ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
методическая разработка (подготовительная группа)

Материал содержит практические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста базисных экономических понятий. Серия конспектов, игр поможет педагогам, объяснить детям, что ценность, сколько стоит труд, почему невозможно покупать все, что хочется, и ответить на другие сложные вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

в подготовительной группе  

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»



                                                                                           

                                                                                         Воспитатель: Нефедова Т.В.

Пояснительная записка

    Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Ведь сегодня малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. С миром экономики дети впервые знакомятся в детском саду в старшем дошкольном возрасте. На познавательных занятиях воспитанники получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама. Задача воспитателя дошкольной образовательной организации – преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

     В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

     Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной

жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества,

присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только

основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на

протяжении всей жизни.

     Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Поэтому цель данной программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора, экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.

Тематический план

Тема занятия

Цель

Сентябрь

1

Что такое экономика?

Познакомить детей с понятием экономика, определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. 

2

Что мы знаем о деньгах?

Формирование представлений о том, где могут храниться деньги.
Познакомить детей с историей возникновения денег.
Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.
Воспитывать устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям.

3

Хоть семи нам ещё нет, формируем мы бюджет

Продолжать вводить детей в мир экономических отношений. Закрепить с детьми понятие доход, расход, бюджет. Заложить основы планирования семейного бюджета. Закрепить известные детям математические понятия.

Октябрь

1

«Денежные единицы разных стран»

Формирование представлений о валюте, как денежной единице разных стран.

Познакомить воспитанников с денежными единицами разных стран. Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

2

Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта

Раскрыть сущность понятия        «деньги», «монета», «банкнота»,

«пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, закреплять знания детей  о внешнем виде современных денег.

3

«Деньги всякие нужны»

Продолжать знакомить детей с понятием «деньги», «монета», «банкнота». Научить детей понимать назначение денег их необходимость в жизни человека

4

Игра «Путешествие по сказкам»

Формировать начальные представления о финансовой грамотности,  рациональное использование бюджета.

Формировать умение правильно распределять свой бюджет.

Развивать экономическое мышление и математические способности.

Ноябрь

1

Командная игра

«Рекламный бизнес»

Познакомить с понятием «реклама», дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении, научить детей правильно воспринимать рекламу. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области              финансовой    грамотности через игровые средства обучения.

2

Интерактивное занятие

«Как белка училась считать»

  1. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров.
  2. Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.

Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

3

Практическая работа «Мини-банк»

Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем - потом тратим».

4

Почему взрослые работают?

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения           разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность».

Продолжать формировать элементарные представления   о   различных профессиях, специальностях.

Декабрь

1

«Открываем супермаркет»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей  с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Воспитывать бережное отношение к деньгам

2

«Юные финансисты»

Повторить понятие «потребности человека»;

Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится.  Уточнить от чего зависят потребности человека.

Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

3

«Бартер»

Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег,  на основе сказочных персонажей.

Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах.

4

Учимся занимать и отдавать долги

Закрепить понятия «долг», «одалживать», «занимать». Формировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения. Воспитание ответственности, бережного отношения и уважения ко всем видам собственности, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.

Январь

2

Чтение рассказа В. Осеевой «Долг»

Познакомить детей с элементарными экономическими 

понятиями: долг, должник, через рассказ В. Осеевой «Долг».

Формировать экономические понятия детей посредствам рассказа.

Учить видеть в рассказе простейшие экономические понятия.

3

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные  источники (заработная плата, стипендия, пенсия),  расход (обязательный и необязательный).

Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

4

«Экономия тепла, света, воды»

Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и  применению этих знаний на практике. Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и  упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла. Показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов. Воспитывать уважительное отношение к дарам природы.

Февраль

1

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью игровых ситуаций, обсуждения литературных произведений. Показать на примерах игровых средств, как можно развивать такие качества как экономность и бережливость.  Воспитывать у детей навыки и привычки культурного и рационального поведения в быту,  приучать детей бережно расходовать материалы;

2

Игра «Сделал дело – гуляй смело»

Закреплять понятия «бюджет», «доходы – расходы», «экономия», «хочу – надо», «зарплата», «торговля», «банк» и др., - закреплять пословицы и поговорки о труде и деньгах, - учить детей отгадывать сказки по описанию, - повышать мотивацию детей к труду.

3

«Наше богатство»

Расширять знания детей о понятиях «бедность», «богатство», учить различать ценности, которые нельзя купить за деньги, формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся отношения людей, трудолюбие, а не стремление к богатству.

4

Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, активизация имеющихся у детей знаний финансовой грамотности. Познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов.  Учить детей разгадывать логические задачи. Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления. Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев.

Март

1

«Решение простейших арифметических задач»

Закреплять знания дошкольников считать российские рубли и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность.  Развитие познавательного потенциала у дошкольников,  закрепление первичных математических представлений, развитие логического мышления.

2

«Стоимость и цена товара. Из чего складывается стоимость»

Сформировать представление у детей о том, как формируется стоимость товара: вложение средств, затраты труда, качество, спрос и предложение.

3

«Щедрость и жадность»

Формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и других.  

4

«Что такое карманные деньги и как ими распоряжаться?»

Сформировать представление о том, что такое карманные деньги.   Формирование представлений о значимости личных накоплений. Познакомить с понятием, что такое заблаговременные накопления.

Апрель

1

«Создаем свою копилку»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

2

«Путешествие в сказочную страну Экономию»

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях. Воспитывать уважение к любой работе.

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.

3

«Нарисуй дизайн платежной карты и банкомата»

Способствовать проявлению творчества дошкольников

4

Создание книжки «Как сорока карту потеряла!»

Разъяснить о важности соблюдение безопасности при пользовании банковской картой.

Май

1

«Что такое экономия коммунальных услуг»

Формировать у детей дошкольного возраста понимание целесообразности бережливости различных ресурсов

2

«История о рублике»

(просмотр и обсуждение

видео – ролика)

Выявить уровень экономического занятие мышления у детей.

3

Дидактические игры

Конспект ОН. Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель: раскрыть сущность понятия        «деньги»,        «монета»,        «банкнота»,

«пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.

Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты        и        монеты,        чтобы        в        дальнейшем        дети        могли        свободно        называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.

Материал и оборудование: деньги, монеты, банкноты, пластиковая карта.

   Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Буратино, давайте поздороваемся (дети здороваются). Буратино говорит, что нашёл интересный предмет и принёс его нам посмотреть и обсудить.

Воспитатель демонстрирует копилку.

  • Что это такое?
  • Для чего же нужна эта копилка?
  • Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я буду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра «Для чего нам нужны деньги?» Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте;

-для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

  • Если мы едим на автобусе, мы платим?

Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим вм Рассматриваем сначала монеты.

  • Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им. Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

  • Какие монеты вы знаете?

Дети        называют        монеты        разного        достоинства,        воспитатель        демонстрирует данную монету всем детям.

  • Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем. Воспитатель достаёт банкноты.
  • Как можно назвать эти деньги?
  • Банкноты. А какие они?
  • Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

  • Какие банкноты вы знаете?

Дети        называют        банкноты,        воспитатель        демонстрирует        их        детям,        затем проговаривают хором.

Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется

«Дополни». Я        называю        признак        монеты,        а        вы        называете        противоположный признак банкноты и наоборот.

Игра «Дополни»

Монета круглая, а банкнота … Банкнота бумажная, а монета … Монета звенит, а банкнота … Монета металлическая, а банкнота…

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультипликационный фильм «Тётушка сова».

Просмотр мультфильма.

Воспитатель: Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль). А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно все пересчитать (ходьба с выставлением указательного пальца вперед) Сколько в комнате углов? (показать на углы с поворотами туловища)

Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги) Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук)

Сколько пальцев на ногах? (присесть, коснуться носков ног) Сколько в садике скамеек? (полуприседания)

Сколько в пятачке копеек?

Подведение итогов.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

  • Какие бывают деньги?
  • Чем отличается монета от банкноты?
  • Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом? (Наличные деньги).

Домашнее задание

Воспитатель: Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для Буратино и его друзей, которые живут в сказочной стране. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочной стране.

После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.

Что вы придумали: монету или банкноту? Какой она формы?

Как она называется?

Что и почему на ней изображено?

  • А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).

Конспект командной игры «Рекламный бизнес»

Цель: формировать у детей представление о рекламе. Дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении. Научить детей правильно воспринимать рекламу, содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области  финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный и демонстрационный материал, презентация, доска для магнитов.

Предварительная работа: подготовить раздаточный и демонстрационный  материал.

Ход игры:

Беседа. Объяснение понятий.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я рада вас приветствовать. Сегодня мы поговорим с вами о рекламе. А для начала давайте посмотрим мультфильм.

 Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Воспитатель: Почему у старика так и не получилось продать свою корову? Кто согласился помочь старику? Почему у паренька появились покупатели? У кого бы вы захотели бы купить корову, у старика или паренька? Почему? Паренек сумел рассказать о главных достоинствах своего товара, другими словами, сделал хорошую рекламу своему товару. Реклама - это информация о товаре, с целью его более быстрой реализации (продажи). Порой можно дать объявление и ваш товар будет намного легче продать.

Воспитатель: Где можно увидеть рекламу? Какие вы знаете еще рекламы? (Рассматривание рекламных листков из магазинов, объявлений из газет)

Например, мы заходим в магазин «Семья» у кассы лежат газеты с рекламной продукцией, читая её, мы можем быть проинформированы о существующих акциях и сделать свой выбор в покупке товаров. Также реклама нам помогает в выборе посещений различных развлекательных мероприятий, концертов или интересных площадок. Чтобы планировать свой отдых, мы часто обращаемся в туристические агентства, где широко представлены разные страны. Мы опять встречаемся с различными рекламными проспектами».

Перед проведением игры необходимо разделить детей на команды (по 5 человек). Для деления на команды можно использовать карточки разных цветов. При входе в аудиторию каждый участник берет себе 1 карточку любого цвета. Далее команды формируются по данному признаку.

Воспитатель: Вы знаете, кто делает рекламу? Рекламу обычно создают в рекламном агентстве. Там работают художники, дизайнеры, редакторы, корректоры, литераторы, рекламные агенты. Они рисуют необходимую картинку, которая притягивает глаз потенциального покупателя, придумывают текст. Далее придуманную рекламу показывают по телевизору, печатают в газетах, вывешивают на улицах, передают по радио, размещают в Интернете. Каждая команда сегодня будет рекламным агентством и должна прорекламировать свой товар. (Дошкольникам раздаются листы, фломастеры, карандаши, цветная бумага и т.д.) Практическая деятельность в соответствии с ранее озвученными правилами.

Ребята        создают        свою        рекламу        и        представляют        её        для        всех.        Дошкольники показывают свои работы и отвечают на вопросы ведущей.

Конспект ОН. Тема: «Почему взрослые работают?»

Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.

Закреплять понимание экономических        категорий        «потребности»,        «труд»,

«продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления   о   различных профессиях, специальностях.

Материал и оборудование: картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; фрагменты мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6-я серия) - «Работа и зарплата»; лист раскраска с заданием; картинка-задание «Людям каких профессий нужны эти вещи?»; цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Вот и собрался наш круг. Руку дал другу друг.

Ксюша дала руку Леше, А Леша дал руку Тане.....

(про каждого ребенка по кругу) Вот и собрался наш круг. (покачать руками вместе)

Воспитатель: На прошлых занятиях мы с Вами говорили о труде и  профессиях. Разные профессии помогают людям удовлетворять свои потребности.

  • Назовите профессии, которые вы знаете.

(Ответы детей)

  • А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители?

Дети рассказывают о профессиях мам и пап.

  • Как вы думаете, зачем родители ходят на работу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами встретимся с героями мультфильма «Уроки тетушки Совы». И тетушка Сова расскажет, для чего нужно трудиться.

Воспитатель демонстрирует фрагмент мультфильма из серии «Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата» (продолжительность 3 минуты 40 секунд). После просмотра мультфильма воспитатель беседует с детьми.

Воспитатель: Ребята, вот вы просмотрели мультфильм, как вы поняли, о чем этот мультфильм?

(Ответы детей)

  • Что получают люди за работу?

Дети: Зарплату.

Воспитатель: Разная ли работа оплачивается?

Дети: Нет, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима. Воспитатель: Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи? (Ответы детей)

Физминутка

Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью) Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке) Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами) Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками) Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают) Хватит в профессии играть,

Пора занятие продолжать.

Воспитатель        размещает        на        доске        картинки-путаницы        (приложение        № 1)        с изображением людей различных профессий.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доску что вы видите?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, здесь изображены люди разной профессии. Художник перепутал профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что он перепутал.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру:        «Угадай профессию по движениям».

Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.). Затем они меняются местами.

Воспитатель создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию значимости труда.

Воспитатель: Давайте представим, что мы попали в сказочную страну. В нашей сказочной стране нет врачей (учителей, полицейских, продавцов, строителей...). К чему это может привести?

(ответы детей)

В процессе беседы дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей.

Выполнение упражнений в раскраске с заданием (приложение № 2).

Воспитатель: Ребята, какие профессии изображены на этих картинках? Раскрасьте картинки. Объясните, для чего нужны эти профессии.

(ответы детей)

Заключительная часть.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что получают люди за свою работу. Работа бывает самой разной…

А какая работа не оплачивается…? Каждый труд важен и полезен для людей. Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.

Конспект ОН Тема: «Бартер»

Цель: формировать элементарные экономические знания.

Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей.

Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах. Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

Предварительная работа: чтение сказок, заучивание пословиц; посещение с родителями магазина, рынка. Сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей).

Материал и оборудование: сундучок, самовар, горшочек, скалка. Иллюстрации сказок: «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, «Петушок и бобовое зернышко». Проектор, компьютер, презентацией игры «Хочу и надо». Раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок, но сундучок не простой, а волшебный - хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Но здесь замок и мы его должны открыть. Для этого давайте вместе проговорим слова.

Физкультурная минутка

На двери замок-чудак. Не открыть его никак.

(пальцы сцеплены в замок)

Я его и так, я его, и сяк, я его туда, я его сюда.

(несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)

Ну, никак не открывается!

(выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок») Вынул связку я ключей - ну-ка, ключик, поскорей! (энергично встряхивать кистью одной руки)

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.

(поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой)

Этот ключик - от сарая.

(поднять большой палец вверх)

Вынул связку я другую.

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. (те же движения выполнить другой рукой)

Этот ключик - повертели, покрутили, Постучали и открыли.

(развести руки в стороны)

Воспитатель: Я открываю сундучок… и что это?

Дети: Самовар

Воспитатель: Ответьте ребята, в какой сказке есть этот предмет?

Дети: «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского. Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки (Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.)

Воспитатель: А что было дальше?

(Пошла муха на базар И купила самовар).

Воспитатель: А что она отдала за самовар? (денежку)

Дети: Она заплатила за самовар денежку. Воспитатель: Ребята, денежка - это что такое? (ответы детей)

Воспитатель: Да, деньги - это рубли и монеты, на которые можно что-то купить. А зачем муха купила самовар?

Дети: Чтобы угостить гостей чаем. Воспитатель: Нужную покупку сделала муха? Игра презентация «Хочу и надо»

(Показ слайдов. «Надо» - предметы, без каких человек не сможет жить, потребности физиологические, общение).

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали. Раз, два - выше голова.

Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - всем присесть.

Семь, восемь - встать попросим.

Девять, десять - И работать продолжаем.

Воспитатель: А что еще можно купить на рынке? (дети перечисляют) Как все это называется?

Дети: Товар.

Воспитатель: У меня нет денег, но есть вот такие красивые яблоки. А мне очень хочется слив. Как мне их получить? (предположения детей). Да, я могу обменять сливы на яблоки. И это называется бартер.

Воспитатель: Сейчас я достану еще один сказочный предмет. Что это, ребята?

Дети: Горшочек.

Воспитатель: Как вы думаете, горшочек, из какой сказки?

Дети: «Горшочек каши» Братьев Гримм.

Воспитатель: О каком обмене рассказывается в этой сказке?

Дети: Старушка за ягоды дала девочке горшочек. Воспитатель: Как по-другому можно сказать об их обмене? Дети: Бартер.

Воспитатель: А вот еще один предмет из сундучка.

Дети: Скалочка.

Воспитатель: Какому сказочному герою она принадлежит?

Дети: Лисичке.

Воспитатель: А сказка называется?

Дети: Лисичка со скалочкой.

Воспитатель: Что делала лисичка в сказке?

Дети: Она делала обмен.

Воспитатель: Правильно. Как по-другому можно сказать?

Дети: Она совершала бартер.

Воспитатель: Действия лисы были честными?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему вы так думаете? (ответы детей) Верно, обмен был выгоден только лисе. Каков конец у сказки? Давайте вспомним пословицы и поговорки о честности.

Не честно просишь, неохотно дать. Честность всего дороже.

Честные глаза в бок не глядят. Честное дело не таится.

А в каких еще сказках герои совершают бартер?

(«Кувшинчик и дудочка», «Петушок и бобовое         зернышко». Если        дети затрудняются, показываю картинки-подсказки).

Практическая        работа        детей:        Составление        книги        о        бартере.        Раскрашивание иллюстраций к выше названным сказкам.

Итог:

Воспитатель: Какое новое слово вы сегодня узнали?

Дети: Бартер.

Воспитатель: Что оно означает? (ответы детей

Конспект ОН «Учимся занимать и отдавать долги».

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей подготовительного дошкольного возраста.  Закрепить понятия «долг», «одалживать», «занимать». 

Формировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения. Формировать понимание о том, что если взял что – то на время, обязан вовремя вернуть, представление о возможных последствиях займов.

Оборудование: Письмо, картинки с изображением героев сказки «Три медведя», бумага, красные и синие карандаши, рассказ В. Осеевой «Долг».  

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей). Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение!
                Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
                Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
                Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
                Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
Воспитатель: А теперь я прошу вас присесть на стулья. (Дети рассаживаются на стулья). Сегодня утром у дверей нашей группы я нашла конверт, в котором было письмо. А от кого пришло письмо, вы узнаете, отгадав загадку:

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Воспитатель: Давайте прочтем письмо:
Доброе утро, ребята!
Жили-были мы -  медведи,
Отдалённо от соседей,
Где у леса, на опушке,
Возвели себе избушку.
Приложили сил немало, -
Как дворец избушка стала.
И лесные все соседи
Говорили про медведей:
"Не семья, а загляденье -
Вызывает уваженье!"
Вот однажды, в день прекрасный,
Летний, солнечный и ясный,
Всей семьёй собрались в город
Ведь для нас чудес он полон.

-У нас очень дружная семья.  Мы работаем и не в чем себе не отказываем. Но получилось так, что мы потратили всю зарплату: купили много сладостей, игрушек. И сейчас мы остались совсем без денег. А нам каждый день нужно покупать продукты, купить билеты на автобус, чтобы поехать домой. Я подумал, может, вы сможете мне чем то помочь.

Воспитатель: Ребята, что случилось у медведей? (они потратили все деньги)

Воспитатель: Ребята, а правильно сделали медведи, потратив всю зарплату на игрушки и сладости? (нет)

Воспитатель: А вы знаете, как правильно тратить деньги? Нужно разграничить «Хочу» и «Надо». Вставайте в круг поиграем, вспомним и научим наших медведей как правильно тратить деньги. Я буду называть действия, а вы будете говорить «хочу» и «надо».

Игра с мячом «Хочу» и «Надо»:

    1.Покупать дорогие игрушки.

    2.Оплачивать за квартиру

    3.Покупать продукты.

    4.Покупать много разной одежды.

    5.Просить у мамы куклу.

    6.Купить шапку на зиму.

    7.Заплатить за квартиру.

    8.Покупать много сладостей.

    9.Заплатить за проезд.

   10.Покупать мебель, посуду.

Воспитатель: Верно, ребята, я надеюсь, что медведи запомнят, как правильно тратить деньги, но нам все равно нужно им помочь, ведь они остались совсем без денег.

Воспитатель: Ребята, подскажите как мы можем им помочь?  (одолжить медведям деньги)

Воспитатель: Верно. Мы можем одолжить медведям  деньги!

Воспитатель: Одолжить – это значит дать деньги взаймы, или в долг, на какое то время, с возвратом. Повторите «Одолжить».

А занять – значит попросить деньги взаймы, взять их на какое то время. Т.е медведи у нас берут (занимают), а мы одалживаем (даем). Повторите «занять», «одолжить». Что значит одолжить? Кто то уже знаком с этим действием и занимал на время игрушку у своих друзей, чтобы поиграть. Кто брал на время другую вещь (карандаш, краски, клей и пр.). Когда мы берем чужую вещь, чтобы временно ее попользоваться, мы ее занимаем. Одновременно у нас возникает долг, мы должны эту вещь вернуть, мы становимся должниками.
Сейчас мы с вами будем одалживать и занимать. Давайте с вами поиграем в игру, чтобы научиться одалживать и отдавать долг.

Игра «Занять и одолжить»

Дети делятся  на две группы, у каждого по листу бумаги, одной группе выдаем красные карандаши, другой – синие. Обеим группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри. Дети выполняют задание. Чтобы выполнить задание им придется занимать друг у друга и одалживать карандаши.
- Молодцы, вы все верно выполнили задание. А вы вернули одолженный карандаш? Ребята, запомните, что долг надо обязательно отдавать, а если не уверены что сможете отдать, то лучше не занимать. Существует поговорка: «Бойся долгов как лихих врагов». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей). Как человек боится врагов и старается их не иметь, так и надо стараться не иметь долгов. Одалживать можно не только деньги.
Давайте внимательно послушаем рассказ Валентины Осеевой «Долг», (чтение рассказа воспитателем):
Принес Ваня в класс коллекцию марок.
— Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь, что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

— Бери, конечно! — согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

«— Я тебе потом отдам», — сказал он Ване.

— Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.

— Кругом я у тебя в долгу!

«— Какой это долг», — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…

«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

— За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

— Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

— Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!

— Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!

Беседа по прочитанному.

Дети, понравился вам рассказ?

Дети, о ком этот рассказ?

Понравилась ли Ванина коллекция марок Пете?

Почему Петя решил попросить марки у Вани? Что он увидел?

Но что пообещал Петя Ване?

Как вы думаете, марки взял Петя в долг? На время? (Да, пообещал вернуть)

К кому в рассказе подходит слово, понятие «должник»?

Вернул ли Петя марки Ване? Почему не вернул?

Требовал ли Ваня вернуть марки? Вернуть долг?

Почему же Петя так разволновался, так разнервничался? Даже спать спокойно не мог. ( Ляжет он спать и мечтает: «Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»)

Воспитатель: Конечно, Петю замучила совесть. Петя признавал эту ошибку перед собой. Раз пообещал, надо отдать вовремя долг. Именно поэтому он нагрубил Ване. ( «Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

— Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?)

Дети, отдал Петя Ване долг? ( «Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.)

— Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. —  Ничего за мной не пропало!»).

А как Ваня отреагировал? («Нет, пропало! —  говорит Ваня. —  И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!»)

А, что же пропало? (Дружба)

Как вы думаете, надо вовремя возвращать все долги, как пообещали? Почему?

Психогимнастика: «Поссорились и помирились»

Дети изображают сначала поссорившихся детей. Выразительные движения. Парами. Двое детей стоят друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной. Затем помирившихся. Выразительные движения. Дети поворачиваются друг к другу лицом и, улыбаются, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце помирились.

Пусть и герои рассказа В. Осеевой помирятся!

Воспитатель: А нам, чтобы одолжить деньги медведям,  для начала нужно их заработать, потрудиться. Для этого мы будем выполнять задания, за это получать фишки, а потом мы их поменяем на деньги в нашем волшебном банкомате.

Итак, задание: «Загадки»

На каждый правильный ответ я буду выдавать фишку.

  1. Половинку от зарплаты, называют как ребята? (аванс)
  2. Будут целыми как в танке, сбережения в вашем  (в банке)…
  3. Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно (весы)…
  4. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
  5. И врачу и акробату, выдают за труд…(заработную плату)
  6. Мебель, хлеб и огурцы, продают нам…(продавцы)
  7. Люди ходят на базар, там дешевле весь…(товар)
  8. На товаре быть должна, обязательно…(цена)

Воспитатель: Все выполнили задания, получили фишки. А теперь пора их разменять на волшебном банкомате.

Подходят к  банкомату, достают фишки и меняют их на деньги.

Воспитатель: Вот сколько мы денег заработали для медведей, и сможем им одолжить. Мы их отправим нашим медведям. И медведи должны  запомнить, что деньги нужно экономить и не тратить их на ненужное. А если занял деньги, то обязательно постараться вернуть долг как можно быстрее.

Воспитатель: Ребята,  что сегодня у нас произошло? От кого мы получили письмо? А что у них случилось? Как мы им помогли? ( ответы детей)

Конспект ОН. Тема: «Путешествие в сказочную страну Экономию»

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.

Материал и оборудование: картинки (монеты, деньги, цена, кассир, продавец), игрушка Незнайка, компьютер, проектор, картинки (пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач, няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец).

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень люблю сказки!!! А вы? Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну Экономию! Вы согласны? Тогда в путь. Представьте себе, что мы находимся в аэропорту Тридевятого царства. Мы собрались здесь, чтобы лететь в сказочную страну. И вдруг мы слышим, как диспетчер Шапокляк объявляет, что рейс №15 в сказочную страну не состоится. Но Мальвина добавляет свое объявление: «Для пассажиров, которые очень торопятся попасть в страну сказок, может быть предоставлен ковер-самолет «От Алладина» класса Люкс. Лететь на ковре-самолете сможет тот, кто отгадает загадки:

  1. Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (монета).
  2. Как не берегутся, а растрясутся (деньги).
  3. На товаре быть должна обязательно ... (цена).
  4. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт ... (кассир).
  5. Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы).

Воспитатель: Ребята, садитесь в ковер-самолет. Ну, вот мы и в сказочной стране очутились. Присаживайтесь на стулья и вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что- то, собирали, копили деньги.

Дети: «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик»,

«Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Ребята если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет:

Покупала самовар,

А спасал её комар.

Дети: Муха-цокотуха.

Воспитатель: Дети, а что муха нашла?

Дети: «Денежку».

Воспитатель: А что такое «деньги»?

Дети: Особые ценные бумаги, на которые можно что-то купить.

Воспитатель: Молодцы! Что сделала муха?

Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар».

Воспитатель:        А        затем        муха        пригласила        всех на        чаепитие.…        А как        бы        вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха?

(Ответы детей, обсуждение).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете поговорки о бережливости, экономии?

Поговорки

Цыплят по осени считают. Лиса и во сне кур считает.

Запасливый лучше богатого. Сегодня густо, а завтра - пусто.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет. Считай деньги в своем кармане!

Подрасту - свое наживу. Деньги счет любят.

Из копеек рубли вырастают.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит! Скупой платит дважды.

Делу время - потехе час.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Воспитатель: Мухе мы помогли, она теперь узнала, как быть бережливой. Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру и узнать побольше о   жизни сказочных героев.

Игра «Услуги и товары» Суть игры:

Из-за театральной ширмы слышать голос героя.

Незнайка: Ребята,   я решил печь пирожки и продавать их лесным   жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец и т.д.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия.

Воспитатель: Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

Дети: Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги. Воспитатель: Молодцы ребята. По-моему, еще один сказочный герой спешит к нам. Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду...»

Воспитатель: Дети, а экономить - это хорошо? А как вы можете сэкономить и помочь родителям?

Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать.

Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что искали герои мультфильма про кота Матроскина?

Дети: Клад.

Физминутка

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад) Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу) Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

Воспитатель: Ребята, а у меня для вас еще одна игра - «Наоборот». Помощниками нам в этом будут экономические слова. Я называю слово, а вы его «отражение»! Давайте попробуем!

Игра - «Наоборот» Покупатель - продавец Покупка - продажа Дорого - дешево Доход - расход Тратить - копить

Наличные - безналичные

Высокие (цены) - низкие (цены).

Воспитатель: Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями и в награду за это вы получаете медали «Лучшим Знатокам». А сегодня наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Вы знаете, какие-нибудь волшебные слова? (ответы детей). Тогда все вместе скажем Крибли-крабли-бумс! Вокруг себя обернись - в детском саду очутись! Ну, вот мы и вернулись, вам понравилось путешествие? Хотите еще побывать в сказочной стране Экономии? Думаю, что это вполне возможно! Спасибо!

Конспект ОН. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия), расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет. Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги).   Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский

«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Материал и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением   различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья.

Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

Из кого она состоит?

Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

Что делает мама?

Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?

Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.

Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?

Дети: Продукты.

Появляется Незнайка. Он начинает мешать детям при ответах, то есть называть слова, которые не обозначают продукты и водить в заблуждение детей. Этот персонаж участвует на протяжении всего занятия.

Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?

Дети: Порошок, мыло.

Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: Чистящее средство.

Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: Без денег.

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Воспитатель: Давайте передохнем немного.

Физминутка

Руки поднялись у нас - это «раз», Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать - это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Воспитатель: Продолжаем работать. Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию        брата и сестры, то        получается        доход, составляющий  семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей)

А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.

Воспитатель: Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.

Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест пирожное, поэтому пирожное        тоже        можно        назвать        товаром        длительного        пользования.        Дети объясняют, почему это не так.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования. Назовите, какие это товары?

Дети: Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д. Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.

Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д. Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это: а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Дети: За телефон, за детский сад, за свет, и т.д.

Воспитатель: Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Конспект ОН. Тема: «Экономия тепла, света, воды»

Цель: Развить познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. Продолжать формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упрощённое объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла. Формировать у детей потребность в их экономии.

Материал и оборудование: игрушки Буратино и Маша, демонстрационный  материал «Электроприборы», колокольчик, материал для эксперимента.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем, друг друга, вставайте в круг. Приветствие сопровождается движениями:

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп! Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! Пухленькие щечки? Плюх-плюх-плюх! Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок! Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип! Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!

Стук в дверь, входит кукла Маша (или любой персонаж)

Кукла Маша:

Здравствуйте, мои друзья, Меня зовут Маша.

Я очень бережлива, И ко всем советам, я.

Прошу прислушаться, друзья! Я пришла сегодня к вам

С таким предложением,

Давайте все обучимся энергосбережению.

Воспитатель: Здравствуй Машенька, мы рады с тобой подружиться, а кто-то к нам еще стучится?

Входит Чебурашка

Чебурашка: Это я, Чебурашка. Я ходил по улицам и очень, замерз, вот зашел к вам погреться, а у вас в группе тепло, уютно, и, наверное, вода горячая есть, я люблю поплескаться в воде.

Воспитатель: А правила бережного и экономного отношения к воде ты знаешь? Чебурашка: А мне воды не жалко у нас в доме водопровод есть. И горячей и холодной воды сколько хочешь. Я даже иногда даже кран не закрываю.

Кукла Маша: Но воду беречь надо.

Воспитатель: Правильно Машенька, воду надо беречь, не открывать кран сильно, струя воды должна быть тоненькой, ремонтировать кран, если он сломается и капает вода, когда чистишь зубы воду надо наливать в стаканчик. Так мы сохраняем природные ресурсы и экономим деньги, которые платим за воду.

Чебурашка: Я постараюсь запомнить эти правила. А у вас так тепло, и уходить не хочется!

Кукла Маша: У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует его подготовить, тогда никакой холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?

Чебурашка: Да никак! Думал, придёт зима, подключат   отопление,   тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.

Кукла Маша: Понятно, в твоём доме топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадёт, а тепла не будет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, чтобы в доме было тепло?

Дети: Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать.

Кукла Маша: Пойдем Чебурашка, я тебе позже помогу утеплить твой дом. Воспитатель: Смотрите Машенька конверт оставила, наверное, в нём для нас письмо.На конверте написано: «Детский сад №14, подготовительная группа «Б». Ребятам.        Советы        от Машеньки».Как интересно,        письмо        то        в картинках. Давайте попробуем его прочитать.

Дидактическая игра «Береги тепло и воду» Воспитатель: Какие важные советы даёт нам Машенька?

Выставляются два совета в картинках: «Береги воду. Не выпускай тепло». Воспитатель: Ребята, вы, наверное, хотели бы побывать в гостях у Машеньки? А как вы думаете, какой у нее дом?

Дети: Чистый, уютный, красивый, аккуратный, тёплый.

Воспитатель: А что значит уютный дом?

Дети: Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно.

Воспитатель: Ребята, а мы сейчас с вами поиграем, в игру называется, игра

«Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

Мам может стирать бельё (стиральной машине). Папа может пылесосить ковёр (пылесосом).

Дочь может гладить белье (утюгом).

Бабушка достаёт продукты из (холодильника). Можно готовить на (плите).

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть:

Посмотреть (телевизор), Послушать (радио), Поговорить по (телефону),

Почитать книгу, сидя около (настольной лампы).

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать, одним словом все эти предметы Дети: Электроприборы.

Воспитатель: Что служит питанием для электроприборов?

Дети: Электричество, электроток, электроэнергия.

Воспитатель: А откуда поступает электроэнергия в дом? (С электростанции). Где в каждом доме живёт электричество? (В розетках).

Как ток попадает к нам в квартиры? (По проводам). Воспитатель: Ребята давайте разомнемся, а то засиделись. Физкультминутка

Ток бежит по проводам,                (Бег на месте) Свет несёт в квартиру нам.                        («Фонарики») Чтоб работали приборы,        («Моторчик»)

Холодильник, мониторы.        ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой

Кофемолки, пылесос,        прибор)

Ток энергию принёс.        (Взяться за руки)

Воспитатель: Ребята, а что будет в доме, если включить все электроприборы?

Дети: Сгорит всё, будет болеть голова от шума, будем много денег платить, не успеет вырабатываться электроэнергия, будет загрязняться окружающая среда.

Воспитатель: А что        делать,        если        электричество        отключиться? Как        жить        без

электроприборов?

Дети: Свечу зажечь, сохраняются природные ресурсы.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в «Загадалки - объяснялки»

Для этого одни ребята загадают предмет по картинке, а другие отгадают и расскажут, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получите монетки. (Варианты: этим предметом можно сделать бельё гладким, ровным; с помощью этого устройства можно узнать новости, сведения о погоде, послушать музыку).

Игра «Скажи со словом «электрический» (по картинкам).

Названия    предметов     из     предыдущей     игры     согласовать     со     словом

«электрический». Например, электрический утюг и т.д.

Воспитатель: При правильном обращении с электроприборами мы сможем сэкономить каждую искорку электричества. Учёные тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое её количество можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдёт по проводам и сможет гореть лампочка.

Проводится опыт с батарейкой.

Воспитатель: Почему загорелась лампочка? (Ответы детей: в батарейке есть запас электроэнергии).

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик).

Подведение итогов занятия.

Ребята рассказывают, что они сегодня узнали на занятии.

Дидактическая игра «Школа банкиров»

Цель: Закрепление знаний о цифровом ряде, умение соотносить цифру и количество.

Оборудование: купюры разного достоинства

Ход игры: Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая - меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры, какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.

Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой - в 5 рублей; в третий - в 1 рубль.

Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).

Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).

Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами. Правильные ответы поощряются звездочками. Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья – за квартиру и т. д.

Воспитатель: Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.

Дидактическая игра "Накопи-КА"

Цель: Формирование у детей умения сравнивать количество монет.

Оборудование: игровое поле, кубик, кошелёчки на каждого ребёнка, монеты.

Ход игры: Количество игроков 1-4. На игровом поле, в районе слова "Банк" располагаются монеты. Игрок бросает кубик и делает столько шажков, сколько выпадет на кубике и совершает действия в соответствии с выпавшей клеточкой: +1, +2, +4, +5 - взять из банка соответствующее количество монет.

-1, -3 - вернуть в банк соответствующее количество монет.

Побеждает тот, у кого к концу игры в кошельке окажется большее количество монет.

Усложнить: Предложить посчитать, сколько монет " на руках", а сколько осталось в банке.

Дидактическая игра: «Магазин»

Цель: Расширение представления детей о том, что такое магазин, для чего нужны деньги.

Оборудование: разные товары, картинки с названиями магазинов, деньги, ценники.

Ход игры:

В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары, у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

- одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

- Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. А так же попробовать купить запланированные покупки, чтобы осталась сдача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей  группы...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми средней группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми средней   группы...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность...

Пособия для обучению детей основам финансовой грамотности

В пособие входят макет банкомата-лэпбука  и универсальное платежное окно для организации сюжетно-ролевых игр по оказанию услуг клиенту....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность...

Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»

Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»...