Все о деньгах с героями сказок.
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Наумкина Анна Владимировна

Развитие позновательного интереса к экономике, создание положительной мотивации к ее изучению через сказки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._v._naumkina_pedagogicheskiy_proekt.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования Новосибирской области

НОВОСИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра дошкольного образования

ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА

слушателя курс повышения квалификации педагогов ДОО

«Формирование основ экономической культуры и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект

в старшей группе

Тема « Все о деньгах с героями из сказок »

Выполнила:

воспитатель МБДОУ № 175

Заельцовского района г. Новосибирска

Наумкина Анна Владимировна

Проверила:

старший преподаватель

Данилова Екатерина Юрьевна

г. Новосибирск, 2023


Содержание проекта

1. Обоснование актуальности проекта 3

2. Цель и задачи проекта 3

3. Срок реализации проекта 3

4. Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта 4

5. Участники проекта 4

6. Ресурсы 4

Программно-методическое обеспечение 4

Материально-техническое обеспечение 5

Информационное обеспечение 5

Развивающая предметно-пространственная среда 5

7. Ожидаемые результаты 6

8. Критерии оценки эффективности проекта 6

9. Функционал участников проекта 8

10. План реализации проекта 9

Подготовительный этап 9

Основной этап 9

Заключительный этап 11

11. Информационные источники 12


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Обоснование актуальности проекта

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость. Для простоты восприятия детьми такой серьёзной и важной темы, за основу проекта взят самый понятный и близкий для детей литературный жанр - сказки. Нередко родители говорят, что их дети не знают цену деньгам, дети не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуя от родителей дорогих подарков, не зная ему цены, это часто становится причиной конфликтов в детско-родительских отношениях.

Актуальностью моего проекта является то, что финансовая грамотность очень мало исследована в сказках. А у нас так много сказок, в которых скрыты моменты бережливость, трудолюбие, правильное отношение к деньгам, экономность.

В своей работе хочу познакомить детей со сказками, которые откроются для детей с другой стороны, и научит правильно относиться к деньгам.

Детям нужно с детства прививать чувство ответственности в отношении денег, это им поможет держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет в будущем.

  1. Цель и задачи проекта

Целью моего проекта является:

  • Развитие познавательного интереса к экономике, создание положительной мотивации к ее изучению через сказки.

Задача:

  • Развивать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • Пробуждать развитие фантазии, творческой активности;
  • Развивать понимание внутреннего мира людей;
  • Знакомить с лексическими особенностями народного и литературного языка;
  • Формировать умение мысленно действовать в воображаемой ситуации;
  • Помогать преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

  1. Срок реализации проекта

Срок реализации моего проекта составляет две недели с #1075;. по год.

  1. Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта

Для реализации проекта «Все о деньгах с героями из сказок» я буду использовать:

  • методы: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, моделирование.
  • формы: беседа, обсуждение, дискуссия, чтение художественной литературы, конкурс рисунков, творческих работ, решение проблемных ситуаций, поделок, рассматривание картин, коллекционирование, игровые ситуации.
  • технологии: совместный просмотр слайд-презентаций, мультфильмов, онлайн-экскурсии.

  1. Участники проекта

Участники в моем проекте будут: дети старшей группы, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.

  1. Ресурсы
  1. Программно-методическое обеспечение

Художественная литература:

«Заработанный рубль» грузинская сказка;

Романов А. «Чудеса в кошельке»;

К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»;

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»;

Ш. Перро «Кот в сапогах»;

басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»;

А.Н. Толстой «Золотой ключик»;

также пословицы, поговорки и загадки по теме.

Литература – сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»;

«Хаврошечка»;

«Морозко»;

«Мужик и медведь»;

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»;

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»;

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха»;

«Иван – царевич и серый волк»;

«Как коза избушку построила»;

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

К.И. Чуковский «Телефон».

Сказки о труде:

Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»;

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»;

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»;

К.И. Чуковский «Федорино горе».

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»;

Г.Х. Андерсен «Огниво».

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса и козёл»;

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»;

Ш. Перро «Кот в сапогах»;

С. Михайлов «Как старик корову продавал».

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»;

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

  1. Материально-техническое обеспечение

Компьютерное оборудование (ноутбук, проектор, экран).

Мультфильмы: С.Михалков «Как старик корову продавал», Барбоскины реклама».

  1. Информационное обеспечение

Интернет-технологии (электронная почта, сайт, мессенджеры, #1092;орма для анкетирования) для продвижения и связи с участниками проекта.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда

Денежные знаки: современные, других стран, недавнего прошлого и прочее.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Кафе», «Шофёры», «Поликлиника», «Рынок» («банкомат», одежда, соответствующая принятой роли и прочее.)

Дидактические игры: «Змейка», «Идем в магазин», «Заплатки (деньги)», «Что нужно для профессии», «Какие ошибки допустил художник», «Пазлы- монеты», «Доходы-расходы», «Тематические шнуровки» и так далее.

Сюжетные картины: «В магазине», «На рынке», «На ферме».

Материалы для изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

  1. Ожидаемые результаты

В результате проекта, в процессе нравственно – трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет).

Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю).

С удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость.

С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.

Знают и называют разные виды рекламы, её назначение, способы воздействия. Знают, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

  1. Критерии оценки эффективности проекта

Объекты

оценивания

Критерии

оценивания

Формы и методы оценки

Ответственные

Дети

Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия «деньги», «цена», «товар», «труд»;

Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам;

При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых;

В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

Наблюдения,

беседы, опрос

воспитатели

Родители

Имеют представления о развитии детей дошкольного возраста в вопросах экономического воспитания;

Используют в повседневной жизни беседы о экономичном отношении к семейным ресурсам, пословицы о труде;

Заинтересованы в дальнейшем пополнении знаний у детей, в области экономики.

анкетирование

воспитатели

РППС

Пополнение РППС аудиосказками, пословицами, загадками, картинками по экономическому воспитанию;

Создание детской библиотеки по экономическому воспитанию.

Мониторинг РППС, самоаудит

Старший воспитатель, воспитатели

  1. Функционал участников проекта.

Воспитатель: формулирует проблему. При постановки цели формулирует продукт проекта, формулирует задачу. Вводит в проблему, игровую ситуацию. Помогает детям в решении задачи, спланировать деятельность, направляет и контролирует, при необходимости оказывает практическую помощь. Подготавливает презентацию.

Дети: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи, дополнение задач проекта. Объединяются в рабочие группы, распределяют амплуа. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют экспертам или зрителям продукт деятельности.

Родители: Оказывают поддержку в формировании РППС (развивающейся предметно пространственной среды), беседуют с детьми дома, читают с детьми сказки, рассказывают примеры из личного опыта, проводят рефлексию по прочитанному. Создают такие воспитывающие ситуации, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.


10. План реализации проекта

  1. Подготовительный этап (организационно-мотивационный)

Дата

Мероприятия и тема

Используемые ресурсы

Ожидаемые результаты

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми

Помощь родителей, интернет-ресурсы

Развивать основы финансовой грамотности детей по средствам разнообразных видов детской деятельности

Подбор экономических сказок

Помощь родителей, библиотечный фонд

Знакомство детей с разновидностью художественной литературы

Подборка фотографий, литературы

Помощь родителей, интернет-ресурсы

Расширять знания детей об истории возникновения денег

Подбор пословиц и поговорок по экономическому воспитанию

Энциклопедии, интернет-ресурсы, методические рекомендации

Расширять и активизировать словарный запас детей

Подбор экономических загадок-добавлялок

Энциклопедии, интернет-ресурсы,

Воспитывать основы финансовой культуры

  1. Основной этап (реализация проекта)

Дата

Мероприятия и тема

Участники образовательного процесса

Используемые ресурсы

Ожидаемые результаты

Беседы

Воспитатели, дети

Энциклопедии, интернет-ресурсы

Научить ребенка логически мыслить, рассуждать, систематизировать и уточнять представление полученные ребенком в процессе беседы

Чтение художественной литературы

Воспитатели, дети

Книги по теме проекта

Развить мышление, воображение, речь ребенка, обогащаем ребенка эмоциями, прививаем любовь к книгам

Раскрашивание раскрасок по темам

Воспитатели, дети

Раскраски, карандаши

Помочь детям в изучении новых предметов, форм, с которыми они еще не знакомы, но при помощи раскрасок узнают больше

Рассматривание фотографий, иллюстраций

Воспитатели, дети

Фотографии и иллюстрации профессий, денежных атрибутов

Развиваем речь, активизируем словарный запас, учим отвечать на вопросы и обосновывать свой ответ

Составление рассказов по фотографиям, картинкам

Воспитатели, дети

Фото, картинки по теме проекта

Формируем у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствие с его содержанием

Рисование по теме «экономика глазами ребенка»

Воспитатели, дети

Творческие материалы (бумага, простой карандаш, ластик, фломастеры)

Обогатить словарный запас и закрепить знания детей по теме

Составление рекомендаций для родителей по экономическому воспитанию ребёнка

Воспитатели

Методические рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, энциклопедии, интернет-ресурсы

Обратить внимание родителей, зачем нужна финансовая грамотность детям дошкольного возраста, какую пользу может принести в воспитание детей

  1. Заключительный этап (итогово – аналитический)

Дата

Итоговые мероприятия

Участники образовательного процесса

Используемые ресурсы

Ожидаемые результаты

Создание «Библиотеки гнома-эконома»

Воспитатели, родители

Подборка детских книг (сказок, энциклопедий) по экономике

Организована детская библиотека, направленная на развитие представлений о экономике, в группе д/с

Анкетирование родителей

родители

Онлайн – анкетирование родителей

Получены отзывы от родителей

Выставка рисунков «Экономика глазами ребенка»

Воспитатели, дети

Творческие материалы (краски, кисти, карандаши, фломастеры, бумага, мелки)

Организована выставка детских рисунков в д/с

  1. Информационные источники
  1. Нормативные документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва, 2019 г.

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Парциальная образовательная программа дошкольного образования, для детей 5-7 лет, А.Д.Шатова.
  2. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005.
  3. Коменский Я. О. Материнская школа. М.: Книгапотребованию,2012.
  4. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.
  5. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015.
  6. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015.

Интернет-ресурсы:

— официальный сайт Банка России;

— сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»;

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;

ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий физкультурного праздника для детей второй младшей группы (3-4 года) "Играем с героями сказок"

Приведен сценарий физкультурного праздника для детей второй младшей группы (3-4 года) "Играем с героями сказок". Праздник проводится в музыкальном сопровождении (аккомпанемент на фортепиано). Присутст...

"Герои сказок на празднике мам"

Сценарий утренника, посвященного 8 марта,  для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация к литературной викторине "По следам героев сказок"

Данная презентация составлена к литературной викторине: "По следам героев сказок", которая может быть организована в форме досуга для детей дошкольного возраста совместно с родителями....

Тема: "В гостях у героев сказок"

Конспект итогового занятия по обучению  детей средней группы ориентировке в пространстве...

Конспект проведения занятия в старшей группе по воспитанию навыков ОБЖ ТЕМА: «Научим героев сказок вести себя правильно»

Программное содержание: 1. Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности;2. Развивать способность делать выводы;3. Закрепление знаний детей о правилах безопасног...