Программа кружка по финансовой грамотности дошкольников 2024-2025 гг.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Дудина Валентина Валерьевна

Формирование у обучающихся первичных экономических представлений и компетенций; воспитание у них культуры поведения в условиях рыночных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

№ 13 «Звездочка»

СОГЛАСОВАНО:

педагогическим советом

МБДОУ  д/с № 13

(протокол  от __________2024 г.)

УТВЕРЖДЁН:

приказом МБДОУ д/с № 13:

от                           2024 г.

Планирование работы кружка по программе:

«Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»

для детей старшего дошкольного возраста

на 2024-2025 учебный год

                                                                                                                   

                                                                                                                      Воспитатели:

                                                                                                             А.Е. Быкова

                                                                                                             В.В. Дудина

г. Зеленогорск, 2024-25 гг.

Пояснительная записка.

Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем знаний и навыков.

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);

- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Цель программы: формирование у обучающихся первичных экономических представлений и компетенций; воспитание у них культуры поведения в условиях рыночных отношений.

 Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Основные принципы работы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- систематичность и последовательность занятий;

- наглядность;

- учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Программа, рассчитана на 32 часа, построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.

В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу – не более 30 минут. Так как курс «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» направлен на освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.

 Программа разделена на базовый модуль «Финансовая азбука» (23 часа), в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет», и дополнительные модули («Труд», «Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности:

- непосредственно образовательная деятельность;

- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательская деятельность;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- конструирование из разного материала;

- изобразительная деятельность;

- двигательная форма активности ребенка.

:В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения конкретных действий.

Планируемые  результаты:

В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета.

Учебно-тематический план на 2024-2025 год.

Месяц

Тема

Педагогические средства

Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука»

Чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение

Базовый модуль «Финансовая азбука» (23 часа)

Раздел 1. Потребности (4 часа)

Сентябрь

Тема 1.1. Что такое потребности?

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение

Тема 1.2. Что необходимо человеку?

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение

Тема 1.3. Потребности семьи

Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения

Тема 1.4. Что мне нужно?

Беседа, изобразительная деятельность, упражнения

Раздел 2. Труд (5 часов)

Октябрь

Тема 1.5. Как кот Белобок лень преодолел

Беседа, чтение художественной литературы, упражнение

Тема 1.6. Как кот Белобок решил дом построить

Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения

Тема 1.7. Почему все взрослые работают?

Беседа, соревнование, дидактическая игра, упражнение

Тема 1.8. Путешествие в Страну профессий

Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение

Ноябрь

Тема 1.9. Всякому делу надо учиться

Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков

Раздел 3. Товар (5 часов)

Тема 1.10. Как кот Белобок узнал, что такое товар

Беседа, дидактическая игра, упражнение

Тема 1.11. Что такое стоимость товара?

Беседа, дидактическая игра, упражнение

Тема 1.12. Обмен и покупка товаров

Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач

Декабрь

Тема 1.13. Что такое цена?

Чтение художественной литературы, беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение

Тема 1.14. Ярмарка

Чтение художественной литературы, беседа, ролевая игра

Раздел 4. Деньги (4 часа)

Тема 1.15. Что такое деньги?

Рассказ, беседа, просмотр мультфильма

Тема 1.16 Деньги. Монета. Банкнота.

Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность

Январь

Тема 1.17. Дом, где живут деньги

Заочная экскурсия, просмотр мультфильма

Тема 1.18. Как правильно тратить деньги?

Беседа, упражнение, просмотр мультфильма

Раздел 5. Семейный бюджет (5 часов)

Февраль

Тема 1.19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи»

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра «Доход – расход»

Тема 1.20. Как приходят деньги в семью Андрюши, или азбука доходов

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейный бюджет»

Тема 1.21. Андрюша с мамой идут в магазин

Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов

Тема 1.22. Семейные доходы и расходы

Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, мозговой штурм, анализ домашнего задания, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря

Март

Тема 1.23. Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной литературы

Дополнительный модуль «Труд» (9 часов)

Тема 2.1. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине

Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность

Тема 2.2. В гостях у кота Белобока

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок, изобразительная деятельность

Тема 2.3. «Мир профессий транспорта»

Беседа-визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации

Тема 2.4. Как кот Белобок спасателям помогал

Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра

Апрель

Тема 2.5. «Профессии модного мира»

Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, подвижная игра, рассказ-визуализация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, моделирование

Тема 2.6. «Профессии важнее на свете не бывает»

Чтение художественной литературы, беседа, демонстрация презентации, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра

Тема 2.7. «От купца до продавца»

Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность

Май

Тема 2.8. «Программист – великий волшебник»

Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, демонстрация презентации, игра-пазл

Тема 2.9. Сила печатного слова

Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Занятие по программе финансовой грамотности дошкольников "Дом, где живут деньги"

Занятие по программе финансовой  грамотности  дошкольников "Дом, где живут деньги" .Занятие виртуальное путешествие в банк с использованием демонстрационного материала книжки- раск...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы...

Программа кружка по финансовой грамотности в старшей группе «Занимательные финансы»

Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов. Задачи реализации Программы:Образовательные:- поз...

Дополнительная общеобразовательная Программа «Карапузики» (2-3 года) на 2024 – 2025 учебный год

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный на...