Программа по дополнительному образованию кружка "Азбука финансовой грамотности"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Миронец Ольга Анатольевна

Образовательная программа «Азбука финансовой грамотности» разработана в целях

финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста детского сада.

Также, в материалах помещен отчет о проделанной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_finansov.docx873.78 КБ
Office presentation icon otchet_azbuka_finansovoy_gramotnosti.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «БЕРЕЗКА»

МР «ОЛЕКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

______________/Солдатова О. А./

«____»_______________2022_года

Рабочая программа по дополнительному образованию  кружка

«Азбука финансовой грамотности»

по формированию  финансовой грамотности дошкольников

  на 2023–2024гг.

                                                                       

                                                                         Составитель:

Миронец Ольга Анатольевна                                                                    

 

Актуальность

Образовательная программа «Азбука финансовой грамотности» разработана в целях

финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста детского сада.

Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание- сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования в дошкольном возрасте, где  дети  получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической деятельности.

Новизна программы

Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения  и развитию финансового образования в  Российской Федерации.

Содержание программы предполагает  организацию деятельности старшего дошкольного возраста  по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

   

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г № 273-Ф3.» Санитарно-эпидемиологическими требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций»

(санПин 2.4.1.3049-13)

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –ФГОС ДО)

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет и рассчитана на один год.

   Длительность занятий: 20-25 мин для детей 5-6 лет и 25-30 мин для детей 6-7  лет.

   Количество занятий: один раз в неделю во второй половине дня в четверг. В месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий. Форма работы подгрупповая

Цель

  1.  Формирование  первичных экономических представлений и компетенции;
  2. Развитие экономического мышления дошкольников.
  3. Воспитание социально- личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения  в сфере экономики.

Задачи:

  1. Сформировать первичные экономические понятия.
  2. Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их  зарабатывания   и разумному их использованию.
  3. Объяснить   взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость, с одной стороны и нравственными понятиями как бережливость, честность, щедрость и т.д
  4. Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический  характер (покупка в магазине, плата за проезд  в транспорте и т. д)

Основные принципы работы

-Учет индивидуальных особенностей возможностей детей

- Комплексный подход при разработке занятий

-Вариативность содержания и форм проведения занятий

-Систематичность и последовательность занятий

- наглядность

-Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.

Ожидаемые результаты

В конце реализации программы  сформировать у детей следующие понятия и представления;

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются

- Сначала зарабатываем – потом тратим, соответственно, чем  больше зарабатываешь и разумно тратишь, тем больше можешь купить.

- Стоимость товара зависит от его качества нужности и от того, насколько сложно его произвести (Товар в магазине - это результат труда  других людей, поэтому он стоит денег, люди как бы меняют свой труд на труд  других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник)

- Деньги любят счет  (дети должны уметь считать деньги, например сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине)

- Финансы нужно планировать ( приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде)

- Твои деньги бывают объектом чужого интереса,  9 дети должны знать элементарные  правила финансовой безопасности)

Методы

Игровой, практический, наглядный, словесный

Формы проведения

- Подгрупповое  занятие

- Индивидуальная работа

Работа с родителями

Буклеты (презентация  кружка.) Консультация для родителей, индивидуальные беседы, информация о кружке дистанционно, презентация рекламы, совместные проекты.

Структура занятия

  1. Вводная часть 4 мин ( сообщение темы занятия, проблемная ситуация)
  2. Основная часть 22 мин

( дидактическая игра, работа в тетради финансовой грамотности. Беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения)

  1. Заключительная часть 4 мин ( подведение итогов)

Тематический план работы кружка

Месяц

Неделя

Тема

Педагогические средства

Октябрь

1

Что такое потребности

  Дидактическая игра « Заветные  желания».Демонстрация м .ф. » Телефон», беседа, загадки, чтение ,упражнения

Оборудование: компьютер , тетради по финансовой грамотности»

2

Что необходимо человеку

   Д.И.» Кому что нужно», демонстрация м.ф. « Уроки тетушки Совы», беседа, упражнения

3

Как Гном Эконом  лень преодолел

Беседа, чтение художественной литературы, упражнение

4

Почему все взрослые работают

Путешествие в страну профессий – сюжетно ролевая игра, беседа, отгадывание загадок ,игровое упражнение

Ноябрь

1

Как Гнои Эконом узнал , что такое товар

Беседа, игра ролевая «Покупка мороженого»

2

Что такое стоимость товара

Беседа, упражнения, тетради по финансовой грамотности

3

Обмен и покупка товара

Беседа, , решение арифметических задач, лото « Бартер»игра « Обмен и покупка»

4

Что такое цена

Беседа, чтение, просмотр м.ф. « Уроки тетушки совы» 2 серия

Декабрь

1

Что такое деньги

  Беседа, рассказ, просмотр м.ф. « Уроки тетушки совы»1 серия

2

Деньги, монета, банкомат

Беседа, д.и., изобразительная деятельность

3

Дом где  живут деньги

Заочная экскурсия ,просмотр м.ф « Урока тетушки совы»10 серия

4

Как правильно тратить деньги

 Беседа, упражнения,   просмотр м.ф. «Уроки тетушки совы» 11 серия

январь

1

Доверили Андрюше вести бюджет семьи

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации,д.и.» Доход – расход»

2

Аукцион знаний или

«Как накопить на любимую игрушку»

Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра размышление,

3

Как Гном Эконом узнал, откуда берутся товары в магазине

Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельности

4

Деньги разных стран

Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

Февраль

1

Как Гном Эконом узнал, что  магазины бывают разные

Рассказ, дидактическая игра

2

Как правильно делать покупки

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра

3

В гостях у гнома Эконома

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок

4

Как правильно делать покупки

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра

Март

1

Центральный банк

Рассказ, дидактическая игра, Беседа, театрализованная игра.

2

Раз не найден клад – беги в банке делать вклад

Наглядная демонстрация, видеофрагмент  м/ф «Золотой ключик или приключения Буратино»,

3

Семейные расходы

Сюжетно ролевая игра , изобразительна  деятельность, проблемный диалог

Просмотр м.ф : «Барбоскины» 78 серия

4

Как стать экономным

Просмотр м.ф. Обсуждения ,проблемный диалог, дидактическая игра

Апрель

1

Сбережения

Беседа, анализ игровой ситуации , подвижная игра, выставка

2

Покупка велосипеда

  Упражнения , отгадывание загадок, Объяснения, составление  описательного рассказа

3

Кошелек

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

4

Идем в магазин

Сюжетно ролевая игра

Май

1

Копилка

   Ситуация проектирования ,обобщение полученных знаний

2

Путешествие по финансовой азбуке

Экономическая игра « КВН»

3

Экономическая игра « Что, где, когда»

Игра- викторина

4

Занимательная экономика от Гнома Эконома

Проблемный диалог ,  беседа, анализ игровой ситуации, дидактическая игра, решение арифметических задач,

Список литературы

  1. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику-ав-сост. А,А,Смоленцева-Спб.2001
  2. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения , познавательные истории . авт- сост .М.М.Воронина.- Волгоград .Учитель , 2008
  3. Курак. Е.А. Экономическое воспитание дошкольников , -М;2002
  4. Маленькая энциклопедия для дошкольников,  Деньги .авт.- сост .А.Д. Шатова.-М: Ювента, 2003
  5. Беседа об зкономике. Методическое пособие.авт.- сост.Т.А.Шорыгина.-М.Творческий Центр « Сфера», 2009.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отчет по обучению «Азбука финансовой грамотности» 2022-2023 учебный год Выполнила: модератор Миронец О.А .

Слайд 2

Актуальность . Образовательная программа «Азбука финансовой грамотности» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста детского сада. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Финансовое просвещение и экономическое воспитание- сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования в дошкольном возрасте, где дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической деятельности. Новизна программы . Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. Содержание программы предполагает организацию деятельности старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012г № 273-Ф3.» Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (санПин 2.4.1.3049-13). Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –ФГОС ДО). Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

Слайд 3

Цель : - Формирование первичных экономических представлений и компетенции; - Развитие экономического мышления дошкольников. - Воспитание социально- личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. Задачи: - Сформировать первичные экономические понятия. - Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию. - Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость, с одной стороны и нравственными понятиями как бережливость, честность, щедрость и т.д - Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д)

Слайд 4

Список литературы: 1. для воспитателей ДОО ФГОС ДО «Финансовая грамотность дошкольника»: - программа кружка - ресурсный и диагностический материал - занятия и игры Авторы составители Г.П. Поварницина, ю.а. киселева, издание 2-е, исправленное. Волгоград; издательство «учитель» 2. финансовая грамотность (по дороге в школу). Сценарий обучающих сказок 5-7 лет; Москва; вакоша 2022 авторы л.в. Стахович, е.в. Семенкова 3. фгос до азы для дошкольников . Е.в. Семенкова, л.в. Стахович. Занимательные финансы. Педагогическая диагностика. Основы финансовой культуры дошкольников 5-7 лет, издательство вита-пресс; москва. 4. серия игр по экономическому воспитанию детей 4-8 лет (соответствует фгос) «Азбука финансовой грамотности. Мои потребности» 5. лэпбук «иностранная валюта» 6. дидактические игры по финансовой грамотности: - «хочу-надо» - «что можно ? Что нельзя ?» - «поезд покупок» - «магазин игрушек», «Магазин одежды», «товары и услуги» - математическая игра «сложи монетки в копилку» - настольные игры «миллионер», «миллиардер» - игровой набор «профессии» 7. Для сюжетно-ролевых игр: кассовый аппарат, банкомат, весы 8. Центр «азбука финансовой грамотности». Паспорт кванта «Азбука финансовой грамотности»

Слайд 5

Сколько детей занималось. 3 подгруппы детей (2 подготовительные группы 6-7 лет, 1 старшая группа 5-6 лет ): Группа «Звездочка » 5 детей Группа «Улыбка» 5 детей Группа «Рябинка» 6 детей Всего занималось 16 детей. Длительность занятия: 20-25 минут для детей 5-6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет. Количество занятий: 1 раз в неделю во второй половине дня в четверг, в месяц 4 занятия, в год 36 занятия. Форма работы подгрупповая и индивидуальная. Методы: Игровой Практический Наглядный Словесный

Слайд 6

2. Сколько занятий. Всего провели 20 занятий. В период с 27.10.2022 по 20.04.2023г. Была проведена работа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Работа была проведена как с детьми, так и с их родителями. Вся работа осуществлялась в соответствии с планом работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника, которая включала в себя: Изучение методической литературы Изготовление наглядного материала Изготовление дидактических игр Консультация для родителей Просмотр мультфильмов (видеороликов)

Слайд 7

3. Тематика занятий. Презентация на тему: «История возникновения денег» от 27.10.2022 Беседа на тему: «Почему все взрослые работают ?» от 03.11.2022 Просмотр развивающего мультфильма «Профессии» от 10.11.2022 Просмотр мультфильма «Как гном Эконом узнал, что такое товар» и сюжетно-ролевая игра «Покупка мороженого» от 17.11.2022 Просмотр серии видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы» от 24.11.2022 Презентация на тему: «Дом, в котором живут деньги». Практическая работа – конструирование «Банк» от 01.12.2022 Знакомство с лэпбуком «Иностранные валюты» от 08.12.2022 Беседа на тему «Деньги и ресурсы». Дидактическая игра «Груша-яблоко» от 15.12.2022 Просмотр мультфильма «Откуда берутся деньги» от 22.12.2022 Повторение пройденного материала от 12.01.2023 Беседа и презентация на тему «Деньги, монета, банкнота, пластиковая карта» от 19.01.2023 Знакомство с дидактической игрой «Поезд покупок» от 26.01.2023 Беседа на тему «Почему взрослые работают ?» от 02.02.2023 Беседа на тему «Что за деньги купить нельзя ?» и просмотр мультфильма «Буратино. фрагменты» от 02.03.2023 Просмотр мультфильма «Три кота – Поход в магазин» от 09.03.2023 Закрепление пройденного материала на темы «Что такое товар ?» и «Поезд покупок» от 16.03.2023 Игра-ситуация на тему «Магазин одежды» от 23.03.2023 Просмотр мультфильма «Муха Цокотуха», дидактическая игра «Хочу-надо» от 30.03.2023 Исследовательская деятельность , опыты «деньги на прочность» от 06.04.2023 Дидактическая игра «Размен денег» от 13.04.2023 Сюжетно-ролевая игра «Банкомат» от 20.04.2023 (в сентябре занятия не проводились, в декабре не проведено 1 занятие в связи с новогодними утренниками, в феврале было проведено 1 занятие т.к. была на больничном с 6 по 16 февраля и 23 февраля официально нерабочий день, в апреле не проведено 1 занятие т.к. 27 апреля нерабочий праздничный день)

Слайд 8

Центр финансовой грамотности и методическая литература

Слайд 9

Родители изготовили атрибуты и пособия для игр и занятий по финансовой грамотности

Слайд 10

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «УЧИТЕ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ»

Слайд 11

Чтение художественной литературы по основам экономики и рекламы

Слайд 12

Финансовая арифметика

Слайд 13

Конструирование постройки «Банк нашего города»

Слайд 14

Математическая игра «Сложи монеты в копилку»

Слайд 15

Сюжетно-ролевая игра «Банкомат»

Слайд 16

Дидактическая игра «Иностранная валюта»

Слайд 17

Исследовательская деятельность, опыты «Деньги на прочность»

Слайд 18

Дидактическая игра «Поезд покупок»

Слайд 19

Дидактические игры «Хочу-надо», «Можно-нельзя»

Слайд 20

Сюжетно-ролевые игры «Профессии» Знакомство с профессиями Врач

Слайд 21

Сюжетно-ролевые игры «Профессии» Инспектор ДПС ГИБДД Парикмахер

Слайд 22

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ финансовой грамотности является создание необходимой предметно-развивающей среды. Используя наглядный материал по финансовой грамотности мы более продуктивно сможем донести до детей нужные знания, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)

Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы ДОУ....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности»

Дополнительная общеобразовательная  (общеразвивающая) программаСоциально-гуманитарной направленности «Азбука финансовой грамотности» ...