План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Предлагаю вашему вниманию свой план работы в этом направлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Месяц | Тема | Программное содержание | Материал |
Сентябрь | 1.Беседа «Почему взрослые работают?» | Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода. | Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6 серия), картинка предметы труда. |
2.Беседа «Азбука юного финансиста» | Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег. | Деньги. | |
3.Беседа «Откуда пришли деньги?» | Формировать элементарные экономические представления, познакомить с историей денег. | Сундучок, ноутбук, раскраски, карандаши. | |
4.Беседа «Деньги. Банки» | Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра, закрепить знания детей о внешнем виде денег. | Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, ноутбук, изображение банка. | |
Октябрь | 1.Игра-занятие «Путешествие денежки» | Дать детям представление о разнообразии денежных знаков в разных странах и почему необходимо менять деньги, если уезжаешь отдыхать в другую страну. Расширить словарный запас: франк, марка, доллар, евро. | Персонажи сказок (фигурки из картона) Ш. Перро «Красная шапочка», Братьев Гримм «Бременские музыканты» и т.д.; модели монет (рубль, франк, марка); игровые деньги. |
2.Беседа «Зачем людям нужны деньги. Семейный бюджет» | закрепить понятия о семейных доходах и расходах, семейном бюджете: научить выделять главное направление использования денег людьми. Воспитывать положительное отношение к взаимопомощи и дружбе. | Презентация «Семейный бюджет», карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи. | |
3. Беседа «Труд продукт» | Познакомить детей с понятием «продукт труда», формировать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата», расширить знания детей о ценах на товары и услуги, о том почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже, и от чего это зависит. | ||
4.Беседа «Как правильно делать покупки?» | Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках. | Ноутбук, презентация «В магазине», муляжи овощей и фруктов, картинки с изображением продуктов и непродовольственных товаров. | |
Ноябрь | 1.Сюжетно – ролевая игра «Зоомагазин», «Семья» | Продолжать расширять представления о семье, родственных отношениях; продолжать знакомить с составляющими семейного бюджета. | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре. |
2. Беседа «Источники дохода» | Обобщить знания детей об источниках дохода семьи. | Деньги, ноутбук, картинки с изображением пенсионеров, студентов, инвалидов, маленьких детей. | |
3.Сюжетно-ролевая игра «Менеджер». | Дать знания о разных профессиях экономической направленности (менеджер, и т.д.); реализовать знания о работе менеджера и художника-оформителя. | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин-самообслуживание»; плакаты, буклеты, бумага, краски для изготовления рекламных стендов. | |
4.Проблемная ситуация: «Что случится, если все взрослые перестанут трудиться?» | Многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде. | ||
Декабрь | 1. Беседа «Путешествие в страну товаров». | Закрепить знания детей о том, что есть товары первой необходимости и товары, просто украшающие наш быт; рассказать о них, обратив внимание детей на эстетику предметов быта. | Народные игрушки; подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые фигурки и др. |
2.Сюжетно-ролевая игра «Универмаг» | Показать разнообразие товаров; учить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами; формировать умение производить операции купли-продажи; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений (продавец-покупатель). | Разнообразные товары, игровые деньги, аксессуары для игры; ценники, чеки и т.п. | |
3. Беседа «Что важнее денег?» | Обобщать знания детей о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств. | Ноутбук, презентация «Что важнее денег?» | |
4. Беседа «Профессии». | Закрепить представление детей о содержании труда людей некоторых профессий (повар, швея, строитель, врач и др.), связанных с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилье и т.п.; развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление. | Модель «ромашки», картинки-портреты участников игры, модели (схемы) с изображением видов домашнего труда, газеты. | |
Январь | 1. Игровая ситуация: Детская лотерея «Удача» | Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи. Закрепить умение радоваться за выигрыш своих сверстников. | Лотерейные билеты, призы. |
2. Игра-занятие «Ярмарка» | Расширить знания детей о ярмарке | Презентация «Ярмарка» | |
3. Игра «Магазин» | Учить делать покупки в магазине, расплачиваться настоящими деньгами; показать характер труда продавца. Дать детям знания о том, что если сложить все деньги (по рублю), то можно купить что-нибудь. | Атрибуты к игре «Магазин» | |
Февраль | 1.Дидактическая игра «Хочу и надо» | Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями, научить определять разницу между «хочу» и «надо». | |
2. Чтение художественной литературы Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Расширить представления о возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости, жадности. | Ценники, товары, картинки с изображением персонажей сказок, необходимое оборудование (весы, гири, пакеты и т.п.) | |
3. Настольно-печатная игра «Кому, что нужно для работы?» | Закрепить знания об орудиях труда повара, шофёра, кассира и др.; определить их роль в изготовлении товаров. | Набор различных инструментов, сюжетных картинок. | |
4. Беседа «Кто производит товары?» | Расширить знания детей о производителях товаров и услуг; показать взаимосвязь потребления и производства, потребления и услуг. Воспитывать трудолюбие, ответственность, инициативность. | ||
Март | 1. Сюжетно-ролевая игра «Дом бытовых услуг». | Расширять представления детей о профессиях: модельер, портной, швея; выделить зависимость продажи товара от результатов творческой деятельности модельера; обсудить, как использовать рекламу для реализации товара. | Швейные машинки (детские), ткань различных видов, мелки, швейная фурнитура; куклы. |
2. Беседа «Реклама». | Продолжать знакомить детей с назначением рекламы и её видами: печатная (журналы, брошюры). Телевизионная, уличная и т.д. Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков и стихов и т. д. Развивать воображение, самостоятельность. | Различные рекламные материалы (наклейки, газеты, календарики), краски, бумага, фломастеры, картинки с изображением людей разных профессий. | |
3.Чтение художественной литературы Перро Ш. «Кот в сапогах» | Сформировать представления о профессии рекламного агента. | Сказка Перро Ш. «Кот в сапогах» | |
4. Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» | Помочь детям понять смысл сказки: будешь работать – и деньги будут, и всё у тебя будет. А не будешь работать, так и чужие деньги тебе не помогут. Воспитывать трудолюбие, желание честно зарабатывать деньги. | Грузинская сказка «Заработанный рубль» | |
Апрель | 1. Просмотр мультфильма «Золотая антилопа». | Дать детям понятие, что много денег счастья не приносят. В жизни есть вещи дороже денег: дружба, взаимопомощь, уважение. | Мультфильм «Золотая антилопа». |
2. Игра-занятие «Чудо-природа»- закрепить понятие «природа» | Выяснить у детей, что, по их мнению, относиться к природному миру; продолжать подводить ребят к пониманию того, что одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие – произведены людьми. | ||
3. Игра-занятие «Рынок» | Закрепит представления детей о разных видах цен, расширить знания детей о специфике купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей). | ||
4. Проблемная ситуация: «Магазин одежды Карабаса-Барабаса» | Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы: Что придумал Карабас-Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой? | ||
Май | 1. Беседа «Меценаты, спонсоры». | Рассказать детям о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам. Среди богатых людей много людей добрых. | Информация о местных спонсорах. |
2. Игра «День рождения». | Закрепить знания детей, что покупка производиться с учётом интересов, желаний именинника; активизировать слова «дарение», «выгода»; воспитывать желание разделить радость друга. | Кондитерские изделия из солённого теста (торты, пирожные); игрушечный набор чайной посуды, игрушки; материал для упаковки подарков. | |
3. Игра-занятие «Обмен игрушками» | Закрепить первичные представления детей о необходимости товарного обмена между странами. Активизировать словарный запас детей: импорт, экспорт. | Игрушки | |
4.Рисование «Деньги будущего» | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. | Альбомные листы, карандаши, краски. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-651669-1445178921.jpg)
Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-1295261-1608375652.jpg)
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-450323-1413202551.jpg)
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа самообразования.
Тема выбрана мной не случайно.просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свиде...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/15/picture-739474-1665841585.jpg)
Перспективное планирование совместной с детьми деятельности по программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 6-7 лет.
Данный материал будет полезен при планировании совместной с детьми деятельности по программе "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" для дете...
Консультация для педагогов «Ознакомление с парциальной программой дошкольного образования для детей 5 – 7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Одним из помощников в работе по осуществлению экономического воспитания дошкольников является Парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-1395318-1647971631.jpg)
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-259147-1369616641.jpg)
Парциальная программа"Экономическое воспитание дошкольников:формирование предпосылок финансовой грамотности детей 5-7лет"
Воспитание у дошкольников финансовой грамотности...