План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
материал по основам финансовой грамотности

Акиленко Лариса Михайловна

повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района "Детский сад "Семицветик" г. Белоярский"

План по самообразованию

«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила :

воспитатель    

Акиленко Лариса Михайловна

Белоярский 2021 г.

План по самообразованию педагога

Тема:     «Формирование финансовой грамотности  у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила  : воспитатель  группы «Знайки»  Акиленко Лариса Михайловна

2021-2023 учебные года

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

• определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;

• привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

• представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Этап работы над темой самообразования: 01.09.2021- 31.05.2023

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

      С 1 сентября 2021 года детский сад использует комплект "Норма Плюс" к парциальной программе финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" профессора Кузнецовой Н.А.

      Программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста правильного отношения к труду, мастерству человека и его заработной плате как к плоду труда. Она позволяет формировать у детей навыки и компетенции, соответствующие потребностям современного общества, и развивает в ребенке готовность непрерывно учиться в течение всей жизни, находясь в гармоничном единстве материальных и духовных благ.

Формы работы с детьми:

• совместная деятельность воспитателя с детьми

• индивидуальная работа с детьми

• свободная самостоятельная деятельность детей.

• дидактические игры

• сюжетно-ролевые игры

• чтение художественной литературы

• просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций

• художественное слово

• беседы

• продуктивная деятельность

Программа состоит из трех образовательных модулей:

  • Модуль 1. Труд и мастерство
  • Модуль 2. Денежная система РФ
  • Модуль 3. Деньги, время и счет 

Поставленные задачи по блокам:

Блок «Труд и мастерство»

• Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).

• Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.

• Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

• Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Блок «Денежная система РФ»

• Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.

• Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).

• Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.

Блок «Деньги, время и счет» правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

• Дать представления о деньгах.

• Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.

• Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.

• Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.

Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника

• формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;

• закрепление разумных материальных потребностей;

• формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.

• в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.

Формы работы с родителями:

• анкетирование родителей

• консультации

• индивидуальные и групповые беседы

• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

• проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.

Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемый результат для воспитанников:

•знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

• знают российские деньги;

• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

• в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).

Родители:

• повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатели:

• оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);

• повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

• участие в педсоветах, семинарах;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей

• Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ

• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

• оформление развивающей предметно-пространственной среды группы

План саморазвития

I этап

Организационно-диагностический (теоретический)

II этап

Практический

Формы работы

Месяц

Форма работы с родителями

Форма работы с детьми

Результат (продукт деятельности)

Сентябрь 

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования.

Изучение примерной парциальной  программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Разработка проекта « Школа феечки Копеечки»

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

1. Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций

2. "Знакомство с феечкой Копеечкой"

3. Проект «Школа феечки Копеечки» ( на протяжении года)

Блок «Труд и продукт труда (товар)

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

• Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии».

• Труд в уголке природы.

• Создание творческой мастерской по ремонту книг.

• Организация дежурства по столовой.

• Рисование «Мои добрые дела».

• Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

• Подвижная игра «Выбор профессии».

• Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».

• Беседа о труде.

• Час загадок.

• Занятие –беседа на тему: «Летний день – год кормит».

• Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».

Беседа: «Кто построил новый дом».

• Дидактическая игра «Уважай/чужой труд».

• Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина).

Оформление фото - альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел.

Октябрь

Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. Приложение № 1

Анкета для

родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»Приложение № 2

Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.

Рисование «Как я помогаю близким».

Чтение стихотворений о труде и профессиях.

Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».

Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?

Беседа «Хлеб – всему голова».

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».

Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова).

Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова). Создание центра финансовой грамотности в группе «Школа гнома Эконома».

Встреча с родителями «Семейный бюджет и ребенок»

Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования.

Блок «Деньги и цена (стоимость)»

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

• Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».

• Беседа с детьми с правилами экономии.

• Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

• Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

• Экскурсия в магазин.

• Рисование «Экскурсия в магазин».

Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».

• Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию

Встреча «Дети и деньги»

Пополнение педагогической копилки демонстр.

материалом

(приобретение настольно-печатных игр).

Декабрь

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»Приложение № 3

• Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

• Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

• Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»

• Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры).

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

• Рассказ воспитателя об истории денег.

• Презентация о Гознаке.

• Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».

• Рисование «Монеты моей страны».

• Аппликация «Необычные формы денег».

Собирание тематических пазлов

Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).

Февраль

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

• Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».

• Экономический КВН.

• Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).

• Сюжетно – дидактическая игра «Банк».

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).

Март

Консультация «Дошкольник и экономика». Приложение № 4

Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

• Литературная викторина по русским народным сказкам.

• Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

• Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».

• Решение арифметических задач.

• Пополнение педагогической копилки демонстрационным

• материалом

• Приобретение методической литературы, раздаточного материала

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).

• Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС

группы дидактическими играми.

Апрель

• Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования

• «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей).

• Беседа о рекламе.

• Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

• Рисование «Моя любимая реклама».

• Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».

• Эколесица.

• Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».

ИОС: «Как нам может помочь реклама?».

• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.

• создание лэпбука "Финансовая грамотность"

• Создание альбома «Реклама для детей».

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.

ООД на тему: «Путешествие в страну экономики».

• Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?»

• Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».

• Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».

Подготовка отчета по теме самообразования.

Представление информации для сайта детского сада.

Презентация отчета на педсовете ДОУ

Список литературы:

  1. Кузнецова Н.А. Парциальная программа финансового воспитания детей «Дети и денежные отношения». Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019
  2. Кузнецова Н.А. Волновая педагогика Детства: Единая образовательная константа. Волновые технологии образования. Теория и практика. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019
  3. Кузнецова Н.А. Учебно-методическое пособие к программе «Дети и денежные отношения». Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019
  4. Кузнецова Н.А. Формирование у детей базовых ценностей. Нейросенсорный подход. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур»
  5. Кузнецова Н.А., Матаков О.А. Интерактивная программа финансового воспитания «Копеечка 5+». Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019
  6.  Кузнецова Н. А. Знакомим ребенка с цветовым спектром. Методическое пособие. Екатеринбург. Издательский дом «Ажур», 2012.
  7. Кузнецова Н. А. Знакомство ребенка с денежной системой России. Методическое пособие. Екатеринбург. Издательский дом «Ажур», 2012.
  8.  Кузнецова Н. А. Знакомим ребенка с взаимосвязями и причинностью окружающего мира. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
  9.  Кузнецова Н. А. Радужное время. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2012.
  10. Кузнецова Н. А. Опорные образы в воспитательно-образовательной работе. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
  11. Кузнецова Н. А. Цветогармонизация в воспитательно-образовательной деятельности. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.
  12.  Кузнецова Н. А. Сказка о Копеечке. Методическое пособие. - Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.  Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствуе...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 лет»

   Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необхо...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ  «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2018-2021 учебный год...

Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...