Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dengi.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности

«Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Разработала воспитатель высшей

квалификационной категории

Бобровская Светлана Ивановна

Энгельс - 2024

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Тема занятия: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они              нужны?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, закрепление знаний детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить значение понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»;

-формировать умения выражать свои мысли и анализировать;

-путём исследования знакомить с различными свойствами металла и бумаги; -формировать умения в исследовательской деятельности делать выводы.

Развивающие: 

-развивать логическое мышление, память, внимание;

-развивать познавательную активность и умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания;

-формировать представление о весе предметов путём взвешивания их на ладони.

Воспитательные: 

-воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу;

-способствовать воспитанию нравственных качеств, воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам и разумному их использованию.

 Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Формы организации: групповая

Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, опыты, разгадывание загадки, беседа, дидактические игры, рассматривание  тематических картинок,  обсуждение после просмотра мультфильма.

Оборудование: мяч, тематические картинки, распечатанные таблицы для заполнения детьми, кошелёк, пластиковая карта, бумага, цветные карандаши, картон, клей, проектор и ноутбук.

Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и купюр, просмотр презентаций, чтение произведений художественной литературы по теме, просмотр мультфильмов, сказок.

                                            ХОД  ЗАНЯТИЯ

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

-Ребята, здравствуйте. А какое у вас сегодня настроение?

Скажем «Здравствуйте» руками,

Скажем «Здравствуйте» глазами,

Скажем «Здравствуйте» мы ртом,

Станет радостно кругом!

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет,

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет!

- Присаживайтесь на стулья. Ребята, мне кажется, что кто-то к нам пришёл. Вы слышите, стучат?

-Кот Матроскин, проходи. Мы очень рады тебе.

Матроскин:

-Здравствуйте, друзья. Я вот тут решил помочь почтальону Печкину, потому что у него очень много дел. Принёс вам посылку в детский сад. На ней написано «Для детей группы №7» Это же вы, я правильно пришёл?

-А еще у меня для вас небольшой подарок. Мы, когда с д. Фёдором и Шариком ходили искать клад, то нашли этот странный предмет (показывает его)    Я так думаю, что он пригодится вам для игр, ну или для какой-нибудь коллекции.

-Ну а теперь мне пора. Пока почтальон Печкин раздаёт пенсию, мне нужно разнести газеты и журналы. До свидания, друзья!

(ответы детей)

-Так это же кот Матроскин!

-Да, мы из группы №7

 

(Предполагаемые ответы детей)

-До свидания, кот Матроскин. Спасибо тебе за подарок.

Основная часть

-Ребята, на посылке написано, что для детей группы №7, но от кого-не знаю. Давайте откроем и посмотрим.

-Ой, сколько же здесь карточек различных с заданиями. Начнём с первой. Ага, это загадки.

1.Взял конфет и ананасы, оплати товары…

2.На товаре быть должна обязательно…

3.И врачу, и акробату выдают за труд ...

4.Люди ходят на базар: там дешевле весь …

5.Из какого аппарата выдаётся нам зарплата?

6.В кошелёк мы их кладём, сними в магазин идём.

-Ребята, а что это за слова такие, которые вы назвали, отгадывая загадки?

-Это финансовые термины. А посылку нам прислали, оказывается, жители страны Финансов - Монетка и Рублик. Их очень огорчает то, что дети ничего о них не знают… Но мы-то с вами знаем! Не правда ли?

-Ребята, как только Монетка и Рублик узнали, что мы с вами изучаем финансовую грамотность, то сразу же приготовили для нас задания, чтобы проверить ваши знания. Если вы их выполните, то вас ждёт вознаграждение. Ну что, справитесь? Готовы?

-Чтобы у вас всё получилось, вы должны быть дружной командой! Помните наш трудовой девиз?

-А вот и первое задание, ребята. Монетка и Рублик прислали для вас тематические картинки (вывешиваются на доску см. Приложение 1) Они спрашивают, как  эти картинки связаны с деньгами?

-Так были ли у древних людей деньги?

-Какие они были?

-Совершенно верно. Их использовали как средство обмена. Молодцы, ребята. Справились с заданием. Ответили на все вопросы. А теперь, прежде чем приступить к следующему заданию, я приглашаю вас на разминку.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл.

Монетки, видно, не нашёл.

Чтоб монетки нам достать,

 На носочки нужно встать.

С кустика достать монетку,

Закопать их в землю редко,

Чтобы выросли они.

-Присаживайтесь на стулья. Я предлагаю вам, ребята, посмотреть мультфильм, чтобы ответить на следующий вопрос карточки.

-А следующее задание такое. Что вы знаете о современных деньгах? Что они из себя представляют?

-Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?

-Какие монеты вы знаете?

-Молодцы. Давайте теперь рассмотрим бумажные деньги-купюры, банкноты. Какие они?

-Какие банкноты вы знаете?

Ребята, Монетка и Рублик к этому заданию предлагают игру, которая называется «Дополни». Я буду называть признак монеты, а вы должны будете мне назвать противоположный признак купюры. Готовы? Будьте внимательны.

Монета звенит, а купюра…

Купюра бумажная, а монета…

Монета круглая, а купюра…

Монета металлическая, а купюра…

Молодцы, ребята! Замечательно справляетесь.

-Где мы носим деньги, монеты и банкноты?

-Правильно. Они у нас в наличии. И поэтому называются наличные деньги. А ещё бывают безналичные деньги. Как вы думаете, где они хранятся? (демонстрирую детям пластиковую карту)

А что вы можете рассказать о пластиковой карте?

-Следующая карточка с заданием. А в ней снова игра «Для чего нужны деньги?» я буду бросать вам мячик, а вы подумайте и ответьте на вопрос игры. Чем больше ответов вы дадите, тем больше обрадуете Монетку и Рублика (бросаю мячик детям)

Итак, деньги нам нужны:

-Правильно. Такая помощь называется благотворительностью.

-Какие же вы молодцы, ребята. Вы замечательно справились с этим заданием. Думаю, что Монетка и Рублик будут довольны. Мы переходим к следующему заданию (достаю карточку с заданием)

-Ребята, вы мне уже сказали, что за деньги можно купить очень многое, но далеко не всё. Следующее задание в карточке - это  игра «Что нельзя купить за деньги». Я буду называть слова. Если это можно купить – хлопайте. А если нельзя купить – топайте.

-Планшет

-Конфеты

-Вежливость

-Машина

-Семья

-Ум

-Здоровье

-Книга

-Дружба

-Здоровье

Молодцы, ребята, так держать! То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

-Ребята, Рублик и Монетка спорят между собой, какие деньги для людей удобнее и нужнее – монеты или купюры? Как вы думаете?

-Я предлагаю вам это проверить опытным путем в нашей Секретной лаборатории Гены. Напомните мне, как надо вести себя в лаборатории?

-Ребята,  как настоящие исследователи, мы результаты исследования будем записывать в карту, которую вы видите на доске. (См. Приложение 2)

Эксперимент №1

-Сожмите в одном кулаке монетку, в другом купюру. Что произошло?

-А теперь давайте попробуем порвать.

-Какой вывод можно сделать?

-Правильна, монета прочнее. Она не рвется, не мнётся. Отмечаем это свойство в карте.

Эксперимент №2

-Давайте определим, что тяжелее – монета или купюра?

-Возьмите на ладошки монету и купюру. Что тяжелее?

 -Давайте подуем. Что происходит с монетой?

-А что происходит с купюрой?

-Какой вывод сделаем, что легче?

   Эксперимент №3

-Давайте попробуем потрясти монеты и помять  купюры. Что вы слышите?

-Правильно, ребята. Заносим результаты в карту.

  Эксперимент №4

-Кладите купюру в воду. Что происходит?

-Что может произойти с мокрой купюрой?

-А теперь опустите монету в воду. Что произойдет?

-Какой сделаем вывод?

-Молодцы, ребята. Заносим результаты в карту.

-Посмотрите на результаты опытов в нашей карте. Кто выигрывает?

-Совершенно верно. Какой вывод можно сделать?

-Правильно, ребята.

-Ребята, а вы помните, когда к нам приходил кот Матроскин, он подарил нам какой-то предмет (показываю кошелёк) Что это?

Я предлагаю вам сейчас изготовить деньки, которые мы сложим в это кошелёк, а потом вы будете их использовать для сюжетно – ролевой игры «Магазин».. Ими вы сможете оплатить покупки. Вам нужно будет раскрасить банкноты и придумать их номинал (стоимость).

-Что вы придумали: монету или банкноту?

-Какой она формы?

-Как называется?

Да. Открывайте.

Мы очень любим отгадывать загадки. Может, они нам подскажут, от кого посылка…

-В кассе

-Цена

-Зарплату

-Товар

-Банкомат

-Деньги

(предполагаемые ответы детей)

Да, знаем.

(ответы детей)

-Да!

-Ни шагу назад,

Ни шагу на месте,

А только вперёд

И только все вместе!

Рассказ детей по картинкам (4 человека)

-История денег началась с древнего мира. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. А все, что ему было нужно, давала природа. Кто-то хорошо рыбачил, кто-то выращивал пшеницу.

-Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи. Деньгами древнему человеку служили мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.

-Потом появились металлические деньги-это были не такие деньги, какие сейчас. А колечки, брусочки, бусинки.

-Затем появились деньги, которые очень похожи на современные. После металлических появились бумажные деньги.

-Да

-Брусочки, кости, ракушки.

Дети выполняют физминутку.

Дети смотрят мультфильм «Уроки тётушки Совы» «Что такое деньги?» (1серия)

-Это монеты, купюры.

-Круглые

-Звенят, если потрясти несколько монет

-Из металла

-5рублей, 2 рубля, 1 рубль, 10 рублей, 25 рублей.

-Бумажные

-Прямоугольные

-Шуршат.

(дети называют, а воспитатель демонстрирует)

-Да

-Шуршит

-Металлическая

-Прямоугольная

-Бумажная

-В кошельке

-На пластиковой карте.

-Мы видели её у родителей.

-Её вставляют в банкомат или прикладывают к терминалу

Необходимо знать пароль.

-Чтобы купить продукты.

-Чтобы купить билет в автобусе.

-Покупать подарки.

-Чтобы купить новую одежду, обувь.

-Я очень люблю аттракционы. Деньги нужны, чтобы купить билет.

-Мама и папа всегда платят за свет,за газ, за воду.

-Меня мама водила к доктору и платила деньги за прием.

-Чтобы сшить новое красивое платье.

-Деньги нужны для ремонта квартиры, обуви,  различных бытовых приборов.

-Чтобы заплатить за аквапарк, зоопарк и другие развлечения.

-Для оказания помощи бедным, животным.

(ребята выполняют поставленное в игре задание)

(выслушиваются предполагаемые ответы детей)

Ребята вспоминают эти правила и говорят их.

-Купюра помялась, а монета нет.

-Купюра рвется, монета нет.

-Монета прочнее, чем купюра.

(предполагаемые ответы детей)

-Лежит на ладошке.

-Она улетает.

-Купюра легче, чем монета.

-Монеты звенят, купюры шуршат. Они издают звуки.

-Она намокла.

-Порвется.

-Она намокла, но не порвалась.

-Утонула.

-Купюра плавает, а монетка тонет.

-Ничья. Где-то выигрывают монеты, а где-то купюры.

-Нам нужны любые деньги.

-кошелёк.

(после выполнения задания дети представляют результаты своей работы.)

(предполагаемые ответы детей)

Заключительная часть (рефлексия)

-Молодцы, ребята. Вы сегодня очень старались и справились со всеми заданиями. Теперь я понимаю, почему жители страны Финансов прислали посылку именно вам. Они довольны, что вы о деньгах много знаете и поделитесь своими знаниями с другими детьми.

-А вам понравилось выполнять задания?

-Интересно было?

-Ребята, посмотрите, а в посылке-то еще кое-что есть. Это вознаграждение от жителей страны Финансов. Монетка и Рублик прислали вам сундучок с шоколадными монетками. Угощайтесь, пожалуйста.

-Да.

-Да.

-Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель НОД: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности По финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся» Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Конспект помогает сформировать у дошкольников основы финансовой грамотности. Познакомить детей с историей возникноведения денег и их ролью в жизни человека. Закрепить представления детей о внешнем вид...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 5–6 лет

Тема: "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны".Цель: содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансов...

Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности «Мы и деньги»

Педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности....