Дидактическая игра "Супермаркет "Покупочка"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Борская Елена Николаевна

Игра расширяет представление детей о том, что такое магазин; знакомит с новыми понятиями «товар», продовольственные товары, цена; закрепляет знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывает культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем; воспитывает культуру бережного использования семейного бюджета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_igry.docx903.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Супермаркет «Покупочка»

Методическая ценность: Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей.

Возможность использования: Подобранный материал привлекает внимание яркостью, интересным содержанием и помогает ребенку самостоятельно по своему желанию использовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. Дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками различных продуктов, а другим детям – задания, для применения знаний по математике, конструированию, рисованию.

Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает использования его в работе с детьми от 5 до 7 лет с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.

Преимущества данного пособия:

  • Возможно, использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  •  Просто в изготовлении, удобно в использовании, легко перемещается.
  •  Пособие по экономике может сделать не только воспитатель, но и родители для домашних занятий с ребёнком
  • Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
  • Способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие.
  • Развивает познавательный интерес и познавательную активность.

Цель: Развитие предпосылок финансовой грамотности у детей старшего возраста на доступном уровне с помощью игры супермаркет «Покупочка».

Задачи: (общеигровые)

  • расширять представление детей о том, что такое магазин;
  • дать новое понятия «товар», продовольственные товары, цена;
  • закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;
  • воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем;
  • воспитывать культуру бережного использования семейного бюджета.

Материал:  

1.Карточки «Продукты» (фото1) 

  • овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, молочные продукты, мясные изделия, кондитерские изделия (добавляются по мере изучения лексических тем)
  • полезные – вредные
  • непродовольственные товары (например: мыло, зубная паста, расчёска,

              карандаши, альбом и прочее – на усмотрение педагога или детей).

  • чистые карточки для «товара», которые заполняются по инициативе детей

На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость:

для детей старшей группы - от 1 до 10 (цифрой и точками), для детей подготовительной к школе группы - от 1 до 20 (цифрами). 

2. Карточки «Деньги» (фото 2)

Карточки «Деньги» сделать трёх видов:

  • фишки: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками от 1 до 10 для детей старшей группы
  • банкноты деньги (для счёта десятками) и монеты для счёта до 20
  • пластиковые карты (для счёта в уме) для подготовительной группы.

3.Витрина – ширма для товара (фото 3)

С цветными метками для категории товара.

4. Корзинки для покупок

5.Касса, чеки, ценники (фото 4)

6. Бумага для поделки кошельков и схема поделки (фото 5, 6)

 

Дидактические игры на основе данного пособия

1. «Что продается в магазине?»

 Задачи:

1) Познакомить детей с понятием «товар».

2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

3) Воспитывать в детях бережное отношение к денежным средствам.

Ход игры:

Разложить перед детьми карточки «товар». Обратить внимание на его разнообразие. Каждый товар находится на определённой полке и имеет свою цену. Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность, это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара). Раздать детям карточки «деньги». Произвести покупку.

2. «Разложите товар» (фото 7)

Задачи:

  1. Учить детей классифицировать предметы по общим признакам.
  2. Закреплять знания о разновидности торговых объектов.

Ход игры:

Предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара: «Молоко», «Хлеб», «Овощи», «Фрукты» и т. д.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в «магазине» и отбирает нужные карточки. Дополняет (рисует новый) товар по своей инициативе.

3. «Путаница» (фото 8)

Задачи:

1) Закрепить понятие «категория товара».

2) Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры:

Пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

 

4. «Не ошибись» (фото 9)

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара.
  2. Формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры:

Детям предлагаются совершить покупку в магазине по алгоритму действий: мама дает ребенку деньги и задание, что купить: - продукты для завтрака, - подарок на день рождения другу, - продукты для супа и т.п. Ребенок идет с пустой корзинкой, выбирает нужный товар, расплачивается на кассе, получает сдачу и чек, приносит маме.

5. «Что дешевле»

Задачи:

  1. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров.
  2. Устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене.
  3. Развить самостоятельность в выборе решения.

Ход игры:

Сначала дети подбирают предметы товаров (секционные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

 

6. «Что угодно для души» (фото 10)

Задачи:

1) Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара.

2) Закрепить понятие «категория товара».

3) Формировать умения соотносить «товар» и качество «товара».

Ход игры:

Предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:

- сам ребенок, когда он голоден;

- семья, которая ждет гостей;

- мама, выбирающая продукты для завтрака;

- папа, для поездки на дачу и т. д.

7. «Что сколько стоит».

Задачи:

1) Дать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость (или цену).  

2) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

3) Формировать умения классифицировать «товар» 

Ход игры:

Отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).

Вариант: - выложить на полки товар с одинаковой стоимостью;

                  - выложить на полки одинаковый товар с разной стоимостью.

Порассуждать почему так бывает (цена зависит от производителя, сезона, качества)

8. «Деньги» (фото 11)

Задачи:

1) Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.

2) Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).

3) Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры:

Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

1 вариант: Дети, не знающие цифр, используют фишки и ценники с точками.

2 вариант: Дети, знающие цифры, используют монеты и банкноты (5-6 лет – счёт до 10, а 6-7 лет - счет до 20 и счёт десятками).

3 вариант: Дети, которые хорошо считаю (без опоры на наглядность) используют банковскую карту.

 

9. «Дорого – дешево»

Задачи:

1) Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.

2) Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.

3) Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).

4) Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры:

Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

10. «Бюджет» (фото 12)

Задачи:

1) Сформировать представление о том, что такое «бюджет», что такое «доход», что такое «расход».

2) Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.

3) Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры:

Выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

11. «Сдача» (фото 13)

Задачи:

1) Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки.

2) Формировать умение давать сдачу.

3) Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

Ход игры:

  У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.

В игре супермаркет «Покупочка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В игре моделируются реальные жизненные ситуации: классификация товара, операции купли-продажи, сопоставление товар – деньги. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития», способствует проявлению инициативы и самостоятельности. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога.   Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. (фото 14) 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....