Опытно- Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Педагог способствует пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло, возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 74 присмотра и оздоровления

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста, формирование естественнонаучной грамотности.

Тема: «Весенние хлопоты»

«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Л. С. Выготский

Воспитатель: Петрова Е. В

1-ая квалификационная квалификация

Санкт – Петербург

2024г.

Актуальность Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников – это одно из направлений функциональной грамотности, которое стала для меня интересной

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Педагог способствует пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло, возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Для формирования естественнонаучной грамотности, необходимо учитывать несколько условий:

Первым условием является смысл определить использование здоровье сберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это должны быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. Детская лаборатория.

Оформление детской лаборатории:

Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы). Такие дневники могут быт как индивидуальными, так и коллективными. К каждому эксперименту можно подготовить комплекты рисунков-символов, изображающих последовательность проведения эксперимента и его задачи.

Тема: «Весенние хлопоты»

Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях.

Целью является: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Познавательное развитие: Расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия (опыты и эксперименты).

Формировать умение детей планировать деятельность, организовывать, доводить до конца эксперимент, анализировать полученный результат и соотносить результат с первоначальной гипотезой.

Развивать умение детей следовать устным инструкциям, пользоваться картами-схемами по экспериментированию.

Продолжить знакомство детей с особенностями выращивания культурных растений (укроп, лук, овес, бобовые и др.).

Способствовать обобщению представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для благоприятного роста растений.

Социально-коммуникативное развитие:

Способствовать закреплению умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Способствовать развитию чувства ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

Продолжать способствовать развитию наблюдательности, умения замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Способствовать развитию познавательный и творческих способностей у детей.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Воспитывать у детей чувство любви к природе и бережное отношение к ней.

Основы безопасности:

Сформировать навыки выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов, работать в коллективе.

Речевое развитие:

развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками

Основное оборудование и материалы для образовательной деятельности:

#1055;риборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла

#1055;розрачные и непрозрачные сосуды разного объема: лейки, ведерки, воронки, пластиковые контейнеры

#1055;риродные материалы: камешки, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок.

#1052;едицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, марля, мензурки, воронки, шприцы мерные ложечки.

#1048;гровое оборудование: игры на магнитной основе (ванна для игр с песком и водой.)

Дополнительное оборудование и материалы:

1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

2. Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности, клеенчатые передники, полотенца, косынки).

Учебно-методическое обеспечение программы:

  1. Карточки-схемы по этапам проведения опытов и экспериментов
  2. Плакаты и коллажи по темам
  3. Журнал исследований для записи детьми результатов опытов

Ход НОД:

Звучит музыка весенняя капель

Воспитатель: какое у вас настроение? Посмотрите в окно, что вы видите? Какая сегодня погода? Какое время года сейчас?

Воспитатель:

Приветствие. К нам весна шагает
Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны. Видно, очень тёплые ноги у весны.
И. Токмакова

Почему автор стихотворения написал о теплых шагах весны, о тающих сугробах, проталинках?

Ответы детей...

А как мы можем узнать, что солнышко стало теплым и температура на улице стала выше? Зимой мы с вами стояли на солнышке трогали курточки и ощущали тепло, а чем можно еще определить температуру? (градусник)

Вы знаете, как выглядит градусник для измерения температуры на улице? Дети показывают, смотрят температуру (градусник на окне)

Какая температура должна быть, чтобы таял снег и начали плакать сосульки?

Давайте посмотрим на градусник, что вы скажите?

С наступлением весны солнышко все выше и выше. Пришло время посадок, но на улице еще температура низкая. Давайте организуем Огород на подоконнике — приятное занятие, особенно весной, когда хочется облагородить клумбы у детского сада. Нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на глазах.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть волшебная коробочка. Давайте проверим, что же сегодня лежит в этой коробочке. Дети достают из коробочки пакетик с семенами вы знаете, что это такое? Ответы детей… Почему я достала сегодня семена? Ответы детей… Когда люди начинают заниматься посадками, чтобы вырастить урожай для людей? ответы детей… Мы с вами посмотрели на градусник и решили, что на улице пока заниматься посадками рано, что можно сделать? … высадить растения дома и вырастить рассаду, чтобы потом высадить на улице и получить урожай быстрей. Поэтому я вам предлагаю заняться этим у нас в группе. Дети отправляются в уголок природы выбирают семена для посадки, инструментарий, контейнеры и т. д. Выполняя определенные действия отвечают на вопросы воспитателя о процессе работы:

#1054;деть халат #1042;ыбор семян для посадки, отбор (использование приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла) #1042;зять карточку (Карточки-схемы по этапам проведения посадки) #1042;ыбор инструментов для посадки 5. Журнал исследований для записи детьми результатов опытов и дальнейших наблюдений

Экспериментальная деятельность:

Земля. «Узнаем, какая земля».

Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.

Материал, оборудование: земля в контейнерах.

Вода и растения.

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).

Солнце и растения.

Цель: определить роль солнца в жизни растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату).

Человек и растения

Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Практическая часть

Проведение опытов и поисково- исследовательской деятельности. «Выбор почвы»: рассматривание различных видов почвы через лупу, что из чего состоит, сравнение почв. В какой почве быстрее проросли семена? Создать условия для выявления влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу. «Выбор семян»: рассматривание овощных семян через лупу. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам. Опыт «Где быстрее растут растения»: выращивание рассады из семян и наблюдение за их проращиванием и ростом (оформление календаря роста рассады). Наблюдения за тем, где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей). Способствовать закреплению приемов посадки и выращивания рассады, формированию навыков посадки и ухода за растениями. Воспитатель: что еще нужно для роста? Свет и тепло. Давайте поставим наши ящички на окно.

«С водой и без воды»: если долго не поливать рассаду, листочки увядают, а цветок падает. Что произошло с растением, когда ее полили? Создать условия для выделения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Способствовать закреплению умения находить причинно-следственные связи, делать выводы, воспитывать бережное отношение к растениям.

«Как быстрее»: Определение при каких условиях семена прорастают быстрее, где растение быстрее пускает корни – в воде или без неё. Создать условия для выделения благоприятные условия для роста и развития растений, выявить зависимость растений от почвы. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Воспитатель: теперь нужно постоянно ухаживать и наблюдать за растениями. Опыт «Где быстрее растут растения»: выращивание рассады из семян и наблюдение за их проращиванием и ростом (оформление календаря роста рассады). Наблюдения за тем, где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей). Способствовать закреплению приемов посадки и выращивания рассады, формированию навыков посадки и ухода за растениями

Заключительная часть Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня рассматривали? Семена каких растений вы запомнили? Какие условия необходимы для роста растений

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике».

2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

3. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах)

С писок используемой литературы

О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика Синтез, 2010

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – 2-е изд., исп. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2013.

Иванова А.И. Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. – М.: Мир растений, 2010.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А. К. Бондаренко – 2-е изд., дор. – М.: Просвещение, 1991.

Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа/С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – Издательство Гном, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...

Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования....

Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как мет...

Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"

Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....

«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс

laquo;Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».  Мастер класс...