Конспект КВН по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Экономический цветик - семицветик»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мещерякова Светлана Ивановна

     В конспекте я показала свой опыт работы по финансовой грамотности, представила практические материалы, где дети в игровой форме знакомятся со сложным миром экономики и финансов. Формирование экономических представлений нужно начинать в дошкольном возрасте. Игра обладает преимуществами с точки зрения эффективности обучения, обеспечения наглядности сложных экономических и финансовых процессов, доступности толкования абстрактных экономических понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_finansovoy_gramotnosti.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59 "Умка"

г. Подольск

Конспект КВН по развитию финансовой грамотности

с детьми подготовительной группы 

«Экономический цветик - семицветик»

                                                                                                                                   Подготовила:

                                                                    воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                                    Мещерякова Светлана Ивановна

2020 г.

Конспект КВН по развитию финансовой грамотности

с детьми старшей группы 

«Экономический цветик - семицветик»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.
  • Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
  • Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
  • Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
  • Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.

Оборудование и материалы:

- копилки с эмблемами "Знатоки" и "Экономы";

- ленты красного или жёлтого цвета;

- цветик - семицветик из картона;

-  разрезные картинки на тему "Профессии" и "Товар";

- проектор; ноутбук;

- монеты из бумаги;

- 2 мольберта с  плакатами  «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами.

- 2 подноса; мяч.

 

Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева "Цветик - семицветик", загадывание загадок, беседы "Что вы знаете о  семейном бюджете", "Что можно купить за деньги?", "Потребности человека", просмотр серии познавательных мультфильмов «Азбука денег тетушки Совы».

Перед началом  КВН  предложить детям выбрать и надеть ленту жёлтого или синего цвета, чтобы в нужный момент быстро разделить детей на команды.

Ход:

Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

Доброе утро всем, кто проснулся,

Доброе утро, кто улыбнулся!

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Поисковый этап

Воспитатель: Ребята, вы помните сказку "Цветик-семицветик"? В этой сказке волшебница подарила девочке Жене цветик-семицветик, и Женя смогла исполнить семь своих желаний. Сегодня нам подарила такой цветок Фея экономических наук. Это удивительный цветок: на каждом его лепестке Фея написала нам необычные задания. А вот её пожелание:

По моему хотению,

По моему велению

Сделай детей умными

И экономически грамотными!

Воспитатель: Сегодня будут соревноваться между собой две команды.

- Ребята с жёлтой лентой, садятся за один стол, вы будете командой "Знатоки". Дети садятся.

- Ребята, с красной лентой, садятся за другой стол, вы будете командой "Экономы". Дети садятся.

Воспитатель:

Ребята, мы уже много времени говорим с вами о финансах, деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы еще раз об этом поговорим, за каждое правильно выполненное задание команда будет зарабатывать монету. В конце игры монеты подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. В игре вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем отрывать лепестки цветика - семицветика, но прежде, давайте вспомним правила игры КВН:

• Слушаем внимательно вопрос;

• Обсуждаем и даем ответ;

• Не выкрикиваем - это главное правило, поднимаем руку и отвечаем     полным ответом;

• За полный, правильный ответ зарабатываем монету;

• Побеждает та команда, у которой больше монет;

Воспитатель: Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Приступаем!

Практический этап

Воспитатель:   Отрываем первый лепесток:

                                         Лети, лети, лепесток,

                                         Через запад на восток,

                                         Через север, через юг,

                                         Возвращайся, сделав круг.

                                         Лишь коснёшься ты земли,

                                         Быть нам Знайками вели!

Воспитатель: Для вас ребята загадка от Феи экономических наук:

   Бывают они медные, блестящие, бумажные,

   Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?

Дети: Деньги.

Воспитатель: Как называются бумажные и металлические деньги?

Дети: Купюры и монеты.

Воспитатель: Как называются Российские деньги?

Дети: Рубли.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать деньги других стран?

Дети: Валюта.

Воспитатель: Задание для команд "Узнай деньги разных стран". Выполнять задания вы будете парами.  

     Воспитатель раскладывает на столах для детей картинки с изображением купюр разных стран (России, США, Германии, Франции, Китая, Казахстана, Украины, Грузии) и изображения флагов этих стран. Необходимо подобрать в пару к каждой купюре флаг той страны, где пользуются этими деньгами; сказать, как называются деньги, назвать страну.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты за правильно выполненное задание)

Воспитатель:  Отрываем второй лепесток.

- Фея экономических наук предлагает вам вспомнить, как можно экономить деньги в семье.

Воспитатель: Ребята, а откуда мы деньги берем?

Дети: Мамы и папы ходят на работу и получают зарплату.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Да - нет!»  Я буду по очереди для каждой команды говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите: "Да", если не согласны с высказыванием, говорите: Нет".

  • Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
  • Чаще обедайте в Макдональдсе.
  • Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
  • Проси у родителей подарки к каждому празднику.
  • Сходил в магазин, оставь себе сдачу.
  • Бережно относитесь к своим вещам.
  • Чаще пользуйтесь услугами такси.
  • Старайся больше ходить пешком.
  • Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
  • Не лей понапрасну воду из-под крана.
  • Береги свое здоровье, чтобы не покупать лекарства.

Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

(Воспитатель подводит итог, раздает монетки)

Воспитатель:   Отрываем третий лепесток.

- Фея экономических наук, предлагает нам поговорить о том, что можно купить за деньги -  о товаре.

Воспитатель: Ребята, а что такое товар?

Дети: Товар - это то, что производится для продажи.

Воспитатель: А кто изготавливает товары?

Дети: Люди разных профессий.

Воспитатель: А, где мы приобретаем товары?

Дети: На рынке, в магазине, в торговых центрах, киосках.

Воспитатель: Задание для команд называется "Товар или услуга?».

Воспитатель:   Отрываем четвертый лепесток.

Воспитатель: Задание для команд называется "Товар или услуга?».

Педагог обращает внимание детей на конверты, которые лежат перед ними на столах. В конвертах разрезные картинки с предметами и людьми разных профессий.

- Ребята, достаньте из конвертов разрезные картинки и соберите их. В конце игры дети из каждой команды по очереди называют, что или кто изображен: например, на картинке изображено яблоко - это товар или на картинке изображен повар, он предоставляет услугу.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты за правильные ответы)

- Фея экономических наук предлагает командам немного отдохнуть.

                   Физкультминутка: «Будем денежки считать»

 Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

 Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

 Один и два оплатим дом, (показать руками домик над головой)

 Дом, в котором мы живём (руки на плечи, повороты туловищем)

Третья монетка - одежду купить (руки на пояс, наклоны вправо влево) 

На четвёртую монетку купим, есть, и купим пить (наклоны вперед - назад) 

Ну, а пятую пока (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы)

Спрячем на донышке кошелька! (Приседать)

 (Движения выполняются в соответствии с текстом)

Воспитатель:   Отрываем пятый лепесток.

Ребята, как одним словом можно назвать то, без чего человек не может жить?

Дети: Потребности. 

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Воспитатель: Задание от Феи экономических наук для команд: посмотрите на доску, найдите среди всех изображений и назовите важные потребности человека, т.е. то без чего человек не может жить (на доске слайд с изображением планшета, стакана с водой, еды, одежды, игрушки, компьютера, машины, солнца, дома). Выиграет та команда, которая назовет больше важных потребностей.

Ответы детей:

- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.

- Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.

- У человека есть потребность в одежде, она защищает человека от холода, от жары.

 - Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды.

- У человека есть потребность в солнечном свете, без солнца не будет жизни на планете.

Воспитатель: Все остальные предметы человек хочет иметь, но без них он может обойтись.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)

Воспитатель:   Отрываем шестой лепесток.

-Ребята, была ли у вас такая ситуация: вы идете домой из детского сада и просите у мамы что-нибудь купить, а мама вам не покупает?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, почему не покупает?

Дети: Чтобы каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.

Воспитатель: Прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет: подсчитать доходы и расходы. В каждой семье родители подсчитывают свой семейный бюджет. А что такое семейный бюджет?

Дети: Это деньги, которые заработали все члены семьи.

Воспитатель: Фея экономических наук предлагает командам помочь родителям распределить семейный бюджет и поиграть в игру "Хочу и надо".         Перед каждой командой на мольберте схема потребностей и пять монет. Вы должны определить, к чему можно отнести этот предмет – к необходимым потребностям «надо» или к желаниям «хочу». На поле каждой потребности изображены кружочки, которые показывают,  сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

     В конце игры вызываются дети из каждой команды, которые объясняют, как был распределен семейный бюджет: сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета, на продукты – 1 монета, а когда уплачено за все жизненно важные потребности, можно купить, что хочется или отложить на следующую покупку. 

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)

Воспитатель:   Отрываем седьмой лепесток.

Ребята, как вы думаете, все ли можно купить или обменять?

Дети: Нет

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

- Фея экономических наук приготовила для вас общую игру «Что нельзя купить за деньги?». Команды выходите на ковер, становитесь в круг. Я буду по очереди бросать мяч и говорить слова: тот, кому я бросила мяч, ловит его, отвечает: "Можно купить" или "Нельзя купить" и возвращает мяч воспитателю. Готовы?

Дети: Да.

     Воспитатель называет разные по смыслу слова.

Воспитатель: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

         Команды возвращаются на свои места за столы.

(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, какие задания приготовила для вас Фея экономических наук?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предлагаю командам подсчитать свои монетки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

2. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.

3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..- С.42.

4. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по развитию речи и окружающему в подготовительной группе. ТЕМА: "Цветик - семицветик".

Целью занятия является: закрепление знаний детей о сказке «Цветик – семицветик», жанровых особенностях сказки; обогащение словарного запаса детей;воспитание бережного отношения к природе....

КВН по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Экономический цветик-семицветик»

raquo;. Цель мероприятия – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам»

В игровой форме формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета...

Конспект интеллектуальной игры по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы "Что, где, почем?"

Цель: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, воспитывать интерес к экономике.Задачи:Образовательные:Формировать у дошкольников устойчивый интерес к ...

Конспект интеллектуальной игры по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы "Что, где, почем?"

Цель: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, воспитывать интерес к экономике.Задачи:Образовательные:Формировать у дошкольников устойчивый интерес к ...

Конспект КВН по развитию финансовой грамотности с детьми старшей группы «Экономический цветик-семицветик»

Конспект КВН по развитию финансовой грамотностис детьми старшей группы«Экономический цветик-семицветик»...