Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Миронова Ольга Сергеевна

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания  дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx17.52 КБ
Файл master-_klass_2_0.pptx1.19 МБ
Файл foto_otchet.pptx1.31 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_master-_klassu_0.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс на тему:

«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

                                                                                                           

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания  дошкольников.
 Задачи мастер-класса:

- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

- Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

- Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Практическая значимость: Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что – то новое, а неработающий, поймёт насколько это интересное и увлекательное занятие.

Оборудование:  утенок (игрушка), емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, апельсины, губка, пипетка, груша, салфетка, соломинка, средство для мытья посуды.

Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку. 

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

II. Вводная часть

- Тема мастер-класса «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников».

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование благоприятного отношения к природе, получение экологических знаний, воспитание любви к природе, бережное отношение ко всему живому, что окружает человека.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.

Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников. Дети очень любят экспериментировать. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. (схема 1)

III. Основная часть

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.

 Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются. Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Утенок внимательно наблюдал за рыбками. Пошел дальше узнавать мир.

Опыт № 3   Увидел апельсин и выбросил в пруд.

Апельсин в соленой и пресной воде

1. - Что произошло с апельсином? И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

2. - Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Почему? Нет кожуры.

3. - Что видите? Почему? Апельсин поднялся, т.к. добавили соль.

- Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому апельсины в ней не тонут. Поэтому - то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.

Опыт № 4.

Дальше утенок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко.  Солнышко попросило утенка помочь ему высушить лужу.  Как мы можем помочь солнышку. Правильно собрать воду разными предметами.

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

Опыт № 5

Дальше он увидел пенный замок. В этом замке кто – то жил.

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке».

Опыт № 6

Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы и бабочки.

Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.

Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. 

IV. Заключительная часть

Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Э кологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад № 2 «Солнышко» Баганский район Новосибирская область Воспитатель: Миронова Ольга Сергеевна

Слайд 2

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Слайд 3

Задачи исследовательской деятельности: * Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей. * Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. * Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. * Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. * Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. * Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. * Стимулировать желание детей экспериментировать

Слайд 4

Методы и приемы организации исследовательской деятельности: - - эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения и опыты; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ; - классификация (например, в форме коллекционирования: виды растений; виды животных; виды строительных сооружений; виды транспорта; виды профессий и др.); - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

Слайд 5

Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Слайд 6

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка –дошкольника.

Слайд 7

Алгоритм детского экспериментирования: *постановка проблемы, которую необходимо разрешить; *целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); *выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); *проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); *анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось); *формулирование выводов.

Слайд 8

« Расскажи и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать и я пойму!» Так гласит китайская пословица. Народные мыслители говорят: « Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать».

Слайд 9

Эксперимент это… Эксперимент служит для… Познавательному развитию способствуют…

Слайд 10

Практическая часть 1. « Радуга» 2. « Цветные льдинки» 3. « Дождевые облака» 4. « Льдинки и масло» 5. « Тёплая и холодная вода»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

« Знаем, умеем, научим»

Тема:

« Технология исследовательской

                                    Пояснительная записка

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв)

Исследовательская деятельность- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Позиция взрослого по отношению к ребёнку: «Не рядом, не над ним, а вместе!» 

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

 Практическая значимость мастер- класса: он может быть полезен педагогам ,работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей Педагог , использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что- то новое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие .

Мастер-класс для педагогов ДОУ, для улучшения качества образовательного процесса в рамках использования педагогических технологий.

Цель: дать участникам мастер-класса практические знания о опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с определением понятия исследовательская деятельность.

- Раскрыть особенности детского экспериментирования.

- Знакомить с методами и приемами организации исследовательской деятельности.

- Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами воды.

Развивающие:

- Развивать способности педагогов по теме экспериментирования.

- Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой.

- Развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы.

- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Воспитательные:

- Создать условия для плодотворного общения участников мастер – класса в данной области , с целью развития их творческого потенциала;

- Распространить педагогический опыт.

- Воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

Методы и приемы: Репродуктивный, наглядный, словесный , практический, экспериментирование.

Актуальность экспериментирования:

Дети дошкольного возраста , по своей природе- пытливые исследователи окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности в познании этого мира, которые находят отражение  в поисковой, исследовательской деятельности , направленные на « открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что  образ цели , определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью  , неустойчивостью. В ходе экспериментирования он уточняется, проясняется.

Материалы и оборудование:

 ноутбук, проектор, стаканчики, пластиковые карточки, пена для бритья, пищевые красители, шприц, пипетки, салфетки, подсолнечное масло, вода, цветные льдинки.

Предварительная работа:

Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.

 Участники мастер-класса: педагоги ДОУ

                                   Список используемой литературы:

  1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с
  2. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
  3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
  4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
  5. https://infourok.ru/pamyatka-spisok-literaturi-dlya-vospitateley-dlya-opitnoeksperimentalnoy-deyatelnosti-3567798.html
  6. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolobrazovanie/rabota-s-roditeljami/258699-spisok-literatury-dlja-roditelej-po-jeksperim


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...

Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования....

Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"

Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....

Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

Мастер – класс для родителей воспитанников«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»...

«Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». Мастер класс

laquo;Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».  Мастер класс...