Игра «Дорого - дешево, выгодно – невыгодно»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Жмуд Любовь Николаевна

Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности для детей 6 – 7 лет.

 Формирование  навыков осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений.

формировать понимание того, что не все можно купить за деньги.

Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.

Закреплять умение выполнять математические вычисления.

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания.

Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_dorogo_-_deshevo.docx424.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 70)

C:\Users\user\Desktop\эмблема - новая.png

 

  Игра «Дорого - дешево,

  выгодно – невыгодно»

методическая разработка

по формированию основ финансовой грамотности

для детей 6 – 7 лет

                                   

                                                                                        Воспитатель: Жмуд Л. Н.

                                                                                                         

Р. п. Большие Вяземы

2023г.

Цель игры: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 

Задачи: формировать навыки осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений.

формировать понимание того, что не все можно купить за деньги.

Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.

Закреплять умение выполнять математические вычисления.

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания.

Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

Форма проведения: игра.

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Словарь: товар, цена, скидки и акции в торговых предприятиях, список покупок, выгода, экономия, доходы, расходы, траты, приход, ценности.

Материалы: картонные монетки (условные деньги), карточки со знаками «+» и «-», карточки с изображением продуктов, таблички с изображением торговых предприятий: «Супермаркет “Радуга”», «Мини-маркет “Колобок”», «Универсам “Умка”», «Ярмарка “Щедрый дар”», списки покупок, карточки с изображением товаров и объектов, не являющихся товарами.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель: ребята, сейчас Миша Красноперов, Маргарита и Кирилл покажут вам небольшую сценку «Три копейки на покупку», по стихотворению Ш. Галиева.

«Три копейки на покупку»

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей дает: «Вот!

Купи мне самолет, а еще ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

                            Ш. Галиев

Воспитатель: (задает детям вопросы). Ребята, скажите, сможет ли мама купить все то, что попросил мальчик? Хватит ли маме трех копеек, чтобы исполнить желания сына?

(Слушает ответы детей).

Воспитатель: (подводит итог) да, мальчик дал маме слишком мало денег, чтобы она выполнила все его просьбы и пожелания. Если деньги тратить, то они исчезают. Существует один верный путь, чтобы они появились снова. Кто мне скажет какой?

Дети отвечают.

Воспитатель: (озвучивает правильный ответ) их надо заработать!

Количество денег в семье может как увеличиваться, так и уменьшаться. Давайте проверим, знаете ли вы секреты прихода и ухода денег. У каждого из вас две карточки – одна со знаком «+», а другая со знаком «-». Знак «+» всегда означает увеличение, доход, то есть приход денег, а знак «-» - их трату, расход и уход.

        Представим, что мы с вами одна большая дружная семья. Я вам буду говорить, какое событие произошло в нашей семье, а вы будете поднимать карточку со знаком «+», если это приход денег, или со знаком «-», если это расход денег. Начинаем:

   Мама и папа получили зарплату (денег в семье прибавилось). Кладу на стол несколько монет.

   За хорошую работу папа получил вознаграждение – премию (денег в семье прибавилось). Кладу на стол еще несколько монет (стопка увеличивается).

   Бабушка получила пенсию. Дети поднимают карточки, кладу на стол еще несколько монет.

   Мама выиграла деньги в лотерею. Дети поднимают карточки, кладу на стол еще несколько монет.

   Сын случайно нашел деньги на улице. Дети поднимают карточки, кладу на стол еще несколько монет.

  Сестра получила деньги в подарок на день рождения. Дети поднимают карточки, кладу на стол еще несколько монет.

  Брат принес стипендию. Дети поднимают карточки, прибавляю к стопке еще несколько монет.

  Бабушка продала укроп и петрушку со своего огорода. Дети поднимают карточки, кладу на стол еще несколько монет.

   Мама сходила в магазин за хозяйственными покупками. Дети поднимают карточки, (воспитатель) уменьшает стопку на несколько монет.

   Папа заплатил за квартиру, газ, электричество и телефон. Дети поднимают карточки, уменьшаю стопку на несколько монет.

   Бабушка купила продукты на рынке. Дети поднимают карточки, уменьшаю стопку на несколько монет.

    Вся семья съездила на отдых к морю. Дети поднимают карточки, уменьшаю стопку на несколько монет.

   Сыну купили велосипед. Дети поднимают карточки, уменьшаю стопку на несколько монет.

   Сестре купили платье. Дети поднимают карточки, уменьшаю стопку на несколько монет.

   Маме купили новые туфли. Дети поднимают карточки, уменьшаю стопку на несколько монет.

    Папа отремонтировал телевизор, купил запасные детали. Дети поднимают карточки, уменьшаю стопку на несколько монет.

           Сын попросил купить ему роликовые коньки. Дети поднимают карточки, но я (воспитатель) объявляю, что денег больше нет.

Воспитатель: действительно, посмотрите, у нашей семьи не осталось больше монет, а нам еще необходимо бабушке купить лекарство. У нее вчера поднялось давление, и она плохо себя чувствует.

            Теперь вы наглядно увидели, что деньги имеют свою ценность, и если их тратить, то они исчезают. Нельзя купить сразу все, что хочется, потому что сумма денег, которой располагает семья, всегда ограниченна, и прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет.

 Давайте с вами вспомним, что такое бюджет? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, ребята, бюджет - это подсчет доходов и расходов.

Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: а теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (ответы детей)

Воспитатель: да, все верно, если каждый день что-то вам покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают, и деньги надо экономить.

И я предлагаю вам сейчас отправиться в магазин за покупками, вы согласны?

(ответы детей)

Но прежде давайте поиграем в игру «Мы бежали по дорожке»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой).

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7 раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (хлопаем правой ладонью левую и наоборот. 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем руками на обувь, выставляя на пятку то правую, то левую ногу).

Воспитатель: молодцы, туфли купили, можно отправляться в магазин.

Игра «Дорого – дешево, выгодно - невыгодно»

На столах размещаются таблички с изображением торговых предприятий: «Супермаркет “Радуга”», «Мини-маркет “Колобок”», «Универсам “Умка”», «Ярмарка “Щедрый дар”» и карточки с изображением продуктов.

Дети делятся на группы (3-5 человек) в зависимости от количества детей

Воспитатель: ребята, вам предстоит сделать покупки по списку, который получите. В каком магазине их делать и по какой цене, вы будете решать самостоятельно. Ваша задача - закупить все и истратить как можно меньше монет. Выиграет команда, которая истратит меньше денег, сделает закупки дешевле и выгоднее. Обязательно советуйтесь друг с другом и действуйте сообща. Цену товара вы можете узнать, посмотрев на карточку – сколько там кружочков, такова и цена.

Воспитатель выдает каждой группе список покупок и 10 монет. Дети отправляются за покупками.

(Воспитатель помогает при возникновении трудностей и отвечает на вопросы покупателей).

По окончании закупок подводятся итоги: определяется, какая команда все закупила по списку и истратила меньше всех монет.

Цена товара, нарисованного на картинке, указывается на обороте в виде кружочка. Все картинки с товарами: молоко, хлеб, сметана, макароны, сосиски готовятся с ценой 1 и с ценой 2.

Список товаров:

1. молоко.

2. Сметана.

3. Хлеб.

4. Макароны.

5. Сосиски.

Раскладка товара с учетом цены:

Супермаркет (8 монет): молоко – 2, сметана – 2, хлеб – 1, макароны – 1, сосиски – 2.

Мини – маркет (9 монет): молоко – 1 (табличка: «Внимание! Скидка!»), сметана – 2, хлеб – 2, макароны – 2, сосиски – 2.

Универсам (8 монет): молоко – 2, сметана – 2, хлеб – 1, макароны – 2, сосиски – 1(табличка: «Внимание! Акция!»).

Ярмарка (6 монет): молоко – 1, сметана – 1, хлеб – 1, макароны – 1, сосиски – 2.

Дети делают вывод где продукты обошлись дешевле.

Воспитатель: ребята, вы сейчас были в магазине, а как вы думаете, можно ли все, что нас окружает, купить за деньги? (Слушает ответы)

Воспитатель: некоторые вещи не имеют цены, а значит, не являются товаром, не продаются и не покупаются ни за какие деньги.

Игровое упражнение «Что нельзя купить»

Воспитатель называет детям разные товары, которые можно купить (молоко, обувь, машина, игрушки, торт, книга, самокат, велосипед, цветы конфеты и пр.) и что купить невозможно (луна, солнце, море, радуга, звездное небо, облака, дождь, снег, горы, река, лес, ручей). Все названия идут в разном порядке, что можно купить, и что нельзя.

          Рефлексия 

Воспитатель: ребята, где мы с вами сегодня были, о чем говорили, что узнали. (Ответы детей)

Да, ребята, вы узнали, что деньги в нашей жизни имеют очень большое значение. Без них мы не купим еду для поддержания жизнедеятельности; не сможем заплатить за все потребности необходимые человеку. Но тем не менее главные ценности – жизнь, радость близких людей – за деньги купить невозможно. Они для нас бесценны, и их надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «Дорого – дёшево, выгодно – невыгодно».

Формирование навыков осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений...

Дидактическая игра по финансовой грамотности " Дешево - дорого"

Цель игры: дать детям представление о том, что товары имеют разную стоимость.Материал для игры: карточки с изображением товара( большой и маленький),кошельки на липучках. Ход игры:ребенок берет к...

Паспорт дидактической игры «Дорого – Дешево»

Паспорт дидактической игры «Дорого – Дешево"...

ООД "Выгодно – невыгодно, дорого – дешево".

Цель: способствовать формированию навыков осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений.Задачи: развивать умение делать покупку с учетом имеющихся денег, умение соотносить свои желания и...

Дидактическая игра «Дорого - дешево»

Дидактическая игра «Дорого - дешево»...

Конспект дидактической игры «Дорого - дешево»

Конспект  дидактической игры «Дорого - дешево»...

Игра «Дорого-дешево, выгодно-невыгодно»

Формирование навыков осуществления покупок. Выбор и принятие финансовых решений....