Программа кружка по финансовой грамотности в старшей группе «Занимательные финансы»
проект (старшая группа)

Усова Инна Сергеевна

Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.

 Задачи реализации Программы:

Образовательные:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд

- продукт (результат труда)

- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

 - научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля

- качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого

- педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_zanimatelnye_finansy.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 10 «Улыбка»»

Программа кружка по финансовой грамотности

в старшей группе

«Занимательные финансы»

                                                        

                           Воспитатель:        

                                          Усова Инна Сергеевна

                                                                       

г. Курчатов

2022-2023г


Пояснительная записка

В основу содержания кружка легла программа Л.В. Стахович «Азы финансовой культуры для дошкольников», которая направлена на формирование у детей полезных привычек в сфере финансов, на выработку таких качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность, бережливость, хозяйственность, рациональность, честность, благородство, обязательность.

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.

Нормативное обоснование Программы:

Федеральные законы:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

 Нормативно-правовые документы:

- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.

 Задачи реализации Программы: 

Образовательные: 

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд

- продукт (результат труда)

- деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

 - научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля

- качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого

- педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, экспериментирование и др.).

Личностные результаты 

В результате обучения дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

- чётко осознавать, что труд

- основа жизни, любой труд

- это хорошо, плохо

- сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия

- это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

 Практические результаты: 

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

 - освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (октябрь – май включительно), один раз в неделю – пятница. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Занимательные финансы» - 21 человек. Возраст детей: от 5 до 6 лет.

 Тема занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

Октябрь

1. Труд - основа жизни.

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Беседа.

2. Труд - основа жизни.

Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда.

Игра-соревнование «Мои домашние обязанности». Папка-передвижка «Наша семья трудится». Тематический стенд о труде.

3. Работать и зарабатывать.

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.).

Беседа, ситуационные задачи.

4. Работать и зарабатывать.

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.).

Игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно».

Ноябрь

1. Все работы хороши, выбирай на вкус.

Продукты труда: товары и услуги.

Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается».

2. Все работы хороши, выбирай на вкус.

Профессии.

Викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?»,

3. Все работы хороши, выбирай на вкус.

Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», угадай профессию по продукту труда

4. Творческое занятие.

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться.

Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем – рисуем.

Декабрь

1. Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Интерактивный мини-спектакль.

2. Как придумали деньги.

Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Беседа, чтение, рассказ.

3. Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся.

Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.).

Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы».

4. Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся.

Изготовление денег: печать, чеканка.

Придумываем деньги для группы, тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»

Январь

1. Как деньги попадают к нам в дом.

Труд и доходы.

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь»,

2. Трудовая денежка всегда крепка.

Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом.

Ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги». Рассказ для родителей «Отец и сын».

3. Где живут деньги.

Денежку бережём.

Игра «Денежкин домик».

4. Где живут деньги.

Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр.

Сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идём в банк».

Февраль

1. Мини-спектакль «Зайкина находка».

Закрепляем понятие деньги.

Интерактивный мини-спектакль.

2. Потребности и желания.

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное».

3. Потребности и желания.

Соотносим потребности, желания и возможности.

Ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение.

Март

1. Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубасти- ка».

Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить?

Интерактивный мини-спектакль.

2. Где покупают и продают разные товары.

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки.

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками».

3. Наша мастерская.

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Творческо-трудовая деятельность.

4. Стоимость и цена товара.

Разбираем цепочку товар-стоимость - цена.

Игра «Сколько это стоит?»,

Апрель

1. Стоимость и цена товара.

Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение.

2. Выгодно-невыгодно.

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгод но-невыгодно».

3. Выгодно-невыгодно.

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Сказка «Что за птица?» - обмен.

4. Выгодно-невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Сказка «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение.

Май

1. Русская ярмарка.

Ярмарка и её атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаём свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Конкурс проектов «Этой ярмарки краски» Организация мини-спектакля на тему «Лесная ярмарка»

2. Тратим разумно, экономим.

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Беседа, чтение, игра «Деньги получил - ерунды накупил».

3. Тратим разумно, экономим.

Бережливый человек всегда богаче.

Викторина «Разумные траты сказочных героев».

4. Тратим разумно, экономим.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Загадки: «Угадай, кто это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар».

                                                 Список литературы:

1. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

2. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

3. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 4. Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

7. Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А. Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. - 38 с.

8. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 89 с.

9. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006. - 98 с.

10. Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шай- кина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf 

11. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

12. Полиманская, Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 117 с.

13. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. - М., 2005. - 254 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Программа по основам финансовой грамотности для старшего возраста

Программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. В приложении есть методики проведения мониторинга и вопросы для анкетирования родителей....

Познавательная викторина по финансовой грамотности для старших дошкольников «Азбука финансов»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений; развитие экономического мышления; закрепление основных экономических понятий....

Программа по формированию Финансовой грамотности у старших дошкольников

Программа расчитана на деией старшего дошкольного возраста. Представлено поурочное тематическое планирование....

Методическая разработка по финансовой грамотности для старших дошкольников "Азбука финансов"

Методический материал содержит подборку конспектов по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного...

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы...

Программа кружка по финансовой грамотности дошкольников 2024-2025 гг.

Формирование у обучающихся первичных экономических представлений и компетенций; воспитание у них культуры поведения в условиях рыночных отношений....