Отчет по самообразованию за 2023-2024 уч.год "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет по самообразованию38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию педагога

Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

за 2023-2024 учебный год

Выполнила: Ахметчанова Н.В.

г.Кемерово


Я, Ахметчанова Наталья Валерьевна, работаю в подготовительной группе.

Образование- высшее

Педагогический стаж-11 лет

Стаж работы в МБДОУ- 1 год 8 месяцев

Стаж работы в занимаемой должности- 11 лет

Квалификационная категория- высшая

Целью моей работы по самообразованию в 2023-2024 учебном году было:

- Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.

- Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе самообразования решала следующие задачи:

 Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России.

В процессе работы по самообразованию, я изучила методические пособия. Также я изучила следующую литературу:

Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.
  7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  10. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования.
  11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
  12. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Результаты работы с детьми по теме самообразования:

дети научились:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;  
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).

Результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;  
  • пополнена  РППС группы.
  • повышен интерес  родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.  

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме: 

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
  • оформление РППС группы

Считаю, что данная тема самообразования актуальна и может быть реализована в течение как одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах).

В основу изучения мною  данной темы легла программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Прежде чем начинать работу по данной теме, мне необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. Показатель готовности – наличие экономического опыта у дошкольников. Этот опыт связан с социальным статусом семьи и экономическими знаниями, которыми ребёнок овладел к старшему дошкольному возрасту (например, ребёнок из семьи рабочих, рано научившийся обслуживать себя и привыкший к экономии электроэнергии и воды, более «экономически» сознателен, чем его ровесник из богатой семьи, привыкший к домработницам, убирающим дом, и бесконтрольному расходу природных ресурсов).

Выявить уровень экономического опыта у детей помогут диагностические методики, представленные в пособии А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (раздел «Как организовать занятия по программе»).

Наконец, не менее важную роль играет наличие интереса к теме у педагога и родителей. Для ознакомления родителей с темой самообразования проведено предварительное анкетирование.

Анализ анкет показал, что 90 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 10% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают полезно внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложна, но  интересна для детей.

В течение года с родителями проводилась работа: родительские собрания, памятки, оформление стендовой информации, индивидуальные беседы; активное взаимодействие с родителями по обогащению РППС группы. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях ДОУ, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

Выявлено, на всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Считаю, что формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет  познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе, способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи.

В результате проведенных практических мероприятий в течение года: игр, чтения художественной литературы, просмотров презентаций и видеофильмов, мультфильмов, продуктивной деятельности, самостоятельной деятельности детей и индивидуальной работы  у детей сформировались первоначальные представления  о труде и профессиях, о деньгах и процессе купли-продажи. Дети познакомились с деньгами разных номиналов и стран, приобрели навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств. Расширили свой лексический запас и кругозор

В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 12 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 28%.

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИ

Владеет понятием «потребности»

Умеет        различать        виды        потребностей        (материальные,        духовные,

социальные)

ТРУД

Имеет представление   о   труде,   его   видах   (сельскохозяйственный,

домашний т.д.)

Умеет выделять последовательность трудовых действий

Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в

труде человека.

ТОВАР

Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров

Может объяснить зависимость цены от его качества и количества

Имеет представление о формах сбыта продукции

ДЕНЬГИ

Различает достоинство купюр, умеет считать в пределах 10

Может объяснить понимание слов «бюджет» и его составляющие

(зарплата, пенсия, стипендия)

Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их

многообразии.



Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием (общее 25-33 балла)

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога ( 14-24 балла)

Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется (0-13 баллов)

По итогам мониторинга в начале года воспитанники имели:

20% - высокий уровень;

52%-средний уровень;

28%-низкий уровень.

По итогам мониторинга в конце года воспитанники овладели:

32%-высокий уровень;

68%-средний уровень

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий (РППС в ДОУ и в семье) и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация моих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

 Я думаю, что полученный мною опыт буду углублять и совершенствовать.


 Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

- Да.

- Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.

- Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

Спасибо!


Консультация  для родителей

« Должен ли ребёнок иметь карманные деньги »

        Система финансирования ( карманные деньги) . Главный тезис :»Карманные деньги –это те средства , распоряжаться которыми ребёнок может по своему усмотрению , несмотря иногда и на советы !»Всегда надо помнить , что это не способ поощрения или наказания , а средство развития определённых навыков , своеобразный инструмент – такой же , как нож или вилка ( для еды) , молоток ( для забивания гвоздей) ,лейка ( для поливки цветов ) .

       При выдаче карманных денег следует учесть :

- периодичность выдаваемых средств ;

 - размер ( сумма)т ;

- что входит в перечень затрат ;

- штрафные санкции.

        Размер : естественно , чем меньше ребёнок , тем меньше сумма . Исходить надо из своих возможностей , но поинтересоваться у ребёнка ,  какая сумма его устроила бы . Этим определятся его запросы . Если запросы сильно высоки ( часто дети , кстати , не очень требовательны ) , вместе нужно откорректировать их , объяснив ,  что возможно выделить только определённые средства .

          Что входит в перечень затрат ( или : что ребёнок может и что должен покупать на эти деньги )? Надо напоминать ребёнку чаще , что деньги – это средство для получения чего-то , а не цель сама по себе . Обязательно надо интересоваться , куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы . Однако нельзя настаивать на полном отсеете о личных тратах – надо уважать тайны ребёнка , его возможные промахи.

         Если потратил свои деньги « не так » - надо объяснить , как надо и почему именно так . Не надо жалеть ребёнка , если он не так потратил  или обсчитался . Лучше обсудить , почему так получилось , что он не учёл . Посочувствовать : « Ну , что ж…» Никогда не предлагайте финансовую компенсацию . Ограничиться психической . Если потерял – никогда не ругать , иначе он будет бояться « связываться с деньгами ». Сказать просто , что с вами тоже такое было , и не раз .

        Система штрафов – это что-то вроде деловой игры , когда убытки хоть и не смертельные , но весьма неприятные .  Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребёнка . Это покажет , насколько он готов к  материальной ответственности за свои действия , насколько внимателен , самостоятелен и справедлив к потребностям других .

          О том что существует тесная связь всех сторон воспитания в процессе развития личности , сомнения нет ; более того , обоснована и взаимосвязь нравственного и трудового , и экономического воспитания . Стержневым в этой взаимосвязи сторон является нравственное воспитание , так как именно оно  придаёт остальным сторонам  общественную направленность , наполняет их глубоким  личностным смыслом и содержанием.


Консультация для родителей

«Дошкольник и…. экономика»

«Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»

Нужно! Но как?

Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

К сожалению, эти базовые экономические качества, присущие человеку-хозяину, с каждым годом теряли свой авторитет. Данные исследовательской работы показывают, что подростки, как правило, оценивают перечисленные качества как отрицательные. На просьбу экспериментатора объяснить, чем вызван такой вердикт, они отвечали. Что только жадные люди, «плюшкины» все берегут и экономят.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течении дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает игрушку поиграть другим детям ( ему ведь тоже дают!), но при этом он будет тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда , если воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других, лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий специального обсуждения.

Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к личной и общественной собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?

Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогов: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.

Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются формы привычные  формы поведения , вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто.

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно.

Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и практического «экономического поведения» . Дети здесь тоже «покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Понятно, что только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания и развития.

Обратимся к опыту зарубежных стран. В США, Германии, Японии, Англии экономическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Там разработаны специальные экономические программы, которые знакомят детей с основами домашнего хозяйства и элементарными навыками ориентации в экономической жизни общества.

Много внимания экономическому воспитанию детей уделяется и  в семье. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям ( в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму  - карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы.

В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.

Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном ему уровне?

В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и  разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят  в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.

Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость , честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях ( менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т.д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...

План работы по самообразованию воспитателя на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

      Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Д...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

План по самообразованию воспитателя на тему:«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»....

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...