Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_dengi.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности
«Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Разработала воспитатель высшей
квалификационной категории
Бобровская Светлана Ивановна
Энгельс - 2024
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема занятия: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить значение понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»;
-формировать умения выражать свои мысли и анализировать;
-путём исследования знакомить с различными свойствами металла и бумаги; -формировать умения в исследовательской деятельности делать выводы.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, память, внимание;
-развивать познавательную активность и умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания;
-формировать представление о весе предметов путём взвешивания их на ладони.
Воспитательные:
-воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;
-способствовать воспитанию нравственных качеств, воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Формы организации: групповая
Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, опыты, разгадывание загадки, беседа, дидактические игры, рассматривание тематических картинок, обсуждение после просмотра мультфильма.
Оборудование: мяч, тематические картинки, распечатанные таблицы для заполнения детьми, кошелёк, пластиковая карта, бумага, цветные карандаши, картон, клей, проектор и ноутбук.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и купюр, просмотр презентаций, чтение произведений художественной литературы по теме, просмотр мультфильмов, сказок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Вводная часть (мотивация) | |
-Ребята, здравствуйте. А какое у вас сегодня настроение? Скажем «Здравствуйте» руками, Скажем «Здравствуйте» глазами, Скажем «Здравствуйте» мы ртом, Станет радостно кругом! Ходит солнышко по кругу, Дарит деточкам свой свет, А со светом к нам приходит Дружбы солнечный привет! - Присаживайтесь на стулья. Ребята, мне кажется, что кто-то к нам пришёл. Вы слышите, стучат? -Кот Матроскин, проходи. Мы очень рады тебе. Матроскин: -Здравствуйте, друзья. Я вот тут решил помочь почтальону Печкину, потому что у него очень много дел. Принёс вам посылку в детский сад. На ней написано «Для детей группы №7» Это же вы, я правильно пришёл? -А еще у меня для вас небольшой подарок. Мы, когда с д. Фёдором и Шариком ходили искать клад, то нашли этот странный предмет (показывает его) Я так думаю, что он пригодится вам для игр, ну или для какой-нибудь коллекции. -Ну а теперь мне пора. Пока почтальон Печкин раздаёт пенсию, мне нужно разнести газеты и журналы. До свидания, друзья! | (ответы детей) -Так это же кот Матроскин! -Да, мы из группы №7
(Предполагаемые ответы детей) -До свидания, кот Матроскин. Спасибо тебе за подарок. |
Основная часть | |
-Ребята, на посылке написано, что для детей группы №7, но от кого-не знаю. Давайте откроем и посмотрим. -Ой, сколько же здесь карточек различных с заданиями. Начнём с первой. Ага, это загадки. 1.Взял конфет и ананасы, оплати товары… 2.На товаре быть должна обязательно… 3.И врачу, и акробату выдают за труд ... 4.Люди ходят на базар: там дешевле весь … 5.Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? 6.В кошелёк мы их кладём, сними в магазин идём. -Ребята, а что это за слова такие, которые вы назвали, отгадывая загадки? -Это финансовые термины. А посылку нам прислали, оказывается, жители страны Финансов - Монетка и Рублик. Их очень огорчает то, что дети ничего о них не знают… Но мы-то с вами знаем! Не правда ли? -Ребята, как только Монетка и Рублик узнали, что мы с вами изучаем финансовую грамотность, то сразу же приготовили для нас задания, чтобы проверить ваши знания. Если вы их выполните, то вас ждёт вознаграждение. Ну что, справитесь? Готовы? -Чтобы у вас всё получилось, вы должны быть дружной командой! Помните наш трудовой девиз? -А вот и первое задание, ребята. Монетка и Рублик прислали для вас тематические картинки (вывешиваются на доску см. Приложение 1) Они спрашивают, как эти картинки связаны с деньгами? -Так были ли у древних людей деньги? -Какие они были? -Совершенно верно. Их использовали как средство обмена. Молодцы, ребята. Справились с заданием. Ответили на все вопросы. А теперь, прежде чем приступить к следующему заданию, я приглашаю вас на разминку. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл. Монетки, видно, не нашёл. Чтоб монетки нам достать, На носочки нужно встать. С кустика достать монетку, Закопать их в землю редко, Чтобы выросли они. -Присаживайтесь на стулья. Я предлагаю вам, ребята, посмотреть мультфильм, чтобы ответить на следующий вопрос карточки. -А следующее задание такое. Что вы знаете о современных деньгах? Что они из себя представляют? -Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? -Какие монеты вы знаете? -Молодцы. Давайте теперь рассмотрим бумажные деньги-купюры, банкноты. Какие они? -Какие банкноты вы знаете? Ребята, Монетка и Рублик к этому заданию предлагают игру, которая называется «Дополни». Я буду называть признак монеты, а вы должны будете мне назвать противоположный признак купюры. Готовы? Будьте внимательны. Монета звенит, а купюра… Купюра бумажная, а монета… Монета круглая, а купюра… Монета металлическая, а купюра… Молодцы, ребята! Замечательно справляетесь. -Где мы носим деньги, монеты и банкноты? -Правильно. Они у нас в наличии. И поэтому называются наличные деньги. А ещё бывают безналичные деньги. Как вы думаете, где они хранятся? (демонстрирую детям пластиковую карту) А что вы можете рассказать о пластиковой карте? -Следующая карточка с заданием. А в ней снова игра «Для чего нужны деньги?» я буду бросать вам мячик, а вы подумайте и ответьте на вопрос игры. Чем больше ответов вы дадите, тем больше обрадуете Монетку и Рублика (бросаю мячик детям) Итак, деньги нам нужны: -Правильно. Такая помощь называется благотворительностью. -Какие же вы молодцы, ребята. Вы замечательно справились с этим заданием. Думаю, что Монетка и Рублик будут довольны. Мы переходим к следующему заданию (достаю карточку с заданием) -Ребята, вы мне уже сказали, что за деньги можно купить очень многое, но далеко не всё. Следующее задание в карточке - это игра «Что нельзя купить за деньги». Я буду называть слова. Если это можно купить – хлопайте. А если нельзя купить – топайте. -Планшет -Конфеты -Вежливость -Машина -Семья -Ум -Здоровье -Книга -Дружба -Здоровье Молодцы, ребята, так держать! То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь. -Ребята, Рублик и Монетка спорят между собой, какие деньги для людей удобнее и нужнее – монеты или купюры? Как вы думаете? -Я предлагаю вам это проверить опытным путем в нашей Секретной лаборатории Гены. Напомните мне, как надо вести себя в лаборатории? -Ребята, как настоящие исследователи, мы результаты исследования будем записывать в карту, которую вы видите на доске. (См. Приложение 2) Эксперимент №1 -Сожмите в одном кулаке монетку, в другом купюру. Что произошло? -А теперь давайте попробуем порвать. -Какой вывод можно сделать? -Правильна, монета прочнее. Она не рвется, не мнётся. Отмечаем это свойство в карте. Эксперимент №2 -Давайте определим, что тяжелее – монета или купюра? -Возьмите на ладошки монету и купюру. Что тяжелее? -Давайте подуем. Что происходит с монетой? -А что происходит с купюрой? -Какой вывод сделаем, что легче? Эксперимент №3 -Давайте попробуем потрясти монеты и помять купюры. Что вы слышите? -Правильно, ребята. Заносим результаты в карту. Эксперимент №4 -Кладите купюру в воду. Что происходит? -Что может произойти с мокрой купюрой? -А теперь опустите монету в воду. Что произойдет? -Какой сделаем вывод? -Молодцы, ребята. Заносим результаты в карту. -Посмотрите на результаты опытов в нашей карте. Кто выигрывает? -Совершенно верно. Какой вывод можно сделать? -Правильно, ребята. -Ребята, а вы помните, когда к нам приходил кот Матроскин, он подарил нам какой-то предмет (показываю кошелёк) Что это? Я предлагаю вам сейчас изготовить деньки, которые мы сложим в это кошелёк, а потом вы будете их использовать для сюжетно – ролевой игры «Магазин».. Ими вы сможете оплатить покупки. Вам нужно будет раскрасить банкноты и придумать их номинал (стоимость). -Что вы придумали: монету или банкноту? -Какой она формы? -Как называется? | Да. Открывайте. Мы очень любим отгадывать загадки. Может, они нам подскажут, от кого посылка… -В кассе -Цена -Зарплату -Товар -Банкомат -Деньги (предполагаемые ответы детей) Да, знаем. (ответы детей) -Да! -Ни шагу назад, Ни шагу на месте, А только вперёд И только все вместе! Рассказ детей по картинкам (4 человека) -История денег началась с древнего мира. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. А все, что ему было нужно, давала природа. Кто-то хорошо рыбачил, кто-то выращивал пшеницу. -Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи. Деньгами древнему человеку служили мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки. -Потом появились металлические деньги-это были не такие деньги, какие сейчас. А колечки, брусочки, бусинки. -Затем появились деньги, которые очень похожи на современные. После металлических появились бумажные деньги. -Да -Брусочки, кости, ракушки. Дети выполняют физминутку. Дети смотрят мультфильм «Уроки тётушки Совы» «Что такое деньги?» (1серия) -Это монеты, купюры. -Круглые -Звенят, если потрясти несколько монет -Из металла -5рублей, 2 рубля, 1 рубль, 10 рублей, 25 рублей. -Бумажные -Прямоугольные -Шуршат. (дети называют, а воспитатель демонстрирует) -Да -Шуршит -Металлическая -Прямоугольная -Бумажная -В кошельке -На пластиковой карте. -Мы видели её у родителей. -Её вставляют в банкомат или прикладывают к терминалу Необходимо знать пароль. -Чтобы купить продукты. -Чтобы купить билет в автобусе. -Покупать подарки. -Чтобы купить новую одежду, обувь. -Я очень люблю аттракционы. Деньги нужны, чтобы купить билет. -Мама и папа всегда платят за свет,за газ, за воду. -Меня мама водила к доктору и платила деньги за прием. -Чтобы сшить новое красивое платье. -Деньги нужны для ремонта квартиры, обуви, различных бытовых приборов. -Чтобы заплатить за аквапарк, зоопарк и другие развлечения. -Для оказания помощи бедным, животным. (ребята выполняют поставленное в игре задание) (выслушиваются предполагаемые ответы детей) Ребята вспоминают эти правила и говорят их. -Купюра помялась, а монета нет. -Купюра рвется, монета нет. -Монета прочнее, чем купюра. (предполагаемые ответы детей) -Лежит на ладошке. -Она улетает. -Купюра легче, чем монета. -Монеты звенят, купюры шуршат. Они издают звуки. -Она намокла. -Порвется. -Она намокла, но не порвалась. -Утонула. -Купюра плавает, а монетка тонет. -Ничья. Где-то выигрывают монеты, а где-то купюры. -Нам нужны любые деньги. -кошелёк. (после выполнения задания дети представляют результаты своей работы.) (предполагаемые ответы детей) |
Заключительная часть (рефлексия) | |
-Молодцы, ребята. Вы сегодня очень старались и справились со всеми заданиями. Теперь я понимаю, почему жители страны Финансов прислали посылку именно вам. Они довольны, что вы о деньгах много знаете и поделитесь своими знаниями с другими детьми. -А вам понравилось выполнять задания? -Интересно было? -Ребята, посмотрите, а в посылке-то еще кое-что есть. Это вознаграждение от жителей страны Финансов. Монетка и Рублик прислали вам сундучок с шоколадными монетками. Угощайтесь, пожалуйста. | -Да. -Да. -Спасибо! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Юные экономисты"
Цель НОД: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....
Конспект Непрерывной образовательной деятельности По финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект помогает сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности. Познакомить детей с историей возникноведения денег и их ролью в жизни человека. Закрепить представления детей о внешнем вид...
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Труд-основа жизни"
Конспект по финансовой грамотности...
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Труд-основа жизни" вариант 1
Труд-основа жизни...
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 5–6 лет
Тема: "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны".Цель: содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансов...
Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Мы и деньги»
Педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности....