Академия юных финансистовПрограмма по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Вахмянина Наталья Витальевна

 Программа по формированию основ финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akademiya_yunyh_finansistov.docx109.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

____________________________________________________________________________

Красноярский край, город Ачинск, микрорайон 9, стр. 7а.

ПРИНЯТО:                                                                                    УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом                                            Заведующий МБДОУ Детский сад № 44

МБДОУ «Детский сад № 44»                                                         ___________Тарасова Н.В.

«___» ________ 20___ г                                                        «___» ________ 20___ г

Протокол № ___от «___» ______20___ г                                Приказ № ___от «___» ________20___ г

«Академия юных финансистов»

Программа по формированию основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста (5-7/8 лет)

Ачинск, 2022 г.

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

3

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

4

1.5

Планируемые результаты освоения Программы

8

1.6

Система оценки результатов освоения Программы

9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Формы организации образовательной деятельности

10

2.2

Взаимодействие с семьями дошкольников

11

2.3

Содержание программы

12

2.3.1

Учебно-тематический план работы по Программе с детьми старшей

группы (5-6 лет)

13

2.3.2

Учебно-тематический план работы по Программе с детьми

подготовительной группы (6-7/8 лет)

15

III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

18

3.2

Организация образовательной деятельности

18

Список литературы

21

Приложение 1

22

Приложение 2

22

Приложение 3

30

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Образовательная  программа «Академия юных финансистов» (далее  - Программа)  разработана на основе парциальной программы по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е. В. Семенковой, Л. Ю. Рыжановской и предлагается для реализации в МБДОУ «Детский сад № 44».

Программа  разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7/8 лет) по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Данная Программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " ст. 48 (далее – Закон № 273-ФЗ)
  • Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». "Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
  • Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 44».
  • Устав ДОУ.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: формирование первичных экономических представлений и компетенций у детей старшего дошкольного возраста и развитие их экономического мышления.

Образовательные задачи:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  • дать представление детям о разных видах ресурсов,  понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос»,
  • «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить        детей        с        экономическими        терминами        через        экономический        словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
  • заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.

Развивающие задачи

  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

  1.  Принципы и подходы к формированию Программы

Содержание программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

1.4.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром

оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

  1. от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок

«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

  1. от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастная характеристика детей 6 - 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, работу взрослых.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель - шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует, пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.

Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1.  Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на тапе завершения дошкольного образования:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

  1. Система оценки результатов освоения Программы

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по формированию основ финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой) Старшая группа

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой) Подготовительная  группа

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы организации образовательной деятельности

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

  • игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • практические (исследование, моделирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.

В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.

Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.

Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.

Занятия-исследования один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.

Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно- исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого- педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.

Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.

Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью психофизической разрядки. Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный настрой на дальнейшую работу и снять эмоциональное напряжение.

Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.

  1. Взаимодействие с семьями дошкольников

Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству.

Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры.

С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры.

Взаимодействие с семьями дошкольников и

социумом

Формы взаимодействия

Периодичность 

сотрудничества

Единое образовательное

пространство

Проведение для родителей лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов; создание библиотеки;

Папки - передвижки, пособие для родителей «Финансовая культура в семье»; семейные конкурсы.

В течение года

Широкое информационное поле

Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды,

выставки, создание странички на сайте ДОУ, родительский лекторий

Не реже 1 раза в месяц

Создание условий

Помощь в создании предметно-

развивающей среды

По мере

необходимости

Наблюдение и контроль

Изучение и учёт интересов, мнений и ходимости запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные

беседы, родительская почта

В течение года

2.3.Содержание программы

2.3.1.Учебно-тематический план  работы по Программе

с детьми старшей группы (5-6 лет)

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Формы и методы проведения

Входная диагностика

Без труда нет жизни на земле

Сентябрь

1. Труд – основа жизни

Формирование у детей понимания того, что трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Закрепление видов  домашнего труда

Беседа, игра-

соревнование «Мои домашние обязанности», папка- передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о

труде

2. Работать и зарабатывать

Формирование у детей понимания того , что работать означает трудиться за вознаграждение, зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (так же можно заработать наказание за

провинность, проступок и т. п.)

Беседа, ситуативные задачи, игра «Вот так заработал!»,

фотовыставка «Трудиться полезно и почетно»

Октябрь

1. Все работы хороши, выбирай на вкус

Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя и для продажи (товар)

Игры: «что создается трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки

«Все профессии важны, все профессии нужны, угадай профессию по продукту труда

2. Творческое занятие

Что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Чтение, обсуждение, рисование

Ноябрь

1. Всякому делу учиться надо

Чему необходимо научиться для каждой профессии

Беседа, просмотр

мультфильма, выставка рисунков

2. Мини- спектакль «Без труда не вытащишь рыбку

из пруда»

Закрепление  понятий: трудиться, работать и зарабатывать

Интерактивный мини- спектакль

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

Декабрь

1.Как придумали деньги

Формирование у детей понимания того , что деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство

обмена (инструмент обмена товаров и услуг)

Беседа, чтение, рассказ

2. Какие бывают

деньги, как они выглядят и оттуда берутся

Виды денег (монета, банкнота,

пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка

Беседа, исследование,

чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Какими деньги были и какими стали

(эволюция денег)»

Январь

1. Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая

денежка всегда крепка

Труд и доходы. Вознаграждение за частный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи,

сказка «Трудовые деньги».

2. Где живут деньги

«Денежку бережем». Кошельки, копилки, сейфы, банки, банковские карты и пр.

Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка- передвижка «Мы идем

в банк»

Февраль

1. «Как правильно

тратить деньги?»

Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

Беседа, упражнения, просмотр мультфильма

2. Мини-спектакль

«Зайкина находка»

Закрепление понятия деньги

Интерактивный мини- спектакль

Покупаем, продаем, обмениваем

Март

1.Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотнесение потребности, желания и возможности.

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра

«Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артема»,

обсуждение

2. Где покупают и продают разные товары

Товары предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Игра «Где, что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-пердвижка «Мы

идем за покупками»

Апрель

1. Наша мастерская

Изготовление товаров для ярмарки: рисование, лепка, аппликация  и пр.

Творческо-трудовая деятельность

2. Стоимость и цена товара

Цепочка  товар- стоимость-цена. Определение стоимости товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и

формируем цену

Игра «Сколько это стоит?», беседа «как складывается стоимость товара, обсуждение

Май

1. Выгодно -

невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого – дешево, выгодно - невыгодно»,

Сказка «Как старик

2. Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска.

Игра-праздник «русская ярмарка». Конкурс проектов «Этой ярмарки краски». Мини-спектакль «Лесная ярмарка».

2.3.2.Учебно-тематический план работы по Программе

 с детьми подготовительной к школе группы (6-7/8 лет)

Месяц

Тема занятия

Содержание занятия

Формы и методы проведения

Тратим разумно, сберегаем и экономим

Сентябрь

1. Тратим разумно, экономим

Формирование у детей понимания того , что деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относится к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитание  бережного отношения к труду и деньгам

Беседа, чтение, игра

«Деньги получил-

ерунды накупил», викторина «разумные траты сказочных героев», загадки:

«Угадай, кто это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»

2. Копим и сберегаем

Формирование у детей понимания того, зачем надо копить и сберегать, как можно копить, непросто, но полезно, ответственно и важно

Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение,

игра «Копим и сберегаем»

Октябрь

1. Мини- спектакль

«Мишкина копилка»

Закрепление понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка может понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность

распоряжаться личными деньгами

Интерактивный мини- спектакль

2. Творческое занятие «Наша мастерская»

Развитие у детей потребности радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи

Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и т.п., в том числе принесенных из дома. Делают поделки

из вторсырья.

Ноябрь

1. Понятие

«Карманные деньги»

Развитие понятия «карманные деньги». Что с ними можно делать.

Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра,

проблемный диалог

2. Мини- спектакль «День

рождения»

Дать представление о том, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом.

Бережливость, экономия – это разумное отношение к расходам, результатам труда; забота, умение делиться и отдавать.

Интерактивный мини- спектакль

Учимся занимать и отдавать

Декабрь

1. Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями:

одалживать, занимать.

Беседа, ситуативные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-

передвижка «Занимаем и одалживаем»

2. Долги

Знакомство с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Формирование у детей понимания того, что долг может быть не только денежным, невыполненные

обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение.

Январь

1. Заплати долг скорее, тогда будет веселее.

Формирование у детей понимания того, что если взял в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитание ответственности: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство

Обсуждение русских пословиц:

  • Умей взять - умей и отдать!
  • бери, да помни! Не штука занять, штука отдать.
  • В долг брать легко, а отдавать тяжело

2. Мини-

спектакль

Закрепление понятия: занимать,

одалживать, долг, должник.

Интерактивный мини-

спектакль

Учимся планировать

Февраль

1. Все по плану!

Знакомство с понятием план. Формирование у детей понимания важности составления планов. Закладывание основы планирования (начиная с

планирования своего дня)

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа

2. Ставим цели

Воспитание желания и умения ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

Март

1. Сделал дело – гуляй смело

Формирование у детей умения  подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать

сообща

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи,

обсуждение

2. Мини – спектакль «Все по

плану!»

Закрепление понятия: план, планирование

Интерактивный мини- спектакль

Богатство и бедность

Апрель

1. Хочу купить все!

Формирование у детей понимания того, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?»,

читаем и обсуждаем

рассказ «Как Валюша

бабушке сон покупала»

2. Наше богатство

Формирование представления о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, который наряду с денежным благополучием

позволяют воспитывать гармоничную личность

Чтение и обсуждение  сказки Бедные – богатые», «Ум и богатство», беседа, ситуативные задачи

Май

1. Жадность

Формирование у детей понимания того, что такое жадность и почему это плохо для человека.

Чтение и обсуждение  рассказа В.

Сухомлинского

«Жадный мальчик», обсуждение поговорки:

  • «Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь», «Сам потонет, а воды не даст», Щедрый бедности не знает», «Щедрому весь мир родня»

2. Мини-спектакль

«Бережливые друзья»

Формирование у детей понимания того, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно ему открыт простой, честный, веселый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие – качества человека со здоровым отношением к деньгам

Интерактивный мини- спектакль

Диагностика по итогам изучения модуля

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание материально-технического обеспечения Программы 
  1. Технические средства обучения

Ноутбук – 1шт; колонки 1 шт

Принтер 1 шт.

Расходные материалы: чернила (комплект 4 шт.), бумага

  1. Учебно-методические пособия

Игрушки

Дидактические игры

Сборник игр и упражнений по финансовой грамотности    

Костюмы

Мультфильмы

Презентации

Художественная литература

Пособия для родителей

Папки-передвижки

Консультации

  1. Раздаточный материал

Дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации,

рисования, конструирования, игрушечные деньги

3.2.Организация образовательной деятельности

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Программа рассчитана на 72 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут. С целью сохранения здоровья и, исходя из программных требований, продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

Срок реализации Программы – 2 года.

Программа разделена на два модуля:

  1. первый  базовый модуль (1 год обучения – 36 занятий), в ходе реализации которого формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет».
  2. второй модуль (2 год обучения – 36 занятий)  включает занятия, развивающие и углубляющие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности:
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  •  восприятие художественной литературы и фольклора;
  • конструирование из разного материала;
  • изобразительная деятельность;
  • двигательная форма активности ребенка.

В соответствии с СанПиН рекомендуемая продолжительность организуемой воспитателем непрерывной непосредственно образовательной деятельности по курсу в старшей группе - не более 25 минут, в подготовительной группе – не более 30 минут. Так как Программа направлена на освоение экономических понятий дошкольниками и требует повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, его изучение следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать непосредственно образовательную деятельность с различными формами двигательной активности.

Реализация программы осуществляется педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций, квалификация которых соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. № 448н.

Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития дошкольников старшего возраста.

Формы подведения итоговоткрытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание, КВН, викторина и др.

Формы отчетов: 1 раз в квартал в электронном формате и на бумажном носителе.

Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

  • активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
  • использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.



Список литературы

  1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А.Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
  2. Большая книга загадок с картинками / [сост. Т. В. Скиба]. – Ростов н/Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 384 с., С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – Москва: АРКТИ, 2003.
  3. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
  4. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
  5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  7. Кряжева, Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  8. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
  9. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
  10. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2001.
  11. Панфилова, М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ и Д, 2001.
  12. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.
  13. Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.
  14. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1998.
  15. Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  16. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.
  17. Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003.
  18. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-ekonomike.html
  2. http://www.nsportal.ru/
  3. http://www.festival.1september.ru/
  4. http://www.poskladam.ru/
  5. http://www.detsadmickeymouse.ru
  6. http://www.maam.ru

Приложение 1

Дополнительные материалы, рекомендуемые для использования в работе с дошкольниками


Изучаемые понятия 

(темы)

Перечень произведений детской художественной литературы с

экономическим содержанием

Перечень мультфильмов

Потребности

С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

«Телефон»;

русские народные сказки:

«Жадная старуха», «Как коза избушку построила;

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. И. Чуковский

«Телефон»

«Уроки тетушки Совы», 7 серия

«Потребности и возможности»;

«Кошкин дом»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Цветик-семицветик»;

«Телефон»;

«Малыш и Карлсон»;

«Ох и Ах идут в поход»

Товар

К. И. Чуковский «Мухацокотуха»; С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»;

Г. Сапгир «Как лягушку продавали»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

«Уроки тетушки Совы», 2 серия

«Ценные вещи»;

«Муха-цокотуха»;

«Аленький цветочек»;

«Как старик корову продавал»

Бартер, обмен

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»;

братья Гримм «Выгодное дело»; В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

«Петушок и бобовое зернышко»

Деньги

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

А. Н. Толстой «Приключения Буратино»;

Г.-Х. Андерсен «Огниво»,

«Серебряная монета»;

«Уроки тетушки Совы»: 1 серия

«Что такое деньги?»; 10 серия «О банке»; 11 серия «Кредиты и депозиты»; 12 серия

«Безналичные деньги»;

«Приключения Буратино»

Труд

В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;

С. В. Михалков «А что у вас?»,

«Как печатали вашу книгу?»

«Уроки тетушки Совы», 6 серия

«Работа и зарплата»;

«Доктор Айболит»;

«Самый главный»;

«Незнайка учится»;

«Рекс-спасатель»;

«Барбоскины» («В эфире новости»);

«Барбоскины» («По закону»);

«Будни аэропорта»

Банк

Э. Н. Успенский «Бизнес

крокодила Гены»

«Уроки тетушки Совы», 10 серия

«О банке»

Реклама

Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»;

Ш. Перро «Кот в сапогах»;

братья Гримм «Три счастливца»

«Как старик корову продавал»

Семейный бюджет

Э. Н. Успенский «Трое из Простоквашино»

«Уроки тетушки Совы»: 3 серия

«Семейный бюджет»; 4 серия

«Карманные деньги»; 5 серия

«Умение экономить»;

«Барбоскины» («Дедушка хочет на море»);

«Каникулы в Простоквашино»

Приложение 2

Диагностика сформированности у детей основ финансовой грамотности

Цель: провести диагностику уровня сформированности у детей экономической культуры.

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания.

1. Выполнение занимательных заданий.

Задание № 1 «Третий лишний»

Воспитатель предлагает детям выполнить задание: На каждой карточке изображено по три предмета, два из них объединяет один признак, третий отличается от них (карточка

№ 1: хлеб, продавец, книга; карточка № 2: повар, учитель, молоток; карточка № 3: такси, клубника, лекарства; карточка № 4: монета, банкнота, кредитная карта; карточка № 5: деньги, карусели, одежда), ребенку необходимо назвать один предмет, который не подходит, и обосновать свой выбор.

Задание 2

Воспитатель обращается к группе.

  • Ребята! Сейчас я буду называть различные предметы и бросать мяч одному из вас, ловить его нужно только тогда, когда я называю то, что можно купить за деньги:
  • Товар;
  • здоровье;
  • услуги;
  • дружба;
  • образование;
  • дом;
  • уважение людей;
  • талант.

Задание № 3. «Расколдуй слово»

Дети отгадывают названия профессий – «расколдовывают» их.

Скажи, ну кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды. (Повар.)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он – … (артист).

Ежедневно в нетерпенье

Ждем его мы сообщенья

Прямо с самого утра.

Ну когда же, ну когда же

Он по радио нам скажет

«Завтра целый день жара»? (Диктор.)

Если где случилось что-то,

Он об этом должен знать.

Написать, добавить фото,

И в газету отослать.

Полететь за новостями

Может он на край земли,

Для того, чтобы мы с вами

 Эти новости прочли.

Про тайфун, про наводненье,

Кто в футболе чемпион,

Про рекорд, землетрясенье

Раньше всех напишет он. (Журналист.)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку. (Водитель.)

У него серьезный вид,

Всеми он руководит,

Раздает он порученья,

Проверяет выполненье. (Менеджер.)

При правильном угадывании слова воспитатель достает и показывает детям картинку с изображением представителя профессии, о которой шла речь в загадке.

Когда все слова будут «расколдованы», воспитатель просит детей сказать, что объединяет все эти слова.

Задание 4 Дидактическая игра «Назови профессии».

Воспитатель предлагает детям по очереди отрывать по одному лепестку от ромашки, на каждом из которых условно изображены результаты труда людей разных профессий, и назвать профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

Беседа на тему «Что мы знаем о рекламе?»

  • Вы знаете, что такое реклама? Вы видели рекламу? (Да.)
  • Как вы думаете, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)
  • Как вы считаете, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее видит?

Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)

Решение проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация 1. «Где продается товар?

Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.

  • Кот Белобок пригласил к себе в гости друзей. Ежик подарил ему цветы; тетушка Сова
  • книгу; Лиса – конфеты.

Детям предлагается ответить на вопрос.

  • В каких магазинах друзья купили свои подарки?

Проблемная ситуация 2. «Какие бывают товары?»

Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.

  • Встретились как-то самые разные товары и решили своими именами назвать улицы, но никак не могли придумать им название.
  • На первой улице жили: столы, стулья, диваны…
  • На второй: куртки, пальто, костюмы, юбки, кофты…
  • На третьей: туфли, сапоги, ботинки…

Детям предлагается ответить на вопрос.

  • Как можно назвать каждую из этих улиц?

Решение проблемы: чтобы определить существенное различие между товарами, воспитатель задает вопрос.

  • Как можно одним словом назвать товары на первой улице, на второй… Исходя из этого, дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.

Проблемная ситуация 3. «Как поступить?»

Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.

  • В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Ириски» и т. д.

Продавец красиво разложил конфеты, а ценники расставить забыл.

Детям предлагается ответить на вопрос.

  • Как ты поступишь?
  1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет.
  2. Молча, уйдешь в другой магазин.
  3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники.

Разрешая проблему, дети замечают, что можно выбрать все три варианта, но самым правильным будет вариант третий. Почему? Если продавец поставит ценники, то другим покупателям будет удобно совершать покупки.

Проблемная ситуация 4

Воспитатель предлагает выбрать из представленного набора картинок то, на что в первую очередь тратятся деньги семьи:

  • покупка промышленных товаров (варианты изображений на картинке: предметы бытовой химии, лампочки, ведро, посуда и т. д.)
  • покупка продуктов питания (варианты изображений на картинке: хлеб, макароны, молоко, яблоки и т. д.);
  • оплата бытовых услуг (варианты изображений на картинке: сберкасса, банкомат и т. д.);
  • оплата развлечений (варианты изображений на картинке: карусели, боулинг, кинотеатр и т. д.);
  • оплата отдыха (отпуска) (варианты изображений на картинке: пляж, байдарки и т. д.);
  • оплата лечения (варианты изображений на картинке: таблетка, уколы, бинты, мази, микстуры и т. д.);
  • оплата обучения (варианты изображений на картинке: учебная ситуация в классе, индивидуальное занятие с педагогом и т. д.);
  • покупка игрушек (варианты изображений на картинке: мягкие игрушки, машинки, куклы, конструкторы и т. д.);
  • оплаты проезда в транспорте (варианты изображений на картинке: отрывные билеты, проездные билеты, жетоны и т. д.);
  • покупка книг, газет, журналов (варианты изображений на картинке: книги, газеты, журналы);
  • покупка подарков (варианты изображений на картинке: коробки в подарочной упаковке и т. д.).

Воспитатель организует обсуждение.

  • А теперь давайте попробуем определить важные и неважные покупки (без которых мы можем обойтись).
  • Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше. Например, покупка дома и покупка билета на транспорт.
  • Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число членов семьи.

Игра «Магазин игрушек»

Воспитатель предлагает поиграть в игру, знакомит их с правилами покупки игрушек и выдает игровые деньги.

  • Прежде чем купить понравившуюся игрушку, вам нужно будет называть материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.); место производства (где сделан товар: завод, фабрика, гончарная мастерская, швейная мастерская, токарная мастерская и т. д.; кем сделан товар: рабочим, портным, гончаром, токарем, стеклодувом и т. д.); выяснить цену игрушки; выбрать монеты и купить игрушку.

По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

Задание № 1. «Что быстрее купят?»

Детям предлагаются (попарно) карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка) и дается инструкция:

  • Из двух предложенных вещей выбери ту, которую купят быстрее, и объясни причину своего выбора.

Заключительная часть. После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.


Категория

Показатели освоения

«Потребности»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «потребности»,

«жизненно важные потребности», «возможности».

Поведенческий компонент: умеет определять основные и жизненно важные потребности человека в различных ситуациях; соотносить собственные желания и возможности (разницу между

«хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»); регулировать потребности в соответствии с возможностями

«Труд»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «труд»,

«профессия», «продукт труда».

Поведенческий компонент: умеет определять продукт труда; соотносить профессию с ее атрибутами; понимает значимость

труда для человека, осознает взаимосвязь понятий «труд– продукт–деньги»

«Товар»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «товар»,

«стоимость», «цена», «покупка», «реклама», «распродажа».

Поведенческий компонент: осознает взаимосвязь понятий

«труд–товар–потребности». Умеет определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара; сравнивать цены на товар, объяснять разницу, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством; делать покупки

«Деньги»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «деньги»,

«монета», «банкнота», «электронные деньги», «банк», «вклад»,

«кредит», «валюта».

Поведенческий компонент: умеет пользоваться деньгами, разумно расходовать деньги

«Семейный бюджет»

Когнитивный компонент: владеет понятиями: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование»,

«экономика семьи».

Поведенческий компонент: умеет объяснять структуру семейного бюджета; размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии; решать посредством математических действий экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета. Понимает потребности и возможности семьи; необходимость экономии семейного бюджета

        

Эмоционально-ценностный компонент (социально-нравственные

качества личности): проявляет бережливость, смекалку, ответственность, умение планировать, деловитость и предприимчивость, может оценить проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень (3 балла) – правильно отвечает на вопросы, самостоятельно справляется с заданиями.

Средний уровень (2 балла) – правильно отвечает на большинство вопросов, с заданиями справляется с помощью педагога.

Низкий уровень (1 балл) – на вопросы отвечает неправильно, с заданием не справляется.

Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе 












ПРОТОКОЛ

Список детей

«Потребности»

«Труд»

«Товар»

«Деньги»

«Семейный

бюджет»

Итого

КК

ПК

КК

ПК

КК

ПК

КК

ПК

КК

ПК

Приложение 3

Вопросы для анкетирования родителей:

1.        Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике? А) да

Б) нет

В) не знаю

2.        Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?

А) да Б) нет

В) не знаю

3.        Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги? А) да

Б) нет

В) иногда

4.        Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет? А) да

Б) нет

В) иногда

5.        Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?

А) да Б) нет

В) иногда

6.        Ведете ли Вы беседу на темы деньги? А) да

Б) нет

В) иногда

7.        Поощряете ли Вы труд вашего ребенка? А) да

Б) нет

В) иногда

8.        У Вашего ребенка есть копилка?

А) да

Б) нет

9.        Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?

А) да Б) нет

В) не знаю

Уровни отношения родителей по критериям ответов на анкетные вопросы:

высокий уровень – да;

средний уровень – иногда, не знаю;

низкий уровень – нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....