Опыт применения инновационной технологии «Лэпбукинг» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников.
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Чаплыгина Ольга Юрьевна

Лэпбук – одна из форм организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, групповой и совместной деятельности педагога и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУКИНГ» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

СЛАЙД 1

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели и создано интерактивное пособие — лэпбук.

Лэпбук – одна из форм организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, групповой и совместной деятельности педагога и детей.

Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Лэпбукинг признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.

Само название пособия переводят с английского то как «наколенная книга», то как «складная книга», причём оба варианта совершенно справедливы. Лэпбуки имеют небольшие размеры и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях. Кроме того, эти чудо-книжки полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, которые в свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и любителям тайн.

Изучение лэпбука начинается с рассматривания всех спрятанных в нём богатств. Лэпбуки для дошкольников отличаются большим наличием игровых элементов. Это открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя.

Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого дети будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения. Торопить детей не стоит, непроизвольная память и внимание у них очень развиты, и незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации.

Преимуществом для дошкольников и педагогов является интерактивность лепбука. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает как интерес к пособию. Вторая особенность лепбука-тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме. Таким образом, современный лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу, содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию).

 Тема наших Лэпбуков «Финансовая грамотность».

Интерактивные лэпбуки  по финансовой грамотности для воспитанников дошкольного образовательной организации направлены на формирование предпосылок финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста. Имеют практико-ориентированный, развивающий, деятельностно-игровой, занимательно-экономический характер.

Цели использования лэпбуков  очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.

 В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.   Это дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т.д.)

Вашему вниманию я представляю:

 3 лэпбука, которые предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Содержание их можно пополнять и усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых технологий.

СЛАЙД 2

 Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные.

Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Познакомить детей со способами экономии денег, как заработать деньги. Дать понятие о налогах и их необходимости.

Закрепить знания детей о деньгах, литературных произведениях, в которых есть упоминание о деньгах.                                                            

Развивающие.

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Развивать память, мышление, усидчивость.

Учить аргументированно выражать своё мнение и уважать мнение товарищей.                                                                                                              

Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.

Воспитательные

Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

СЛАЙД 3

Содержание лэпбуков отражает такие принципы ФГОС ДО, как содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка как полноценного участника образовательных отношений, формирование познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

СЛАЙД 4, 5, 6

Лэпбуки направлены на формирование предпосылок финансовой грамотности и содержательный материал приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Лэпбуки можно использовать как в самостоятельной так и в совместной деятельности.

 СЛАЙД 7

Лэпбуки были созданы педагогами и воспитанниками ДОО в ходе совместной проектной деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Воспитанники предлагали героев из любимых мультфильмов, помогали наклеивать картинки в лэпбуке, изготавливали необходимые атрибуты для игры участвовали в выборе названия для игр.

СЛАЙД 8

 Вывод:

формировать познавательное развитие, поисковоисследовательские способности и развивать мыслительные процессы; развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), общую моторику детей; воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

СЛАЙД 9

Спасибо за внимание!

 Перечень ИГР

 Страница 1

ВАЛЮТА НАШЕЙ СТРАНЫ

Цель: знакомство детей с понятием «Деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т.к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, которыйможет быть на них обменен. Кроме того, деньги – это средство платежа при купле-продаже. Узнают, как выглядят монеты и купюры, используемые в финансовом обороте в нашей стране.

СОБЕРИ КУПЮРУ

Цель: развитие внимания, наблюдательности и умения сравнивать.

Правила: собрать разрезную картинку, которую можно собрать как по памяти, так и по образцу.

 Страница 2

сМЕМОшаРИки (МЕМОРИ)

Цель: тренировка визуальной памяти детей, развитие внимательности, усидчивости, образного и логического мышления.

Правила: необходимо отыскать парные карточки и собрать их в кармашке как можно большем количестве. Первый из игроков делает ход, открывая сразу две карточки. Если изображения на них оказались одинаковыми, то игрок забирает карточки себе и получает право ещё одного хода. Если же нет, то карточки кладутся строго на те места, где они лежали, картинками вниз. Далее ходит следующий игрок. Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше собранных пар карточек.

Страница 3

Лото «ПОКУПКИ»

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности, способности замечать сходства, расширение детского кругозора, формирование предпосылок финансовой грамотности в области денежных расходов семьи, обогащение словарного запаса, улучшение навыков общения  со сверстниками.

Правила: Каждому из участников раздаются по 1-2 карточки основы.

На кон ложатся маленькие карточки картинкой вниз. Ведущий будет доставать по одной фишке из мешочка, или по карточке снимать с кона, и показывает участникам. Если картинка или фишка совпадает с картинкой на карточке-основе, то игрок забирает себе эту фишку или картинку, и кладет в отведенное место на карточке – основе. Первый, закрывший все ячейки карточки - основы и  собравший все фишки становится победителем.

Страница 4

Игра «ДОМ, ГДЕ ЖИВУТ ДЕНЬГИ»

Цель: преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

Правила: выбрать и положить в конверт картинки, где могут жить деньги.

 Страница 5-6

Игра «ЛОГОТИПЫ И БАНКОМАТЫ»

Цель: формирование элементарные финансовые понятия о логитипах и банкоматах популярных банков Курской области в игровой форме.

Правила: рассмотреть и запомнить логотипы и банкоматы банков, соединить стрелками логотип банка с соответствующим ему банкоматом.

Страница 7

Игра «НА ЧТО ТРАТЯТ ДЕНЬГИ»

Цель: развитие у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических способностей и знаний о том, на что тратят деньги, а что не покупается.

Правила: Рассортировать картинки, слева – за что платим, справа- за что не платим деньги.

Страница 8-11

Игра «МУЛЬТМАРКЕТ»

Цель: формирование навык экономического мышления и рационального использования ресурсов. 

Правила: В начале игры участники выставляют свои фишки на поле «СТАРТ», затем перемещают их по игровому полю в зависимости от выпавшего на кубиках количества очков.

Если вы попадаете на Участок Мульт Героя, который пока еще никому не принадлежит, то вы можете купить карточку с изображением этого мульт героя у Банка. Игроки, имеющие карточки с мульт героями, могут взимать арендную плату с игроков, которые попадают на их Участок. Стоимость аренды такая же как и стоимость карточки с мульт героем.

В ходе игры вам следует всегда выполнять указания, написанные на карточках «СЮРПРИЗ», а также выполнять указания если игрок попадает на поле «ШТРАФ», «ПОЛУЧИ ПОДАРОК», «СДЕЛАЙ 3 ШАГА НАЗАД», «ПРОПУСК ХОДА», «ВЕРНИСЬ НА СТАРТ».

                                                        Страница 12

Кейс-метод «ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ»

Цель: развитие познавательного интереса к решению реальных жизненных финансовых ситуаций.

Правила: рассмотреть картинки, обсудить с детьми проблемную ситуацию, озвучить задание.

 Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.  Поддержать дискуссию в группах, помочь оценить решение ситуаций, которые предлагали дети. Выслушать, посмотреть, проверить решения детей. Подвести итоги.

Страница 13

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»

Цель: закрепление знания о характерных финансовых признаках, воспитание уважения к экономике и финансам, воспитание усидчивости, умения внимательно слушать воспитателя, закреплять в речи названия терминов относящихся к финансовой грамотности.

Правила: воспитатель читает загадку, дети дают отгадку.

Страница 14

Подвижная игра «ЗАРАБОТАЙ И КУПИ»

Цель: Уяснение детьми принципов финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».

Правила: Дети выстраиваются в колонны, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как каждая колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное.

 Страница 15-16

Экомический театр

Сценка «День рождения Мухи Цокотухи»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений (текст сценки на карточке).

Театрализация «Приключения Буратино!

Цель: формирование первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена и платежа, знакомство детей с основами экономического воспитания через сказку.

Страница 17

Подвижная игра «ШКОЛА БАНКИРОВ»

Цель: Закрепление знаний цифр, умения соотносить цифру и количество, упражнение в понятиях больше, меньше, воспитание элементарных знаний об экономике, расширение словарного запаса: банк, банкир, купюра.

Правила: Разделиться на две команды. Первая команда выбирает купюры достоинством 10,50 - вторая команда 100,200.Чья команда быстрее соберет нужные купюры.

Страница 18

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО ДЕНЬГИ

Цель: Обучение детей анализировать, сравнивать, находить общее в содержании  финансово-экономических пословиц и поговорок.

Правила: Подобрать картинки к тексту.

Лэпбук на финансовую тему — уникальная разработка для воспитателя, которую можно использовать не только на занятии, но и для индивидуальной работы с детьми. К этому интерактивному пособию ребятам захочется возвращаться снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.

Его можно применять в индивидуальной, групповой и совместной с педагогом деятельности.

 Вывод из ранее сказанного: Лэпбук помогает:

  • формировать познавательное развитие, поисково-исследовательские способности и развивать мыслительные процессы;
  • развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), общую моторику детей;
  • воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

Для педагогов лэпбук:

  • помогает организовать материал по изучаемой теме в рамках тематического планирования;
  • способствует оформлению результатов в совместной проектной деятельности;
  • обеспечивает организацию и проведение самостоятельной и индивидуальной работы с детьми.

Для детей лэпбук:

  • способствует запоминанию и пониманию информации по изученной теме;
  • развивает навыки самостоятельного сбора и систематизации полученной информации;
  • закрепляет и повторяет материал по ранее изученной теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников».

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Презентация на тему: "Формирование финансовой грамотности дошкольников с использованием кейс-технологий."

Формирование у дошкольников финансовой грамотности с использованием кейс-технологий....

"Мастер класс "Технология "Дружный круг" при формировании финансовой грамотностиу дошкольников"

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание - сравнительно н...

Консультация для педагогов по теме: "Использование инновационной технологии «Лэпбук» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников", декабрь 2022 г.

                       Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши,...

Использование технологии «лэпбук» в формировании финансовой грамотности дошкольников.

Использование технологии «лэпбук»в формировании финансовой грамотности  дошкольников...