Проект "Дошкольная академия финансов" для детей старшего дошкольного возраста
проект по основам финансовой грамотности
Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.43 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица Ленина, дом 47, тел (3913) 474290,
E-mail: ugleva.ol@yandex.ru
Паспорт проекта
«Дошкольная академия финансов»
для детей старшего дошкольного возраста
Вид проекта:
Информационно – практико – ориентированный.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный – на два года.
Участники проекта:
Воспитатель, дети, родители.
Разработала: Крикунова О.Н.
с. Беллык 2022
Оглавление:
- Актуальность проекта……………………………………………………………………………………………………….3
- Гипотеза………………………………………………………………………………………………………………………3
- Цель проекта..………………………………………………………………………………………………………………...3
- Задачи проекта………………………………………………………………………………………………………………4
- Принципы реализации проекта……………………………………………………………………………………………..5
- Условия реализации проекта..………………………………………………………………………………………………5
- Формы реализации проекта…………………………………………………………………………………………………5
- Методы формирования финансовой компетентности ………………………………………………................................5
- Ожидаемый результат……………………………………………………………………………………………………….7
- Этапы проекта………………………………………………………………………………………………………………..8
- Перспективный план реализации проекта на 2022 – 2024 год……………………………………………………………9
- Литература…………………………………………………………………………………………………………………..13
Атуальность проекта:
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Гипотеза:
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Цель проекта:
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий;
- Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость);
- Помочь детям правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
- Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс как первых учителей в ознакомлении с миром профессий, приобретении финансовых и социальных знаний и понятий;
- Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
- Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Воспитательные:
- Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
- Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Принципы реализации проекта:
- Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
- Принцип доступности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип прочности;
- Принцип целенаправленности;
- Принцип новизны;
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Условия реализации проекта:
Проект реализуется в ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей воспитанников.
Формы реализации проекта:
- Наблюдение;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Беседы;
- Чтение художественной литературы;
- Просмотр мультфильмов.
Методы формирования финансовой компетентности:
Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами.
Методы, повышающие познавательную активность:
- Элементарный и казуальный анализ;
- Сравнение;
- Метод вопросов;
- Метод повторения;
- Решение логических проблем;
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:
- Игровые;
- Сюрпризы и моменты новизны.
Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- Перспективное планирование.
Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:
- Индивидуальная беседа;
- Сравнительный анализ;
- Оценка;
- Разъяснение;
- Воображаемая ситуация;
- Совместный поиск выхода из ситуации;
- Проигрывание положительных ситуаций;
- Обсуждение способа действия;
- Прием опосредованного воздействия.
Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).
Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Приобретение знаний социально-экономического характера;
- Приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи;
- Усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- Получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- Развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- Применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- Развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- Повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности;
- Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
- Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников;
- Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Этапы проекта:
Этапы проекта | Содержание | Срок реализации проекта |
I - подготовительный |
| Сентябрь – ноябрь 2022 год |
II – практический |
| Сентябрь 2022 год – май 2024 год |
III – заключительный |
| Май 2024 г. |
Перспективный план реализации проекта на 2022 – 2024 год
Направление деятельности | Содержание деятельности | Сроки реализации | Исполнители и соисполнители | ||
Подготовительный этап | |||||
Работа с детьми | Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений у детей старшего дошкольного возраста. | Май 2022 год | Воспитатель | ||
Работа с родителями | Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми (беседа, анкетирование). | Март 2022 год | Воспитатель | ||
Работа с педагогами МБДОУ | Выступление на педсовете в ДОУ. | Сентябрь 2022 год | Воспитатель | ||
Обеспечение методическими материалами, разработками, оборудованием. | Подбор наглядного материала (деньги – бумажные купюры, копейки); художественной литературы по теме проекта; мультфильмов; оборудования для сюжетно – ролевой игры. Подбор бесед, обсуждений, рассматривание картин по теме проекта, просмотр презентаций, сюжетно – ролевых игр, занятий. | Октябрь – декабрь 2022 год | Воспитатель | ||
Практический этап | |||||
Работа с детьми | Труд и продукт труда (товар) Беседа: «Беседа о труде»; «Что ты сделал вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?»; «Хлеб – всему голова». НОД: «Все профессии нужны». Цель: закрепление знаний детей о пользе разных профессий. НОД: «Доходы семьи». Цель: закрепление представлений детей о доходах. Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме: «Профессии». Пословицы и поговорки о труде Загадки о труде и профессиях Развивающая игра: «В гостях у семьи Экономистов»; «Профессии». Д/у: «Заготовим на зиму фрукты, овощи»; «Какие ошибки допустил художник?». Д/и: «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина); «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова); «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Сюжетно – ролевые игры: «На приеме у врача», «Продавец» и др. Чтение худ. лит.: «Чем пахнут ремёсла?» Дж. Родари; «Все для всех» Ю.Тувим; К. Д. Ушинского «Два плуга»; Н. Носова «Заплатка». Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал»; «Трое из Простоквашино»; серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности». Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек Дежурство по столовой и занятиям Создание творческой мастерской по ремонту книг | Сентябрь – декабрь 2022 год | Воспитатель и дети | ||
Работа с родителями | Консультация: «Что такое финансовая грамотность?» Родительское собрание: «Азы финансовой грамотности в семье». Анкета для родителей: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста». Оформление фотоальбома: «Все работы хороши!» (профессии родителей). | Сентябрь 2022 год Ноябрь 2022 год Октябрь 2022 год Декабрь 2022 год | Воспитатель Родители, дети и воспитатель | ||
Работа с детьми | Деньги и цена (стоимость) Беседа: «История денег», «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»; «Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги». НОД: «Дом, в котором живут деньги». Цель: формирование первоначальных знаний о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). НОД: «Деньги. Денежные знаки». Цель: знакомство детей с денежной единицей Российского банка». Рисование: «Монеты моей страны». Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки» Цель: ознакомление с валютой как денежной единицей страны (деньгами других стран). Решение арифметических задач Рассматривание картин: «Деньги». Пословицы и поговорки о деньгах Чтение худ. лит.: «Клад» Т.В. Грековой; Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»). Сюжетно – ролевая игра: «В магазин за покупками», «В аптеке», «Проездной билет»; «Банк». Просмотр мультфильмов: серии мультфильма «Фиксики»: Деньги»; «Копилка»; «Как делают деньги». | Январь – май 2023 год | Воспитатель и дети | ||
Работа с родителями | Консультация: «Как научить ребёнка обращаться с деньгами?» Выставка поделок: «Копилка для монет». Работа над лепбуком: «Деньги – помощники». | Январь 2023 год Май 2023 год Январь – май 2023 год | Воспитатель Родители, дети и воспитатель | ||
Работа с детьми | Реклама: правда и ложь, желания и возможности Беседа: «О царице экономики и ее помощниках»; «Беседа о рекламе»; «Почему мне нравиться реклама». Рисование: «Моя любимая реклама». Игровая ситуация: «Рекламное агентство Простоквашинска». Цель: уточнение знаний детей о рекламе и людях, которые ее создают. Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка». Викторина для детей: «О какой сказке идет речь?». Сюжетно-ролевая игра: «Ателье». Просмотр рекламных видеороликов Рассматривание карточек по теме «Реклама для детей» Чтение художественной литературы: Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе». | Сентябрь – ноябрь 2023 год | Воспитатель и дети | ||
Работа с родителями | Памятка: «10 советов по воспитанию финансово грамотных детей» Консультация: «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» Создание рекламного альбома: «Моя любимая игрушка». | Сентябрь 2023 год Октябрь 2023 год Ноябрь 2023 год | Воспитатель Родители, дети и воспитатель | ||
Работа с детьми | Полезные экономические навыки и привычки в быту Беседа: «Беседа с детьми с правилами экономии»; «Хорошо ли быть бережливым». Д/у: «Хорошо – плохо»; «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Обсуждение пословиц и поговорок Просмотр презентации: «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Чтение худ. лит.: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В.В.Маяковский, «Заплатка» Н.Носов. Сюжетно-ролевая игра: «Интересные покупки»; «Супермаркет». Просмотр мультфильмов: «Азбука денег. Уроки тётушки Совы»; «Богатый бобренок». | Декабрь 2023 – март 2024 год | Воспитатель и дети | ||
Работа с родителями | Консультация: «Финансовое воспитание детей» Выставка поделок - игрушек из бросового материала «Игрушка своими руками»: (пластиковые бутылки, одноразовая посуда, картон и др.) Создание сборника рассказов по финансовой грамотности. Создание лэпбука: «Деньги – помощники». | Декабрь 2023 год Март 2024 год Апрель 2024 год | Воспитатель Родители и дети Родители, дети ивоспитатель | ||
Заключительный этап | |||||
Работа с детьми | Итоговое исследование уровня финансовых знаний и умений, выявление динамики и полученных результатов у детей старшего дошкольного возраста. | Май 2024 год | Воспитатель | ||
Работа с родителями | Отчёт по итогам проекта «Дошкольная академия финансов». | Май 2024 год | Воспитатель | ||
Работа с педагогами МБДОУ | Открытое мероприятие «Путешествие с денежную страну!»; подготовка и представление доклада, презентации по проекту «Дошкольная академия финансов»; публикация на сайте ГОСВЕБ и на персональном сайте. | Апрель 2024 год Май 2024 год | Воспитатель |
Литература:
- Шатова А.Д, Аксёнова Ю.А., Кирилов В.Л., Мищенко И.С. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. – М: 2018.
- Блохина О.А, Терешева О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок. – Калининград: КОИРО, 2017.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.- М: 2018.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Коменский Я.О. Материнская школа. М.: 2012.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты за- нятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015.
- Попова Т., Максимова Е. Путешествие в страну денег. – М: 2020.
- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. – М: ОК Пресс, 2019.
- Шатова А.Д. Деньги. – М: 2003.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. с. 349– 351.
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность» – Нефтеюганского района, 2019 г.
Интернет-ресурсы
www.cbr.ru – официальный сайт Банка России.
fincult.info – сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура».
вашифинансы.рф – сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клуб "Семейная академия" (для родителей детей старшего дошкольного возраста)
Клуб "Семейная академия" (для родителей детей старшего дошкольного возраста), включает следующие разделы: основные напраления работы клуба, цель, здачи, план работы клуба. Может быть использован специ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-513214-1426095472.jpg)
Рабочая программа «АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/03/picture-1272409-1635921579.jpg)
Развитие познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности "Радужная Академия увлекательных наук"
доклат для регионального семинара по работе кружка естественнонаучной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078616-1541499225.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550306-1418504844.jpg)
Программа дополнительного образования "Академия маленьких гениев"(старший дошкольный возраст)
Каждому родителю хотелось бы, чтобы ребенок был успешен в учебе. Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще др...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/22/picture-1530645-1724311544.jpg)
Академия юных финансистовПрограмма по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/16/picture-763819-1737021184.jpg)
Проект по финансовой грамотности «Дошкольная академия финансов» для детей старшего дошкольного возраста
Проект для детей старшего дошкольного возраста направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Цель проекта: сформировать основы финансовой грамотности у детей ста...