Педагогический проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
https://docs.google.com/presentation/d/109oiKG4mSw...
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
- принципы реализации проекта;
- цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- управление и обеспечение проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Семейный бюджет» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_fin_gramotnosti_2.docx | 85.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» городского округа Рефтинский
Местонахождение: 624285 Свердловская область, поселок Рефтинский, улица Юбилейная, дом № 5 А,
тел. (34365)3-21-96, E-mail: reftrodnichok@mail.ru
Педагогический проект
по финансовой грамотности
для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
«Юный финансист»
Разработали: воспитатели
Гейдарова Н.С., Вильдякскина С.Г.
Пгт Рефтинский 2021 год
Введение
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:
- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
- принципы реализации проекта;
- цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
- сроки и этапы реализации проекта;
- управление и обеспечение проекта;
- ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
- планируемые мероприятия в рамках проекта;
- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Семейный бюджет» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Актуальность
В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, отмечается, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности, в том числе и для дошкольного образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В ходе образовательной деятельности у детей воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольники знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Данный проект разработан в соответствии с Дополнительной общеобразовательной программой по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- продолжать учить детей понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- продолжать знакомить с понятиями «труд — продукт — деньги», их взаимосвязью; «стоимость продукта в зависимости от его качества;
- учить рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги, видеть красоту человеческого творения;
- воспитывать у детей такие качества как: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.).
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (9 месяцев)
Начало реализации программы: сентябрь 2020 года
Окончание программы: май 2021 года
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
План мероприятий проекта
ЕЖЕМЕСЯЧНО:
Подбор информации, художественного слова об экономике, деньгах, их значении в жизни людей, составление словаря экономических понятий;
разработка дидактических, интерактивных, сюжетно-ролевых, подвижных игр;
фотовыставки, выставки рисунков, участие в конкурсах различного уровня;
Беседы, игровые ситуации, чтение художественной литературы;
создание мини-музея «Деньги разных стран» – в течение всего года.
1
Сентябрь
Тема месяца: «Труд и продукт труда (товар)»
Интегрированная образовательная деятельность
Тема: «В мире профессий»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.
Педагогические задачи:
- формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- воспитывать желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- создавать условия для деятельности «по интересам», проявления творчества и изобретательности.
2
Октябрь
Тема месяца: «Деньги и цена (стоимость)»
Интегрированная образовательная деятельность
Тема: «Понятие «деньги»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Основные понятия: деньги, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.
Педагогические задачи:
- познакомить детей с деньгами и сформировать отношение к деньгам как к части культуры нашей страны;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
3
Ноябрь
Тема месяца: «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
Интегрированная образовательная деятельность
Интегрированная образовательная деятельность
Тема: «В мире рекламы»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Педагогические задачи:
- дать представление о рекламе, ее назначении;
- поощрять объективное отношение детей к рекламе;
- развивать у детей способность различать рекламные уловки;
- учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой; — учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
4
Декабрь
Тема месяца: «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Интегрированная образовательная деятельность
Тема: «Наша семья»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.
Педагогические задачи:
- формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;
- воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
- воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных эгоистических и альтруистических потребностей;
- дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.
5
Январь
Квест-игра
Тема месяца: «Торговля, торг»
Интегрированная образовательная деятельность
Тема: «В магазине»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Основные понятия: торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т.п.
Педагогические задачи:
- дать детям понятие о том, что в магазине есть различные товары;
- активизировать словарь за счёт таких терминов, как «цена», «покупка», «чек», «касса», «покупатели»;
- воспитывать нравственные понятия, чувство уважения к труду продавца, бережное отношение к покупкам.
6
Февраль
Тема месяца: «Товары и услуги»
Интегрированная образовательная деятельность
Тема: «Город»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Основные понятия: услуги, оказание услуги, работа, товар.
Педагогические задачи:
- расширить знания детей о товарах и услугах;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
7
Март
Тема месяца: «Доходы и расходы»
Интегрированная образовательная деятельность
Тема: «В гостях у Смешариков»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Основные понятия: зарплата, пенсия, стипендия, копилка, банк, банковская карта, сейф, магазин, развлечения, отдых, труд.
Педагогические задачи:
- дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить;
- активизировать словарь за счёт таких терминов, как «покупка», «доход», «зарплата», «расходы»;
- воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.
8
Апрель
Квест-игра
Тема месяца: «Семейный бюджет»
Интегрированная образовательная деятельность
Тема: «Наша семья»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Основные понятия: доход, расход, покупки, платежи
Педагогические задачи:
- дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить;
- активизировать словарь за счёт таких терминов, как «семейный бюджет», «доход», «зарплата», «расходы», «копилка»;
- воспитывать нравственные понятия чувство уважения к труду, бережное отношение к покупкам, игрушкам, вещам.
9
Май
Тема месяца: «Азбука финансов»
Итоговая игровая деятельность
Тема: «Страна экономика»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Основные понятия: финансы, экономия, деньги, расход, приход
Педагогические задачи:
- закрепить и систематизировать полученные в течение года знания;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- уточнить различные экономические понятия
Продукт проекта - разработанный педагогами, детьми и родителями, лепбук с заданиями и материалами «Бюджет моей семьи»
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Список использованных литературных источников
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
https://learningapps.org/display?v=ppu1o80w521
https://wordwall.net/ru/resource/13825582
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...
Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"
Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...
Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
Данная публикация поможет педагогам познакомить дошкольников с первоначальными понятиями финансовой грамотности....
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....
Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе "Юный финансист" Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский, игровой, краткосрочный).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности «Экономический Знай – ка»
Проект по формированию финансовой грамотности включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;цели и задачи с детьми в рамках пр...