Конспект КВН по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Экономический цветик - семицветик»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В конспекте я показала свой опыт работы по финансовой грамотности, представила практические материалы, где дети в игровой форме знакомятся со сложным миром экономики и финансов. Формирование экономических представлений нужно начинать в дошкольном возрасте. Игра обладает преимуществами с точки зрения эффективности обучения, обеспечения наглядности сложных экономических и финансовых процессов, доступности толкования абстрактных экономических понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59 "Умка"
г. Подольск
Конспект КВН по развитию финансовой грамотности
с детьми подготовительной группы
«Экономический цветик - семицветик»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Мещерякова Светлана Ивановна
2020 г.
Конспект КВН по развитию финансовой грамотности
с детьми старшей группы
«Экономический цветик - семицветик»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания.
- Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
- Формировать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
- Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
Оборудование и материалы:
- копилки с эмблемами "Знатоки" и "Экономы";
- ленты красного или жёлтого цвета;
- цветик - семицветик из картона;
- разрезные картинки на тему "Профессии" и "Товар";
- проектор; ноутбук;
- монеты из бумаги;
- 2 мольберта с плакатами «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами.
- 2 подноса; мяч.
Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева "Цветик - семицветик", загадывание загадок, беседы "Что вы знаете о семейном бюджете", "Что можно купить за деньги?", "Потребности человека", просмотр серии познавательных мультфильмов «Азбука денег тетушки Совы».
Перед началом КВН предложить детям выбрать и надеть ленту жёлтого или синего цвета, чтобы в нужный момент быстро разделить детей на команды.
Ход:
Мотивационно - ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро всем, кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся!
Доброе утро людям и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, вы помните сказку "Цветик-семицветик"? В этой сказке волшебница подарила девочке Жене цветик-семицветик, и Женя смогла исполнить семь своих желаний. Сегодня нам подарила такой цветок Фея экономических наук. Это удивительный цветок: на каждом его лепестке Фея написала нам необычные задания. А вот её пожелание:
По моему хотению,
По моему велению
Сделай детей умными
И экономически грамотными!
Воспитатель: Сегодня будут соревноваться между собой две команды.
- Ребята с жёлтой лентой, садятся за один стол, вы будете командой "Знатоки". Дети садятся.
- Ребята, с красной лентой, садятся за другой стол, вы будете командой "Экономы". Дети садятся.
Воспитатель:
Ребята, мы уже много времени говорим с вами о финансах, деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы еще раз об этом поговорим, за каждое правильно выполненное задание команда будет зарабатывать монету. В конце игры монеты подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. В игре вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем отрывать лепестки цветика - семицветика, но прежде, давайте вспомним правила игры КВН:
• Слушаем внимательно вопрос;
• Обсуждаем и даем ответ;
• Не выкрикиваем - это главное правило, поднимаем руку и отвечаем полным ответом;
• За полный, правильный ответ зарабатываем монету;
• Побеждает та команда, у которой больше монет;
Воспитатель: Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Приступаем!
Практический этап
Воспитатель: Отрываем первый лепесток:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть нам Знайками вели!
Воспитатель: Для вас ребята загадка от Феи экономических наук:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?
Дети: Деньги.
Воспитатель: Как называются бумажные и металлические деньги?
Дети: Купюры и монеты.
Воспитатель: Как называются Российские деньги?
Дети: Рубли.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать деньги других стран?
Дети: Валюта.
Воспитатель: Задание для команд "Узнай деньги разных стран". Выполнять задания вы будете парами.
Воспитатель раскладывает на столах для детей картинки с изображением купюр разных стран (России, США, Германии, Франции, Китая, Казахстана, Украины, Грузии) и изображения флагов этих стран. Необходимо подобрать в пару к каждой купюре флаг той страны, где пользуются этими деньгами; сказать, как называются деньги, назвать страну.
(Воспитатель подводит итог, раздает монеты за правильно выполненное задание)
Воспитатель: Отрываем второй лепесток.
- Фея экономических наук предлагает вам вспомнить, как можно экономить деньги в семье.
Воспитатель: Ребята, а откуда мы деньги берем?
Дети: Мамы и папы ходят на работу и получают зарплату.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Да - нет!» Я буду по очереди для каждой команды говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите: "Да", если не согласны с высказыванием, говорите: Нет".
- Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
- Чаще обедайте в Макдональдсе.
- Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
- Проси у родителей подарки к каждому празднику.
- Сходил в магазин, оставь себе сдачу.
- Бережно относитесь к своим вещам.
- Чаще пользуйтесь услугами такси.
- Старайся больше ходить пешком.
- Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
- Не лей понапрасну воду из-под крана.
- Береги свое здоровье, чтобы не покупать лекарства.
Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
(Воспитатель подводит итог, раздает монетки)
Воспитатель: Отрываем третий лепесток.
- Фея экономических наук, предлагает нам поговорить о том, что можно купить за деньги - о товаре.
Воспитатель: Ребята, а что такое товар?
Дети: Товар - это то, что производится для продажи.
Воспитатель: А кто изготавливает товары?
Дети: Люди разных профессий.
Воспитатель: А, где мы приобретаем товары?
Дети: На рынке, в магазине, в торговых центрах, киосках.
Воспитатель: Задание для команд называется "Товар или услуга?».
Воспитатель: Отрываем четвертый лепесток.
Воспитатель: Задание для команд называется "Товар или услуга?».
Педагог обращает внимание детей на конверты, которые лежат перед ними на столах. В конвертах разрезные картинки с предметами и людьми разных профессий.
- Ребята, достаньте из конвертов разрезные картинки и соберите их. В конце игры дети из каждой команды по очереди называют, что или кто изображен: например, на картинке изображено яблоко - это товар или на картинке изображен повар, он предоставляет услугу.
(Воспитатель подводит итог, раздает монеты за правильные ответы)
- Фея экономических наук предлагает командам немного отдохнуть.
Физкультминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (показать руками домик над головой)
Дом, в котором мы живём (руки на плечи, повороты туловищем)
Третья монетка - одежду купить (руки на пояс, наклоны вправо влево)
На четвёртую монетку купим, есть, и купим пить (наклоны вперед - назад)
Ну, а пятую пока (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы)
Спрячем на донышке кошелька! (Приседать)
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
Воспитатель: Отрываем пятый лепесток.
Ребята, как одним словом можно назвать то, без чего человек не может жить?
Дети: Потребности.
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Воспитатель: Задание от Феи экономических наук для команд: посмотрите на доску, найдите среди всех изображений и назовите важные потребности человека, т.е. то без чего человек не может жить (на доске слайд с изображением планшета, стакана с водой, еды, одежды, игрушки, компьютера, машины, солнца, дома). Выиграет та команда, которая назовет больше важных потребностей.
Ответы детей:
- Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
- Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
- У человека есть потребность в одежде, она защищает человека от холода, от жары.
- Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды.
- У человека есть потребность в солнечном свете, без солнца не будет жизни на планете.
Воспитатель: Все остальные предметы человек хочет иметь, но без них он может обойтись.
(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)
Воспитатель: Отрываем шестой лепесток.
-Ребята, была ли у вас такая ситуация: вы идете домой из детского сада и просите у мамы что-нибудь купить, а мама вам не покупает?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, почему не покупает?
Дети: Чтобы каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают.
Воспитатель: Прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет: подсчитать доходы и расходы. В каждой семье родители подсчитывают свой семейный бюджет. А что такое семейный бюджет?
Дети: Это деньги, которые заработали все члены семьи.
Воспитатель: Фея экономических наук предлагает командам помочь родителям распределить семейный бюджет и поиграть в игру "Хочу и надо". Перед каждой командой на мольберте схема потребностей и пять монет. Вы должны определить, к чему можно отнести этот предмет – к необходимым потребностям «надо» или к желаниям «хочу». На поле каждой потребности изображены кружочки, которые показывают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
В конце игры вызываются дети из каждой команды, которые объясняют, как был распределен семейный бюджет: сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета, на продукты – 1 монета, а когда уплачено за все жизненно важные потребности, можно купить, что хочется или отложить на следующую покупку.
(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)
Воспитатель: Отрываем седьмой лепесток.
Ребята, как вы думаете, все ли можно купить или обменять?
Дети: Нет
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.
- Фея экономических наук приготовила для вас общую игру «Что нельзя купить за деньги?». Команды выходите на ковер, становитесь в круг. Я буду по очереди бросать мяч и говорить слова: тот, кому я бросила мяч, ловит его, отвечает: "Можно купить" или "Нельзя купить" и возвращает мяч воспитателю. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель называет разные по смыслу слова.
Воспитатель: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.
Команды возвращаются на свои места за столы.
(Воспитатель подводит итог, раздает монеты)
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы поработали на славу. Давайте вспомним, какие задания приготовила для вас Фея экономических наук?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предлагаю командам подсчитать свои монетки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
2. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..- С.42.
4. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Интегрированного занятия по развитию речи и окружающему в подготовительной группе. ТЕМА: "Цветик - семицветик".
Целью занятия является: закрепление знаний детей о сказке «Цветик – семицветик», жанровых особенностях сказки; обогащение словарного запаса детей;воспитание бережного отношения к природе....
КВН по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Экономический цветик-семицветик»
raquo;. Цель мероприятия – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....
Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам»
В игровой форме формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета...
Конспект интеллектуальной игры по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы "Что, где, почем?"
Цель: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, воспитывать интерес к экономике.Задачи:Образовательные:Формировать у дошкольников устойчивый интерес к ...
Конспект интеллектуальной игры по развитию финансовой грамотности с детьми подготовительной группы "Что, где, почем?"
Цель: в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, воспитывать интерес к экономике.Задачи:Образовательные:Формировать у дошкольников устойчивый интерес к ...
Конспект КВН по развитию финансовой грамотности "Экономический цветик-семицветик."
Для детей подготовительной группы....
Конспект КВН по развитию финансовой грамотности с детьми старшей группы «Экономический цветик-семицветик»
Конспект КВН по развитию финансовой грамотностис детьми старшей группы«Экономический цветик-семицветик»...