Семинар-практикум для воспитателей "Экономическое воспитание дошкольников - формирование азов финансовой грамотности"
консультация по основам финансовой грамотности
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь семьи достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, наблюдают как родители ведут хозяйство. Все это не проходит мимо ребенка и именно так они получают свое первое экономическое образование. Учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Например, разговоры о том, что нельзя тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, должны вестись в семье всегда. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование азов финансовой грамотности»
Подготовила и провела: Симченко Г.В.
Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.
Задачи:
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями
-расширить кругозор педагогов посредством игры
Оборудование: тесты по финансовой грамотности для каждого педагога, ручки/карандаши; карточки к дидактической игре «Вот так заработали»; изображения различных ситуаций к обсуждению «Как потопаешь, так и полопаешь»; шапочки медвежонка, зайки, белки, ежика для спектакля «Лесная ярмарка»; 20 карточек с изображением товаров в яркой упаковке; супермаркет; корзинки для покупок; половинки листов бумаги; 10 карандашей красного цвета; 10 карандашей синего цвета
Теоретическая часть
Долгое время в нашей стране развивался стереотип, что финансовая грамотность необходима людям, работающим на рынках финансов. И вот сейчас пришло осознание, что первоначальные знания о финансах необходимы каждому из нас.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. На самом деле дети включаются в экономическую жизнь семьи достаточно рано. Сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, наблюдают как родители ведут хозяйство. Все это не проходит мимо ребенка и именно так они получают свое первое экономическое образование. Учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Например, разговоры о том, что нельзя тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, должны вестись в семье всегда. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать самостоятельности детей. В современных реалиях жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Как мы знакомим ребенка с экономикой? Программа экономического воспитания разделена на несколько блоков:
1 блок. Без труда нет жизни на земле. Формируем понимание терминов: труд, товар, работа, профессия, услуга. Первичные знания и умения, которыми должны овладеть дети: осознание взаимосвязи между понятиями трудиться-зарабатывать; определение соответствия между профессией и продуктом профессионального труда; понимание того, что трудиться, помогать старшим-хорошо, а лениться – плохо.
2 блок. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны. Формируем понимание терминов: деньги как мера оценки труда, деньги как инструмент купли-продажи, трудовое вознаграждение, доходы, пенсия, банки, монета, купюра, кошелек, копилка, сейф, банк, банковская карта. Знания и умения, которыми должны овладеть дети: осознание взаимосвязи понятий деньги-труд-заработная плата и деньги-товар (услуга); определение разницы между видами денег.
3 блок. Покупаем, продаем, обмениваем. Термины: покупка, обмен, товар, услуга, продажа, цена, качество, реклама. Знания и умения: осознание взаимосвязи между понятиями стоимость-цена товара как основы товарно-денежного обращения; определение различия между потребностями и желаниями; понимание, что возможности покупок в семье ограничены, поэтому желания должны соизмеряться с возможностями.
4 блок. Тратим разумно, сберегаем и экономим. Термины: сберегать, копить, экономить, личные деньги, сбережения. Знания и умения: осознание взаимосвязи между тратами и сбережениями; понимание ограниченности денежных ресурсов и необходимости их сбережения; понимание назначения такого предмета, как копилка для личных нужд и исполнения желаний.
5 блок. Учимся занимать и отдавать долги. Термины: долг, заем. Знания и умения: осознание взаимосвязи между долгом и ответственностью; понимание долга как серьезного обязательства; понимание возможных негативных последствий заимствования чужого.
6 блок. Учимся планировать. Термины: план, планирование. Знания и умения: осознание взаимосвязи между планом и успешностью достижения целей; понимание важности планирования в повседневной жизни; умение подводить итоги выполнения плана и поставленных целей.
7 блок. Богатство и бедность. Термины: денежное благополучие, ценность денег. Знания и умения: осознание взаимосвязи между богатством и честно заработанным достатком семьи; понимание, что не все продается и покупается за деньги; формирование положительного отношения к щедрости людей и неприятие жадности.
Знакомство проходит через чтение и обсуждение художественной литературы, пословиц и поговорок, решение ситуационных задач, проведение различных видов игр и упражнений, постановку спектаклей.
Практическая часть
А сейчас мы хотим предложить вам окунуться в практическую часть. И начнем с того, что проверим вашу финансовую грамотность. Вам нужно будет ответить на 4 вопроса теста.
(Педагогам раздаются вопросы теста каждому индивидуально, ручка/карандаш)
1. Тест.
Вопрос 1: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 2 года под 8% в год. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если вы не будете снимать деньги со счета или пополнять свой счет?
- более 108000 рублей
-ровно 108000 рублей
-менее 108000 рублей
Вопрос 2: Предположим, что вы положили 100000 рублей на счет в банк на 5 лет под 10% в год. Проценты будут начисляться ежегодно и прибавляться к основной сумме вклада. Сколько денег будет на вашем счете через 5 лет, если вы не будете снимать с этого счета ни основную сумму, ни начисленные проценты?
- более 150000 рублей
- ровно 150000 рублей
- менее 150000 рублей
Вопрос 3: Предположим, что вы увидели телевизор одной и той же модели на распродаже в двух разных магазинах. Первоначальная цена телевизора в каждом из магазинов составляла 10000 рублей. В одном магазине предлагается скидка в 1500 рублей с первоначальной цены, а в другом 10% с первоначальной цены. Что выгоднее?
- скидка в 1500 рублей
- скидка в 10%.
Вопрос 4: Предположим, что вы взяли в банке кредит на год в размере 10000 рублей. Проценты по кредиту составляют 600 рублей в год. Кредит и проценты по нему вы должны выплачивать в течение года равными частями каждый месяц. Оцените приблизительно, каков будет размер годовой процентной ставки по вашему кредиту
- меньше 6%
- ровно 6%
- больше 6%
А теперь подведем итоги. Верные ответы:
1. Более 108000 рублей
2. Более 150000 рублей
3. Скидка в 1500 рублей
4. Ровно 6%
Справились? Если да, поздравляю. Вы – молодцы. Если нет, то срочно подтягивайте свою грамотность в сфере обращения с деньгами, потому что вопросы были не простые, а очень простые.
2. Игра «Вот так заработали»
Игра используется к 1 блоку «Без труда нет жизни на Земле»
- Что означает слово «Заработать»? Что мы можем получить или заработать?
- Предлагаю вам подумать, что можно получить или заработать в данных жизненных ситуациях: (показываем картинки с разными сюжетами)
- помыли полы
- упали с роликов
- участие в выставке
- участие в соревнованиях
- нарисовали на обоях
- ходим на работу
- починили самостоятельно
- помогли маме
В ходе игры вводим в активный словарь слово «заработать», дети должны понимать, что это слово используется не только вместе со словом деньги, заработать можно и какое-либо вознаграждение, приз, похвалу, а также и в тех случаях, когда человек заслужил наказание, провинность.
3. Игра-обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь»
Обсуждение к блоку 2 «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
Предлагаем вам разобрать смысл старинной пословицы «Как потопаешь, так и полопаешь». Ее понимают буквально так: как поработаешь (потопаешь, так и поешь (полопаешь).
(Рассматриваем картинки с различными жизненными ситуациями)
1. Мальчик мечтает о конфетах, рядом мама с сердитым видом посреди комнаты ребенка с беспорядком. Вопросы для обсуждения: О чем мечтает мальчик? Чем недовольна мама? Заслужил мальчик конфеты?
2. Ребенок в кровати, накрыв голову подушкой, будильник уже давно прозвонил, ребенок не встает. Мама пытается его разбудить и указывает на часы. Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, успеет ли ребенок к завтраку (ведь все остальные уже умылись, заправили свои кровати? Кто виноват в том, что все позавтракали, не дождавшись мальчика? Будет он теперь вставать вовремя?
3. Дети собирают ягоды (помогают бабушке, а вечером всех ждет чай с пирогами. Вопросы для обсуждения: Можно ли считать работой то, что дети помогают собрать урожай? Заслуживают ли они вознаграждение? Какое вознаграждение они получили?
4. Мальчик помог маме. За это мама дала ему монетку и он положил ее в копилку. Вопросы для обсуждения: Можно ли сказать, что мальчик серьезно помог маме? Заслужил ли он вознаграждение за свой труд?
В ходе данного занятия-обсуждения формируем у детей представление о прямой взаимосвязи с трудом и вознаграждение за него.
4. Мини-спектакль «Лесная ярмарка»
Закрепляем материал по 3 блоку «Покупаем, продаем, обмениваем»
Сидят лесные жители Белочка-Умелочка, Зайка-Зазнайка, Медвежонок Потапыч на полянке и скучают. Идет Мудрый Ежик.
Мудрый Ежик. Что такие невеселые? Почему скучаете?
Зайка-Зазнайка. Не знаем чем заняться. Во все игры переиграли: и в прятки, и в догонялки.
Мудрый Ежик. Я помогу вам, покажу новую интересную и полезную игру. Но для этого надо знать два новых слова: первое слово – товар.
Медвежонок Потапыч (удивленно). Что за штука такая – товар?
Белочка-Умелочка (обращаясь к зрителям). Может быть вы подскажете, что это такое?
Все слушают ответы зрителей, при необходимости Мудрый Ежик комментирует их.
Зайка-Зазнайка. Я понял! Потрудился, что-то сделал, себе взял и еще осталось. То, что осталось, можно обменять или продать. Правильно?
Белочка-Умелочка. У меня орехов много! Я их собирала в роще.
Медвежонок Потапыч. У меня мед лишний есть!
Зайка-Зазнайка. Я морковки и капусты много вырастил. Не хватит и еще останется.
Мудрый Ежик. Лесные жители все добывают сами для себя. То, что остается лишнее, может превратиться в товар. Товар – это то, что можно купить или продать.
Медвежонок Потапыч. А второе слово?
Мудрый Ежик. Второе слово сложнее, это - цена. Это то, за что ты готов отдать свой продукт труда.
Зайка-Зазнайка. Как же мне цену для морковки и капусты определить? Я грядки копал, семена сажал, все поливал, урожай от гусениц и жуков защищал. Трудно былою
Белочка-Умелочка (обращаясь к Зайке). Значит, цена твоей морковки и капусты очень высокая будет? За одну морковку все мои орехи заберешь?
Мудрый Ежик. Цену-то можно и высокую назначить, только надо, чтобы еще покупатели были и захотели это купить! А то останешься ты со своим товаром и ценой без покупателей.
Медвежонок Потапыч (обращаясь к Зайке). Цену надо такую, чтобы свой товар продать и за то, что затратил (семена, вода, свое время, свой труд, вознаграждение получить.
Мудрый Ежик. Если вы своими товарами будете не обмениваться, а продавать их и покупать, то получится настоящая ярмарка. Запомните: главное на ярмарке не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем он торгует: товар и его цена. Товар – это тот продукт труда, который произведен для продажи. Цена – это количество денег, которые покупатель должен заплатить продавцу, чтобы купить желаемый товар (Обращается к зрителям). Чтобы наша лесная ярмарка была веселая, давайте разгадаем загадки «Что на ярмарке главное?»:
1. Угадай, как, то зовется, что за деньги продается, не отдадут его как дар, купить сможешь как ___ (товар). Хороший товар всегда хорошо покупается. Важно не только количество товар, но и хороший ли он, его качество!
2. Смотрю: лежит товар хороший, но смогу ль его купить? О чем, прежде всего, я должен у продавца спросить? ___ (о цене). Какого товара в магазине меньше, тот товар дороже (стоит больше). Какого товара больше, тот товар дешевле (стоит меньше).
Мудрый Ежик. Молодцы, оказывается, вы все знаете!
Дети должны понять, что продуктом труда является товар, оценить который непросто.
5. Игра «Деньги получили – ерунды накупили»
Делим коллег на 2-3 команды (условные семьи, каждая получает по 5 монет на покупки и отправляется в супермаркет.
На столе лежат карточки лицевой стороной вверх, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться друг с другом и ориентироваться на упаковку и рекламу; не переворачивая карточек кладут их в сумку (коробочку, пакет). Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав покупки (истратив все деньги, семьи вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне указано, что за товар они купили.
(на карточках товаров на лицевой стороне изображения красивых упаковок с яркими рисунками, на обратной стороне изображения товара – всякой ерунды: веники, очки, хлопушки, соски, погремушки, гвозди, молотки, клей, ложки, шишки, шарики, пуговицы и тд.)
Эта игра относится к 4 блоку «Тратим разумно, сберегаем и экономим». Учим детей тратить деньги грамотно. В магазинах много интересных товаров в красивой упаковке. Хочется все купить, но денег на все быть не может. Делая покупки, следует выбирать то, что сейчас важнее.
6. Игра «Занять и одолжить»
Делим педагогов на две группы, даем каждому по листу бумаги, одной группе выдаем красные карандаши, другой – синие. Обеим группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри.
Чтобы выполнить задание им придется занимать друг у друга и одалживать карандаши.
Игра 5 блока «Учимся занимать и отдавать долги» знакомит детей с понятиями «одалживать», «занимать». Акцент стоит сделать на том, что если занял, нужно обязательно отдать, так как у детей формируется опасная привычка легкого заимствования.
- А вы вернули одолженный карандаш?
7. Игра «Составляем план покупок»
Чтобы нам было удобно сделать нужные покупки, ничего не забыть купить, удобнее всего перед походом в магазин сделать план покупок. Сейчас вы попробуете сделать такие списки сами. Товары в списке должны быть разбиты на группы по отделам магазина, чтобы не бегать из отдела в отдел, а все сразу купить и направиться к кассе.
Мы предоставляем вам конкретные блюда, для которых нужно купить продукты. (Педагогам предоставляются карточки с названием блюд: каша, яичница с колбасой и помидорами, макароны с котлетой, салат «Оливье», суп «Рассольник», яблочный пирог)
Данная игра 6 блока «Учимся планировать» формирует начальные навыки планирования. Доносим до детей, что планирование может стать хорошей привычкой. Все успешные люди всегда составляют планы.
Подводя итоги нашего с вами семинара, мы хотели бы сказать, что все проще, чем кажется, и для дошкольного возраста этой базы знаний будет достаточно. А формы работы можно усложнять и дополнять в зависимости от степени усвоения материала вашими воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.
Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....
Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Программа по дополнительному образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...
Семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
В данной презентации представлен семинар – практикум для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»....
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...
План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...