Квест-игра по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Как заяц Лисе дом хотел купить»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Понкратова Анастасия Михайловна

Квест состоит из 3 этапов движения по сюжету. Группа детей объединена в одну команду, которая передвигается по пунктам. Цель движения – найти монеты для Лисы, правильно выполняя задания. На каждом пункте есть герой из сказки, который приветствует участников и разъясняет им задания, за выполнение которого получает награду-1 монету.

Деятельность построена с учетом интеграции образовательных областей, отвечает требованиям ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_do_ponkratova_a.m.docx74.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад №7 «Лисичка»

Квест-игра по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

«Как заяц Лисе дом хотел купить»

 https://puzzleit.ru/files/puzzles/21/21031/_background.jpg

Автор: Понкратова Анастасия Михайловна, воспитатель

г. Анжеро-Судженск

2023

Пояснительная записка

Квест состоит из 3 этапов движения по сюжету. Группа детей объединена в одну команду, которая передвигается по пунктам. Цель движения – найти монеты для Лисы, правильно выполняя задания. На каждом пункте есть герой из сказки, который приветствует участников и разъясняет им задания, за выполнение которого получает награду-1 монету.

Деятельность построена с учетом интеграции образовательных областей, отвечает требованиям ФГОС ДО.

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

 Задачи:

  1. Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег, о доходах и расходах в семье, что такое труд за деньги.
  2. Закрепить полученные ранее знания об отраслях экономики, о понятиях «товар»«банк»«валюта»; о том, что не всё можно купить; о том, сколько продуктов можно получить из молока.
  3. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях;
  4. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности финансового характера.

Ход квест-игры:

Появляется волшебный рюкзачок, в котором находится письмо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Письмо. Кто прислал письмо? (Белка)

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Белочка из леса. Ребята, я узнала, что Заяц попал в беду – Лисичка его выгнала из избушки. Прошу вас, спасите Зайчика! Он в опасности. В конверте вы найдете подсказки, как можно помочь Зайчику. Очень надеюсь на вашу помощь». (Приложение 1)

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Зайчику? Тогда нужно поторопиться. Чтобы по волшебству попасть в сказку, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«Глаза закрой, покружись и в сказке окажись».

Сидит ишрушка-зайчик, плачет.

Воспитатель: Вот мы с Вами и оказались в сказке, слышите кто-то плачет? Зайчишка, ты почему плачешь?

Зайчишка: Меня обидела Лиса и выгнала из домика. Ребята, помогите пожалуйста, вернуться в домик, а без вас я не справлюсь.

Воспитатель: Зайчишка, ребята тебе с удовольствием помогут только что же нужно сделать?

Зайчишка: Необходимо собрать 3 монеты у героев сказок и подарить Лисе, чтобы она купила себе новый дом. (Приложение 2)

Воспитатель: Ребята, вы готовы? Теперь и в сказку можно отправляться.

Воспитатель: Сказочная героиня вам знакома – это Муха-Цокотуха, из произведения Корнея Ивановича Чуковского. (Приложение 3)

Муха-Цокотуха: Я очень рада вам помочь, но и вы мне помогите и услугу окажите. Я по полю шла, шла и денежку нашла. Вот сижу и думаю, что же мне купить такое? Платье, туфли иль жакет…А еще куплю конфет! (Думает)

Воспитатель: Что-то многого Муха захотела сразу. Ребята, как вы думаете, можно всё хотеть сразу? (ответы детей)

Воспитатель: То, что необходимо, без чего нельзя обойтись, называется потребности. Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. Поможем Мухе разобраться, что важно приобрести в первую очередь, и что можно купить потом.

Дидактическая игра «Хочу-надо»

Воспитатель: Мы с вами разделимся на две команды. Одна команда будет выбирать то, что необходимо в первую очередь, что надо купить.

А другая команда то, чего хочется, но это не очень важное, без чего можно обойтись. Все картинки необходимо прикрепить на доску. (Приложение 4)

(дети на магнитные доски крепят предметные картинки, соответствующие заданию)

Муха-Цокотуха: Спасибо, что помогли мне разобраться в желаниях, правильно определили самые важные потребности и то, что с покупкой может подождать.

Воспитатель: Муха-Цокотуха, мы тебе услугу оказали, окажи и ты нам услугу, подскажи, где нам еще монет найти.

Речка: Вот вам за помощь 1 монетка. Идите прямо, никуда не сворачивайте и попадете сразу к Буратино. Он то вам и подскажет.

Воспитатель: Ребята пора нам продолжать свои поиски.

Буратино в руках у него сумка. (Приложение 5)

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть. Буратино, куда ты торопишься и что у тебя в сумке?

Буратино: Я тороплюсь в страну «Поле чудес», мне нужно там закапать свои денежки, чтоб выросло денежное дерево. И я тогда смогу купить себе много сладостей.

Воспитатель: Ой, дети бывает ли такое дерево, можно ли сажать его? 

Дети: Нет. 

Воспитатель: А где же хранятся деньги, подскажем Буратино?

Дети: В банке. 

Буратино: А в какой такой банке стеклянной или пластмассовой?

Воспитатель: Буратино, ты совсем не правильно говоришь. Банк, это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги прибавляются за счет процентов. Их становится больше.

Воспитатель: Вот теперь Буратино ты знаешь, где хранятся деньги. 

Буратино: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? (ответы детей)

Воспитатель: Все полученные деньги мы можем считать – ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим – это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы. Ребята, поможем Буратино понять, что доход, а что расход?

Дети: Да.

Игра «Доход – расход»

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Что такое расход и доход». (Приложение 6) Вот картинки с изображением двух кошельков (красный и зеленый). В один кошелек деньги залетают (доход), из другого – вылетают (расход).

- семья купила телевизор (расход)

- папа попал в аварию (расход)

- мама получила премию (доход)

- брат порвал куртку (расход)

- бабушка продала пирожки (доход)

- папа получил зарплату (доход)

- мама купила путевки на море (расход)

- мама выиграла приз (доход)

- папа заплатил за электроэнергию (расход).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно распределили доход и расход.

Буратино: Вот спасибо, ребята, я теперь правильно буду распределять свои сбережения. А за ваши старания я вам подарю 1 монетку.

Воспитатель: Спасибо, Буратино. А где же нам еще монет отыскать?

Буратино: Вам нужно отправляться в другую сказку. До свидания, друзья!

Воспитатель: Мы сейчас немного отдохнем и дальше пойдем.

Физминутка

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Воспитатель: Я, кажется, что-то слышу…

Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду,

Я экономить буду»

Воспитатель: Кто это?

Дети: Кот Матроскин. (Приложение 7)

Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы мне сможете помочь. У меня есть корова и она дает много молока. Мы его не выпиваем, и что мне делать с этим количеством молока я не знаю. У вас, может быть, есть идеи? (предположения детей)

Воспитатель: Уважаемый Матроскин, мы с ребятами думаем, что тебе можно было бы открыть молочный магазин, где ты сможешь продавать свои молочные продукты.

Кот Матроскин: Ура, здорово!  

Воспитатель: Ребята, подскажите Матроскину, какие именно продукты он сможет сделать из своего молока и продавать в своем магазине.

Игра «Молочные продукты»

Воспитатель: На карточках изображены различные продукты. Вам необходимо выбрать те карточки, на которых изображены продукты-товары для молочного магазина. (Приложение 8)

Кот Матроскин: Как здорово! Я из молока от своей коровки сделаю сметану, творог, масло, сливки, йогурт. Ребята, какое счастье, теперь у меня будет доход! И это все благодаря вам! Спасибо вам большое! В благодарность я вам дам 1 монетку.

Воспитатель: Ребята, мы собрали нужное количество монет, пора отправляться к Зайчишке. 

Зайчишка: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и заработали монеты! Отнесу их Лисе, чтобы она из моего дома ушла и купила себе новый. Спасибо, ребята. А в благодарность вот вам награда.

Дети открывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки –

сюрпризный момент от зайчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Презентация "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы ...

Квест-игра по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА"

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об основных понятиях рыночной экономики современного общества с помощью игровой деятельности.https://www.youtube.com/watch?v=R7IG...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...