Занятие по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
- расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;
- раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"
Цель:
- расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;
- раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость)
Предварительная работа: просмотр видео презентации «История денег: от куниц до бумажных» из которой дети узнают как же люди раньше обходились без денег и как появились деньги.
Ход занятия
Ребята, для того, чтобы понять о чем мы сегодня будем говорить, я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте пожалуйста.
«Три копейки на покупку»
Маму дружно в магазин провожает сын,
Три копейки ей даёт:
«Вот! Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Ответы детей.
Верно, и сейчас мы с вами будем учиться рассуждать, много это или мало.
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар. Сможе правильно потратить их по назначению?
Ответы детей
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами об этом и поговорим. Ребята вы знаете, что такое Экономика?
Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в школу «ЭКОНОМИКИ». Там мы научимся быть экономными и познакомимся с экономическими.
Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, мы с вами должны закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 1.
Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и в школе.
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
- Ребята, что это такое?
- Для чего нужна копилка? Ответы детей.
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?
Чтобы завести такой серьезный и обстоятельный разговор предлагаю присесть на стульчики.
Давайте сейчас с вами немного поразмышляем. Каждый из вас представит сейчас свою семью. Что такое семья? ( ответы детей).
Совершенно верно, семья – это сообщество близких людей, который живут вместе и совместно ведут хозяйство.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в семье появляются деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Все деньги, или финансовые вливания, можно так сказать, которые поступают в семью, называются – доход, а все, что тратиться – расход.
Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи, кто еще может приносить в семью доход? Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет. Кто ещё живёт в семье?
Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Воспитатель обобщает ответы детей.
Например, взрослые дети, которые закончили школу и учатся в колледжах, институтах уже получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать - семейный бюджет, это доход семьи. Все траты называются расход. Воспитатель: Я предлагаю поиграть с вами в игру!
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
А сейчас еще одна игра.
Ребята, как вы думаете, должны ли родители вам покупать все что вы захотите, вот абсолютно все??? Или расходы нужно как то планировать?
Родители получили зарплату и начинают планировать свои расходы. Сначало откладывают деньги на самое важное, на то, без чего нельзя обойтись:
- Оплата коммунальных услуг
- Транспортные расходы
- Продукты питания
- Одежда
- Лекарства
- Развлечения
А все ли можно купить за деньги???
- Предлагаю поиграть еще в одну игру. Игра «Что можно купить за деньги?»
- Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет - то потопайте.
- (Воспитатель показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).
Итак, все полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход»:
Я начну читать сейчас. Я начну, а вы кончайте. Хором мне вы отвечайте: Доход или расход
Папа получил зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграл приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки - доход
Заплатили за квартиру - расход
Нашли монетку - доход
Купили куклу - расход
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей
- Посмотрите сколько у меня разных денег. (Демонстрация разных купюр)
- Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль).
Деньги бывают металлические – монеты и бумажные – купюры.
- Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? Ответы детей
Третье практическое задание
Воспитатель: Давайте проверим. Сейчас мы с вами пройдем в мини - лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Давайте возьмем лист бумаги, разделим его пополам – правая половина – это монеты, левая – бумажные деньги. Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем общий вывод.
Начинаем проводить эксперименты.
Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
ВЫВОД: монетка
Эксперимент
Воспитатель: Нам нужен стакан с водой. Кладем бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
ВЫВОД: опять монетка
3. Эксперимент
- А теперь в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру.
Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель:
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД: Что выигрывает? Бумажная купюра
Эксперимент
Воспитатель: Теперь возьмите бумажную купюру в 10 рублей и 10 монеток (монетки берем по одной). Скажите пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее?
Правильно – бумажные
Давайте посмотрим на наши колонки, (По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры), а в наших колонках одинаковое количество плюсов. Какой можно сделать вывод?
Правильно, нужны нам и монеты и купюры.
- Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке?
- Что кроме денег можно использовать при оплате?
Ответы детей. Правильно – карта (Она еще удобнее, мы не носим в кошельке ни монеты, ни купюры, а одну карту). Денег не видим, но они есть! (Еще монета в нашу копилку)
Мы хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем!
Физкультминутка
Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» - делаем хлопок)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть в ладоши над головой)
Чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)
Ребята, а где хранят деньги, можно ли их рассыпать по карманам или сумке? Конечно нет. Деньги нужно хранить в кошельке, иначе они потеряются. Я предлагаю вам сейчас сделать бумажные кошельки. Проходите, садитесь за стол.
Воспитатель: Ребята, мы отлично поиграли, очень многое узнали, а теперь нам пора возвращаться домой. Давайте опять закроем глаза и посчитаем от 1 до 10.
Итог. Рефлексия
Ребята, вам понравилось в школе «Экономики»? Давайте будем передавать копилку и говорить: «Сегодня мне понравилось…»
Воспитатель: Ребята, в заключение хотела бы вам сказать, что есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.
Вы все большие - Молодцы! Я дарю вам набор игрушечных денег и вы можете потренироваться совершать нужные покупки в игрушечном магазине, поучиться экономить.
Мы сегодня хорошо потрудились и у меня для вас сюрприз, чтобы ваши кошельки не пустовали, я раздам вам по 1 монетке.
(воспитатель раздает детям шоколадные монетки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"
расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...
План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе Интегрированное занятие по развитию речи с элементами экономики.
План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группеИнтегрированное занятие по развитию речи с элементами экономики....
Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования
laquo;Можно смотреть на деньги свысока,но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. ПревоФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравни...
Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой...
Досуг, Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"
Расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...
Открытое занятие по обучению финансовой грамотности для подготовительной группы №2 «Три копейки - это много?»
расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...
Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Что такое деньги?"
Конспект занятия по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Что такое деньги?" Цель:расширить знания дошкольников по финансовой грамо...