Система работы по освоению детьми старшего дошкольного возраста понятий по финансовой грамотности
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мейдус Гульнара Раифовна

Система работы по освоению детьми старшего дошкольного возраста понятий по финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по освоению детьми старшего дошкольного возраста понятий по финансовой грамотности

Т.Г. Опарина, Г.Р. Мейдус

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №42

«Аленький цветочек» города Лесосибирска»,

воспитатели

В современном мире, в котором так много неизвестного, порой и мы, взрослые, теряемся в непрерывном потоке информации. А как помочь маленькому человеку с его пытливым умом, у которого каждую минуту возникает множество вопросов? С экономикой ребенок сталкивается постоянно: когда идет с мамой в магазин, где просит купить понравившуюся ему игрушку; когда с папой в сберкассе вносит плату за квартиру, газ и свет; когда бабушка с дедушкой дарят на день рождения деньги... Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Финансовая грамотность активно включается в систему образования.

В процессе знакомство детей с финансовой грамотностью мы даём старшим дошкольникам первоначальные знания об экономике, о таких экономических понятиях как, деньги, бюджет семьи, потребности и возможности, накопления, банк, зарплата и т.д. Однако наша цель – не только расширить экономический кругозор дошкольников, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самых благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение [1, с.41].

Для реализации данной цели на занятиях по «Основам экономики» мы решили взять энциклопедию для малышей Елены Ульевой «Откуда берутся деньги?».  Энциклопедия дает ответы на вопросы - что такое деньги, откуда они берутся, как их беречь и зарабатывать. 

Энциклопедия построена по миниглавам.  В каждой главе поучительная сказка о зайце - предпринимателе, который открыл производство морковки, и проходит разные стадии бизнеса, сталкивается с трудностями, но на помощь всегда приходит мудрый советник Ворон. На примере поучительных сказок ребенок получает первые знания об экономике [2, с.2].

Энциклопедия включает в себя такие главы, как: «Что такое экономика?», «Что такое натуральный обмен?», «Какие бывают деньги?», «Для чего нужен продавец?», «Почему нужно хорошо уметь считать?», «Для чего нужен склад?», «Что такое технолог?», «Что такое налог?», «Для чего нужна реклама?», «Какие бывают потребности?» и др.

Каждая глава по объему от одной до двух страниц, материал емкий и в тоже время написан доступным для детей языком.  В конце каждой главы вынесены основные понятия и практические задания на закрепление пройденного материала - что-то посчитать, пройти лабиринт, найти определенные предметы, угадать профессию и т.д. Мы, как правило, помимо тех заданий, которые предложены в книги, дополняем занятия своими – это могут быть дидактические или подвижные игры, продуктивная деятельность, мультфильмы и др.  Одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности является игра. Тематика таких игр может быть очень разнообразной:

  • игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Что создается трудом»;
  • игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы» и др.;
  • игры- путешествия с применением ИКТ, при помощи компьютера дети могут совершить виртуальные путешествия, понаблюдать за деятельностью представителей знакомых и незнакомых профессий. Так же можно устроить реальное путешествие по детскому саду с целью познакомиться с профессиями сотрудников;
  • одной из современных и увлекательных форм работы с детьми по формированию финансовой грамотности является квест–игра, в основе которой лежит проблемно – поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Дети не только овладевают необходимыми представлениями, умениями и навыками, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно;
  • дидактические и настольные игры, в которых уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Энциклопедия в сказках очень ярко проиллюстрирована. Данную энциклопедию можно приобрести как в мягкой, так и твердой обложке. Данная энциклопедия предназначена для работы с детьми 5-7 лет. Формы и методы работы можно усложнять и дополнять по мере необходимости в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Мы с напарницей долго думали, как же проверить усвоенные знания детей по финансовой грамотности. И решили разработать таблицу успехов, которая демонстрирует достижения детей старшей группы по освоению финансовых понятий.

Таблица успехов размещена в приемной. Как она выглядит? По правой стороне в столбец размещены фотографии детей, с верху в ряд расположены картинки с названием тем: «Деньги», «Магазин - товары», «Спрос и предложение», «Труд – профессии», «Реклама», «Налоги», «Бюджет семьи – потребности», каждая тема разделена на две ячейки: воспитатели и дети.  

На каждом занятии по экономике мы проходим главу из энциклопедии для малышей Елены Ульевой «Откуда берутся деньги?». Каждая тема в таблице включает в себя несколько глав из книги. После каждой пройденной темы, мы с ребятами проводим викторину, которая проверяет знания детей по пройденной теме. После каждого выполненного задания викторины ребенок может взять себе монету: золотую, серебряную или медную. Золотую монету ребенок берет, если выполнил правильно задание, отгадал загадку или ответил на вопрос. Серебренную монету ребенок берет если выполнил задание, отгадал загадку… с помощью педагога или не до конца, а медную монету ребенок берет, если не справился с заданием… Монетки дети складываю в свои кошельки. И после викторины, ребята рассматривают монеты в их кошельках, подсчитывают каких больше, каких меньше, определяя таким образом усвоен материал или нет: больше золотых монет – усвоен; серебряных – не полностью, что-то ещё не понятно; медных – ничего не понял, не знает. После этого ребёнок берет одну монету соответствующего значения и размещает напротив своей фотографии в таблице успехов в ячейку – «Дети». А рядышком в ячейки «Воспитатели» - размещаем монету мы с напарницей. И сразу становится видно – совпадает наша оценка с самооценкой ребёнка или нет.

Все монеты мы изготавливаем вместе с детьми либо в рамках НОД «Основы экономики», либо в свободное время. Рядом с таблицей располагается два кармашка: один кармашек отражает название темы, которую прошли дети, а во втором кармашке размещены игры для закрепления пройденной темы с детьми и, которые родители могут взять домой.

Детям нравится себя оценивать, они гордятся своими успехами… и после проведенной викторины сразу ведут родителей к таблице успехов, чтобы и они могли ими гордиться. Педагогам даже не приходиться рассказывать мамам и папам о том, как усвоили пройденную тему дети, все видно на таблице, которая доступна как для детей, так и для взрослых. У родителей есть возможность лично спросить у ребенка о заработанных монетках, а потом уже задать интересующие вопросы воспитателям.

Формирование у детей основ финансовой грамотности невозможно без помощи родителей. В процессе изучения определённой темы с ребятами мы организуем совместные мероприятия для детей и родителей: например, после темы «Деньги» - провели мастер-класс по изготовлению денег в наш магазин и практикум «Копилка своими руками», после чего дети презентовали ее своим товарищам, а в группе была организована выставка копилок, на которую могли посмотреть и другие дети детского сада. Или после викторины на тему «Магазин. Товары» ребята вместе с родителями нарисовали «Мой любимый отдел в магазине», а мы уже совместно с детьми оформили альбом «Наш супермаркет». В предновогодний период, пройдя тему «Спрос и предложение», родители вместе с детьми изготовили новогодние товар (игрушки, подарочные коробочки, сувениры…) для магазина. На данный момент мы проходим с детьми тему «Профессии», по итогам которой у нас пройдёт несколько встреч с родителями, на которых они расскажут о своей профессии. По теме «Реклама» мы планируем провести конкурс рекламы «Мой любимый предмет».

Родителям и воспитателям данная таблица помогает «держать руку на пульсе» по вопросам усвоения финансовых понятий у детей, а у воспитанников формируется качества успешной личности.

Список литературы 

  1. Табих,  Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.Табих. – Минск: Выш.шк., 2007.- 48 с.
  2. Ульева, Елена. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках / Елена Ульева; худ. Полина Нестерова. – Изд 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2020.- 45 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Выпускная квалификационная работа на тему: ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСВОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей и условий развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.Отдельное ...

Консультация для воспитателей «Освоение детьми старшего дошкольного возраста системы знаний о человеке посредством моделей»

Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов и закономерные связи, существующие между ними. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о предме...

Система работы по освоению детьми старшего дошкольного возраста понятий по финансовой грамотности

   В процессе знакомство детей с финансовой грамотностью мы даём старшим дошкольникам первоначальные знания об экономике, о таких экономических понятиях как, деньги, бюджет семьи, пот...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по основам финансовой грамотности

Разработанное   тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий....