Педагогический проект по финансовой грамотности "Юный финансист"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Гейдарова Наталья Сергеевна

https://docs.google.com/presentation/d/109oiKG4mSw...

Проект по формированию финансовой грамотности  «Юный финансист»  включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
  • принципы реализации проекта;
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы  реализации проекта;
  • управление и обеспечение проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности  «Семейный бюджет» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_fin_gramotnosti_2.docx85.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» городского округа Рефтинский

Местонахождение: 624285 Свердловская область, поселок Рефтинский, улица Юбилейная, дом № 5 А,

тел. (34365)3-21-96, E-mail: reftrodnichok@mail.ru

Педагогический проект

по финансовой грамотности

для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

«Юный финансист»

20210413_151507.jpg

Разработали: воспитатели

Гейдарова Н.С., Вильдякскина С.Г.

Пгт Рефтинский 2021 год

Введение

Проект по формированию финансовой грамотности  «Юный финансист»  включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
  • принципы реализации проекта;
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы  реализации проекта;
  • управление и обеспечение проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности  «Семейный бюджет» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

        

Актуальность

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, отмечается, что для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности, в том числе и для дошкольного образования. 

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В ходе образовательной деятельности у детей воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольники знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Данный проект разработан в соответствии с Дополнительной общеобразовательной программой по формированию основ финансовой грамотности детей старшего  дошкольного  возраста «Первые ступеньки в мир финансовой грамотности»

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • продолжать учить детей понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • продолжать знакомить с понятиями «труд — продукт — деньги», их взаимосвязью; «стоимость продукта в зависимости от его качества;
  • учить рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • учить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных        ситуациях;
  • воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги, видеть        красоту        человеческого        творения;
  • воспитывать у детей такие качества как: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.).

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (9 месяцев)

Начало реализации программы: сентябрь 2020 года

Окончание программы: май 2021 года

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».
  • подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План мероприятий проекта

ЕЖЕМЕСЯЧНО:

Подбор информации, художественного слова об экономике, деньгах, их значении в жизни людей, составление словаря экономических понятий;

разработка дидактических, интерактивных, сюжетно-ролевых, подвижных игр;

фотовыставки, выставки рисунков, участие в конкурсах различного уровня;

Беседы, игровые ситуации, чтение художественной литературы;

создание мини-музея «Деньги разных стран» – в течение всего года.

1

Сентябрь

Тема месяца: «Труд и продукт труда (товар)»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема«В мире профессий»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

Педагогические        задачи:

  • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • воспитывать желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • создавать условия для деятельности «по интересам», проявления творчества и изобретательности.

2

Октябрь

Тема месяца: «Деньги и цена (стоимость)»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Понятие «деньги»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные понятия: деньги, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.

Педагогические задачи:

  • познакомить детей с деньгами и сформировать отношение к деньгам как к части культуры нашей страны;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);        
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

3

Ноябрь

Тема месяца: «Реклама: правда и ложь, разум  и чувства, желания и возможности»

Интегрированная образовательная деятельность

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В мире рекламы»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Педагогические задачи:

  • дать представление о рекламе, ее назначении;        
  • поощрять объективное отношение детей к рекламе;        
  • развивать у детей способность различать рекламные уловки;        
  • учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;        — учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

4

Декабрь

Тема месяца: «Полезные экономические навыки  и привычки в быту»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Наша семья»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные понятия: бережливый,        хозяйственный,        экономный, рачительный,        щедрый,        добрый,        честный,        запасливый        и        др.

Педагогические задачи:

  • формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;        
  • воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;        
  • воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных эгоистических и альтруистических потребностей;        
  • дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.

5

Январь

Квест-игра

Тема месяца: «Торговля, торг»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В магазине»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные понятия:  торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т.п.

Педагогические задачи:

  • дать детям понятие о том, что в магазине есть различные товары;
  • активизировать словарь за счёт таких терминов, как «цена», «покупка», «чек», «касса», «покупатели»;
  • воспитывать нравственные понятия, чувство уважения к труду продавца, бережное отношение к покупкам.

6

Февраль

Тема месяца: «Товары и услуги»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Город»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные понятия: услуги, оказание услуги, работа, товар.

Педагогические задачи:

  • расширить знания детей о товарах и услугах;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

7

Март

Тема месяца: «Доходы и расходы»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «В гостях у Смешариков»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные понятия: зарплата, пенсия, стипендия, копилка, банк, банковская карта, сейф, магазин, развлечения, отдых, труд.

Педагогические задачи:

  • дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить;
  • активизировать словарь за счёт таких терминов, как «покупка», «доход», «зарплата», «расходы»;
  • воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

8

Апрель

Квест-игра

Тема месяца: «Семейный бюджет»

Интегрированная образовательная деятельность

Тема: «Наша семья»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные понятия: доход, расход, покупки, платежи

Педагогические задачи:

  • дать детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать, а затем их можно тратить;
  • активизировать словарь за счёт таких терминов, как «семейный бюджет», «доход», «зарплата», «расходы», «копилка»;
  • воспитывать нравственные понятия чувство уважения к труду, бережное отношение к покупкам, игрушкам, вещам.

9

Май

Тема месяца: «Азбука финансов»

Итоговая игровая деятельность

Тема: «Страна экономика»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Основные понятия: финансы, экономия, деньги, расход, приход

Педагогические задачи:

  • закрепить и систематизировать полученные в течение года знания;
  • развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
  • уточнить различные экономические понятия

Продукт проекта - разработанный педагогами, детьми и родителями, лепбук с заданиями и материалами «Бюджет моей семьи»

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных литературных источников

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/

https://learningapps.org/display?v=ppu1o80w521

https://wordwall.net/ru/resource/13825582


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в старшей группе "Юные финансисты"

Проект по финансовой грамотностидля детей старшего дошкольного возрастаНазвание проекта: «Юные финансисты»Автор проекта: воспитатель Ахметшина Оксана АнатольевнаМБДОУ Детский сад № 60 г. У...

Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Данная публикация поможет педагогам познакомить дошкольников с первоначальными понятиями финансовой грамотности....

Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Мы маленькие финансисты»

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....

Проект по финансовой грамотности "Юный финансист"

Проект по финансовой грамотности в подготовительной группе  "Юный финансист" Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский, игровой, краткосрочный).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности (подготовительная группа) «Экономический  Знай – ка» (познавательный, информационно – исследовательский...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по финансовой грамотности «Экономический Знай – ка»

Проект по формированию финансовой грамотности  включает следующую информацию:актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;цели и задачи с детьми в рамках пр...