Применение Кубика Блума на занятиях по финансовой грамотности»
консультация по основам финансовой грамотности
"Кубик Блума" - один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_semina.docx | 211.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Тисульский детский сад № 1 «Колосок»
«Применение Кубика Блума на занятиях по финансовой грамотности»
Семина С.Н.
Ход мастер – класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!
Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.
Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто умеет мечтать!
Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
Здравствуйте те, кто любит успех!
Начать свое выступление я хотела бы с притчи.
«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:
- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».
Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:
- Критическое мышление
- Креативность
- Коммуникативные навыки
- Командность
Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).
Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы ТРКМ, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.
Как вы думаете, что же такое «критическое мышление»? (Выслушать ответы.
Подвести итог: это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.)
Именно таким мышлением должен обладать современный человек.
"Кубик Блума" - один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».
"Кубик Блума" Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
- "Назови"
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например, "Назовите - назовите как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути", "Назовите - главных героев сказки «Колобок». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
- "Почему"
Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?
- "Поясни (Объясни)"
Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: "- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать?", "- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?"
- "Предложи"
Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: "Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка?", "Предложи, как можно спастись Колобку".
- "Придумай"
Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: "Придумай свою версию концовки сказки".
- "Поделись"
Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как плохо, что (когда)……………………», «Мне очень понравилось сказка, потому что …………….».
Как использовать "Кубик Блума"?
Взрослый или ребёнок бросает кубик, выпавшая грань указывает на тип вопроса. Вопрос должен начинаться с этого слова.
1 вариант - вопросы формулирует взрослый;
2 вариант – вопросы формулируют дети. (Этот вариант требует определенной подготовки от детей).
Затем происходит обмен составленными вопросами и совместный анализ ответов.
На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
Пособие по финансовой грамотности "Кубик Блума" адаптировано для детей дошкольного возраста (имеет на гранях не только вопросы, но и картинки для не читающих детей).
ПОСОБИЕ ЯВЛЯЕТСЯ
- многофункциональным (возможно его использование в разных видах деятельности: в работе с целой группой, в парах, в подгруппах и индивидуально);
- вариативным (пособие применяется для закрепления темы, проведения рефлексии, уточнения/изучения знаний детей о теме, помогает организовать как учебную, так и игровую деятельность);
- безопасно (используется для создания цветная бумага, кубик, картинки, распечатанные на принтере; легкое)
Данный прием педагогической техники Бенджамина Блума может быть использован при изучении любой темы, преимущественно на занятиях в технологии проблемного обучения.
Желательно, чтобы дети/ребенок умел читать. Тогда пособие, возможно, использовать ребенком самостоятельно. Если ребенок не читает, то в помощь картинки или пояснения педагога.
«Игра с педагогами»
Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает в работе с детьми сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.
Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности.
Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами?
Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?
Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.
Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте.
Я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику!
И я благодарю всех! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников.
Представленная статья раскрывает сущность современных педагогических технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников. С практической стороны раскрываются технологии: проектная де...
Конспект игровой образовательной ситуации (ИОС) по познавательному развитию с применением ИКТ технологий, элементов финансовой грамотности и исследовательской деятельности Тема «Лунтик в гостях у малышей» (младший дошкольный возраст 3-4 лет)
Данная разработка будет очень интереснаи познавательна малышам....
"Применение словесных игр по финансовой грамотности в совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе"
Представление опыта работы...
Конспект занятия по теме: «Деньги. Их применение» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников.Задачи:Образовательная: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая кар...
Конспект НОД по применению " Кубика Блума " в разновозрастной группе на занятии по финансовой грамотности
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей ...
Финансовая грамотность с применением кейс-технологий
Для создания более эффективного результата при освоении изучаемого материала по финансовой грамотности, предлагается разработка и внедрение кейс - технологии. Способствующее подготовке будущих финанси...
Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...