Буратино в стране финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группы по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buratino_v_strane_finansovoy_gramotnosti.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе
«Буратино в стране финансовой грамотности»
Цель: Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать разумное отношение к расходованию денег;
- способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
- закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
Развивающие:
- развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
- развивать умения определять жизненно важные потребности человека;
- развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;
- воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.
Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое «монета», «банкнота», «пластиковая карта», «наличные и безналичные деньги», «покупка», «Семейный бюджет», «Какие бывают товары», «Как помочь родителям сэкономить деньги; чтение художественной литературы; сюжетно – ролевые игры: «Супермаркет», «Парикмахерская»
Словарная работа:
Активизация словаря: монеты, купюры, банкноты, потребности, банкомат, банковская карта.
Обогащение словаря: семейный бюджет, доход, расход, сбережения.
Методические приёмы:
словесный - рассказ воспитателя, вопросы к детям, беседа, художественное слово;
наглядный – демонстрация материала;
игровой – сюрпризный момент, выполнение игровых действий;
практический – самостоятельная деятельность детей.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.
Материал и оборудование: 2 мольберта, купюры и монеты – целые и разрезные, мультимедийная установка, презентация «Потребности в жизни человека: вода, одежда, жильё, еда», схемы потребностей для человека, банкомат, банковские карты, шаблон для создания именной банковской карты
Дети находятся в группе и по сигналу колокольчика становятся в круг
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить!(руки вверх)
Как хорошо уметь дружить(руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе).
-Ребята, посмотрите какой чудесный чемоданчик ,но чемоданчик не простой, а волшебный. Хотите посмотреть, что там внутри?
-Но здесь замок и мы его должны открыть.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, потянули
Покрутили, покрутили,
Постучали, постучали
Подули и …открыли!
Воспитатель: Я открываю чемоданчик… и что это?
- Ребята посмотрите что лежит в нашем чемоданчике? (Азбука, 5 монеток).-Вспомните, в какой сказке была азбука и монетки? (Приключения Буратино).
В группу входит грустный Буратино
Воспитатель:
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино) Дети хором отвечают
Буратино: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.
Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?
Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался.
Воспитатель: Расскажи нам, и мы с ребятами постараемся тебе помочь.
Буратино: Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был на занятии. Там услышал много новых слов – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, я не понял. Помогите мне разобраться, что обозначают эти новые слова.
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? Он задал нам интересную задачу. Но думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашему другу. Давайте вместе с Буратино отправимся в страну финансовой грамотности и поможем ему во всем разобраться.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся
Глаза закроем, скажем «Ах» и окажемся в гостях!
Итак ребята, мы с вами очутились в стране финансовой грамотности.
(Буратино садится вместе с детьми на стул)
Воспитатель:
Послушайте загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»
Совершенно верно - «деньги»
А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).
Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.
А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами.
Воспитатель: Купюры или банкноты - это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)
Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.
Игра «Какие бывают купюры и монеты» (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)
Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, как называются денежные купюры и чем отличаются купюры и монеты между собой.
Буратино: Да, купюра – бумажная и называется она - банкнота, а монета – металлическая.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей и Буратино)
Воспитатель: Ребята, однажды на фабрике, где печатают деньги, произошел сбой и несколько купюр из станка вышли разделенные на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (Дети делятся на команды – мальчики и девочки, Буратино присоединяется и помогает ребятам)
Игра у столов «Собери банкноту».
Динамическая пауза «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на дне кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем Буратино, что такое потребности? (ответы детей)
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на доску.
На доске плакат, дети вместе с Буратино определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить Буратино почему без них человек не может прожить (ответы детей).
Воспитатель: А ты Буратино без чего не можешь прожить? (ответ Буратино)
Теперь ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь? (ответ Буратино)
Воспитатель: Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?
Буратино: Конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт.
Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.
Дети:
-мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
-бабушка и дедушка получают пенсию; продают фрукты и овощи с огорода,
-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?
Дети: Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи.
Буратино: Что такое доход?
Дети: Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Буратино: Что такое расход?
Дети: Расход- это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: Ребята. Я предлагаю вам поиграть в игру «Доход-расход» (игра с мячом)
Папа получил зарплату-….доход
Заболела бабушка-…расход
Мама выиграла приз-…доход
Сестра потеряла кошелек_...расход
Заплатили за квартиру-…расход
Сын получил стипендию-,..доход
Купили телевизор-,,.расход
Бабушка продала пирожки-… доход
Брат порвал куртку-… расход
Купили путевку на море-…расход.
Ребята, как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам?.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Буратино решим как правильно распределить семейный бюджет и поиграем в игру.
Игра «Хочу и надо» (выполняют за столами)
Перед вами схема потребностей и десять монет (у каждой команды схемы разные). Ваша задача распределить ваш бюджет слушая мои задания:
1.За одежду мы затратили 1 монету, а за электроэнергию нам понадобиться затратить на 1 монету больше, чем на одежду. Сколько монет мы затратим за электроэнергию?
2.За электроэнергию мы заплатили 2 монеты, а за продукты на одну монету больше, чем за электроэнергию. Сколько монет нам потребуется на продукты?
3.На покупку лекарств мы потратили на 2 монеты меньше, чем на продукты. Сколько монет мы потратим на покупку лекарств?
4. Чтобы оплатить счёт за квартплату нам нужно потратить столько же монет, столько мы потратили на оплату электроэнергии. Сколько монет нам понадобится, чтобы оплатить счёт за квартплату?
Воспитатель: Ребята, скажите, сколько у Вас было монет?
Дети: У нас было 10 монет.
Воспитатель: А сколько монет мы с Вами потратили?
Дети: Мы потратили 9 монет.
Воспитатель: А, что мы будем делать с оставшейся монетой?
Дети: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Воспитатель: Ну, что Буратино, теперь ты понял, как можно правильно распределять семейный бюджет?
Буратино: Да, ребята, понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло.
Воспитатель: Буратино, на Поле чудес в «Стране Дураков» ты закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.
Вопросы к детям:
«Вырастут ли деньги?
Где Буратино мог бы хранить деньги? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно - хранение денег. (показ различных пластиковых карт ) Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? ( пластиковую карту нужно вставить в банкомат и знать пароль).
-А где находятся банкоматы? Какие банки вы знаете?(Сбербанк, Тинькофф, ВТБ, Россельхозбанк, венец и т.д.)
Воспитатель: Буратино, ты давно живёшь в сказке, и не знал, что в нашем современном мире существуют: купюры, монеты, банки, банкоматы, банковские карты. Сегодня мы тебе обо всем рассказали. А теперь давай вместе с нашими детьми создадим свою именную банковскую карту.
Физминутка «Буратино потянулся»
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Дети и Буратино проходят за столы и самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.
Буратино: Спасибо, вам, ребята. Я буду знать, что деньги не вырастут, если их закопать в землю. Я положу их на карту. А вместе с Папой Карло буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Буратино!
А нам ребята нужно отправляться снова в детский сад.
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся
Глаза закроем, скажем «Ах» и окажемся в группе!
Итог деятельности
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Чему, мы научили Буратино?
Дети: Мы учили Буратино финансовой грамотности. (развёрнутые ответы детей)
Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку от Буратино.
Подарок от Буратино «Волшебная коробка» (игры по финансовой грамотности)
Воспитатель: Ребята, Буратино в своей школе по финансовой грамотности научился играть в новые экономические игры и прислал нам, а так же он ещё раз благодарит вас за помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Конспект развлечения по финансовой грамотности с элементами сюжетно-ролевой игры младшей группы «Приключение волчонка в стране финансовой грамотности»
Конспект развлечения по финансовой грамотности с элементами сюжетно-ролевой игры младшей группы «Приключение волчонка в стране финансовой грамотности»Цель: Обобщение знаний о потребностях ...
Конспект развлечения по финансовой грамотности с элементами сюжетно-ролевой игры для младшей группы «Приключение волчонка в стране финансовой грамотности»
Цель: Обобщение знаний о потребностях человека.Задачи: -закрепить названия основных потребностей и что к ним относится.-подвести к пониманию того, что человек не может купить все, что хочет.-способств...
Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского сада Путешествие в страну «финансовой грамотности»
Цели: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развивать умения находить...