Программа по дополнительному образованию кружка "Азбука финансовой грамотности"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Образовательная программа «Азбука финансовой грамотности» разработана в целях
финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста детского сада.
Также, в материалах помещен отчет о проделанной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_finansov.docx | 873.78 КБ |
otchet_azbuka_finansovoy_gramotnosti.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «БЕРЕЗКА»
МР «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
______________/Солдатова О. А./
«____»_______________2022_года
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка
«Азбука финансовой грамотности»
по формированию финансовой грамотности дошкольников
на 2023–2024гг.
Составитель:
Миронец Ольга Анатольевна
Актуальность
Образовательная программа «Азбука финансовой грамотности» разработана в целях
финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста детского сада.
Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание- сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования в дошкольном возрасте, где дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической деятельности.
Новизна программы
Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации.
Содержание программы предполагает организацию деятельности старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г № 273-Ф3.» Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(санПин 2.4.1.3049-13)
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –ФГОС ДО)
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет и рассчитана на один год.
Длительность занятий: 20-25 мин для детей 5-6 лет и 25-30 мин для детей 6-7 лет.
Количество занятий: один раз в неделю во второй половине дня в четверг. В месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий. Форма работы подгрупповая
Цель
- Формирование первичных экономических представлений и компетенции;
- Развитие экономического мышления дошкольников.
- Воспитание социально- личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Задачи:
- Сформировать первичные экономические понятия.
- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
- Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость, с одной стороны и нравственными понятиями как бережливость, честность, щедрость и т.д
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д)
Основные принципы работы
-Учет индивидуальных особенностей возможностей детей
- Комплексный подход при разработке занятий
-Вариативность содержания и форм проведения занятий
-Систематичность и последовательность занятий
- наглядность
-Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.
Ожидаемые результаты
В конце реализации программы сформировать у детей следующие понятия и представления;
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются
- Сначала зарабатываем – потом тратим, соответственно, чем больше зарабатываешь и разумно тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества нужности и от того, насколько сложно его произвести (Товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег, люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник)
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине)
- Финансы нужно планировать ( приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде)
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса, 9 дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности)
Методы
Игровой, практический, наглядный, словесный
Формы проведения
- Подгрупповое занятие
- Индивидуальная работа
Работа с родителями
Буклеты (презентация кружка.) Консультация для родителей, индивидуальные беседы, информация о кружке дистанционно, презентация рекламы, совместные проекты.
Структура занятия
- Вводная часть 4 мин ( сообщение темы занятия, проблемная ситуация)
- Основная часть 22 мин
( дидактическая игра, работа в тетради финансовой грамотности. Беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения)
- Заключительная часть 4 мин ( подведение итогов)
Тематический план работы кружка
Месяц | Неделя | Тема | Педагогические средства |
Октябрь | 1 | Что такое потребности | Дидактическая игра « Заветные желания».Демонстрация м .ф. » Телефон», беседа, загадки, чтение ,упражнения Оборудование: компьютер , тетради по финансовой грамотности» |
2 | Что необходимо человеку | Д.И.» Кому что нужно», демонстрация м.ф. « Уроки тетушки Совы», беседа, упражнения | |
3 | Как Гном Эконом лень преодолел | Беседа, чтение художественной литературы, упражнение | |
4 | Почему все взрослые работают | Путешествие в страну профессий – сюжетно ролевая игра, беседа, отгадывание загадок ,игровое упражнение | |
Ноябрь | 1 | Как Гнои Эконом узнал , что такое товар | Беседа, игра ролевая «Покупка мороженого» |
2 | Что такое стоимость товара | Беседа, упражнения, тетради по финансовой грамотности | |
3 | Обмен и покупка товара | Беседа, , решение арифметических задач, лото « Бартер»игра « Обмен и покупка» | |
4 | Что такое цена | Беседа, чтение, просмотр м.ф. « Уроки тетушки совы» 2 серия | |
Декабрь | 1 | Что такое деньги | Беседа, рассказ, просмотр м.ф. « Уроки тетушки совы»1 серия |
2 | Деньги, монета, банкомат | Беседа, д.и., изобразительная деятельность | |
3 | Дом где живут деньги | Заочная экскурсия ,просмотр м.ф « Урока тетушки совы»10 серия | |
4 | Как правильно тратить деньги | Беседа, упражнения, просмотр м.ф. «Уроки тетушки совы» 11 серия | |
январь | 1 | Доверили Андрюше вести бюджет семьи | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации,д.и.» Доход – расход» |
2 | Аукцион знаний или «Как накопить на любимую игрушку» | Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра размышление, | |
3 | Как Гном Эконом узнал, откуда берутся товары в магазине | Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельности | |
4 | Деньги разных стран | Просмотр видеофильма «Деньги разных стран» | |
Февраль | 1 | Как Гном Эконом узнал, что магазины бывают разные | Рассказ, дидактическая игра |
2 | Как правильно делать покупки | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра | |
3 | В гостях у гнома Эконома | Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок | |
4 | Как правильно делать покупки | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра | |
Март | 1 | Центральный банк | Рассказ, дидактическая игра, Беседа, театрализованная игра. |
2 | Раз не найден клад – беги в банке делать вклад | Наглядная демонстрация, видеофрагмент м/ф «Золотой ключик или приключения Буратино», | |
3 | Семейные расходы | Сюжетно ролевая игра , изобразительна деятельность, проблемный диалог Просмотр м.ф : «Барбоскины» 78 серия | |
4 | Как стать экономным | Просмотр м.ф. Обсуждения ,проблемный диалог, дидактическая игра | |
Апрель | 1 | Сбережения | Беседа, анализ игровой ситуации , подвижная игра, выставка |
2 | Покупка велосипеда | Упражнения , отгадывание загадок, Объяснения, составление описательного рассказа | |
3 | Кошелек | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества | |
4 | Идем в магазин | Сюжетно ролевая игра | |
Май | 1 | Копилка | Ситуация проектирования ,обобщение полученных знаний |
2 | Путешествие по финансовой азбуке | Экономическая игра « КВН» | |
3 | Экономическая игра « Что, где, когда» | Игра- викторина | |
4 | Занимательная экономика от Гнома Эконома | Проблемный диалог , беседа, анализ игровой ситуации, дидактическая игра, решение арифметических задач, |
Список литературы
- Введение в мир экономики, или мы играем в экономику-ав-сост. А,А,Смоленцева-Спб.2001
- Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения , познавательные истории . авт- сост .М.М.Воронина.- Волгоград .Учитель , 2008
- Курак. Е.А. Экономическое воспитание дошкольников , -М;2002
- Маленькая энциклопедия для дошкольников, Деньги .авт.- сост .А.Д. Шатова.-М: Ювента, 2003
- Беседа об зкономике. Методическое пособие.авт.- сост.Т.А.Шорыгина.-М.Творческий Центр « Сфера», 2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность . Образовательная программа «Азбука финансовой грамотности» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста детского сада. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Финансовое просвещение и экономическое воспитание- сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования в дошкольном возрасте, где дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической деятельности. Новизна программы . Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. Содержание программы предполагает организацию деятельности старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г № 273-Ф3.» Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (санПин 2.4.1.3049-13). Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –ФГОС ДО). Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
Цель : - Формирование первичных экономических представлений и компетенции; - Развитие экономического мышления дошкольников. - Воспитание социально- личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Задачи: - Сформировать первичные экономические понятия. - Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. - Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость, с одной стороны и нравственными понятиями как бережливость, честность, щедрость и т.д - Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д)
Список литературы: 1. для воспитателей ДОО ФГОС ДО «Финансовая грамотность дошкольника»: - программа кружка - ресурсный и диагностический материал - занятия и игры Авторы составители Г.П. Поварницина, ю.а. киселева, издание 2-е, исправленное. Волгоград; издательство «учитель» 2. финансовая грамотность (по дороге в школу). Сценарий обучающих сказок 5-7 лет; Москва; вакоша 2022 авторы л.в. Стахович, е.в. Семенкова 3. фгос до азы для дошкольников . Е.в. Семенкова, л.в. Стахович. Занимательные финансы. Педагогическая диагностика. Основы финансовой культуры дошкольников 5-7 лет, издательство вита-пресс; москва. 4. серия игр по экономическому воспитанию детей 4-8 лет (соответствует фгос) «Азбука финансовой грамотности. Мои потребности» 5. лэпбук «иностранная валюта» 6. дидактические игры по финансовой грамотности: - «хочу-надо» - «что можно ? Что нельзя ?» - «поезд покупок» - «магазин игрушек», «Магазин одежды», «товары и услуги» - математическая игра «сложи монетки в копилку» - настольные игры «миллионер», «миллиардер» - игровой набор «профессии» 7. Для сюжетно-ролевых игр: кассовый аппарат, банкомат, весы 8. Центр «азбука финансовой грамотности». Паспорт кванта «Азбука финансовой грамотности»
Сколько детей занималось. 3 подгруппы детей (2 подготовительные группы 6-7 лет, 1 старшая группа 5-6 лет ): Группа «Звездочка » 5 детей Группа «Улыбка» 5 детей Группа «Рябинка» 6 детей Всего занималось 16 детей. Длительность занятия: 20-25 минут для детей 5-6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет. Количество занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня в четверг, в месяц 4 занятия, в год 36 занятия. Форма работы подгрупповая и индивидуальная. Методы: Игровой Практический Наглядный Словесный
2. Сколько занятий. Всего провели 20 занятий. В период с 27.10.2022 по 20.04.2023г. Была проведена работа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Работа была проведена как с детьми, так и с их родителями. Вся работа осуществлялась в соответствии с планом работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника, которая включала в себя: Изучение методической литературы Изготовление наглядного материала Изготовление дидактических игр Консультация для родителей Просмотр мультфильмов (видеороликов)
3. Тематика занятий. Презентация на тему: «История возникновения денег» от 27.10.2022 Беседа на тему: «Почему все взрослые работают ?» от 03.11.2022 Просмотр развивающего мультфильма «Профессии» от 10.11.2022 Просмотр мультфильма «Как гном Эконом узнал, что такое товар» и сюжетно-ролевая игра «Покупка мороженого» от 17.11.2022 Просмотр серии видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы» от 24.11.2022 Презентация на тему: «Дом, в котором живут деньги». Практическая работа – конструирование «Банк» от 01.12.2022 Знакомство с лэпбуком «Иностранные валюты» от 08.12.2022 Беседа на тему «Деньги и ресурсы». Дидактическая игра «Груша-яблоко» от 15.12.2022 Просмотр мультфильма «Откуда берутся деньги» от 22.12.2022 Повторение пройденного материала от 12.01.2023 Беседа и презентация на тему «Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта» от 19.01.2023 Знакомство с дидактической игрой «Поезд покупок» от 26.01.2023 Беседа на тему «Почему взрослые работают ?» от 02.02.2023 Беседа на тему «Что за деньги купить нельзя ?» и просмотр мультфильма «Буратино. фрагменты» от 02.03.2023 Просмотр мультфильма «Три кота – Поход в магазин» от 09.03.2023 Закрепление пройденного материала на темы «Что такое товар ?» и «Поезд покупок» от 16.03.2023 Игра-ситуация на тему «Магазин одежды» от 23.03.2023 Просмотр мультфильма «Муха Цокотуха», дидактическая игра «Хочу-надо» от 30.03.2023 Исследовательская деятельность , опыты «деньги на прочность» от 06.04.2023 Дидактическая игра «Размен денег» от 13.04.2023 Сюжетно-ролевая игра «Банкомат» от 20.04.2023 (в сентябре занятия не проводились, в декабре не проведено 1 занятие в связи с новогодними утренниками, в феврале было проведено 1 занятие т.к. была на больничном с 6 по 16 февраля и 23 февраля официально нерабочий день, в апреле не проведено 1 занятие т.к. 27 апреля нерабочий праздничный день)
Центр финансовой грамотности и методическая литература
Родители изготовили атрибуты и пособия для игр и занятий по финансовой грамотности
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «УЧИТЕ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ»
Чтение художественной литературы по основам экономики и рекламы
Финансовая арифметика
Конструирование постройки «Банк нашего города»
Математическая игра «Сложи монеты в копилку»
Сюжетно-ролевая игра «Банкомат»
Дидактическая игра «Иностранная валюта»
Исследовательская деятельность, опыты «Деньги на прочность»
Дидактическая игра «Поезд покупок»
Дидактические игры «Хочу-надо», «Можно-нельзя»
Сюжетно-ролевые игры «Профессии» Знакомство с профессиями Врач
Сюжетно-ролевые игры «Профессии» Инспектор ДПС ГИБДД Парикмахер
Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ финансовой грамотности является создание необходимой предметно-развивающей среды. Используя наглядный материал по финансовой грамотности мы более продуктивно сможем донести до детей нужные знания, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...
программа дополнительного образования по финансовой грамотности "Занимательная экономика"
программа дополнительного образования...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...
Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)
Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы ДОУ....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программаСоциально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности» ...