Все о деньгах с героями сказок.
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Развитие позновательного интереса к экономике, создание положительной мотивации к ее изучению через сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._v._naumkina_pedagogicheskiy_proekt.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования Новосибирской области
НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра дошкольного образования
ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА
слушателя курс повышения квалификации педагогов ДОО
«Формирование основ экономической культуры и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
–
Педагогический проект
в старшей группе
Тема « Все о деньгах с героями из сказок »
Выполнила:
воспитатель МБДОУ № 175
Заельцовского района г. Новосибирска
Наумкина Анна Владимировна
Проверила:
старший преподаватель
Данилова Екатерина Юрьевна
г. Новосибирск, 2023
Содержание проекта
1. Обоснование актуальности проекта 3
4. Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта 4
Программно-методическое обеспечение 4
Материально-техническое обеспечение 5
Развивающая предметно-пространственная среда 5
8. Критерии оценки эффективности проекта 6
9. Функционал участников проекта 8
11. Информационные источники 12
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- Обоснование актуальности проекта
Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Для простоты восприятия детьми такой серьёзной и важной темы, за основу проекта взят самый понятный и близкий для детей литературный жанр - сказки. Нередко родители говорят, что их дети не знают цену деньгам, дети не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуя от родителей дорогих подарков, не зная ему цены, это часто становится причиной конфликтов в детско-родительских отношениях.
Актуальностью моего проекта является то, что финансовая грамотность очень мало исследована в сказках. А у нас так много сказок, в которых скрыты моменты бережливость, трудолюбие, правильное отношение к деньгам, экономность.
В своей работе хочу познакомить детей со сказками, которые откроются для детей с другой стороны, и научит правильно относиться к деньгам.
Детям нужно с детства прививать чувство ответственности в отношении денег, это им поможет держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет в будущем.
- Цель и задачи проекта
Целью моего проекта является:
- Развитие познавательного интереса к экономике, создание положительной мотивации к ее изучению через сказки.
Задача:
- Развивать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- Пробуждать развитие фантазии, творческой активности;
- Развивать понимание внутреннего мира людей;
- Знакомить с лексическими особенностями народного и литературного языка;
- Формировать умение мысленно действовать в воображаемой ситуации;
- Помогать преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
- Срок реализации проекта
Срок реализации моего проекта составляет две недели с #1075;. по год.
- Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
Для реализации проекта «Все о деньгах с героями из сказок» я буду использовать:
- методы: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, моделирование.
- формы: беседа, обсуждение, дискуссия, чтение художественной литературы, конкурс рисунков, творческих работ, решение проблемных ситуаций, поделок, рассматривание картин, коллекционирование, игровые ситуации.
- технологии: совместный просмотр слайд-презентаций, мультфильмов, онлайн-экскурсии.
- Участники проекта
Участники в моем проекте будут: дети старшей группы, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.
- Ресурсы
- Программно-методическое обеспечение
Художественная литература:
«Заработанный рубль» грузинская сказка;
Романов А. «Чудеса в кошельке»;
К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»;
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»;
Ш. Перро «Кот в сапогах»;
басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»;
А.Н. Толстой «Золотой ключик»;
также пословицы, поговорки и загадки по теме.
Литература – сказки отражающие труд людей:
«Терем – теремок»;
«Хаврошечка»;
«Морозко»;
«Мужик и медведь»;
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»;
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»;
К.И. Чуковский «Федорино горе».
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха»;
«Иван – царевич и серый волк»;
«Как коза избушку построила»;
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
К.И. Чуковский «Телефон».
Сказки о труде:
Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»;
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»;
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»;
К.И. Чуковский «Федорино горе».
Сказки о бартере:
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
Сказки о деньгах:
К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»;
Г.Х. Андерсен «Огниво».
Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козёл»;
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»;
Ш. Перро «Кот в сапогах»;
С. Михайлов «Как старик корову продавал».
Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:
Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»;
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
- Материально-техническое обеспечение
Компьютерное оборудование (ноутбук, проектор, экран).
Мультфильмы: С.Михалков «Как старик корову продавал», Барбоскины реклама».
- Информационное обеспечение
Интернет-технологии (электронная почта, сайт, мессенджеры, #1092;орма для анкетирования) для продвижения и связи с участниками проекта.
- Развивающая предметно-пространственная среда
Денежные знаки: современные, других стран, недавнего прошлого и прочее.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Кафе», «Шофёры», «Поликлиника», «Рынок» («банкомат», одежда, соответствующая принятой роли и прочее.)
Дидактические игры: «Змейка», «Идем в магазин», «Заплатки (деньги)», «Что нужно для профессии», «Какие ошибки допустил художник», «Пазлы- монеты», «Доходы-расходы», «Тематические шнуровки» и так далее.
Сюжетные картины: «В магазине», «На рынке», «На ферме».
Материалы для изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.
- Ожидаемые результаты
В результате проекта, в процессе нравственно – трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет).
Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю).
С удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость.
С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.
Знают и называют разные виды рекламы, её назначение, способы воздействия. Знают, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
- Критерии оценки эффективности проекта
Объекты оценивания | Критерии оценивания | Формы и методы оценки | Ответственные |
Дети | Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия «деньги», «цена», «товар», «труд»; Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам; При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых; В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах. | Наблюдения, беседы, опрос | воспитатели |
Родители | Имеют представления о развитии детей дошкольного возраста в вопросах экономического воспитания; Используют в повседневной жизни беседы о экономичном отношении к семейным ресурсам, пословицы о труде; Заинтересованы в дальнейшем пополнении знаний у детей, в области экономики. | анкетирование | воспитатели |
РППС | Пополнение РППС аудиосказками, пословицами, загадками, картинками по экономическому воспитанию; Создание детской библиотеки по экономическому воспитанию. | Мониторинг РППС, самоаудит | Старший воспитатель, воспитатели |
- Функционал участников проекта.
Воспитатель: формулирует проблему. При постановки цели формулирует продукт проекта, формулирует задачу. Вводит в проблему, игровую ситуацию. Помогает детям в решении задачи, спланировать деятельность, направляет и контролирует, при необходимости оказывает практическую помощь. Подготавливает презентацию.
Дети: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи, дополнение задач проекта. Объединяются в рабочие группы, распределяют амплуа. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют экспертам или зрителям продукт деятельности.
Родители: Оказывают поддержку в формировании РППС (развивающейся предметно пространственной среды), беседуют с детьми дома, читают с детьми сказки, рассказывают примеры из личного опыта, проводят рефлексию по прочитанному. Создают такие воспитывающие ситуации, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.
10. План реализации проекта
- Подготовительный этап (организационно-мотивационный)
Дата | Мероприятия и тема | Используемые ресурсы | Ожидаемые результаты |
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми | Помощь родителей, интернет-ресурсы | Развивать основы финансовой грамотности детей по средствам разнообразных видов детской деятельности | |
Подбор экономических сказок | Помощь родителей, библиотечный фонд | Знакомство детей с разновидностью художественной литературы | |
Подборка фотографий, литературы | Помощь родителей, интернет-ресурсы | Расширять знания детей об истории возникновения денег | |
Подбор пословиц и поговорок по экономическому воспитанию | Энциклопедии, интернет-ресурсы, методические рекомендации | Расширять и активизировать словарный запас детей | |
Подбор экономических загадок-добавлялок | Энциклопедии, интернет-ресурсы, | Воспитывать основы финансовой культуры |
Основной этап (реализация проекта)
Дата | Мероприятия и тема | Участники образовательного процесса | Используемые ресурсы | Ожидаемые результаты |
Беседы | Воспитатели, дети | Энциклопедии, интернет-ресурсы | Научить ребенка логически мыслить, рассуждать, систематизировать и уточнять представление полученные ребенком в процессе беседы | |
Чтение художественной литературы | Воспитатели, дети | Книги по теме проекта | Развить мышление, воображение, речь ребенка, обогащаем ребенка эмоциями, прививаем любовь к книгам | |
Раскрашивание раскрасок по темам | Воспитатели, дети | Раскраски, карандаши | Помочь детям в изучении новых предметов, форм, с которыми они еще не знакомы, но при помощи раскрасок узнают больше | |
Рассматривание фотографий, иллюстраций | Воспитатели, дети | Фотографии и иллюстрации профессий, денежных атрибутов | Развиваем речь, активизируем словарный запас, учим отвечать на вопросы и обосновывать свой ответ | |
Составление рассказов по фотографиям, картинкам | Воспитатели, дети | Фото, картинки по теме проекта | Формируем у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствие с его содержанием | |
Рисование по теме «экономика глазами ребенка» | Воспитатели, дети | Творческие материалы (бумага, простой карандаш, ластик, фломастеры) | Обогатить словарный запас и закрепить знания детей по теме | |
Составление рекомендаций для родителей по экономическому воспитанию ребёнка | Воспитатели | Методические рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, энциклопедии, интернет-ресурсы | Обратить внимание родителей, зачем нужна финансовая грамотность детям дошкольного возраста, какую пользу может принести в воспитание детей |
Заключительный этап (итогово – аналитический)
Дата | Итоговые мероприятия | Участники образовательного процесса | Используемые ресурсы | Ожидаемые результаты |
Создание «Библиотеки гнома-эконома» | Воспитатели, родители | Подборка детских книг (сказок, энциклопедий) по экономике | Организована детская библиотека, направленная на развитие представлений о экономике, в группе д/с | |
Анкетирование родителей | родители | Онлайн – анкетирование родителей | Получены отзывы от родителей | |
Выставка рисунков «Экономика глазами ребенка» | Воспитатели, дети | Творческие материалы (краски, кисти, карандаши, фломастеры, бумага, мелки) | Организована выставка детских рисунков в д/с |
- Информационные источники
- Нормативные документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва, 2019 г.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Парциальная образовательная программа дошкольного образования, для детей 5-7 лет, А.Д.Шатова.
- Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005.
- Коменский Я. О. Материнская школа. М.: Книгапотребованию,2012.
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.
- Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015.
- Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.
Интернет-ресурсы:
— официальный сайт Банка России;
— сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»;
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;
ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий физкультурного праздника для детей второй младшей группы (3-4 года) "Играем с героями сказок"
Приведен сценарий физкультурного праздника для детей второй младшей группы (3-4 года) "Играем с героями сказок". Праздник проводится в музыкальном сопровождении (аккомпанемент на фортепиано). Присутст...
"Герои сказок на празднике мам"
Сценарий утренника, посвященного 8 марта, для детей старшего дошкольного возраста....
Презентация к литературной викторине "По следам героев сказок"
Данная презентация составлена к литературной викторине: "По следам героев сказок", которая может быть организована в форме досуга для детей дошкольного возраста совместно с родителями....
Тема: "В гостях у героев сказок"
Конспект итогового занятия по обучению детей средней группы ориентировке в пространстве...
Конспект проведения занятия в старшей группе по воспитанию навыков ОБЖ ТЕМА: «Научим героев сказок вести себя правильно»
Программное содержание: 1. Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности;2. Развивать способность делать выводы;3. Закрепление знаний детей о правилах безопасног...
Занятие по ознакомлению детей подготовительной группы с художественной литературой на тему «Герои сказок».
в помощь воспитателям ДОУ...