Семинар-практикум
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кошкина Татьяна Анатольевна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_0.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

 для родителей

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста. 

Задачи: 

- познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; 

- расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.

Информационно-техническое обеспечение: раздаточный материал - буквы для составления слов и изготовления «Экономического словаря».

Фломастеры, карандаши, цветная бумага, клей, ножницы.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход семинара – практикума:

Перед началом семинара, родители знакомятся с материалами настольных, дидактических игр по финансовой грамотности.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной, познавательной и пройдёт с пользой.Тема нашей семинара-практикума: «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Многие из вас сейчас про себя подумали: «Какая финансовая грамотность для наших малышей?» И почему в наше время имеет такую актуальность? Когда следует начать знакомство с экономикой? И кто должен  учить этому направлению детей?Хочется отметить, что ребенок с самого раннего детства поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.

Сейчас наши детки - еще малыши. И начинаем мы с азов.  Совместная задача родителей и педагогов - воспитание бережного отношения к игрушкам, вещам, предметам окружающего мира, природе, прививать у детей привычку к труду.

Как же приобщить детей к финансовой грамотности,  не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических понятий, не лишая их счастливого и беззаботного детства?  А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.                          

 Мы, педагоги, помогаем детям через игру войти в мир экономики и овладеть экономическими понятиями,этим самым  решая основные задачи:

-Развиваем  интерес к познанию

-формируем мышление

- помогаем детям осваивать представления предметного мира

- воспитывать  деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

- развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить

Итак… С чего нужно начать повышение финансовой грамотности?

В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные формы и методы формирования у детей предпосылок к финансовой грамотности: непосредственно-образовательная деятельность, игры сюжетно-ролевые, дидактические, настольные разной направленности, в свободной деятельности, вне занятий, обогащение предметно-развивающей среды и др, которые способствуют всестороннему развитию детей и позволяют с большей эффективностью подготовить детей к обучению в школе.

Воспитатель:Уважаемые родители, а сейчас я Вам предлагаю немного окунуться в мир экономики и заодно проверить себя, а может и почерпнуть что-то новое  в основах финансовой грамотности.

Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку:      

Экономические загадки:

  • На товаре быть должна обязательно…..(цена)
  • Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без……(рекламы)
  • Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой….(конкурент)
  • Коль трудился круглый год, будет кругленьким …..(доход)
  • Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить ….(налоги)
  • Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)
  • Приносить доходы стал в банке папин …. (капитал)
  • На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут, набегают в банке…(проценты)
  • Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…..(залог)
  • И врачу и акробату выдают за труд…….. (зарплату)
  • В банке для всех вас висит прокламация: «деньги в кубышках съедает……» (инфляция)
  • Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них…..(договоры)

Молодцы, разминка прошла на ура, и следующим этапом нашей встречи будет практическая часть, где вы должны будете изготовить «Экономический словарь» для детей. Приглашаю Вас за столы.

Экономический словарик – это помощь детям в освоении значений экономических понятий.

Цель: расширение и пополнение словарного запаса в мире финансовых терминов.

Практическая часть: «Изготовление «Экономического словаря» из бумаги.

Для изготовления словаря  нам понадобятся: чистые листы бумаги, цветные картинки с буквами, ножницы,  картинки –ответы, клей, цветная бумага и картон, фломастеры, цветные карандаши.

Воспитатель: Обложка у нас уже готова, сделана руками детей и заламинирована, чтобы словарь был прочным. Вам необходимо поэтапно изготовить к словарю страницы с терминами и обозначениями, вставить в обложку и закрепить.

Этапы изготовления:

1.        Выбираем на столе букву и подбираем к ней слово, изображенное на экране.

2.        На чистый лист наклеиваем букву и дописываем слово карандашом или фломастером.

3.        Далее находим картинку с ответом и наклеиваем под словом.

4.        Фломастером или карандашом пишем значение слова.

5.        Собираем все листы с готовыми словами и обозначениями

6.        Соединяем с обложкой

7.        Закрепляем с помощью дырокола и ленточки

8.        Словарь готов!

Родители самостоятельно группами или по одному изготавливают страницы для словаря.

Заключение.

В итоге нашего семинара-практикума хочу подчеркнуть, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Приглашаем на выставку, где представлены рисунки детей  с элементами финансовой грамотности. А также можно посмотреть литературу, дидактические, сюжетно-ролевые  игры, которыми  играют дети.

Наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание и участие!

До свидания!

Полезные советы родителям

  1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой  радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна  не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде; помогут вашим детям стать самостоятельными.

  1. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

  1.  Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

  1.  Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», чаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети  должны стремиться делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание.

  1.  Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

  1. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

  1. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не способного даже к самообслуживанию.

  1.  Дети должны знать цену деньгам

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами  и  понимали,  чего  стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают  цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность  ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.

Список использованных литературных источников

  1. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.
  2. Епанешникова Т.П.,  «Дошкольник в мире экономики».
  3. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.
  4. Шатова А.Д. Дошкольник и … экономика // Обруч. 1999. №1.
  5. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под.ред. Е.А. Курак – М.: ТЦ СФЕРА, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...