Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 17.52 КБ |
master-_klass_2_0.pptx | 1.19 МБ |
foto_otchet.pptx | 1.31 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_master-_klassu_0.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс на тему:
«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.
Задачи мастер-класса:
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
- Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Практическая значимость: Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт насколько это интересное и увлекательное занятие.
Оборудование: утенок (игрушка), емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, губка, пипетка, груша, салфетка, соломинка, средство для мытья посуды.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
II. Вводная часть
- Тема мастер-класса «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников».
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников. Дети очень любят экспериментировать. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. (схема 1)
III. Основная часть
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются. Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Почему так происходит?
Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Утенок внимательно наблюдал за рыбками. Пошел дальше узнавать мир.
Опыт № 3 Увидел апельсин и выбросил в пруд.
Апельсин в соленой и пресной воде
1. - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
2. - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему? Нет кожуры.
3. - Что видите? Почему? Апельсин поднялся, т.к. добавили соль.
- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.
Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому апельсины в ней не тонут. Поэтому - то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.
Опыт № 4.
Дальше утенок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило утенка помочь ему высушить лужу. Как мы можем помочь солнышку. Правильно собрать воду разными предметами.
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.
Опыт № 5
Дальше он увидел пенный замок. В этом замке кто – то жил.
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке».
Опыт № 6
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы и бабочки.
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
IV. Заключительная часть
Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Задачи исследовательской деятельности: * Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. * Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. * Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. * Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. * Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. * Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. * Стимулировать желание детей экспериментировать
Методы и приемы организации исследовательской деятельности: - - эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения и опыты; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ; - классификация (например, в форме коллекционирования: виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.); - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка –дошкольника.
Алгоритм детского экспериментирования: *постановка проблемы, которую необходимо разрешить; *целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); *выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); *проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); *анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось); *формулирование выводов.
« Расскажи и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать и я пойму!» Так гласит китайская пословица. Народные мыслители говорят: « Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать».
Эксперимент это… Эксперимент служит для… Познавательному развитию способствуют…
Практическая часть 1. « Радуга» 2. « Цветные льдинки» 3. « Дождевые облака» 4. « Льдинки и масло» 5. « Тёплая и холодная вода»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов
« Знаем, умеем, научим»
Тема:
« Технология исследовательской
Пояснительная записка
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв)
Исследовательская деятельность- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Позиция взрослого по отношению к ребёнку: «Не рядом, не над ним, а вместе!»
Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Практическая значимость мастер- класса: он может быть полезен педагогам ,работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей Педагог , использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что- то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие .
Мастер-класс для педагогов ДОУ, для улучшения качества образовательного процесса в рамках использования педагогических технологий.
Цель: дать участникам мастер-класса практические знания о опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с определением понятия исследовательская деятельность.
- Раскрыть особенности детского экспериментирования.
- Знакомить с методами и приемами организации исследовательской деятельности.
- Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами воды.
Развивающие:
- Развивать способности педагогов по теме экспериментирования.
- Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой.
- Развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Воспитательные:
- Создать условия для плодотворного общения участников мастер – класса в данной области , с целью развития их творческого потенциала;
- Распространить педагогический опыт.
- Воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
Методы и приемы: Репродуктивный, наглядный, словесный , практический, экспериментирование.
Актуальность экспериментирования:
Дети дошкольного возраста , по своей природе- пытливые исследователи окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности в познании этого мира, которые находят отражение в поисковой, исследовательской деятельности , направленные на « открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели , определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью , неустойчивостью. В ходе экспериментирования он уточняется, проясняется.
Материалы и оборудование:
ноутбук, проектор, стаканчики, пластиковые карточки, пена для бритья, пищевые красители, шприц, пипетки, салфетки, подсолнечное масло, вода, цветные льдинки.
Предварительная работа:
Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ
Список используемой литературы:
- Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с
- Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
- https://infourok.ru/pamyatka-spisok-literaturi-dlya-vospitateley-dlya-opitnoeksperimentalnoy-deyatelnosti-3567798.html
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolobrazovanie/rabota-s-roditeljami/258699-spisok-literatury-dlja-roditelej-po-jeksperim
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...
Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...
Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...
Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования....
Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....
Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Мастер – класс для родителей воспитанников«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»...
«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс
laquo;Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс...