как о способе получения выгоды;
  • Раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей;
  • Формировать нравственные понятия - бережливость, честность, экономность, щедрость;
  • Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет и т. д.).
  1. Физминутка «Страна и деньги»
  2. Дидактическая игра «Купи другу подарок»
  • Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка;
  • Учитывать интересы друга при покупке подарка.

Понедельник 12.02.2024

Беседа «Когда я вырасту большим»

- Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему (выбирают карточку с изображением соответствующей профессии);

  • Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека;
  • Воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии.
  1. Физминутка «Профессии»
  2. Дидактическая игра «Кто что делает»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»
  • Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета;
  • Упражнять детей в классификации предметов по признаку, закреплять в речи обобщающие понятия: мясные продукты, молочные продукты, хлебные продукты, овощи, фрукты.

Вторник 13.02.2024

Драматизация стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал».

  • Закрепить представление о профессии рекламного агента;
  • Донести до детей главную мысль стихотворения о том, как важна хорошая реклама товара. Чтобы продать даже самую ненужную вещь поможет именно хорошая подача ее достоинств;

- Развивать творческий потенциал детей.

  1. Физминутка «Товары в магазине» 3.Дидактическая игра «Что сколько стоит»

-Закрепить понятие «цена»;

  • Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену) и цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Среда 14.02.2024

Решение игровой ситуации «Что подарить другу, когда нет денег?»

  • Помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам, развивать добрые чувства и культуру общения.
  1. Физминутка «Игрушки»
  2. Дидактическая игра «Поезд монет»
  3. Игровое ситуация «Мои домашние обязанности»

- Формировать у дошкольников представление о том, что трудиться – значит что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.;

  • Подвести к мысли, что любой труд – это хорошо.

Четверг 15.02.2024

  1. Чтение русской народной сказки «Морозко»

-Расширять        представление        детей        о        домашнем        труде;

-Необходимости        целесообразного        ведения        домашнего        хозяйства;

  • Подвести детей к экономическим понятиям: труд, награда, расплата, убытки.
  1. Экономическая ситуация «Доход-расход»
  2. Дидактическая        игра        «Что        дешевле»
  • Сформировать                у        детей        умение        ориентироваться        в        цене        товаров, устанавливать        ассортимент        предметов        (товаров)                по                цене;
  • Развить самостоятельность в выборе решения.

Пятница 16.02.2024

Интеллектуально-познавательной игры «Кто хочет стать миллионером?»

  • Обобщение                знаний,        умений        и        навыков        детей,        полученных        во                время проведения        недели        финансовой                грамотности                в        игровой                форме;
  • Формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей.

В итоге реализации проекта дети подготовительной к школе группы:

  • разбираются в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом;
  • знают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам;,
  • осознают главные ценности – жизнь, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • научились принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить нужно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бессмысленно;
  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

Список литературы:

  1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
  2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
  3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
  5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
  6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
  7. Шатова,        А.Д.        Экономическое        воспитание        дошкольников.        Учебно- методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
  8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

Приложение

  1. Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамотность»

Уважаемые родители, приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе и просим ответить на следующие вопросы:

  1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

б) положительно; в) отрицательно;

г) не готов оценить значимость курса.

  1. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок на доступном уровне, как это

рекомендуется отечественными и зарубежными педагогами и психологами, был ознакомлен с азами финансовой культуры в ДОУ?

-Да        -Нет

  1. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

а) до 3-х лет;

б) в старшем дошкольном возрасте; в) в школе;

г) не вижу необходимости в таком обучении.

  1. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту? а) да, он проявляет живой интерес;

б) да, но курс является сложным для его восприятия; в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

  1. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?

а) да;        б) нет;        в) иногда.

  1. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты? а) ничего не изменилось в поведении ребенка;

б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и

финансами;

в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;

г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами; д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;

е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.

  1. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

а) готовы;

б) не готовы; в) возможно.

  1. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку Положительно        Отрицательно
  2. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники? Да        Нет
  3. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе? Да        Нет
  4. Как ребенок относится к труду?

Охотно принимается за дело Неохотно берется за дело

  1. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома? Да        Нет
  2. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок? Да        Нет

Спасибо за сотрудничество.

  1. Дидактические игры и игровые ситуации

Дидактическая игра «Что дешевле»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание:

1–й вариант подобрать предметы товаров (ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

2–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот

3–й вариант. Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

4–й вариант. Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

Дидактическая игра «Давай положим в корзинку…».

Цель: закрепление у детей представления о товаре. Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости.

Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: Раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки

«товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине… - продукты для завтрака, - подарок на день рождения другу, - продукты для супа и т.п.

Игровая ситуация «Мои домашние обязанности»

Цель: формируем у дошкольников представление о том, что трудиться – значит что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.; любой труд – это хорошо.

Материал: карточки с изображением различных видов домашнего труда, картонные монеты (условные деньги).

Содержание игры. По очереди один ребёнок подходит к ведущему. Ведущий говорит ребёнку или показывает картинку, какой вид труда он должен

изобразить. Далее ребёнок с помощью жестов и движений должен изобразить вид труда, который ему сказал ведущий. Дети должны отгадать, какой вид труда изображён. Монету получает тот ребенок, который первый отгадал изображаемый вид труда. Если ребёнок хорошо работал и точно изображал вид трудовой деятельности, воспитатель выдаёт и ему монету. Выигрывает ребенок, который заработал монет больше всех.

Виды домашнего труда: уборка игрушек, протирание пыли, уборка пылесосом, мытьё посуды, стирка белья, уход за обувью, приготовление

пищи, уборка своей постели, протирание полов влажной тряпкой, мытьё окон, кормление домашнего питомца.

Дидактическая игра «Что сколько стоит?»

Цель: Закрепить понятие «цена». Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену) и цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры:

Отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

Дидактическая игра «Покупка»

Цель: познакомить с понятием «деньги». Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. Продолжать учить выбирать товар,

согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег). Закреплять понятие

«потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети- покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Дидактическая игра «Что быстрее купят?»

Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров. Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту,

которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

Игровая ситуация «Рекламная компания»

Цель: учить детей создавать рекламу для любого продукта, подводить детей к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.

Ход игры: Ребенок выбирает товар и рекламирует его с целью продажи. Когда рекламные агенты подготовят рекламу, покупатели ее оценивают и отдают

свою карточку тому рекламному агенту, чья реклама им больше понравилась. Лучшим рекламным агентом считается тот, кто больше всех набрал карточек.

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Цель: Расширять представление детей о том, что такое «супермаркет»; дать новое понятие «товар», продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и

покупателем, воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, навыки взаимодействия с окружающим миром.

Атрибуты к игре: одежда продавца, кассовый аппарат, корзинки, промышленные и

продовольственные товары, деньги).

«Кто что делает?»

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии (художник, банкир,

продавец, повар, кассир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание игры: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и

рассказывает о них. Можно усложнить игру. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Назови профессии»

Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал. Карточки с изображением профессии.

Содержание игры. Ребенок, выбирает карточку и называет профессию. Рассказывает, что нужно сделать, чтобы удовлетворением определенной потребности.

Игра «Поезд монет и купюр»

Цель: учить выстраивать последовательность по увеличению или уменьшению достоинства монет и купюр.

Материал: Набор монет для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся или

уменьшающейся последовательности;

Ход игры:

  • К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет? (монеты или купюры)
  • Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке.

В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?

  • Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета? Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.
  • Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).

Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 рубль и 5 рублей?

Подвижная игра «Найди пару»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязь между достоинством денег.

Материал: монеты разного.

Ход игры:

Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного –

монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.

Экономическая ситуация: «Доходы и расходы».

Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны сказать, доход это или расход.

  • Купили автомобиль – расход
  • Папа получил зарплату – доход
  • Заболел дедушка – расход
  • Мама выиграла приз – доход
  • Сестра потеряла кошелек – расход
  • Заплатили за квартиру – расход
  • Сын получил стипендию – доход
  • Бабушка продала молоко – доход
  • Брат порвал куртку – расход
  • Купили путевку на море – расход
  • Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?
  • Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

  1. Физминутки, ритмические упражнения на тему

«Финансовая грамотность»

«Монетки»

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5        (сгибаем и разгибаем пальцы рук) 1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем        (отгибаем мизинец и

безымянный)

Третья монетка одежду купить        (отгибаем средний палец)

На четвертую монетку, будем есть и пить        (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока спрячем в донце кошелька        (прячем большой палец в кулак)

«Магазин»

Продаются в магазине                (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх) Йогурт, молоко, кефир,        (соединять пальчики левой и правой руки Ряженка, сметана, сыр,        (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад,        (разъединяем пальчики поочередно начиная с больших

Яблоки и виноград.        пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок»-запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой) Нужно важное купить,        (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот)

Чтобы экономным быть!        (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

«Покупка»

Мы бежали по дорожке        (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки!        (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть?        (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть?        (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать!        (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать!        (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один, два, три, четыре        (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

«Игрушки»

Мы игрушки бережем,        (потираем плечи обеих рук)

В них играть не устаем. (крутим ладонями, при этом подушечки больших пальцев соприкасаются друг с другом, остальные широко расставлены)

Если что-то поломалось, (вскользь хлопаем правой о левую руку и наоборот) То приклеим и пришьем.        (кладут ладонь правой руки на левую и наоборот) Глазки, ушки, лапки, хвост (показать на себе)

У зверюшек наших.        (хлопать в ладоши в ритм)

И колеса, и мотор        (обеими руками нарисовать в воздухе колеса, затем покрутить мотор перед собой)

Для игрушек разных. (развести руками)

Что бы маме помогать, (потереть ладошки)

Нужно бережливым стать! (погрозить указательным пальчиком)

«Страны и деньги»

Во всем мире много стран        (обеими руками нарисовать большой круг в воздухе)

Посчитаем: Казахстан,        (ладони перед собой с широко расставленными пальцами)

Индия, Япония, Россия и Эстония, ( загибать пальчики начиная с большого пальца

Китай, Корея, Франция,        правой руки)

Молдавия, Малайзия

И еще десятки разных,        (сжимаем и разжимаем кулачки в ритм словам)

Стран больших разнообразных.

Назову сейчас я вам        (щелкаем средними и большими пальцами обеих рук, сжимаем

Деньги этих разных стран:        кулачки)

Рубль, доллар, франк, юань, (разжимаем пальцы с указательного на обеих руках

Лира, евро, лат, динар.        начиная с правой)

Теперь сначала все начните, (погрозить указательным пальчиком)

И за мною повторите!

«Товары в магазине»

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с

больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить,(хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

«Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль) Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами) Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками) Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают) Хватит в профессии играть,

Пора занятие продолжать

  1. Анализ сказки с точки зрения экономики и финансов художественного слова

Русская народная сказка «Морозко»

Цель: расширять представление о труде, необходимости целесообразного ведения домашнего хозяйства.

Краткое содержание.

Жили-были старик со старухой, и было у них две дочери: одна старухина, а другая старикова. Старухина дочка ничего не делала, а падчерица трудилась с утра до вечера: готовила еду, наводила порядок в доме, шила, вязала, работала на огороде, но мачехе все не нравилось. Наступила зима. Заставила она

старика отвезти падчерицу в лес, там и оставить. И встретила там падчерица Деда Мороза. Пригласил он к ее себе в терем. Падчерица не любила сидеть без дела: сварила обед, прибрала в тереме, починила одежду Деда Мороза.

Обрадовался он такой помощнице и щедро наградил ее. Подарил ей соболью шубу и сундук с богатыми подарками. Приехала падчерица домой. Увидела мачеха такие подарки и отправила к Деду Морозу свою родную дочь. Ничего не делала у Деда Мороза старухина дочь, все ворчала да сердилась. И

наградил он ее сундуком с воронами.

Вопросы к сказке с экономической точки зрения:

  • Почему падчерице тяжело жилось у мачехи?
  • Какую работу она выполняла?
  • За что Дед Мороз щедро наградил падчерицу?
  • Почему старухина дочь не добилась того, чего хотела?

Социально-нравственные качества героев: трудолюбие – лень, щедрость.

  • Почему Дед Мороз подарил сестрам разные подарки?
  • За какой труд люди получают щедрое вознаграждение?
  • Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с одними убытками?
  • Можно ли старикову дочку назвать трудолюбивой? А старухину дочку? Почему? Экономические понятия: труд, награда, расплата, убытки.

Вывод: тяжело жилось падчерице у мачехи. Она много трудилась, была доброй, трудолюбивой. Поэтому ее Дед Мороз щедро наградил. Старухина дочь не любила трудиться. За что и была одарена сундуком с воронами. А старухе был дан урок: трудиться должны все члены семьи.

Стихотворение Сергея Михалкова «Как старик корову продавал»

Главные герои - старик, продающий корову, и паренек, пожалевший незадачливого продавца.

Старик простоял на рынке весь день, безуспешно пытаясь продать

старую и больную корову. Цену он просил невысокую и честно отвечал на

расспросы, что корова болеет, а молока от нее не видели. Неудивительно, что покупателей на такой товар не находилось.

Сообразительный паренек пожалел неудачливого торговца и предложил ему помощь. Он стал нахваливать неказистую животину богатому

покупателю. Говорил, что эта корова - клад, стоит дорого. А на вопрос о неважном внешнем виде отвечал, что она хоть и худая, зато даёт много

молока. Несомненно, находчивому пареньку удалось бы продать корову, да

еще и за хорошую цену. Но услышав хвалебные слова в адрес своей скотины, старик передумал её продавать. Видимо, он был привязан к своей Буренке и на рынок привел только из-за нужды.

Пускай реклама скотины была не совсем честной, но зато она смогла привести к желаемому результату. Хозяин нерадивой коровы и сам смог поверить в её идеальность.

Покупатель также оказался глуповатым. Ведь он видел, что слова паренька не соответствуют действительности, но, тем не менее, попался на его удочку.

Это стихотворение учит нас не доверять продавцу, а самим очень тщательно проверять товар. Ведь каждый на рынке ищет свою выгоду.

Продавец старается всеми возможными способами разрекламировать вещь. А покупатель надеется приобрести что-либо качественное и недорогое.

Главная мысль стихотворения «Как мужик корову продавал» заключается в там, что как важна хорошая реклама товара. Ведь продать даже самую

ненужную вещь поможет именно хорошая подача ее достоинств. Но честный старик совсем этого не понимает, поэтому и стоит с самого утра на рынке.

Экономические понятия: реклама, покупатели, продавцы, товар.

Стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал» раскрывает значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей, формируют представление о профессии

рекламного агента, дают представление о рекламе как о способе получения выгоды.

Социально - нравственные качества героев:

С моральной точки зрения, положительным персонажем является старик, потому что он говорит правду, а паренёк обманывает покупателя. Но с точки зрения экономики прав паренёк – выгода достигается с помощью хорошей рекламы.

Вопросы к сказке с экономической точки зрения:

  • Как можно было продать старую, худую корову? (только благодаря хорошей рекламе.
  • Если старик захочет продавать корову во второй раз, будет ли он

расхваливать свой товар? (Да. Скорее всего, он воспользуется «подсказками» паренька).        - Почему старик раздумал продавать

корову? (паренек своей рекламой переубедил старика).

  • Что такое реклама? (это когда людям дают информацию о том, какой хороший товар продается, о его пользе, о его необходимости, чтобы покупателям захотелось приобрести данную вещь для себя).

Пословица: Товар лицом продают.

  1. Рекомендации для родителей

  1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

  1. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

  1. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить

осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого

человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

  1. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из

способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

  1. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

  1. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к

осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

  1. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные

расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на

каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

  1. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

  1. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

6. Сценарий развлечения по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе

«Кто хочет стать миллионером»

Цель: Систематизировать и обобщить знания воспитанников в вопросах

финансовой грамотности. Развивать у детей сообразительность, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие:

Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

Воспитательные:

Активизировать умение содержательно и выразительно выполнять взятую на себя роль; воспитывать культуру поведения, дружеские взаимоотношения во время игры; способствовать повышению у детей эмоционального настроения. Материал и оборудование: для проведения игры необходимо подготовить

«монетки»; иллюстрации изображением монет, монеты разного номинала больших и маленьких размеров, купюры российские и иностранные;

Карточки с изображением профессий.

Ход игры:

Воспитатель:

Ребята, вы любите играть? (Ответ детей)

Вы скорее все садитесь, И друг другу улыбнитесь!

Приглашаю на игру в необычную страну. Та страна – страна финансов,

Страна рынка, денег, шансов. В ней меняют, продают, Экономят, в долг дают!

Ребята, я приглашаю вас на увлекательную игру «Кто хочет стать

миллионером». В ходе игры вы должны правильно выполнить интересные задания, и за полные и правильные ответы получить монетки. Для того, чтобы сегодня победить в нашей игре и стать миллионером, нужно будет

использовать знания, полученные на занятиях и дома.

В конце игры, мы подведем итог и определим, кто же стал самым богатым ребенком в нашей группе. Предлагаю вам приступить к испытаниям. Вы готовы? (Ответы детей). Желаю вам успеха!

  1. задание: А кто из вас знает - кто такой миллионер? (Ответ детей). Вы угадали. Миллионер – это обладатель доходов, богатства, исчисляемых миллионами денежных единиц. (За правильные и точные ответы дети получают монетки).

Девиз нашей игры таков: Правило важное – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить ее? Думать тут надо!

Вам придется оказаться вне конкуренции.

  1. задание: Что такое конкуренция?

Конкуренция – это соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ. (За правильные и точные ответы дети получают монетки).

  1. задание:

Есть загадка у меня, отгадаете, друзья?

Есть они бумажные, есть медные, блестящие, Их платят за работу, они важны для всех!

Кто правильно их тратит,

Того ждет обязательно финансовый успех! Что это?

Ответ детей: Деньги, монеты.

Воспитатель: Правильно, это деньги и монеты. Деньги нужны всем людям, без них прожить невозможно! Ребята вы видите на доске изображение

современных монет.

Какие монеты, что мы можем про них сказать? (Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им. Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими, и дети сами смогут после этого назвать данный признак).

Все ли они одинакового цвета и величины. А какая из этих монет самая ценная? Как вы думаете? (ответы детей)

Нужно обращать внимание на цифры. Цифры на монете обозначают её

ценность. Чем больше цифра, тем больше ценность. А что же отображено на российских монетах? – герб России. А ещё цифры.

(За правильные и точные ответы дети получают монетки).

Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда

каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей).

  1. задание: Посмотрите на изображения людей разных профессий.

Выберите, пожалуйста, наиболее высокооплачиваемые на ваш взгляд и объясняют свой выбор. Молодцы ребята! (За правильные и точные ответы дети получают монетки).

А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей).

Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход или расход?

Доход – это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. В широком смысле слово

«доход» обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью.

Когда вы приобретаете что-то на свои деньги, вы их тратите и это называется?

(Ответы детей). Ваши затраты – это расход, деньги на проживание.

  1. задание: Я буду называть действие, а вы должны сказать, доход это или расход.
  • Купили автомобиль – расход
  • Папа получил зарплату – доход
  • Мама выиграла приз – доход
  • Сестра потеряла кошелек – расход
  • Заплатили за квартиру – расход
  • Сын получил стипендию – доход
  • Бабушка продала молоко – доход
  • Брат порвал куртку – расход
  • Купили путевку на море – расход
  • Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? (Ответы детей). Почему?        (За правильные и точные ответы дети получают монетки).

Каждое государство имеет свои деньги и сейчас мы с вами проведем физминутку «Страны и деньги»

Во всем мире много стран        (обеими руками нарисовать большой круг в воздухе)

Посчитаем: Казахстан,        (ладони перед собой с широко расставленными пальцами)

Индия, Япония, Россия и Эстония, ( загибать пальчики начиная с большого пальца

Китай, Корея, Франция,        правой руки)

Молдавия, Малайзия

И еще десятки разных,        (сжимаем и разжимаем кулачки в ритм словам)

Стран больших разнообразных.

Назову сейчас я вам        (щелкаем средними и большими пальцами обеих рук, сжимаем

Деньги этих разных стран:        кулачки)

Рубль, доллар, франк, юань, (разжимаем пальцы с указательного на обеих руках

Лира, евро, лат, динар.        начиная с правой)

Теперь сначала все начните, (погрозить указательным пальчиком)

И за мною повторите!

Каждое государство имеет свои деньги: в России – это рубли.

  1. задание: Определите, каким государствам принадлежат названия

денег

Злотый (Польша) Рупия (Индия) Донг (Вьетнам)        Шекель (Израиль)

Юань (Китай)        Доллар (Америка) Тугрик (Монголия)        Фунт (Англия)

Иена (Япония)        Евро (Франции и Германии)

(За правильные и точные ответы дети получают монетки).

И в завершении нашей игры, проведем блиц опрос.

  1. задание: Это быстрые ответы на вопросы. Готовы?
  • В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги).

  • На товаре быть должна, Обязательно... (цена).
  • За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт... (кассир).

  • Мебель, хлеб и огурцы Продают нам... (продавцы).
  • Кто товары покупает,

Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

- Продавец любезно встретит, Без покупки не уйдешь. Математику он знает,

Ну конечно же на 5. Деньги быстро сосчитает,

Чтобы точно …. (сдачу) дать

  • Чтоб хранить свои доходы, На карманные расходы Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (копилка)

  • Всё, что в жизни продаётся, Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (Товар)

  • Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)

  • В фирме прибыль он считает, Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

  • И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

  • Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без(Рекламы)

Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями.

Предлагаю подсчитать свои монетки и определить, кто у нас в группе самый умный и богатый.

Сегодня на нашей игре вам ребята представилась возможность оценить ваши знания.        Впереди вас ждет еще очень много интересного и

познавательного. Игра показала, что знания приносят еще и богатства. И только вам решать хотите ли вы, чтобы ваши интеллектуальные и

материальные богатства преумножались. Спасибо всем за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

Презентация для представления на VI Фестивале успешных педагогических практик "Проект по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе с детьми с ОВЗ"

Вашему вниманию предоставлена обзорная презентация к проекту по финансовой грамоте "проект по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе с деттьми ОВЗ"...

Педагогический проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

https://docs.google.com/presentation/d/109oiKG4mSwmC9951mpHGuO1Lze3v1J_x/edit?usp=sharing&ouid=110532605945537264015&rtpof=true&sd=trueПроект по формированию финансовой грамотности  ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский, игровой, краткосрочный).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический  Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности «Экономический Знай – ка»

Проект по формированию финансовой грамотности  включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;цели и задачи с детьми в рамках пр...

Защита проектов по финансовой грамотности «Аукцион педагогических идей и проектов»

Задачи:1. Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации;2. Выявление и распространение передового педагогического опыта;3. Повышение прес...