Консультация-практикум «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок к финансовой грамотности»
консультация по основам финансовой грамотности
Дошкольники и экономика на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Но если непредвзято взглянуть на реалии сегодняшнего дня, то мы увидим, что современная экономическая действительность является одной из жизненно важных областей, в которую ребенок невольно «включается» с детских лет.
Формирование основ экономической грамотности обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между дошкольным учреждением и школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ekonomika_dlya_doshk_.docx | 382.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация-практикум
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок к финансовой грамотности.
Изучаем программу экономического воспитания дошкольников»»
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах Т.Г. Хромцевой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
В современном мире социальная безопасность детства рассматривается в ряду важнейших факторов экономического и культурного развития общества и является одним из социально-экономических прав и свобод личности каждого ребенка.
Дошкольники и экономика на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Но если непредвзято взглянуть на реалии сегодняшнего дня, то мы увидим, что современная экономическая действительность является одной из жизненно важных областей, в которую ребенок невольно «включается» с детских лет.
Формирование основ экономической грамотности обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между дошкольным учреждением и школой.
В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р отмечено: «В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.»
важная роль в работе по данному направлению отведено образовательным организациям. Чем раньше и доступнее гражданин нашей страны познакомится с основами финансовой грамотности, тем легче он сможет адаптироваться к сложным финансовым взаимоотношениям»
Раннее знакомство дошкольника с основами экономической грамотности поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни, что в свою очередь является неотъемлемой частью обеспечения социальной безопасности ребенка.
Поэтому, в программу нашего дошкольного учреждения с этого учебного года введена Примерная образовательная парциальная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи Программы заключаются в том, чтобы помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы:
- учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности,
- тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания,
- комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием:
- «Труд и продукт (товар)»,
- «Деньги и цена (стоимость)»,
- «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»,
- «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому чело веку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
В результате освоения Программы дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
1-й раздел. «Труд и продукт труда (товар)»
Труд - основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.).
Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность - предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.
Результатом труда людей является продукт - полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда - это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь - это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.
Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.
За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.
Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.
Педагогические задачи:
• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
2-й раздел.
«Деньги и цена (стоимость)»
Понятие «деньги» Что такое деньги и зачем они нужны:
• Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).
• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
• Деньги как средство платежа, накоплений.
• Обмен денег (причины, правила).
Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.
В каждой стране свои деньги. В России - рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится.
Откуда берутся деньги? Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).
Зачем людям нужны деньги?
Цена (стоимость)
• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».
Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту сумму.
Торговля и торг
• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
• Хозяин товара и продавец.
• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).
Бюджет (на примере бюджета семьи)
• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.
Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.
Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что - в следующий раз (приоритетность, планирование).
Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).
Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.
Источники дохода
Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель - не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.
Педагогические задачи:
- познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение
к деньгам как к части культуры каждой страны;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
3-й раздел «Реклама: правда и ложь,
разум и чувства, желания и возможности»
Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку - воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.
Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
Что такое реклама?
Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).
Беседы о рекламе, запомнившейся детям.
Реклама в повседневной жизни ребенка :
- мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»;
- друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»;
- ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).
Сочиняем рекламу
Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.
Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Педагогические задачи:
- дать представление о рекламе, ее назначении;
- поощрять объективное отношение детей к рекламе;
- развивать у детей способность различать рекламные уловки;
- учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
- учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
4-й раздел. «Полезные экономические навыки
и привычки в быту»
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.
Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).
Воспитание у детей следующих привычек:
- бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим - взрослым, сверстникам;
- разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
- экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
- нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Если экономить и беречь - хорошо, то почему же жадничать — плохо?
Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере
Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок
«Труд и продукт (товар)»
• Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».
• Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».
«Деньги и цена (стоимость)»
• Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
• Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».
«Реклама»
• Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».
Что же важнее денег? Представление о честном труде - в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее).
Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда ли обязательно делать выбор? Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем):
- поделить поровну; разыграть;
- отдать тому, кому нужнее;
- сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога - или испечь новый пирог, которого хватит на всех);
- поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.
Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный,
щедрый, добрый, честный, запасливый и др.
Педагогические задачи:
- формировать представление о том, что к вещам надо относиться
с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд,
старание, любовь;
- воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия
с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
- воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между
удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных,
эгоистических и альтруистических потребностей;
- дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо
компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного
выбора и др.
Насколько доступными и полезными станут полученные знания по финансовой грамотности, зависит от используемых методов и приемов, применяемых педагогами детского сада.
В основе разрабатываемых мероприятий лежат принципы:
- доступности;
- соответствие возрастным особенностям;
- научности;
- социально-нравственной безопасности.
Основной формой обучения остается игра. Именно через игру ребенок сможет доступно узнать, уточнить и закрепить представления о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки. В дидактических и сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе получения первых знаний по экономике ребенок сможет осознать смысл таких качеств, как бережливость, экономность, рациональность, получит возможность проверить свои знания на практике, проявить самостоятельность. Совокупность полученных социально-коммуникативных, нравственных качеств позволят сделать полученные знания по экономике полезными и эффективными.
Практикум.
Для того, чтобы познакомить ребят с основными экономическими понятиями, необходимо самим иметь базовые знания в этой области. Уверена, что многие понятия вам знакомы, а что-то Вы откроете вместе с детьми. В любом случае это познавательная и нужная современному человеку программа.
1 – е задание «Кроссворд»
Сначала вам предлагается решить кроссворд.
Банк - финансовая организация, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов.
Товар – продукт труда, созданный с целью продажи или обмена на другие продукты или деньги
Деньги - это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг.
Бартер – честный обмен товарами, «товар за товар»
Валюта - это денежная единица любой страны.
Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, прототип профессии
Услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц
Зарплата - (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. (ст. 129 ТК России)
Бюджет - распределение доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год
Экономика – деятельность человека, связанная с производством жизненных благ, отрасль социальных наук, изучающая хозяйственную деятельность человека.
2-е задание «Мудрые сказки»
Назовите примеры сказок, в которых говорится о труде и продукте труда (товаре)
• Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».
Назовите примеры сказок, в которых говорится о деньгах, цене и стоимости.
«Деньги и цена (стоимость)»
• Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Назовите сказки, в которых есть примеры рекламы
• Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».
3-е задание «Фольклор и экономика»
• Вспомните пословицы и поговорки о труде и товаре: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».
• Вспомните пословицы и поговорки о деньгах и стоимости: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».
Источники:
1. https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33048
2. http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2009_10-1_37.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.
Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....
Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет
Программа по дополнительному образованию финансово-экономической грамотности для старших дошкольников...
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.
Презентация о финансовой грамотности и ее важности в жизни дошкольника. Приречислены главные истины о деньгах, которые необходимо знать дошкольнику. Подобран список литературы для обучению детей финан...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск
1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...
План реализации парциальной образовательной программы дошкольного воспитания «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...