Опыт работы воспитателя Ковериной Веры Семеновны «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников»
статья по основам финансовой грамотности
Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vospitatelya_koverinoy.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя Ковериной Веры Семеновны
«Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников»
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.
Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности.
Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
На основании различных исследований было выявлено, что ребенок имеющий в своем распоряжении денежные средства, личный опыт приобретений товаров и услуг раньше, и успешнее своих сверстников проходит процесс усвоения экономических понятий, и формирования стиля потребления товара.
Поэтому одной из задач детского сада это дать детям простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.
Финансовая грамотность формируется с самого малого возраст. Дети включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, экономической информацией на бытовом уровне. Всё это несёт в себе воспитательный потенциал, заключающийся в таких этических качествах, как честность, доброта, трудолюбие.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента А. А. Смоленцева, ребёнок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Родители, должны научить ребёнка обращаться с деньгами с самого раннего возраста.
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.
Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.
Заниматься финансовой грамотностью детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребёнка, так как это может определить его будущее.
В процессе ознакомления дошкольников с финансовой грамотностью в своей работе я использую различные формы работы с детьми, при этом учитывая особенности возраста, а также доступность и увлекательность материала.
Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности:
- В возрасте четырёх лет приходит понимание операций обмена.
После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам.
- В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений.
Начальный этап в обучении дошкольника начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
- В возрасте шести-семи лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.
Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
С детьми проиграли различные ситуации «Если тебе в магазине понравилась игрушка. Как быть?», «Как нужно заработать деньги», «Хорошо или плохо». При обсуждении данных ситуаций, дети высказали свои суждения, что нужно трудиться, работать, и получать деньги.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Для детей провела цикл занятий, бесед «Что такое деньги», «Зачем нужны деньги» и др.
Если вовремя не объяснить ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное, зачастую неверное мнение.
Для более успешного понимания и освоения детьми знаниями по финансовой грамотности провела с детьми в форме квест-игры: «Остров сокровищ», «Загадки гнома-эконома», «Страна экономики».
Совместно с детьми изготовили своими руками интерактивное пособие Лепбук «Знакомим детей с финансовой грамотностью», «Семейный бюджет», «Супермаркет», «Наши покупки».
Игра для детей основной вид деятельности и через игру проходит обучение в форме дидактических игр :«Наши покупки», «Интернет-магазин»
Реализация знаний по освоению финансовой грамотности происходила в организации:
- сюжетно-ролевых игр: «Сбербанк», «Туристическая фирма», «Супермаркет», «Интернет-магазин «Собственные покупки»;
- игр-драматизаций «Муха-цокотуха», «Буратино», «Два жадных медвежонка».
Обучение детей основам финансовой грамотности будет не реализован полностью без совместного участия родителей.
К сожалению, в беседе с родителями выясняется, что детям рано давать такие знания, что они еще маленькие, но при этом говорят о совместных с детьми покупках, дают детям деньги в «Копилочку».
Для более тесного сотрудничества с родителями, по данному направлению, разработала анкеты. Исходя из запросов анкеты, составила план мероприятий на год: консультации, беседы «Зачем детям нужно знать про деньги», «Что такое финансовая грамотность».
Организованные родительские встречи в рамках «Родительской гостиной» помогли родителям понять о необходимости объяснить ребёнку, чтобы приобрести что-то, надо потрудиться и заработать деньги. Большинство родителей хотят для своего ребёнка лучшее, но надо знать и помнить, что выполнение любого каприза ребёнка не даст детям понять, как относиться и обращаться с деньгами.
Интересно прошла с родителями дискуссия на тему: «Почему важно учить ребенка финансовой грамотности?»
Когда начинать финансовое воспитание детей?
В дальнейшем мы совместно с родителями составили –детско-родительские проекты: «Путешествие в страну денег», «Покупки нашей семьи», «Что такое бизнес? », «Семейный бюджет».
Эти проекты вызвали у родителей большой интерес, желание продолжать эту работу.
Совместная работа родителей и детей продолжилась в проведении игр, викторин, изготовлении пособий экскурсий,
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»...
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....
Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...
Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....
Опыт работы воспитателя Рудь Любовь Викторовны «Формирование финансовой грамотности у дошкольников»
Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений....
Опыт работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Финансовая грамотность - это особое качество человека....
Актуальный педагогический опыт: "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством дидактических игр"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....