Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
статья по математике (подготовительная группа)
В данной статье описание опыта работы по финансовой грамотности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_finansovaya_gramotnost.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая статья с описанием опыта работы
«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Долгова Т.А.
«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте необходимо быть финансово грамотным, особенно это актуально на данный момент.
Первое звено системы образования – дошкольное детство. Именно в детском саду необходимо начинать обучение основам экономических знаний, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим. Однако не во всех детских садах обучают финансовой грамотности, что является достаточно серьезной проблемой.
Данная проблема является актуальной, так как самостоятельно ребенок-дошкольник не освоит эту область. Здесь на помощь приходят родители и конечно же, огромная ответственность возлагается на педагогов. Путешествуя с воспитателем по этому новому удивительному и увлекательному миру экономики, дошкольник приобретает доступные ему знания и начинает понимать, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
В целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в детском саду №208 г.Нижнего Новгорода, сп.Кудьма . мною был разработан и апробирован образовательный (детско-взрослый) проект «Юный финансист». В рамках данного проекта я предположила осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Целью проекта стало создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачами являлись:
- формирование основ финансовой грамотности у дошкольников;
- развитие основ финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных игровых видов детской деятельности;
- содействие проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развитие умений творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Выполнение проекта проходило в три этапа:
I этап – подготовительный:
- Составление поэтапного плана работы проекта;
- Подбор и изучение справочной, методической, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные финансисты».
- Составление тематического плана работы с детьми
- Организация развивающей среды.
II этап – Практический (основной):
- Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.
- Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
- Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам финансового воспитания детей через консультации, родительские собрания, поисковую деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег, оформление «папки – передвижки».
- Экскурсия в продуктовый магазин, к банкомату, на почту, сбербанк, библиотеку.
III этап – заключительный, дистанционный:
- Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
- Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ, среди широкой публики
Аудитория проекта
- Воспитанники старшей группы
- Родители дошкольников
- Педагоги
Данный проект разработан в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и интегрируется во всех 5 образовательных областях.
Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей детей старшего дошкольного возраста. По результатам опроса большинство родителей (67%) согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию детей.
С целью родительского просвещения были проведены беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье».
Для достижения положительных результатов в работе применяла самые различные методы, приемы и средства обучения, создавала наилучшие условия для развития финансовой грамотности.
Методы формирования финансовой компетентности представлены четырьмя группами: повышающие познавательную активность; повышающие эмоциональную активность; способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.
Работа по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников включает в себя:
- Разработанное тематическое планирование состоит из 7 разделов
- Система работы рассчитана на один учебный год.
- Занятия проводились в различных формах: в форме соревнований, путешествий, мини-экскурсий, виртуальных экскурсий, викторин и др.
Работа по формированию у детей основ финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог-воспитанник - родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры. Особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения - все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Огромную помощь оказывает в обучении использование интерактивного стола, который помогает развивать детей интеллектуально.
Экскурсии проводятся с целью знакомства с людьми разных профессий.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений, увеличивают интерес ребенка к финансовым знаниям.
Знакомство детей с потребностями происходило в процессе образовательной деятельности, например: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности современного человека».
Использовались такие финансовые игры, как «Дороже-дешевле», «Касса», «Сезонная», «Что купим», «Магазины», «Можно-нельзя», «Потребности», «Профессии», «Спрос», «Что быстрее купят».
Также в проекте детям была интересна сказка «Как зайчата монетки тратили».
В группах организовывались сюжетно – ролевые игры с экономическим содержанием. Пополнилась предметно – пространственная среда такими играми как «Банк», где дети узнали новые профессии кассира, банкира, управляющего, оператора банка. Цель игры- показать детям принципы финансового планирования, что сначала зарабатываем, затем тратим, что деньги имеют счет и хранятся в определенном месте. В данной игре большое внимание уделялось купюрам разного номинала. Дети знали мелкие и крупные деньги, монеты. Правильно пользовались ими в процессе игры. Дети принимали на себя предложенные роли, где в образе взрослых, брали кредиты, получали зарплату, снимали деньги с банкоматов. Так же познакомились с новыми понятиями: терминал, кредит, заработная плата, взять в долг, бюджет и т.д
Большой интерес в игре вызывал терминал, с которого дошкольники снимали деньги, вставляя зарплатную карту, нравилось брать роль консультанта, который мог подсказать, как правильно совершить ту или иную операцию с деньгами, картой.
Была организована игра «Инкассаторы», где детям с большим интересом приходилось работать с деньгами, создавать ситуацию бережного отношения к деньгам, к их хранению. Дети познакомились с новыми профессиями, узнали о том, что деньги отвозят в хранилище, что инкассаторы объезжают магазины, собирая деньги. Познакомились с новыми понятиями: «Инкассатор», «Хранилище».
В разделе «Труд» дети получали представление о труде, его видах; последовательности трудовых действий; у детей воспитывались уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени. Очень помогло в работе создание своими руками совместно с детьми и родителями лэпбука «Все профессии важны!». В него мы поместили стихи, рассказы, игры, загадки, пословицы и поговорки, различные истории об образовании профессий. Лэпбук – прекрасное красочное пособие, которое пользуется спросом и в самостоятельной деятельности воспитанников.
В разделе «Товар» формировались системные знания о предметах, воспитывались бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
В разделе «Деньги» основной идеей было то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи были и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В разделе «Семейный бюджет», подводила детей к понятию новых слов: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия). Давала представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов. Воспитывала бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждала жадность.
Результат моего опыта показал положительную динамику уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что создание условий, практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно повлияли на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.
В связи с пандемией и введением режима самоизоляции, мониторинг был проведен дистанционно с помощью родителей.
Результаты мониторинга указывают на то, что после целенаправленной работы возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню финансовой грамотности.
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности выступило следующее:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно.
Список литературы:
1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с.
3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
11. Шорыгина Т. А.Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель: раскрыть сущность...
Статья «Создание условий для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
О том, что в современном мире человек должен быть финансово грамотным знает каждый из нас. Однако, к сожалению мало, кто из граждан может заявить, о том, что он правильно планирует свои доходы и расхо...
Моя педагогическая находка: «Использование квест-игр для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей . В докладе раскрывается значение квест - технологии при обучении детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности....
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...
Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономическ...
Педагогическая статья с описанием опыта работы «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Данная статья раскрывает особенности по работе с детми по теме финансовая грамотность....