ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.
Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, интерактивная доска и т. д.
Сроки реализации программы: сентябрь-май
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_2.docx | 64.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
в подготовительной группе
на тему:
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.
Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, интерактивная доска и т. д.
Сроки реализации программы: сентябрь-май
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Месяц | Тема | Задачи |
1 | СЕНТЯБРЬ | «Откуда пришли деньги?» Путешествие в прошлое денег (занятие исследование) |
|
2 | Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта» |
| |
3 | «Путешествие рубля» |
| |
4 | Наши потребности «Юные финансисты» или занятие – путешествие «Наши потребности» |
| |
5 | ОКТЯБРЬ | «Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление) |
|
6 | Интерактивное занятие «Как белка училась считать» |
| |
7 | Деловая игра «Юные финансисты» |
| |
8 | «Как деньги доходят, а потом расходятся» |
| |
9 | НОЯБРЬ | «Как правильно беречь деньги?» |
|
10 | «Идем в магазин или как делать покупки с умом» |
| |
11 | Игра с родителями «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» |
| |
12 | Наш город «Все профессии важны» |
| |
13 | ДЕКАБРЬ | Интерактивная игра «Путешествуем по городу» |
|
14 | Наш город «Дом, где живут деньги» |
| |
15 | Игра «Свой бизнес» (открываем пекарню) |
| |
16 | ЯНВАРЬ | «Кто долго спит, тот денег не скопит» (финансовая грамота в мудрости народной) |
|
17 | «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» (финансовая грамота в мудрости народной) |
| |
18 | ФЕВРАЛЬ | «Реклама, как она работает» |
|
19 | «Копейка рубль бережет» |
| |
20 | «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) |
| |
21 | МАРТ | «Производители и ресурсы» |
|
22 | «Как сберечь ресурсы Планеты?» |
| |
23 | «Сохранить и приумножить» | ||
24 | Деловая игра «Финансовая безопасность» |
| |
25 | АПРЕЛЬ | «В долг брать легко, да платить тяжело» |
|
26 | «Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра) | ||
27 | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | ||
28 | Благотворительность «Творим добро» |
| |
29 | МАЙ | «История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика) |
|
30 | Квест – игра «Финансовая школа» | В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов. |
Ожидаемые результаты.
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8. Финансы – это интересно и увлекательно.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному
отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Работа с родителями
Сентябрь – Финансовая грамотность как заказ и общества – апробация дополнительной общеразвивающей программы «Азбука финансов»
Общие родительское собрание.
Выставка «Умные финансовые книги для детей»
Октябрь – Семья как начальная школа реальной экономики для детей Круглый стол Анкетирование родителей «Знаете ли вы основы финансовой грамотности?»
Ноябрь – Рекомендации по созданию игр для приобщения ребёнка к миру экономики. Наглядная информация.
Картотека игр – настольно печатные
(Семейный бюджет (Кому, что нужно, (Разложи правильно и др.)
Игры – слова, игры- загадки, игры- ситуации.
Декабрь – День финансовой грамотности
Индивидуальные беседы с родителями- как средство обучения детей финансовой грамотности.
Январь – Портфолио как трудовая книжка Мастер – класс Совместное создание детей и родителей формы портфолио
Февраль – Советы гнома Эконома: «Как не вырастить жадину?», «Стоит ли платить за домашнюю работу?»
Индивидуальные беседы с родителями
Создание денежного мини музея
Март – КВН Экономическая игра Эмблемы для членов команд, «монетки», дидактические игры
Апрель – Отчёт о проделанной работе за 2018- 2019 учебный год.
Общее родительское собрание
Индивидуальные консультации Фотоотчёт «Юные финансисты»
Май – 2019г. Фестиваль по финансовой грамотности Итоговое мероприятие
Буклеты для родителей «Дружите с финансами», «Ребёнок и финансы».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
- Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
- Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
Конспект игрового занятия по финансовой грамотности.
Брейн-ринг «Финансы — это интересно и увлекательно»
Конспект игрового занятия по финансовой грамотности. Брейн-ринг «Финансы — это интересно и увлекательно»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности;
Задачи:
Развивающие:
Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
Продолжить обогащение словаря детей новыми словами и понятиями;
Развивать речь, внимание, мыслительные операции;
Развивать командный дух, умение действовать согласованно.
Образовательные:
Научить детей играть в новую игру – «Брейн-ринг»;
Повышать интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности;
Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
Познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов;
Учить детей разгадывать логические задачи.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
Воспитывать чувство сопереживания, желание помогать своим товарищам во время выполнения заданий.
Тип занятия: игра «Брейн-ринг»
Методы обучения:
• Словесные – рассказ педагога о правилах игры
• Практические – игра
• Игровые – динамическая пауза «Поиск клада»
Оборудование:
для каждой команды - стол, стулья, флажок;
гонг;
секундомер;
«Черный ящик»;
игровой реквизит (протоколы игры, монетки-баллы);
аудио - записи;
конверты с разрезными картинками;
конверты с вопросами для каждого раунда;
призы, грамоты.
Предварительная работа: беседы: «История появления денег», «Наши потребности и желания», «Откуда в семью приходят деньги», просмотр презентаций: «Карманные деньги», «Деньги вчера, сегодня, завтра», чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок, проведение дидактических игр, просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал», «Золотой ключик» и др.
План мероприятия:
1. Организационный момент
Заполнение протоколов игры — за 10 мин до начала игры.
Представление команд, девизов – 5 мин.
Объяснение правил игры – 3 мин
2. Игра
6 раундов, конкурс Капитанов – 30 мин.
Динамическая пауза «Поиск клада» для участников на время подсчета очков – 4 мин.
3. Подведение итогов, награждение – 5 мин.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Ведущий - Добрый день всем присутствующим в этом зале. Мы рады приветствовать вас у себя в гостях!
Сегодня состоится игра «Брейн-ринг «Финансы – это интересно и увлекательно!»
Для того чтобы начать игру на ринг за красный игровой стол приглашается команда девочек «Копеечки»
Звучит музыка, дети проходят по залу, произносят девиз, речевку, и садятся за столы.
На ринг за синий игровой стол приглашается команда мальчиков «Рублики»
Звучит музыка, дети проходят по залу, произносят девиз, речевку, и садятся за столы.
Ведущий - За игрой команд будет внимательно следить уважаемое жюри (представляются члены жюри). Правила игры знают все игроки, и я их ещё раз напомню.
После того как прозвучит вопрос, вам будет дано 30 секунд на обсуждение ответа. Как только услышите сигнал гонга, быстро поднимаете флажок. Это значит, что команда готова ответить. Отвечает один участник. Если знаете ответ до сигнала, поднимаете флажок сразу. Чья команда первой поднимет флажок – та и будет отвечать. Если команда дала неправильный ответ, право ответа переходит второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл - монетку. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество монеток.
Объявляется 1-й раунд «Исторический»
Вопросы:
1. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (Рубль.)
2. Из какого металла делали первые монеты? (из сплава золота и серебра – электра)
3. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней всадника с копьём)
4. В какой стране появились первые бумажные деньги? (В Китае)
За каждый правильный ответ команды получают 1 монетку
Ведущий - Мы с вами знаем множество мультфильмов, но есть мультфильмы, в которых прослеживается экономическое содержание, этому и посвящен 2-й раунд «Мульти - пульти»
Вопросы:
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)
2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)
3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
За каждый правильный ответ команды получают 1 монетку
Ведущий – Команды, нам пришло аудио-письмо
Звучит аудио - запись со словами: «Ой, ребята, ПОМОГИТЕ! Из частей меня сложите!»
Уважаемые команды, срочно требуется ваша помощь. У меня в конвертах разрезанные картинки, которые вам нужно собрать, чтобы узнать - кому нужна помощь 3-й раунд «Собирай-ка»
Команды выполняют задание, собирают картинку 100-рублевой купюры. Команда, выполнившая задание первой, получает 1 монетку.
Ведущий – начинаем конкурс капитанов, который называется «Назови наоборот», и помощниками в этом раунде будут экономические слова. Я называю слово, а вы его «отражение»! Давайте попробуем!
Покупатель - продавец
Покупка - продажа
Дорого - дешево
Доход - расход
Тратить - копить
Наличные - безналичные
Высокие цены - низкие цены
За каждый правильный ответ капитан получает 1 монетку
Ведущий – следующий 4-й раунд «Отгадай-ка»
1. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
2. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
4. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (Весы)
5. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
6. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер)
7. Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (Товар)
8. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (Зарплату)
За каждый правильный ответ команда получает 1 монетку
Звучит музыка, ведущий выносит «Черный ящик»
Ведущий – Уважаемые игроки, внимательно послушайте вопрос:
«В черном ящике находится то, чем, не имея наличных денег, можно безопасно расплатиться в магазине. Что находится в Черном ящике?»
За правильный ответ (банковская кредитная карта) команда, давшая правильный ответ, получает 1 монетку
Ведущий – в нашей жизни очень много чего продается и покупается, но совершая любое приобретение, следует задуматься о потребностях и желаниях человека, ведь «желания» могут измениться, а без «потребностей» иногда невозможно жить. Вот сейчас мы проверим, насколько хорошо участники наших команд усвоили этот финансовый урок.
Начинаем 5-й раунд «Потребности и желания»
для каждой команды имеется одинаковый набор карточек, корзина, в которую следует положить картинки, на которых изображено то, без чего человек не может жить. И конверт, в который вы положите картинки, на которых изображены предметы, которые хочется купить, но они не являются жизненной необходимостью.
Команда, выполнившая задание первой и правильно получает 1 монетку
Ведущий – я приглашаю вас на последний 6-й раунд «Блиц – опрос»
1. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
3. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок)
4. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
5. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)
6. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Г-Х. Андерсен)
7. За что, по уверению пословицы, денег не берут? (За спрос)
8. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (Плакали денежки)
9. Как называется украшение, сделанное из денег? (Монисто)
10. Как называется коллекционер монет? (Нумизмат)
За каждый правильный ответ команды получают 1 монетку
Ведущий – На этом наша игра заканчивается. Вы очень хорошо поработали и показали хорошие знания. Пока жюри подводит итоги, предлагаю немного отдохнуть.
Проводится Динамическая пауза «Поиск клада»
Мы нашли богатый клад, /изображают, как копают клад/
Каждый кладу очень рад, /дети улыбаются друг другу, машут/
Стали думать, как нам быть? /повороты головой/
Как же клад нам разделить? /пожимают плечами/
Чтоб хватило всем друзьям, /пересчитывают пальцы на руках/
Делим ровно пополам. /разводят руки в стороны/
жюри объявляют результаты, награждают победителей,
раздают Памятки (Приложение 1)
Рефлексия
Ребята, вам понравилась соревноваться? Получать монетки?
Скажите, что на соревновании вам было легче всего?
А что трудно было для вас?
- Молодцы. Вы все старались и победили. До свидания, до новых встреч!
Ссылки на использованные источники информации
1. А. Алоева. Дети и деньги. Ростов - на – Дону: изд-во «Феникс», 2004 г. С. 260-266
2. Детская энциклопедия «Я познаю мир "Экономика"
3. Мухина Е. А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2006г.
4. В. В. Плешаков. Окружающий мир. Москва: изд-во «Просвещение», 2008 г.
5. «Уроки финансового благополучия» (для детей и их родителей) Джейн Перл
Конспект по познавательному развитию (Финансовая грамотность)
«Что такое деньги» в подготовительной группе группе.
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего возраста; создание условия для закрепления полученных экономических знаний.
Задачи:
• Дидактические: закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
• Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.
• Развивающие: развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Оборудование: персонаж Чирик (игрушка, монеты и банкноты разного достоинства, мяч, картинки с изображением первых денег.
Интегрируемые образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие (навыки финансового общения между субъектами денежных отношений).
Основной и дополнительные виды деятельности детей на занятии: Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Формы организации деятельности детей на занятии: совместная деятельность с педагогом.
Предварительная работа: серия занятий на тему: «Деньги», сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Парикмахерская», «Магазин», «Аптека», чтение рассказов и сказок по тематике («Муха-цокотуха», «Золотой ключик», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик» и др.).
Ход занятия:
В гости к ребятам приходит герой Чирик и приносит кошелек.
Чирик: Привет, ребята! Смотрите, какую я нашел интересную маленькую сумочку, теперь я буду туда разные камешки, болтики, гайки складывать!
Воспитатель: Ребята, а что это за сумочка, как вы думаете? (Ответы детей) Правильно, это кошелек, и нужен он для того, чтобы хранить деньги.
Чирик: А зачем нужны деньги? Что с ними нужно делать?
Воспитатель: Давайте расскажем Чирику, что такое деньги (Ответы детей)
Правильно, ребята, деньги – это такой предмет, за который можно что-то купить. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.
Чирик (Открывает кошелек): Ой, смотрите, здесь уже лежат какие-то бумажки и железные кружочки. Что это, кто мне подскажет? (Деньги)
Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, что лежит в кошельке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.
Воспитатель: Это деньги бумажные, как они называются? (Купюра)
А как называются железные деньги? (Монета)
Рассматривание купюр и монет разного достоинства.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.
Монета круглая, а купюра…
Купюра бумажная, а монета …
Монета звенит, а купюра…
Монета металлическая, а купюра…
Воспитатель: Монеты и купюры мы носим в кошельке, они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).
Чирик: Посмотрите, у меня тоже карточка есть. Какая она красивая, яркая.
Воспитатель: Ребята, вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, как ими пользоваться? (Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
Чирик: Теперь я понял, что такое деньги! Пойду с ними поиграю.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно играть с деньгами? Давайте поиграем в игру «Зачем нужны деньги?», чтобы Чирик понял, что играть с ними нельзя. Для игры нам нужен мяч, я бросаю ребёнку мяч и говорю фразу: «деньги нам нужны…», а вы продолжаете:
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для покупки продуктов питания.
Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть (физминутка)
В магазин мы попадаем
Я скакалку… (прыжки)
Ты – часы… (наклоны)
Покупаем от души
Мне ракета так нужна… (руки в стороны)
Очень важная она… (руки вверх)
На столе лежат картинки «первых денег»
Чирик: А это что за красивые картинки: домашние животные, ракушки…
Воспитатель: Ребята, помните, на предыдущих занятиях мы свами говорили о том, что раньше деньги выглядели по - другому. Первые деньги совсем не были похожи на современные. В определённой стране ценился определённый товар, им люди и расплачивались. Давайте рассмотрим картинки «первых денег» и расскажем нашему гостю, что вы о них знаете, в какой стране они использовались (Сушеная рыба – Исландия; домашние животные – Индия; чай – Монголия; морские ракушки – Южная Америка; шкуры зверей – Канада, Россия; соль - Африка).
Воспитатель: Ребята, готовы еще поиграть? Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы, возвращая его мне, отвечайте, можно это купить за деньги или нельзя.
Корова, солнце, здоровье.
Топор, перо, совесть.
Доброта, коза, пух.
Ветер, молоко, дружба.
Чирик: А разве доброту нельзя купить? А ветер? Почему? (Объяснение детей)
А сейчас вспомните, пожалуйста, сказки, мультфильмы, где герои покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. Соберите пазлы и у вас получатся герои этих сказок. (Ответы детей: «Муха-цокотуха», «Золотой ключик», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик» и т. д). Соберите пазлы и у вас получатся герои этих сказок.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами закрепили наши знания о деньгах. Предлагаю вам по кругу рассказать о том, что больше всего запомнилось на занятии (передают монетку и высказываются).
Чирик: А я в кошельке нашел еще монетки, только они не металлические, а шоколадные. Эти монетки я хочу подарить вам. Спасибо за то, что рассказали мне столько нового и интересного.
Список литературы:
1. А. Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015
2. Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада/ под ред. В. М. Бутакова: М., 2014
Конспект занятия по финансовой грамотности
для детей дошкольного возраста 6–7 лет «Деньги в жизни людей»
Цель: Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей.
Задачи:
Образовательная область - познавательное развитие. Продолжать закреплять представления детей об истории возникновения денег, понятиях «деньги», «монета», «пластиковая карта», формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий. Упражнять детей в умении выделять в предметах и объектах положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Образовательная область - речевое развитие. Продолжать развивать диалогическую, связную речь детей. Упражнять детей в умении составлять рассказ по моделям, сложные предложение, с союзом «но». Отвечать на вопросы полным предложением.
Образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Воспитывать уважительное отношение к труду, деньгам, интересу к истории возникновения денег, память, внимание. Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
Образовательная область - физическое развитие. Содействовать формированию правильной осанки, упражнять в умении выполнять гимнастику для глаз.
Предварительная работа.
Участие в конкурсе детских рисунков «Как я буду зарабатывать деньги, когда стану взрослым», беседа с детьми о истории возникновения денег, рассказ с рассматриванием иллюстраций о профессиях в Амурской области и г. Свободном, в том числе о космодроме «Восточный», АГПЗ, загадывание загадок, сюжетно-ролевые игры.
Формы организации коллективной деятельности: Работа в парах, взаимопроверка, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы: Игровой, метод наглядного моделирования, практическая деятельность детей, ИКТ технология, игра по «ТРИЗ» технологии, упражнение с использованием кругов Эйлера, загадывание загадок.
Материал к занятию.
Демонстрационный: Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация - слайд 1 – изображение карты с заданиями под номерами и схемами, слайд 2- заколдованные картинки, слайд 3 - круги разного размера и цвета. Коробка для почтовой посылки, музыкальная шкатулка с медалями сладким угощением для детей.
Раздаточный: схематическая модель для составления рассказа о истории возникновения денег; набор кругов разного размера и цвета (круги Эйлера, картинки и с изображением профессий, разрезные картинки с изображением вещей которые можно купить за деньги (дом, книга, лекарство, телохранитель, красный и зеленый квадрат на каждого ребенка.
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, в каком конкурсе мы с вами участвовали?
Дети: «Как я буду зарабатывать деньги, когда стану взрослым»
Воспитатель: Мы выиграли в этом конкурсе, нам прислали призы (показывает почтовую коробку). Открывают коробку, она оказывается пустой.
Воспитатель: Где же наши призы?
При рассматривании коробки обнаруживают сверток (послание). Воспитатель разворачивает, читает детям послание.
«Здравствуйте, детишечки. Ваши призы спрятаны на моем волшебном острове. Вам они ни когда не достанутся, потому что с трудными заданиями вам не справится».
Воспитатель: Это проделки злой колдуньи. Посмотрите, (обращает внимание детей на экран, на котором карта- слайд 1, это остров злой колдуньи, а вот здесь спрятаны наши призы. Чтобы до них добраться, нам надо выполнить эти задания. Рассматривают карту.
Воспитатель: Вы хотите получить свою награду?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам надо потрудиться, будет сложно, но мы обязательно справимся.
Упражнение на сплочение детей.
Дети и воспитатель встают в круг. Воспитатель вытягивает руку вперед ладонью вверх, предлагает детям положить руку ей на ладонь.
Воспитатель: Ребята, нам предстоит выполнить сложные задания, мы обязательно справимся, потому что мы с вами умные, дружные и будем обязательно помогать друг другу. Раскачивают руки вверх-вниз и на счет 3 поднимают руки вверх.
1 задание. Воспитатель обращает внимание детей на экран, на карте под номером 1 схема, на которой изображены бесформенные черные пятна.
Воспитатель: это заколдованная картинка, чтобы расколдовать, нам надо отгадать загадки и тогда эти пятна исчезнут. (слайд -2)
Предлагает присесть на подушки перед экраном. Загадывает загадки:
1 Загадка
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети: Деньги.
Воспитатель: Как вы догадались, что это деньги?
Ответы детей. Воспитатель побуждает детей давать ответ полным предложением.
Воспитатель: Для чего людям нужны деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Где люди берут деньги?
Ответы детей. (получают заработную плату, пенсию, стипендию)
Воспитатель: Молодцы, посмотрите, исчезло первое пятно, а вместо него появилась ваша отгадка.
2 Загадка
Маленька, кругленька
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет
Ни к чему сама не годна
А всем нужна.
Ответы детей. (монета)
Воспитатель: Почему в загадке говорится, что она ни к чему не годна, а всем нужна?
Ответы детей. (на нее ничего нельзя купить, а если не будет хватать, то не продадут товар….)
Воспитатель: Правильно, молодцы второй пятно исчезло!
3 Загадка
Из какого аппарата
Выдается нам зарплата.
Ответы детей. (Банкомат)
Воспитатель: Без чего мы не сможем получить зарплату из банкомата?
Ответы детей. (Без пластиковой карты)
Воспитатель: Правильно.
Обращает внимание детей на экран, на котором вместо третьего пятна появилось изображение пластиковой карты.
Воспитатель: Слушайте следующую загадку.
4 Загадка.
В этой фирме все бывают,
Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи.
Что за фирма, подскажи?
Ответы детей. (Банк)
Воспитатель: Все согласны с ответом? Почему вы решили, что это банк?
Ответы детей
Воспитатель: Для чего людям нужны банки?
Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором исчезло последнее пятно, а вместо него появилась картинка с изображением банка.
Воспитатель хвалит детей. На экране, на карте на одно задание стает меньше.
Гимнастика для глаз.
2 задание.
Воспитатель: Обращает внимание на карту. Следующее задание под цифрой 2. Подойдите к столам. Достаньте из конверта содержимое.
Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?
Дети: Рассказать о истории возникновения денег.
Воспитатель: Расположите картинки по порядку. У вас на столе лежат два квадрата. Кто закончил, поднимите зеленый квадрат. А если кому-то нужна помощь – поднимите красный квадрат.
Воспитатель дает указания по взаимопроверке и взаимопомощи.
Воспитатель: Кто готов начать рассказ? Дети последовательно рассказывают.
Воспитатель задает вопросу по уточнению рассказа.
1. Схема.
Давным-давно, много лет назад у людей не было денег. Мужчины ходили охотиться на диких зверей, а женщины ждали их в пещере у очага.
2. Схема.
Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. Люди стали обмениваться различными предметами.
3. Схема
Это было неудобно и тяжело, занимало много места, в карман не
положить как деньги. Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее.
4. Схема
Деньги изготовляли из золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. Когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.
5. Схема
Металлические деньги тяжелые и занимают много места. И поэтому люди стали выпускать бумажные деньги. Появились они сначала в Китае, а затем и в других странах.
6. Схема
В наше время, люди пользуются как бумажными, металлическими, пластиковой картой. В каждой стране свои деньги. Называются -валюта.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, посмотрите на карту, мы выполнили это трудное задание, и их стало на одно меньше.
Воспитатель: Дети, вы хотели бы зарабатывать хорошую зарплату, когда вырастите?
Ответы детей. (да)
Воспитатель: А что для этого нужно делать уже сейчас? Это следующее задание. А помогут нам в этом разноцветные круги. (слайд- 3,)
На экране появляются круги разного цвета и размера.
Воспитатель: Предлагаю вам подумать, кем бы вы хотели работать, выбрать картинку с изображением профессии и рассказать, что вы будете делать, чтобы получить профессию и зарабатывать деньги.
Дети выбирают картинку с изображением профессии, круги, присаживаются на ковер и на планшете выкладывают модель. Каждый ребенок рассказывает о том, что он будет делать, чтобы получить профессию. Предположительный рассказ ребенка:
*маленький круг – Сейчас я хожу в детский сад. Здесь я играю, гуляю, пою, танцую, узнаю много нового о предметах, природе. Учусь правильно и красиво говорить…
*круг побольше – Потом я пойду в школу. Там научусь писать, читать, считать, решать задачи. Буду изучать, (например, профессия врач) как устроен человек, (космонавт) планеты, космос, (
*круг большего размера – После окончания школы, я поступлю в институт. Там меня научат, как лечить людей (врач, строить космические аппараты, запускать их в космос, .
*последний круг- самый большой. Я пойду работать в больницу – врачом, буду помогать людям, и мне за это будут платить зарплату.
Воспитатель хвалит детей и обращает внимание, что на карте стало на одно задание меньше.
Физ. Минутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
4 задание Игра по ТРИЗ «Хорошо – плохо» на ковре в кругу.
Воспитатель: Я буду называть предметы, а вы скажите, что в этом предмете хорошо, а что плохо.
1. Деньги.
«Хорошо»: можно покупать разный товар, если заболел – лекарство, поехать на отдых, заплатить за услугу…
«Плохо»: Их можно потерять, их могут украсть…
2. Пенсионер
«Хорошо»: Он не работает, а получает пенсию, может много времени гулять, путешествовать, проводить время с родными…
«Плохо»: ему много лет, часто болеет, трудно ходить…
3. Студент
«Хорошо»: учится в институте, много друзей, получат стипендию…
«Плохо»: нужно много заниматься, можно не сдать экзамен, получить двойку…
4. Банк
«Хорошо»: можно взять деньги, положить деньги под проценты, заплатить за услугу…
«Плохо»: очереди, нет денег, могут ограбить…
По окончании игры воспитатель обращает внимание детей на экран, где на карте исчезла схема задания.
Воспитатель: Наши испытания на этом не закончились. Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно разделиться на пары, подойдите к столам
Ребята, нам надо из частей собрать целое и сказать, что можно купить за деньги, а что нельзя.
Дети работают в парах.
Дети собирают из частей целое и составляют сложные предложения с союзом «но»
1 Книга
За деньги можно купить книгу, но нельзя купить мудрость.
2. Лекарство
За деньги можно купить лекарство, но нельзя купить здоровье.
3. Дом
За деньги можно купить дом, но нельзя купить не семью.
4. Телохранитель
За деньги можно купить телохранителя, но нельзя купить друга.
Воспитатель хвалит детей и обращает внимание на карту, где исчезла схема последнего задания. В это время отрывается музыкальная шкатулка, в которой находятся медали и сладкие призы.
Воспитатель хвалит детей, вручает приз, проводит анализ занятия.
Вопросы для анализа
1. Ребята, вам сегодня было сложно?
2. Какое задание было самым сложным?
3. С каким заданием вы справились быстро?
4. Какое задание вам понравилось выполнять?
Воспитатель: Сегодня вы все молодцы, все хорошо работали, и у вас получилось забрать свои призы у злой колдуньи. А (имена детей) старались лучше всех. Молодцы.
Непосредственная образовательная деятельностьпо финансовой грамотности подготовительная группа«Семейный бюджет»
Ход ООД
Все стоят в кругу.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять
Будем мяч передавать, свое имя назвать,
Петя, Ваня, Миша, Даша.
Вот и я, вот и я.
Вот и вся наша семья.
-А раз мы семья, то у каждого из нас должна быть своя роль. Я сегодня буду вашей мамой, а вы моими детьми. Согласны? Вот и хорошо, (дети проходят садятся на диван).
Мама: Ребята, мне так нравится приходить домой и радовать вас подарками (Достаю кошелёк) Но. к сожалению, сегодня я не смогла ни чего купить. {Переворачиваю кошелек, и из него на журнальный столик высыпаются несколько монет.) Почему я не смогла этого сделать.
Дети: У нас нет денег.
Мама: Да, это то, что осталось от нашего семейного бюджета.
-Никак не получается экономно расходовать деньги.
А что такое - бюджет?
Дети - это доходы, и. расходы.
Мама
- Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно? Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, нам срочно нужна помощь.
Я знаю, кто нам может помочь. Это ученный кот БАНКНОТ. (входит кот)
Кот Банкнот: Здравствуйте, меня зовут Кот Банкнот. Чем могу вам помочь1; Мама: Ребята давайте расскажем о нашей проблеме.
Дети: у нас в кошельке оказалась вместе с деньгами ракушка и мы не може1У понять почему? И нам очень бы хотелось научиться экономно тратить деньги?
Кот Банкнот: Хорошо, я очень многое знаю о деньгах и предлагаю вам отправиться в прошлое вместе со мной и узнать откуда появились деньги. Н чем можно попасть в прошлое?
Дети: самолет, ракета, машина времени.
Кот Банкнот: Правильно на машине времени. Я открою вам секрет, машина времени перед вами. Дети заходите в машину времени (звучит музыка). Вот вам палочка «перемешалочка» передавайте ее друг другу.
(Дети передовая палочку садятся на стульчики)
Кот Банкнот: Вот мы и оказались в прошлом.
Кот Банкнот: (презентация).
1 слайд Деньги являются универсальным средством оплаты любы товаров. Каждая страна имеет свою собственную систему монет и бумажны денег.
Прошлое денег началось с древнего мира.
2 сайд
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ем) было надо, давала природа.
Охотник, имеющий больше животного меха, менялся им с соседом, поймавшим больше рыбы.
3 слайд Шло время. Крупный рогатый скот стал одной из самых ранних форм денег. Люди, которые имели много коров, считались очень богатыми.
4 слайд Позже зерно и соль стали общей формой денег. У них было преимущество, потому, что их можно было взвесить. Так можно было наглядно определить, кто богаче.
5 слайд Индейцы использовали какао-бобы в качестве денег. Они были очень ценными и их легко было носить с собой.
6 слайд В качестве денег использовались и раковины. В них нередко просверливали отверстия, и ракушки нанизывали на шнур для удобства переноски - так получались ожерелья-кошельки
7 слайд Через какое-то время купцы и путешественники обнаружили, что металл особенно золото и серебро, одинаково высоко ценился. И стали использовать его для торговли и обмена.
8 слайд Из серебра и золота стали чеканить монеты - выдавливать из пластин специальными штампами одинаковые кусочки. Они имели разную форму и стоимость Затем появились деньги похожие на современнее.
9 слайд Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Кот Банкнот: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Кот Банкнот: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в кошельке оказалась ракушка?
Дети: Это древняя денежка.
Кот Банкнот: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.
Мама: Кто Банкнот, научи нас пожалуйста правильно распределять наш бюджет.
Кот Банкнот: Для этого вы должны научиться правильно управлять своим финансами.
Мама: Ребята, всё то, что нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека.
Но потребности бывают разные, могут быть жизненно важные, а могут быть те, без которых человек спокойно может обойтись.
Кот Банкнот: Вот, сейчас проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем продержаться без воздуха. Зажмите нос. (Зажимают нос)
Кот Банкнот: Вы поняли, что человек не может долго прожить без воздуха.
Кот Банкнот: Молодцы, ребята. Я приготовил для вас картинки и прошу мальчиков найти потребности жизненно важные и поместить на доске слева, а девочкам менее важные и поместить их справа.
Кот Банкнот: - А теперь подумайте и скажите какие из этих потребностей можно купить за деньги, а что купить нельзя. (Дети объясняют по очереди.)
Мама: вы немножко устали, (физкультминутка)
(дети становятся в круг. Повторяют движения за воспитателем.)
Раз, два, три, четыре, пять - наклоны туловищем вправо, влево
Дети учатся считать, - пальцы рук сжать и разжать веером Экономить, управлять.
Что считаем? Наш бюджет, - ходьба на месте, руки на поясе,
Экономим газ и свет, - поднять руки вверх Управляем мы деньгами - подпрыгивание на месте Это наша помощь маме.
Шесть, семь, восемь, девять, десять - полуприсядь, с поворотами вправо- влево Экономить будем вместе.
Всей семьей доход считаем - ходьба вокруг себя И расходом управляем!
Мама: Ребята, как вы думаете, а можно ли купить всё, что хочешь? Давайте проверим. Садитесь за столы, перед вами чистые листы бумаги и шаблоны яблока и груши. На одной стороне обведите яблоко. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Молодцы. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.
А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами; любую покупку нужно планировать заранее.
Это будет наше первое правило.
Ребята, что нам необходимо для совершения покупок (Деньги)
Мама: Ребята, а вы знаете, что у каждой монеты -как и у нас с вами должен быть свой дом. Как вы думаете, что это за дом? Кошелек.
2 правило: Бережно относись к деньгам и хранить их в кошельках.
Кошелек есть, а денег то нет. Где же нам их взять?.
Дети: Заработать,
Кот Бонкнот: Правильно, каждый труд должен оплачиваться, вот и вы сейчас поработаете и за каждый правильный ответ вы получите деньги.
- «Белка всё лето и осень делала запасы орехов на зиму. Назовём их доходом или расходом белки (доход)
- Монета круглая, а банкнота. (бумажная)
-Копейка рубль - (бережет)
- Коль трудиться целый год- Будет кругленьким - (доход).
- Будут целыми, как в танке,
Сбереженья в вашем - (банке).
- И врагу, и акробату,
Выдают за труд (зарплату).
- На товаре быть должна,
Обязательно (цена).
- Мама Маше дала 3 рубля, а Денису дала 5 рублей. Могут ли дети купить фломастеры за 10 рублей. Объяснить почему?
- Если тетрадь стоит 2 рубля, а книга стоит на 7 рублей дороже. Сколько стоит книга? Мама: Молодцы! Давайте соединим все деньги и получим ваш общий семейный бюджет. (Дети подходят к воспитателю и высыпают деньги в большой кошелек).
Кот Банкнот: Ну, а теперь самый важный момент. О чем вы меня просили при нашей встрече?
Дети: Научиться экономно тратить деньги Правильно.
Для того, чтобы вам было легче это сделать, послушайте еще одно правило.
3 правило. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
МАМА: Посмотрите, перед вами несколько потребностей.
У каждой потребности своя цена. У нас монетки разного достоинства.
-Ну что, попробуем их распределить.
Еда - 5р.
Оплата квартиры, ком. услуги - 5р,
Больница (Лекарства)- 5р,
Покупка одежды-2р
Поездка на Mope-2AJ Велосипед -2р Шоколадка-1 р
Мама: Как вы думаете, какая из этих потребностей самая важная? На неё мы потратим. Возьмите из нашего семейного бюджета. Следующая по важности?
Остался 1 р и 2потребности. Шоколадка и велосипед.
-Что бы вы выбрали? Вы, конечно, можете купить шоколадку, а можете сэкономить и через время купить новый велосипед.
Кот Банкнот: А это и будет еще одним правилом.
4 Правило. Экономно распоряжайся деньгами. Потраченные средства уже не вернешь. Кот Банкнот: Молодцы! Вы хорошо потрудились. Что вам больше всего понравилось, что запомнилось? Я вижу, вы научились распределять семейный бюджет. Т. е, кто умеет управлять деньгами. Теперь вы понимаете, почему ваши родители не всегда могут купить вам то, что вы хотите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми по теме «Ознакомление детей с произведениями искусства» МЛАДШАЯ ГРУППА
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА, КАК ЧАСТЬ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»Цель:Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, формировать интерес к творчеству художников-ил...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность...
Пособия для обучению детей основам финансовой грамотности
В пособие входят макет банкомата-лэпбука и универсальное платежное окно для организации сюжетно-ролевых игр по оказанию услуг клиенту....
Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»
Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Материал содержит практические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста базисных экономических понятий. Серия конспектов, игр поможет педагогам, объяснить детям, что ценность, сколько...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...