ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование финансовой грамотности дошкольников».
консультация

Рункова Любовь Васильевна

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


   
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ                                                                      «Формирование финансовой грамотности дошкольников».

    Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом - Приучай его с детства заниматься трудом, Чем он раньше познает, как хлеб достаётся - Тем полезней ему будет в жизни потом!..

   Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

     Цель педагогического опыта - расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

           Задачи:

1.Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2.Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

3.Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

4.Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

5.Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

5. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка. Первая ступень - возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей.

 

6.Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»;

в каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

 

7. Методы и приемы работы с детьми  по финансовой грамотности:

·        сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры

·        интеллектуальные игры и развлечения

·        интеллектуальные игры и развлечения

·        чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок

·        беседы

8. Предметно-развивающая среда.

·        лэпбук «Детям о деньгах»

·        папка с информацией, где хранятся деньги и конвертами с дидактическими играми

·        банкомат

·        коробочка с загадками, пословицами про деньги и труд. Разрезными картинками

·        папки

9. Картотека игр.

 Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно

считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности –

жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

 8. Финансы – это интересно и увлекательно!

10. Рассказы для детей «История денег».

Задачи.

·        Познакомить детей с первичными финансовыми и экономическими представлениями;

·        Обогатить словарный запас детей по теме «Деньги»;

·        Способствовать формированию основных качеств у детей по умению принятия самостоятельных решений;

·        Побуждать интереса к изучению мира экономики и финансов;

·        Воспитывать уважения к своему и чужому труду;

·        Воспитывать бережное отношение к деньгам;

·        Развивать умение правильно обращаться с деньгами;

·        Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление;

·        Развивать умение широко использовать в игре полученные знания о финансах.

11.  Как появились деньги?

Цель: дать представление о денежной единице и познакомить с историей возникновения денег.

12. Деньги мира.

Познакомить детей с валютой других стран.

13. Лэпбук «Детям о деньгах»

14.  Коробочка с пословицами про труд, про деньги. Загадки.  Разрезные картинки.

15.  Макет банкомата

16. Папка «Где хранятся деньги?» , Дидактические игры.

17. Игра «Хочу-надо»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

18. Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Предложила детям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок был закончен, предложила нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Затем попросила вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объяснила, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

19. Игра «Доход-расход»

Нужно поднять соответствующую сигнальную карточку и объяснить свой выбор: «плюс» или «минус».

папа получил зарплату (доход);+

бабушка заболела (расход); -

выиграли в лотерею (доход); +

потеряли кошелек (расход); - и т.д.

20.  Игра «Кто кем работает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Суть игры: Дети берут картинки с изображением профессий. Должны составить рассказ при помощи схемы.

21. Игра «Не ошибись»

Собрать разрезные картинки с изображением сказочных героев.

22. Игра «Составь рассказ»

закрепить знания детей о последовательности какого- либо процесса; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

23. Игра «размен»

Цель: научить считать деньги.

Суть игры: Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет предложенную банкноту мелочью, тот и победил.

24. Рисование в технике «Фроттаж».

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж». В переводе с фр. натирание. Учились рисовать восковым карандашом, держа его плашмя к листу бумаги. Либо остро отточенным карандашом.  затем детали прорисовываем карандашом или фломастером. Хорошо развивается мелкая моторика рук.

25. Экскурсия в банкомат.

Цель: познакомить детей с работой банкомата, правилами пользования пластиковой картой.

26-27. Игра «Магазин»

Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар, цену (стоимость).

28. Игра «Поездка в кинотеатр»

Цель: формирование навыков поведения в общественном транспорте.

Вспомнить и повторить ПДД.

29-30. Игра «Банк»                      

Цель: расширить представление о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Знакомство с правилами пользования банкоматом.

31. Просмотр мультфильмов.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности"

В статье опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности, который представлен единой  системой разработанных модулей, игр, методических материал...

Доклад для выступления на педагогическом совете «Пути формирование финансовой грамотности дошкольника»

Что мы понимаем под финансовой грамотностью для дошкольников?Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ...

Опыт работы "Обучение финансовой грамотности дошкольников"

Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных ф...

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономическ...

Опыт работы.Формирование финансовой грамотности.

Опыт работы в формировании финансовой грамотности в дошкольном учреждении....

Опыт применения инновационной технологии «Лэпбукинг» в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников.

Лэпбук – одна из форм организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Универсальное развивающее пособие для организации самост...