Проект "Дошкольная академия финансов" для детей старшего дошкольного возраста
проект по основам финансовой грамотности

Крикунова Ольга Николаевна

Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnaya_akademiya_finansov.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица  Ленина, дом 47, тел (3913) 474290,

E-mail: ugleva.ol@yandex.ru

Паспорт проекта

«Дошкольная академия финансов»

для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта:

Информационно – практико – ориентированный.

Продолжительность проекта:

Долгосрочный – на два года.

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Разработала: Крикунова О.Н.

с. Беллык 2022

   

 Оглавление:

  1. Актуальность проекта……………………………………………………………………………………………………….3
  2. Гипотеза………………………………………………………………………………………………………………………3
  3. Цель проекта..………………………………………………………………………………………………………………...3
  4. Задачи  проекта………………………………………………………………………………………………………………4
  5. Принципы реализации проекта……………………………………………………………………………………………..5
  6. Условия реализации проекта..………………………………………………………………………………………………5
  7. Формы реализации проекта…………………………………………………………………………………………………5
  8. Методы формирования финансовой компетентности ………………………………………………................................5
  9. Ожидаемый результат……………………………………………………………………………………………………….7
  10. Этапы проекта………………………………………………………………………………………………………………..8
  11. Перспективный план реализации проекта на 2022 – 2024 год……………………………………………………………9
  12. Литература…………………………………………………………………………………………………………………..13

Атуальность проекта:

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Гипотеза:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Цель проекта: 

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий;
  • Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость);
  • Помочь детям правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
  • Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;
  • Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
  • Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные:

  • Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
  • Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • Принцип доступности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип прочности;
  • Принцип целенаправленности;
  • Принцип новизны;
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Условия реализации проекта:

Проект реализуется в ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: 

  • Наблюдение;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Просмотр мультфильмов.

Методы формирования финансовой компетентности:

Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами.

Методы, повышающие познавательную активность:

  • Элементарный и казуальный анализ;
  • Сравнение;
  • Метод вопросов;
  • Метод повторения;
  • Решение логических проблем;

 Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:

  • Игровые;
  • Сюрпризы и моменты новизны.

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • Перспективное планирование.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

  • Индивидуальная беседа;
  • Сравнительный анализ;
  • Оценка;
  • Разъяснение;
  • Воображаемая ситуация;
  • Совместный поиск выхода из ситуации;
  • Проигрывание положительных ситуаций;
  • Обсуждение способа действия;
  • Прием опосредованного воздействия.

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Ожидаемый результат: 

Для детей:

  • Приобретение  знаний социально-экономического характера;
  • Приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
  • Усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • Получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • Развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • Применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • Развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • Повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
  • Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Содержание

Срок реализации проекта

 I - подготовительный

  • Курсы повышения квалификации по основам финансовой грамотности;
  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы по теме проекта;
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги – помощники»;
  • Ввод детей в проблемную ситуацию;
  • Диагностика знаний детей по финансовой грамотности;
  • Анкетирование родителей «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»;
  • Родительское собрание «Азы финансовой грамотности в семье»;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
  • Подбор наглядного материала, художественной литературы, дидактических игр по теме проекта;
  • Создание комфортной предметно-развивающей среды;
  • Разработка  перспективного  плана по реализации проекта.

Сентябрь – ноябрь 2022 год

II – практический

  • Работа по перспективному плану.

Сентябрь 2022 год – май 2024 год

III – заключительный

  • Диагностика уровня финансовой грамотности детей; 
  • Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ;
  • Презентация по итогам образовательного проекта «Дошкольная академия финансов»;
  • Создание лэпбука по теме проекта «Юный экономист»;
  • Публикация на персональном сайте и на сайте ГОСВЕБ.

Май  2024 г.

Перспективный план реализации проекта на 2022 – 2024 год

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Исполнители и соисполнители

Подготовительный этап

Работа с детьми
Диагностика уровня финансовых знаний и умений.

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Май 2022 год

Воспитатель

Работа с родителями
Оценка уровня готовности родителей к совместной деятельности по основам финансовой грамотности.

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми (беседа, анкетирование).

Март 2022 год

Воспитатель

Работа с педагогами МБДОУ
Информирование педагогов о содержании и значении проекта «Дошкольная академия финансов».

Выступление на педсовете в ДОУ.

Сентябрь 2022 год

Воспитатель

Обеспечение методическими материалами, разработками, оборудованием.

Подбор наглядного материала (деньги – бумажные купюры, копейки); художественной литературы по теме проекта; мультфильмов; оборудования для сюжетно – ролевой игры.

Подбор бесед, обсуждений, рассматривание картин по теме проекта, просмотр презентаций, сюжетно – ролевых игр, занятий.

Октябрь – декабрь

2022 год

Воспитатель

Практический этап

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Труд и продукт труда (товар)

Беседа: «Беседа о труде»; «Что ты сделал вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?»; «Хлеб – всему голова».

НОД: «Все профессии нужны». Цель: закрепление знаний детей о пользе разных профессий.

НОД: «Доходы семьи». Цель: закрепление представлений детей о доходах.

Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме: «Профессии».

Пословицы и поговорки о труде

Загадки о труде и профессиях

Развивающая игра: «В гостях у семьи Экономистов»; «Профессии».

Д/у: «Заготовим на зиму фрукты, овощи»; «Какие ошибки допустил художник?».

Д/и: «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина); «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова);  «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова).

Сюжетно – ролевые игры: «На приеме у врача», «Продавец» и др.

Чтение худ. лит.: «Чем пахнут ремёсла?» Дж. Родари; «Все для всех» Ю.Тувим; К. Д. Ушинского «Два плуга»; Н. Носова «Заплатка».

Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал»; «Трое из Простоквашино»; серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности».

Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек

Дежурство по столовой и занятиям

Создание творческой мастерской по ремонту книг

Сентябрь – декабрь 2022 год

Воспитатель и дети

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Консультация: «Что такое финансовая грамотность?»

Родительское собрание: «Азы финансовой грамотности в семье».

Анкета для родителей: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста».

Оформление фотоальбома: «Все работы хороши!» (профессии родителей).

Сентябрь 2022 год

Ноябрь 2022 год

Октябрь 2022 год

Декабрь 2022 год

Воспитатель

Родители, дети и воспитатель

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Деньги и цена (стоимость)

Беседа: «История денег», «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»; «Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги».

НОД: «Дом, в котором живут деньги». Цель: формирование первоначальных знаний о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

НОД: «Деньги. Денежные знаки». Цель: знакомство детей  с денежной единицей Российского банка».

Рисование: «Монеты моей страны».

Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки» 

Цель: ознакомление с валютой как денежной единицей страны (деньгами других стран).

Решение арифметических задач

Рассматривание картин: «Деньги».

Пословицы и поговорки о деньгах

Чтение худ. лит.: «Клад» Т.В. Грековой; Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).

Сюжетно – ролевая игра: «В магазин за покупками», «В аптеке», «Проездной билет»; «Банк».

Просмотр мультфильмов: серии мультфильма «Фиксики»: Деньги»; «Копилка»; «Как делают деньги».

Январь – май 2023 год

Воспитатель и дети

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Консультация: «Как научить ребёнка обращаться с деньгами?»

Выставка поделок: «Копилка для монет».

Работа над лепбуком: «Деньги – помощники».

Январь 2023 год

Май 2023 год

Январь – май 2023 год

Воспитатель

Родители, дети и воспитатель

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Реклама: правда и ложь, желания и возможности

Беседа: «О царице экономики и ее помощниках»;  «Беседа о рекламе»; «Почему мне нравиться реклама».

Рисование: «Моя любимая реклама».

Игровая ситуация: «Рекламное агентство Простоквашинска». Цель: уточнение знаний детей о рекламе и людях, которые ее создают.

Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».

Викторина для детей: «О какой сказке идет речь?».

Сюжетно-ролевая игра: «Ателье».

Просмотр рекламных видеороликов

Рассматривание карточек по теме «Реклама для детей»

Чтение художественной литературы: Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

Сентябрь – ноябрь 2023 год

Воспитатель и дети

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Памятка: «10 советов по воспитанию финансово грамотных детей»

Консультация: «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Создание рекламного альбома: «Моя любимая игрушка».

Сентябрь 2023 год

Октябрь 2023 год

Ноябрь 2023 год

Воспитатель

Родители, дети и воспитатель

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности.

Полезные экономические навыки и привычки в быту

Беседа: «Беседа с детьми с правилами экономии»;  «Хорошо ли быть бережливым».

Д/у:  «Хорошо – плохо»; «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Обсуждение пословиц и поговорок

Просмотр презентации: «Полезные экономические навыки и привычки в быту». 

Чтение худ. лит.: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В.В.Маяковский, «Заплатка» Н.Носов.

Сюжетно-ролевая игра:  «Интересные покупки»; «Супермаркет».

Просмотр мультфильмов: «Азбука денег. Уроки тётушки Совы»; «Богатый бобренок».

Декабрь 2023 – март 2024 год

Воспитатель и дети

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях.
Совместные мероприятия с родителями, детьми и воспитателями.

Консультация: «Финансовое воспитание детей»

Выставка  поделок - игрушек из бросового материала «Игрушка своими руками»: (пластиковые бутылки, одноразовая посуда, картон и др.)

Создание сборника рассказов по финансовой грамотности.

Создание лэпбука: «Деньги – помощники».

Декабрь 2023 год

Март 2024 год

Апрель 2024 год

Воспитатель

Родители и дети

Родители, дети  ивоспитатель

Заключительный этап

Работа с детьми
Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений.

Итоговое исследование уровня финансовых знаний и умений, выявление динамики и полученных результатов у детей старшего дошкольного возраста.

Май 2024 год

Воспитатель

Работа с родителями
Подведение итогов совместной работы по основам финансовой грамотности.

Отчёт по итогам проекта «Дошкольная академия финансов».

Май 2024 год

Воспитатель

Работа с педагогами МБДОУ
Представление результатов работы по проделанной работе.

Открытое мероприятие «Путешествие с денежную страну!»; подготовка и представление доклада, презентации по проекту «Дошкольная академия финансов»; публикация на сайте ГОСВЕБ и на персональном сайте.

Апрель 2024 год

Май 2024 год

Воспитатель

Литература:

  1. Шатова А.Д, Аксёнова Ю.А., Кирилов В.Л., Мищенко И.С. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М: 2018.
  2. Блохина О.А, Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок. – Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.- М: 2018.
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: 2012.
  6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.
  7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты за- нятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015.
  8. Попова Т., Максимова Е. Путешествие в страну денег. – М: 2020.
  9. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. – М: ОК Пресс, 2019.
  10. Шатова А.Д. Деньги. – М: 2003.
  11. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. с. 349– 351.
  12. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность» – Нефтеюганского района, 2019 г.

Интернет-ресурсы

www.cbr.ru – официальный        сайт        Банка         России.

fincult.info – сайт Банка России по        финансовой грамотности «Финансовая культура».

вашифинансы.рф – сайт национальной программы повышения финансовой        грамотности граждан «Дружи с финансами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб "Семейная академия" (для родителей детей старшего дошкольного возраста)

Клуб "Семейная академия" (для родителей детей старшего дошкольного возраста), включает следующие разделы: основные напраления работы клуба, цель, здачи, план работы клуба. Может быть использован специ...

Рабочая программа «АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...

Программа дополнительного образования "Академия маленьких гениев"(старший дошкольный возраст)

    Каждому родителю хотелось бы, чтобы ребенок был успешен в учебе. Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще др...

Академия юных финансистовПрограмма по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Программа по формированию основ финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста...

Проект по финансовой грамотности «Дошкольная академия финансов» для детей старшего дошкольного возраста

Проект для детей старшего дошкольного возраста направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Цель проекта: сформировать основы финансовой грамотности у детей ста...