Прорграмма ДОП образования "В мире финансов" по познавательному развитию
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 302.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
1 | Пояснительная записка | 2 |
2 | Актуальность программы | 2 |
3 | Цель и задачи программы | 4 |
4 | Методы и приёмы | 5 |
5 | Тематическое планирование | 6 |
6 | Список литературы | 10 |
7 | Приложение | 11 |
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах : бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Актуальность программы
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины,
участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея – бережливость, «я – бережливый ребёнок».
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»,
«подарить», «положить в копилку» и т. п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, - они окажутся бесполезными.
Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Поэтому чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Цель данной программы – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.), развивать разумные потребности
- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
Методы и приёмы.
Методы и приёмы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: деловые, сюжетно - ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, организованную образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора), экскурсии, а также использование ИКТ.
Организация кружковой работы по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого
удовлетворения у каждого дошкольника.
Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, во вторую половину дня по расписанию ДОО, продолжительность занятий: 1 раз в неделю, длительность занятий старшей группы ( 5- 6 лет)- 25 минут, в
подготовительной группе ( 6- 7 лет) – 30 минут. Срок реализации- 2 года.
Мониторинг усвоения ожидаемых результатов
Мониторинг усвоения ожидаемых результатов дошкольника: осуществляется в начале и конце года. Используются такие формы обследования как диагностика, блиц - опрос, беседа, анкетирование родителей
Прогнозируемые результаты
Дошкольник должен:
- знать основные финансово - экономические понятия и категории:
- иметь знания о новых профессиях: и уметь рассказывать о них,
- обогатить словарный запас, связанный с областью экономики и финансов, трудовой деятельностью людей современных профессий,
- воспитывать в себе таких качеств, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша,
- развивать в себе общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца,
- иметь здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги»,
- уметь соизмерять свои потребности и возможности, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом,
- уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях,
- понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей,
- уважать людей , умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги,
- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий « труд - продукт- деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества
Тематический план на старшую группу
№ п/п | Месяц | Тема занятия |
1. | Сентябрь | «Что такое потребности?» |
«Что необходимо человеку?» | ||
«Потребности семьи» | ||
«Что мне нужно?» | ||
2. | Октябрь | «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» |
«Почему все взрослые работают?» | ||
«Путешествие в страну профессий» | ||
«Всякому делу учиться надо» | ||
3. | Ноябрь | Чтение сказки «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень) Д/И «Кому что нужно?» |
«Мир профессий транспорта» | ||
Просмотр мультфильма про Незнайку. (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?) | ||
Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?» | ||
4. | Декабрь | Беседа «Профессии моих родителей» |
«Профессии на свете важнее не бывает» | ||
Деловая игра «Биржа труда» | ||
«Как Незнайка узнал, откуда появились деньги» | ||
5. | Январь | «Что такое деньги?» |
«Деньги. Монета. Банкнота» | ||
6. | Февраль | «Дом, где живут деньги» (Экскурсия в банк) |
«Как правильно тратить деньги» | ||
«Как Незнайка узнал, что такое товар» | ||
«Откуда берутся товары в магазине?» | ||
7. | Март | «Услуги и товары» |
«Что такое стоимость товара?» | ||
«Как Незнайка узнал, что магазины бывают разные» | ||
«Как правильно делать покупки» | ||
8. | Апрель | «Как Незнайка в магазин ходил» |
«Экскурсия в магазин» | ||
«Моя копилка» | ||
«Выбираем подарок другу» | ||
9. | Май | Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Детский мир» |
«Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара) | ||
По страницам сказки «Цветик-семицветик»» | ||
«Экономический брейн ринг» |
Тематический план на подготовительную группу
№ п/п | Месяц | Тема занятия |
1. | Сентябрь | «Денежные знаки» Дать сведения о производстве денежных знаков. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разного достоинства. |
«Откуда пришли деньги?» | ||
«Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта» | ||
«Аверс, реверс» Отметить, что у каждой денежной единицы есть лицевая сторон -аверс и оборотная –реверс. Уточнить значение пословицы «Копейка -рубль бережѐт». | ||
2. | Октябрь | «Валюта» Познакомить детей с валютой - деньгами других стран (франк, доллар, евро) |
«Денежные знаки других стран» Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах | ||
«Бюджет –источник дохода и расхода» Дать понятие детям, что такое доходы и расходы (основные, неосновные). Воспитывать разумные потребности. | ||
«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» | ||
3. | Ноябрь | «Сбережения. (Накопления)» Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия сбережения (накопления). |
«Деньги – банк» Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк. Формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости. | ||
«Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки» | ||
«Магазин или супермаркет: где выгодно?» | ||
«Деньги – средства обмена товарами» Расширить знания детей о бартере как операции взаимообмена товарами, деньгах как средстве обмена товарами между людьми. Уточнить значение слов: цена, ценник, товар | ||
4. | Декабрь | «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий) |
«Услуги и товары» | ||
«Карманные деньги у детей» | ||
«Наука Экономика» | ||
5. | Январь | «Большой или маленький? Проблема выбора» |
«Цена –ценник» Познакомить с ценником. Научить детей сопоставлять цену товара (стоимость) с имеющимися у него наличными деньгам. | ||
6. | Февраль | «Производители и ресурсы» |
«Как сберечь ресурсы Планеты?» | ||
Деловая игра «Финансовая безопасность» | ||
«Копейка рубль бережет» | ||
7. | Март | «Как заработать миллион?» |
«Долг платежом красен» | ||
«Школа гнома Эконома» | ||
«Что? Где? Почем?» | ||
8. | Апрель | Деловая игра «Аукцион идей» |
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!» | ||
«Ты – мне, я - тебе!» | ||
Деловая игра «Директор магазина» | ||
9. | Май | «Сколько нужно человеку?» (потребности человека) |
«Учимся экономить» | ||
«Веселая реклама» | ||
«В гостях у сказок» |
Список литературы:
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
Приложение.
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕРЕД ИЗУЧЕНИЕМ КУРСА.
Цель: провести диагностику сформированности первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.
Форма проведения: индивидуально или в микро-группах (по 2-3 человека).
Диагностические средства: беседа, работа с карточками, игровое упражнение.
Оборудование:
– карточки с изображением потребностей;
– картинки с изображением представителей различных профессий;
– мешочек с деньгами (монеты и банкноты);
– карточки с изображением предметов и денежных знаков;
– маркеры.
Организация детской деятельности
Воспитатель организует беседу по вопросам.
I-й блок «Потребности»
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами прочитаем сказку про кота, слушайте очень внимательно, после мы будем отгадывать загадки, рисовать и выполнять много интересных заданий.
Воспитатель читает детям отрывок из сказки про кота.
Жил-был на белом свете кот Вы думаете он был белым и пушистым. Нет, кот черный, с хитрющими зелеными глазами, белыми носочками на передних лапах и огромным белым пятном на боку. Жил кот, не тужил. Хозяев своих воспитывал: требовал, чтобы гладили ласково спинку, за ушами почесывали нежно, чтобы еды полная миска была и его кресло никто не занимал. Зажмурив глаза и тихонько урча, грелся кот на солнышке, на балконе, лапкой пытался пролетающих птичек ловить. Уж очень раздражали птахи ленивого кота своим чириканьем; летают туда-сюда, как будто других дел у них нет. То ли дело у кота– минуты свободной нет. О диван хозяйский когти поточить надо, землю из цветочного горшка разбросать по комнате, рыбьим хвостом поиграть, а потом спрятать его в спальне, под подушкой, пусть хозяин с хозяйкой находке порадуются. Устанет кот от дневных забот, дремлет перед телевизором, размышляет, что бы такое назавтра придумать, чем хозяев удивить и самому порадоваться.
После прочтения отрывка сказки организуется беседа по вопросам:
- Что было нужно коту для счастливой жизни в семье?
У ребят на столах карточки с изображением потребностей.
Дети рассматривают карточки с изображением потребностей (желаний) кота и называют их.
- Что из этого являются жизненно важным, а без чего можно обойтись?
– Что необходимо человеку (тебе) для счастливой жизни?
В качестве вспомогательных материалов, у ребят на столах карточки с изображением потребностей.
Дети рассматривают карточки с изображением потребностей и называют их.
(Задание считается выполненным, если ребенок называет от 3-х потребностей и более).
2. – Что из этого является жизненно важным, а без чего можно обойтись?
Дети раскладывают карточки на две группы.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует группы потребностей и может объяснить свои действия ).
II-й блок «Труд»
3. – Какую деятельность можно назвать трудом? В чем отличие труда от отдыха, развлечений, игры?
(Задание считается выполненным, если ребенок дает верное по смыслу определение труда и называет его отличительные особенности).
4. Воспитатель демонстрирует картинки с изображением представителей различных профессий.
– Каким трудом занимаются люди, изображенные на картинках?
– Знаете ли вы название этих профессий? Перечислите их.
(Задание считается выполненным, если ребенок может правильно определить вид деятельности человека, изображенного на картинке, и знает названия хотя бы половины представленных профессий).
III-й блок «Товар»
5. – Ребята, а вы знаете, что значит купить что-либо?
– Что нам необходимо, чтобы делать покупки? (Что мы носим в кошельке?)
– Как вы думаете, в чем отличие покупки от подарка?
– Что мы покупаем в магазинах и на рынке?
– Как, одним словом можно это назвать?
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на большую часть вопросов).
IV-й блок «Деньги»
6. Игра «Угадай: что в мешочке?».
Детям предлагается ситуация: Незнайка гулял по лесу и нашел волшебный мешочек. Воспитатель показывает мешочек, дети на ощупь определяют по очереди, что лежит в мешочке. Воспитатель показывает, что находилось в мешочке на самом деле (монеты и банкноты).
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет, что находится в мешочке).
7. Организуется обсуждение, в ходе которого выясняются представления детей о том, для чего нужны деньги, о достоинстве банкнот, умении считать и сравнивать деньги разного номинала.
– А вы знаете, для чего нужны деньги?
– Что можно купить за деньги, а что нельзя?
– Какие бывают деньги?
(Бумажные, монеты, валюта разных стран.)
(Задание считается выполненным, если ребенок имеет представление о том, для чего нужны деньги, может назвать разновидности денег).
8. Для выяснения представлений детей о достоинстве денег воспитатель проводит игровое упражнение «Что сколько стоит?». Детям раздают карточки, на которых изображены товары и деньги разного номинала (банкноты, монеты), им предлагается соотнести товары с тем количеством денег, которое за них нужно отдать. Дети при помощи маркера отмечают соответствия.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно соотносит большинство товаров с количеством денег, которое за них нужно заплатить).
V-й блок «Семейный бюджет»
9. Карточки остаются на столах, воспитатель использует их для обсуждения следующих вопросов:
– Сможешь ли ты купить что-то из изображенных предметов?
– Почему?
– Где ты сможешь взять деньги?
– Откуда появляются деньги в семье?
– На что можно потратить заработанные деньги?
– Из чего складываются общие деньги семьи?
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на большую часть вопросов).
10. Воспитатель называет действия, а дети определяют, больше станет денег в семье или меньше в каждой конкретной ситуации:
- Покупка хлеба в магазине – …
- Оплата коммунальных услуг – …
- Папа получил премию – …
- Дедушка выиграл в лотерею – …
- Поездка на море – …
- Ремонт квартиры – …
- Продали яблоки с дачи – …
- Бабушка получила пенсию – …
- Покупка игрушки – …
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет уменьшится или увеличится количество денег при определенных условиях в предложенных ситуациях).
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе (Приложение № 1).
Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими критериями оценивания.
Высокий уровень (от 8 – до 10 правильно выполненных заданий): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (от 4 – до 7 правильно выполненных заданий): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (от 0 – до 3 правильно выполненных заданий): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Протокол входной диагностики
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Категории | ||||||||||
I блок Потребности | II блок Труд | III блок Товар | IV блок Деньги | V блок Семейный бюджет | Итого (количество верно выполненных заданий, от 0-до 10) | |||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6 | 7 | 8 | 9. | 10. | |||
Всего детей с высоким уровнем (8-10 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей со средним уровнем (4-7 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей с низким уровнем (0-3 правильно выполненных заданий) – |
ДИАГНОСТИКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ БАЗОВОГО МОДУЛЯ «В МИРЕ ФИНАНСОВ»
Цель: провести диагностику уровня освоения детьми экономических категорий, таких как: «потребности», «труд», «товар», «деньги» и «семейный бюджет».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, составление рассказа.
Оборудование:
– карточки с изображением потребностей;
– карточки с изображением предметов-товаров в магазине;
– карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир);
– карточки с изображением трудовых действий (взвешивает товар, готовит еду, рисует, отсчитывает деньги и т. д.);
- картинки с изображением семьи в различных ситуациях;
- карточки с изображением игрушек;
- карточки с изображением качественных и некачественных товаров;
- карточки с изображением геометрических фигур;
– картинки для раскрашивания;
– бумага;
– карандаши.
Организация детской деятельности
– Ребята! Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали вместе с Незнайкой во время наших занятий. Как обычно, мы будем играть, рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.
1.Воспитатель предлагает детям выполнить задание.
– На карточках изображены различные предметы (одежда, книги, канцтовары, игрушки, еда и т. д.), вам необходимо объединить их в группы по признаку: предметы, удовлетворяющие одну и ту же потребность, и объяснить свои действия.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует группы и может объяснить свои действия).
2.Воспитатель организует беседу о товарно-денежных отношениях.
– Что необходимо, чтобы купить товары в магазине?
(Деньги.)
– Как вы думаете, зачем нужны деньги?
(Покупать продукты, одежду.)
– А как можно определить, сколько денег нужно дать продавцу?
(У товара есть цена.)
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на большую часть задаваемых вопросов, может привести примеры).
3.Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Магазин».
В ходе игры проводится диагностика представлений детей о границах экономических возможностей семьи, ее достатке и примерном уровне потребностей соответственно семейным доходам. Воспитатель предлагает детям (индивидуально) представить себе семейную ситуацию.
– Ты будешь исполнять роль папы (мамы), и сегодня у тебя день зарплаты. Ты заработал 10 рублей. Надо пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье. Ты можешь купить от 7 до 10 товаров. Любой товар в нашем магазине сегодня стоит 1 рубль. Все, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Выбери, что ты купишь на полученные деньги? Что необходимо твоей семье в первую очередь?
Среди предметов первой необходимости на картинках нарисованы овощи, фрукты, колбасные и кондитерские изделия, игрушки, книги, мебель, также картинки, изображающие предметы роскоши: разные марки машин, драгоценности, велосипеды и несколько провоцирующих, явно не требуемых семье объектов (тигр, трактор, самолет). Все картинки разложены по полкам, имитирующим настоящий магазин.
– Объясни, почему ты выбрал именно эти товары. Сколько денег у тебя осталось?
Воспитатель анализирует покупательское поведение ребенка, оценивая такие качества, как правильность выбора (ребенок выбрал картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости), планирование расходов, рациональность, бережливость.
(Задание считается выполненным, если покупательное поведение ребенка адекватно предлагаемым условиям, он планирует расходы, выбирает картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости, проявляет бережливость, рациональность).
4. Дидактическая игра «Кто что делает».
Детям выдаются карточки с изображением профессий (продавец, врач, учитель, повар и т.д.) и карточки с изображением атрибутов, соответствующих данной профессии.
– Вам нужно найти и составить пары карточек так, чтобы каждой карточке с изображением профессии соответствовала картинка с изображением атрибутов профессии, и обосновать свой выбор.
Дети подбирают картинки с атрибутами и инструментами, необходимыми для работы людей различных профессий.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует группы, может объяснить свой выбор).
5. Воспитатель обращается к группе.
– Ребята! Вам уже известно, что такое товар и что такое услуга. Сейчас я буду называть действия, а вы определять, к какому из этих двух понятий они имеют отношение, то есть о чем говорится в отрывке: о товаре или услуге?
Я прививки не боюсь:
Если надо уколюсь.
(Услуга.)
Три девочки – три школьницы –
Купили эту вазу.
(Товар.)
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
(Услуга.)
Папа к зеркалу садится:
– Мне постричься и побриться!
(Услуга.)
В магазине, как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка,
Попугайчиков зеленых –
Неразлучников влюбленных.
(Товар.)
В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти.
(Товар.)
Чтение отрывков из произведений воспитатель сопровождает демонстрацией слайдов. В завершение воспитатель организует обсуждение.
(Задание считается выполненным, если ребенок демонстрирует знание понятий «Товар» и «Услуга», может их отличить).
6. Воспитатель дает детям следующее задание.
– Раскрась то, что нельзя купить за деньги.
Картинки: куртка, дружба, здоровье, талант, образование, дом, услуги.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет рисунок, на котором в символической форме изображено то, что нельзя купить за деньги).
7.– Составьте рассказ по картинкам (семья в магазине, семья на отдыхе, человек в банке у кассы, кошелек, банковская карта, и т. д.). При составлении истории обязательно используйте хотя бы три слова из списка: «товар», «деньги», «профессия», «доходы», «расходы», «потребности», «бюджет», «зарплата».
(Задание считается выполненным, если ребенок при составлении рассказа использует хотя бы три слова из предложенного списка).
8. Детям предлагается картинки с изображением игрушек (слоненок, медвежонок, зайчонок) и дается логическая задача: медвежонок дешевле зайчонка, но дороже слоненка. Какая игрушка самая дорогая. Раскрась ее.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет какая из игрушек самая дорогая и может объяснить свой ответ).
- «Что быстрее купят?»
Детям предлагаются (попарно) карточки с изображением качественных и некачественных товаров (яблоко свежее и вялое, туфли, в одной паре туфель сломан каблук; платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка) и дается инструкция:
– Из двух предложенных вещей выбери ту, которую купят быстрее, и объясни причину своего выбора.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно выбирает вещи надлежащего качеста и может обосновать свой ответ).
- Воспитатель предлагает детям листы бумаги с изображением трех кругов (или трех прямоугольников) и дает задание:
– Превратите каждую из этих фигур в рисунок на экономическую тему.
По окончании выполнения задания организуется демонстрация рисунков и обсуждение.
Воспитатель анализирует рисунки в контексте того, насколько они соответствуют экономической тематике (учитывая объяснения детей).
(Задание считается выполненным, если ребенок нарисовал рисунок соответствующий экономической тематике).
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе.
Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.
Высокий уровень (от 8 – до 10 правильно выполненных заданий): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (от 4 – до 7 правильно выполненных заданий): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (от 0 – до 3 правильно выполненных заданий): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Протокол диагностики по итогам изучения базового модуля «В мире финансов»
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Номер задания | Итого (количество верно выполненных заданий, от 0-до 10) | |||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | |||
Всего детей с высоким уровнем (8-10 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей со средним уровнем (4-7 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей с низким уровнем (0-3 правильно выполненных заданий) – |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомления с миром природы (познавательное развитие) средняя группа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 ст. Михайловской Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательн...
Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
Профессиональное образование сегодняшнего дня ориентировано на компетентностную модель профессиональной подготовки специалистов. Эта тенденция определена современными нормативными документами: Федерал...
Рабочая программа педагога дополнительного образования (образовательная область «Познавательное развитие» - формирование представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях)
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие» разработана на основе парциальной программы Рыжовой Н.А «Наш дом - природа» и на основе примерной образовательной пр...
статья "УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ « ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ».
В статье представлен опыт работы по реализации раздела « Познавательное развитие» с дошкольниками. Грамотное, четкое управление и реализация раздела программы « Познавательное развит...
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа
Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....
НОД « Тёплые вещи для Карины» Из раздела «Формирование целостной картины мира» ОО «Познавательное развитие» Средняя группа
Цель: создание социальной ситуации развития для познавательной активности посредством ознакомления детей с хакасской культурой....
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»
Развитие творческого мышления дошкольников при создании действующих моделей с помощью конструкторов LEGO Education WeDo...