Образовательный проект "Играем в экономику!", старшая группа
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель проекта: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_v_ekonomiku_.docx | 66.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»
Образовательный проект
«Играем в экономику!»
группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет
Подготовила:
Федорова И.В.
г. Оренбург
Тема проекта: «Играем в экономику!»
Срок реализации: долгосрочный
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Участники проекта: педагоги, дети и родители группы, окружающий социум
Возраст детей: группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет
Пояснительная записка
Проект «Играем в экономику» для детей 5-6 лет разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Актуальность темы
Актуальность проекта обусловлена тем, что сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. Поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на жизненном уровне. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (продавец, кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях способствует развитию финансово-экономических представлений дошкольников.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей 5-6 лет.
Задачи проекта:
Образовательные
- - познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;
- - познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- - раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства);
- - дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
- - учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.
Развивающие:
- - формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
- - формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
- - наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием.
Воспитательные:
- - воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;
- - воспитывать любовь и уважение к старшим;
- - вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Ожидаемые результаты
По завершении проекта у детей:
- формируются знания основных финансово-экономические понятий и категорий;
- формируются знания о новых профессиях;
- обогащается словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- воспитывается такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- развивается общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
- формируется здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»;
- развивается умение соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом;
- развивается умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- формируется способность понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;
- воспитывается уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- развивается способность осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
Этапы проекта
1 этап – Организационный:
― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».
― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический:
Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный:
- Выставка «С экономикой мы дружим!»
- Презентация сказки экономической направленности «С экономикой мы дружим!»
Формы реализации проекта:
- беседы, дискуссии, презентации
- наблюдения
- чтение художественной литературы
- коллекционирование
- просматривание презентаций, мультфильмов
- игры: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, речевые
- познавательно-игровая образовательная деятельность
- решение проблемных ситуаций
- продуктивная деятельность
- театрализация
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
5. У детей формируются такие качества как:
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
План мероприятий
Время проведения | Мероприятия | Цель |
Сентябрь | 1.Разработка проекта. 2. Подбор методической и художественной литературы 3. Подбор наглядного, иллюстративного материала. 4. Обсуждение проекта с детьми и родителями. | Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить цели проекта с родителями. |
Октябрь | 1.Презентация « Что такое деньги». 2.Рассматривание современных денежных знаков нашей страны. 3.Чтение произведения А. Романова « Чудеса в кошельке». 4. Беседа « Где и что покупают люди» 5.Рассматривание картины « В магазине» 6.Оформление коллекции денег. | Познакомить детей с понятиями « денежные купюры», «карточка», «кошелек». |
Ноябрь | 1.Беседа « Семейный бюджет» 2.Сюжетно – ролевая игра « Гипермаркет» 3. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи», «Учимся экономить» 4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджета» | Познакомить детей с составляющими семейного бюджета (зарплата, пенсия, дополнительный заработок). |
Декабрь | 1.Беседа на тему « Товар и цена» 2.Просмотр мультфильма « Как мужик корову продавал» 3.Трудовая деятельность – изготовление из теста атрибутов для сюжетно – ролевых игр и ценников. 4.Дидактическая игра « Что быстрее купят» | Формировать представление о таких понятиях как « цена» и « товар», дороже, дешевле. |
Январь | 1.Беседа « Труд в жизни людей» 2.Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В.Г. Сутеева 3.Словесная игра « Кому что нужно для работы» 4. Дидактическая игра «Что можно, а что нельзя купить? 5.Просмотр презентации « Все работы хороши» 5. Оформление лэпбука «С экономикой мы дружим!» | Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду, |
Февраль | 1.Ситуативный разговор « Что такое рынок» 2. Чтение стихотворения Ю. Тувина « Овощи» 3.Рассматривание картины « На рынке» 4. Сюжетно – ролевая игра « Рынок» | Развивать представление детей о том, что такое рынок. |
Март | 1.Беседа « Для чего нужна реклама» 2.Просмотр мультфильма « Барбоскины и реклама» 3.Ситуативный разговор « знакомство с новыми профессиями» 4.Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах. 5. Дискуссия « Хорошо – плохо» | Дать представление о том, что такое реклама, профессия «рекламодатель», «рекламное агентство»; развивать речь детей, логическое мышление. |
Апрель | 1.Просмотр презентации « Все, что нужно мне для жизни» 2.Игры с из лэпбука «С экономикой мы дружим!» 3. Выставка «Тропинка в экономику» 4. Презентация сказки «С экономикой мы дружим!» | Формировать представление о понятии « потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности. |
Май | 1.Беседа « Что такое бизнес и капитал» 2.Чтение художественной литературы Успенской « Бизнес Крокодила Гены» 3.Дидактическая игра « Экономическая рыбалка» 4.Сюжетно – ролевая игра « Строительный бизнес» 5. Сказка «С экономикой, мы дружим!» | Дать детям представления о таких понятиях как связи, прибыль , валюта, бизнес. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». С использованием современных образовательных технологий. Образовательная область «Познавательное развитие».
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». Проблемы экологии. Переработка мусора. Вторая жизнь вещей. Переработка бу...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие весеннего ручейка». С использованием современных образовательных технологий: игровые, моделирование, здоровьесберегающие. Образовательная Область «Речевое развитие»
Систематизировать и закреплять знания детей о весне, весенних явлениях природы, весенних месяцах....
Путешествие с монеточкой в страну Экономика (старшая группа)
Конспект ООД. Тема: «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»(для детей старшей группы)Цель: закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности.Задач...
Сценарий детско - родительского терренкура по формированию основ финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика» (старшая группа)
Образовательные терренкуры позволяют вовлекать родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширять представление родителей об их роли в развитии финансовой...
Конспект образовательной деятельности Познавательное развитие «Страна экономики» Старшая группа
Конспект образовательной деятельностиПознавательное развитие«Страна экономики»Старшая группа...
НОД по экономики старшая группа "Кто такой технолог?"
Цель данного мероприятия: знакомство детей старшей группы с профессией «технолог» через чтение и анализ рассказа «Кто такой технолог?…» и продуктивную деятельность &nda...