Программа кружка по финансовой грамотности дошкольников 2024-2025 гг.
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование у обучающихся первичных экономических представлений и компетенций; воспитание у них культуры поведения в условиях рыночных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov_2024-25.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 13 «Звездочка» | |
СОГЛАСОВАНО: педагогическим советом МБДОУ д/с № 13 (протокол от __________2024 г.) | УТВЕРЖДЁН: приказом МБДОУ д/с № 13: от 2024 г. |
Планирование работы кружка по программе:
«Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
для детей старшего дошкольного возраста
на 2024-2025 учебный год
Воспитатели:
А.Е. Быкова
В.В. Дудина
г. Зеленогорск, 2024-25 гг.
Пояснительная записка.
Образовательная программа «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем знаний и навыков.
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цель программы: формирование у обучающихся первичных экономических представлений и компетенций; воспитание у них культуры поведения в условиях рыночных отношений.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- наглядность;
- учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития.
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа, рассчитана на 32 часа, построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.
В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу – не более 30 минут. Так как курс «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» направлен на освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.
Программа разделена на базовый модуль «Финансовая азбука» (23 часа), в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет», и дополнительные модули («Труд», «Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности:
- непосредственно образовательная деятельность;
- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская деятельность;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- конструирование из разного материала;
- изобразительная деятельность;
- двигательная форма активности ребенка.
:В основу прогнозирования и оценивания результатов освоения Программы положен компетентностный подход. Под компетенциями понимается практический опыт выполнения конкретных действий.
Планируемые результаты:
В результате освоения Программы дошкольники приобретут опыт в определении своих потребностей, научатся регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии семейного бюджета.
Учебно-тематический план на 2024-2025 год.
Месяц | Тема | Педагогические средства |
Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука» | Чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение | |
Базовый модуль «Финансовая азбука» (23 часа) | ||
Раздел 1. Потребности (4 часа) | ||
Сентябрь | Тема 1.1. Что такое потребности? | Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение |
Тема 1.2. Что необходимо человеку? | Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение | |
Тема 1.3. Потребности семьи | Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения | |
Тема 1.4. Что мне нужно? | Беседа, изобразительная деятельность, упражнения | |
Раздел 2. Труд (5 часов) | ||
Октябрь | Тема 1.5. Как кот Белобок лень преодолел | Беседа, чтение художественной литературы, упражнение |
Тема 1.6. Как кот Белобок решил дом построить | Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения | |
Тема 1.7. Почему все взрослые работают? | Беседа, соревнование, дидактическая игра, упражнение | |
Тема 1.8. Путешествие в Страну профессий | Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение | |
Ноябрь | Тема 1.9. Всякому делу надо учиться | Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков |
Раздел 3. Товар (5 часов) | ||
Тема 1.10. Как кот Белобок узнал, что такое товар | Беседа, дидактическая игра, упражнение | |
Тема 1.11. Что такое стоимость товара? | Беседа, дидактическая игра, упражнение | |
Тема 1.12. Обмен и покупка товаров | Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач | |
Декабрь | Тема 1.13. Что такое цена? | Чтение художественной литературы, беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение |
Тема 1.14. Ярмарка | Чтение художественной литературы, беседа, ролевая игра | |
Раздел 4. Деньги (4 часа) | ||
Тема 1.15. Что такое деньги? | Рассказ, беседа, просмотр мультфильма | |
Тема 1.16 Деньги. Монета. Банкнота. | Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность | |
Январь | Тема 1.17. Дом, где живут деньги | Заочная экскурсия, просмотр мультфильма |
Тема 1.18. Как правильно тратить деньги? | Беседа, упражнение, просмотр мультфильма | |
Раздел 5. Семейный бюджет (5 часов) | ||
Февраль | Тема 1.19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи» | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра «Доход – расход» |
Тема 1.20. Как приходят деньги в семью Андрюши, или азбука доходов | Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейный бюджет» | |
Тема 1.21. Андрюша с мамой идут в магазин | Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов | |
Тема 1.22. Семейные доходы и расходы | Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, мозговой штурм, анализ домашнего задания, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря | |
Март | Тема 1.23. Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку» | Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной литературы |
Дополнительный модуль «Труд» (9 часов) | ||
Тема 2.1. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине | Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность | |
Тема 2.2. В гостях у кота Белобока | Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок, изобразительная деятельность | |
Тема 2.3. «Мир профессий транспорта» | Беседа-визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации | |
Тема 2.4. Как кот Белобок спасателям помогал | Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра | |
Апрель | Тема 2.5. «Профессии модного мира» | Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, подвижная игра, рассказ-визуализация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, моделирование |
Тема 2.6. «Профессии важнее на свете не бывает» | Чтение художественной литературы, беседа, демонстрация презентации, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра | |
Тема 2.7. «От купца до продавца» | Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность | |
Май | Тема 2.8. «Программист – великий волшебник» | Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, демонстрация презентации, игра-пазл |
Тема 2.9. Сила печатного слова | Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
Занятие по программе финансовой грамотности дошкольников "Дом, где живут деньги"
Занятие по программе финансовой грамотности дошкольников "Дом, где живут деньги" .Занятие виртуальное путешествие в банк с использованием демонстрационного материала книжки- раск...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...
Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы
Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы...
Программа кружка по финансовой грамотности в старшей группе «Занимательные финансы»
Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов. Задачи реализации Программы:Образовательные:- поз...
Дополнительная общеобразовательная Программа «Карапузики» (2-3 года) на 2024 – 2025 учебный год
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный на...