Опыт применения инновационной технологии «Лэпбукинг» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников.
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Лэпбук – одна из форм организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, групповой и совместной деятельности педагога и детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУКИНГ» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СЛАЙД 1
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели и создано интерактивное пособие — лэпбук.
Лэпбук – одна из форм организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, групповой и совместной деятельности педагога и детей.
Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Лэпбукинг признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.
Само название пособия переводят с английского то как «наколенная книга», то как «складная книга», причём оба варианта совершенно справедливы. Лэпбуки имеют небольшие размеры и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях. Кроме того, эти чудо-книжки полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, которые в свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и любителям тайн.
Изучение лэпбука начинается с рассматривания всех спрятанных в нём богатств. Лэпбуки для дошкольников отличаются большим наличием игровых элементов. Это открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя.
Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого дети будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения. Торопить детей не стоит, непроизвольная память и внимание у них очень развиты, и незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации.
Преимуществом для дошкольников и педагогов является интерактивность лепбука. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает как интерес к пособию. Вторая особенность лепбука-тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме. Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу, содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию).
Тема наших Лэпбуков «Финансовая грамотность».
Интерактивные лэпбуки по финансовой грамотности для воспитанников дошкольного образовательной организации направлены на формирование предпосылок финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста. Имеют практико-ориентированный, развивающий, деятельностно-игровой, занимательно-экономический характер.
Цели использования лэпбуков очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.
В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию. Это дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т.д.)
Вашему вниманию я представляю:
3 лэпбука, которые предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Содержание их можно пополнять и усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.
СЛАЙД 2
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные.
Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Познакомить детей со способами экономии денег, как заработать деньги. Дать понятие о налогах и их необходимости.
Закрепить знания детей о деньгах, литературных произведениях, в которых есть упоминание о деньгах.
Развивающие.
Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
Развивать память, мышление, усидчивость.
Учить аргументированно выражать своё мнение и уважать мнение товарищей.
Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
Воспитательные
Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
СЛАЙД 3
Содержание лэпбуков отражает такие принципы ФГОС ДО, как содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка как полноценного участника образовательных отношений, формирование познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
СЛАЙД 4, 5, 6
Лэпбуки направлены на формирование предпосылок финансовой грамотности и содержательный материал приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Лэпбуки можно использовать как в самостоятельной так и в совместной деятельности.
СЛАЙД 7
Лэпбуки были созданы педагогами и воспитанниками ДОО в ходе совместной проектной деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Воспитанники предлагали героев из любимых мультфильмов, помогали наклеивать картинки в лэпбуке, изготавливали необходимые атрибуты для игры участвовали в выборе названия для игр.
СЛАЙД 8
Вывод:
формировать познавательное развитие, поисковоисследовательские способности и развивать мыслительные процессы; развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), общую моторику детей; воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
СЛАЙД 9
Спасибо за внимание!
Перечень ИГР
Страница 1
ВАЛЮТА НАШЕЙ СТРАНЫ
Цель: знакомство детей с понятием «Деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т.к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, которыйможет быть на них обменен. Кроме того, деньги – это средство платежа при купле-продаже. Узнают, как выглядят монеты и купюры, используемые в финансовом обороте в нашей стране.
СОБЕРИ КУПЮРУ
Цель: развитие внимания, наблюдательности и умения сравнивать.
Правила: собрать разрезную картинку, которую можно собрать как по памяти, так и по образцу.
Страница 2
сМЕМОшаРИки (МЕМОРИ)
Цель: тренировка визуальной памяти детей, развитие внимательности, усидчивости, образного и логического мышления.
Правила: необходимо отыскать парные карточки и собрать их в кармашке как можно большем количестве. Первый из игроков делает ход, открывая сразу две карточки. Если изображения на них оказались одинаковыми, то игрок забирает карточки себе и получает право ещё одного хода. Если же нет, то карточки кладутся строго на те места, где они лежали, картинками вниз. Далее ходит следующий игрок. Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше собранных пар карточек.
Страница 3
Лото «ПОКУПКИ»
Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности, способности замечать сходства, расширение детского кругозора, формирование предпосылок финансовой грамотности в области денежных расходов семьи, обогащение словарного запаса, улучшение навыков общения со сверстниками.
Правила: Каждому из участников раздаются по 1-2 карточки основы.
На кон ложатся маленькие карточки картинкой вниз. Ведущий будет доставать по одной фишке из мешочка, или по карточке снимать с кона, и показывает участникам. Если картинка или фишка совпадает с картинкой на карточке-основе, то игрок забирает себе эту фишку или картинку, и кладет в отведенное место на карточке – основе. Первый, закрывший все ячейки карточки - основы и собравший все фишки становится победителем.
Страница 4
Игра «ДОМ, ГДЕ ЖИВУТ ДЕНЬГИ»
Цель: преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.
Правила: выбрать и положить в конверт картинки, где могут жить деньги.
Страница 5-6
Игра «ЛОГОТИПЫ И БАНКОМАТЫ»
Цель: формирование элементарные финансовые понятия о логитипах и банкоматах популярных банков Курской области в игровой форме.
Правила: рассмотреть и запомнить логотипы и банкоматы банков, соединить стрелками логотип банка с соответствующим ему банкоматом.
Страница 7
Игра «НА ЧТО ТРАТЯТ ДЕНЬГИ»
Цель: развитие у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических способностей и знаний о том, на что тратят деньги, а что не покупается.
Правила: Рассортировать картинки, слева – за что платим, справа- за что не платим деньги.
Страница 8-11
Игра «МУЛЬТМАРКЕТ»
Цель: формирование навык экономического мышления и рационального использования ресурсов.
Правила: В начале игры участники выставляют свои фишки на поле «СТАРТ», затем перемещают их по игровому полю в зависимости от выпавшего на кубиках количества очков.
Если вы попадаете на Участок Мульт Героя, который пока еще никому не принадлежит, то вы можете купить карточку с изображением этого мульт героя у Банка. Игроки, имеющие карточки с мульт героями, могут взимать арендную плату с игроков, которые попадают на их Участок. Стоимость аренды такая же как и стоимость карточки с мульт героем.
В ходе игры вам следует всегда выполнять указания, написанные на карточках «СЮРПРИЗ», а также выполнять указания если игрок попадает на поле «ШТРАФ», «ПОЛУЧИ ПОДАРОК», «СДЕЛАЙ 3 ШАГА НАЗАД», «ПРОПУСК ХОДА», «ВЕРНИСЬ НА СТАРТ».
Страница 12
Кейс-метод «ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ»
Цель: развитие познавательного интереса к решению реальных жизненных финансовых ситуаций.
Правила: рассмотреть картинки, обсудить с детьми проблемную ситуацию, озвучить задание.
Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса. Поддержать дискуссию в группах, помочь оценить решение ситуаций, которые предлагали дети. Выслушать, посмотреть, проверить решения детей. Подвести итоги.
Страница 13
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»
Цель: закрепление знания о характерных финансовых признаках, воспитание уважения к экономике и финансам, воспитание усидчивости, умения внимательно слушать воспитателя, закреплять в речи названия терминов относящихся к финансовой грамотности.
Правила: воспитатель читает загадку, дети дают отгадку.
Страница 14
Подвижная игра «ЗАРАБОТАЙ И КУПИ»
Цель: Уяснение детьми принципов финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».
Правила: Дети выстраиваются в колонны, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как каждая колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное.
Страница 15-16
Экомический театр
Сценка «День рождения Мухи Цокотухи»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений (текст сценки на карточке).
Театрализация «Приключения Буратино!
Цель: формирование первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена и платежа, знакомство детей с основами экономического воспитания через сказку.
Страница 17
Подвижная игра «ШКОЛА БАНКИРОВ»
Цель: Закрепление знаний цифр, умения соотносить цифру и количество, упражнение в понятиях больше, меньше, воспитание элементарных знаний об экономике, расширение словарного запаса: банк, банкир, купюра.
Правила: Разделиться на две команды. Первая команда выбирает купюры достоинством 10,50 - вторая команда 100,200.Чья команда быстрее соберет нужные купюры.
Страница 18
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО ДЕНЬГИ
Цель: Обучение детей анализировать, сравнивать, находить общее в содержании финансово-экономических пословиц и поговорок.
Правила: Подобрать картинки к тексту.
Лэпбук на финансовую тему — уникальная разработка для воспитателя, которую можно использовать не только на занятии, но и для индивидуальной работы с детьми. К этому интерактивному пособию ребятам захочется возвращаться снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.
Его можно применять в индивидуальной, групповой и совместной с педагогом деятельности.
Вывод из ранее сказанного: Лэпбук помогает:
- формировать познавательное развитие, поисково-исследовательские способности и развивать мыслительные процессы;
- развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), общую моторику детей;
- воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
Для педагогов лэпбук:
- помогает организовать материал по изучаемой теме в рамках тематического планирования;
- способствует оформлению результатов в совместной проектной деятельности;
- обеспечивает организацию и проведение самостоятельной и индивидуальной работы с детьми.
Для детей лэпбук:
- способствует запоминанию и пониманию информации по изученной теме;
- развивает навыки самостоятельного сбора и систематизации полученной информации;
- закрепляет и повторяет материал по ранее изученной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников».
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания...
Презентация на тему: "Формирование финансовой грамотности дошкольников с использованием кейс-технологий."
Формирование у дошкольников финансовой грамотности с использованием кейс-технологий....
"Мастер класс "Технология "Дружный круг" при формировании финансовой грамотностиу дошкольников"
Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно н...
Консультация для педагогов по теме: "Использование инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников", декабрь 2022 г.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши,...
Использование технологии «лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников.
Использование технологии «лэпбук»в формировании финансовой грамотности дошкольников...