Картотека литературных произведений по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Белякова Татьяна Викторовна

Картотека литературных произведений по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

(информационный ресурс для педагогов и родителей, содержащий нормы и ценности, принятые в обществе, связанные с отношением к личным и

семейным финансам)

Справочный материал:

Экономические категории/понятия: деньги, труд, бюджет, профессии, реклама, потребности, бережливость, копилка, бартер и др.

 

Социально-нравственные      качества:    бережливость,         ответственность, смекалка, трудолюбие,усердие, обязанность, рациональность и др.

 

Автор, название

Модуль/ Идея/ Понятие/

Экономические категории/Описание

(для формирования финансовой грамотности)

Возраст ные

рекомен дации

1

Эдуард Матвеев

“Дима и Совёнок.

Полезная сказка о финансах” Пермь, 2021

Экономические категории: деньги, потребности, труд, результат труда и т.д.

Социально - нравственные качества: бережливость, ответственность.

Краткое содержание: Мальчик Дима подружился с говорящим Совёнком. Совёнок и другие жители волшебного леса (описанного в книге «Лесная биржа»), а ещё, конечно, папа и мама, помогают Диме научиться распоряжаться деньгами, правильно их тратить и сберегать, не поддаваться на обман и избегать опасностей, отстаивать свои права и приходить на выручку друзьям.

с 5 лет

 

К. Чуковский

“Федорино горе”

Экономические категории: домашний труд, результат труда

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, бережливость, расширение представлений о домашнем труде, формирование понимания необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательного отношения к лени, неопрятности.

Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет

 

     

 

 

 

она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она.Засмеялись кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!» Вопросы:

  • Почему домашняя утварь убежала отФедоры?
  • Каким образом Федора их вернула?- Как Федору отблагодарили за труд?
  • Какую домашнюю работу вы знаете ивыполняете?
  • Почему от Федоры убежала домашняяутварь?
  • Любили ли предметы домашнего обиходасвою хозяйку?
  • Почему беглецы вернулись к Федоре?
  • Кого называют бережливым,трудолюбивым?

Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.

 

 

“Как коза избушку

построила”

(русская народная сказка)

Экономические   категории: потребности, возможности.

Социально-нравственные качества: усердия, заботливость, ответственность, настойчивость.

Краткое содержание:Коза с козлятами ушла от старухи-горюхи в лес. долго не могла найти место для своей избушке. яблоня, ёлка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. боялись,что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими

с 5 лет

 

 

 

ветками.

 

 

“Теремтеремок”

(русская народная сказка)

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.

Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность взаимовыручке.

Вывод: Сказка отражает труд людей. Расширяет понимание необходимости труда, значимость разделение домашних обязанностей между всеми жителями теремка.

с 5 лет

 

“Крошечка-

Хаврошечка”

(русская народная сказка)

Экономические категории: труд,обязанности. Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь, умение дружить, верность слову.

Вывод:Сказка     формирует         положительное отношение к людям, качественно выполняющим любую работу.

с 5 лет

 

“Мужик и медведь”

(русская народная сказка)

Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость,  смекалка,         чувство справедливости.

Краткое содержание.  Посеял  мужик репу.

Пришел  к   нему  медведь  и  говорит,   что

«заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет,то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Вопросы:

  • Чем занимался мужик в поле?
  • Каким образом он поделил урожай?

с 5 лет

 

 

 

  • Зачем мужик повез репу в город?
  • Почему мужик посеял на следующий год рожь?
  • Какую работу выполнял мужик: нужную(важную) или нет?
  • Как мужик сохранил урожай?
  • Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
  • Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

Сказка,     показывающая    быт,        традиции народа, особенности ведения народного хозяйства.

 

 

К.И. Чуковский

“МухаЦокотуха”

Экономические категории: деньги, товар, доходы, расходы

Социально-нравственные качества:расчетливость, жадность, бесстрашие

с 4 лет

 

С.Михалков

“Как старик корову продавал”

Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар.

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта, наивность

Вывод:Сказка раскрывает значение рекламы и целенаправленное распространение информации о товаре с целью его продажи.

с 5 лет

 

С.Михалков

“А что у вас?”

Экономические категории: профессии, труд, результат труда.

Социально-нравственные качества: уважение к труду, к различным профессиям

с 4 лет

 

«Три поросенка»

Английская сказка

Экономические категории: труд, потребности

Социально-нравственныекачества: трудолюбие-лень, расчетливость, смекалка, чувство справедливости, уважение к результатам чужого труда, привитие уважения и хозяйского подхода к использованию природных ресурсов.

Краткое содержание. Жили-были на свете три поросенка. Звали поросят Ниф-Ниф, Наф-Наф,

Нуф-Нуф. Наф-Наф был самый умный поросенок. Он предложил братьям к зиме

с 4 лет

imageпостроить дом, но братья ленились, им не хотелось заниматься работой. Наф-Наф стал строить дом из камня, надежный, прочный. Поставил тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не смог к нему забраться. Наконец и братья занялись работой. Ниф-Ниф решил, что проще и быстрее построить дом из соломы. Уже к вечеру его хижина была готова. Нуф-Нуф решил построить свой дом из веток и тонких прутьев. Оба брата быстро закончили работу, и пошли гулять в лес. Волк увидел их и решил съесть. Каждый поросенок побежал к своему домику.Соломенный домик Ниф-Нифа волк снес как пушинку. Домик

Нуф-Нуфа простоял дольше, но тоже развалился. Братья прибежали к каменному домику Наф-Нафа. Как ни старался волк разрушить каменный дом, он стоял, как крепость. Волку пришлось уйти в лес. С тех пор братья стали жить вместе под одной крышей.

Вопросы:

  • Почему поросята начали строить дома?
  • Из какого материала поросята строили дома?
  • Какой         дом   оказался    самым прочным?

Почему?

  • Кто   из      них    позаботился        о       своей безопасности?
  • Почему Наф-Наф начал строить дом один?
  • Чем были заняты поросята – отдыхом или работой?
  • Как трудились Ниф-Ниф и Нуф-Нуф?

Вывод: Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф-Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко их сломал

Братья Гримм       Экономические категории: труд, результат труда,     с 5 лет «Выгодное дело»    доход, деньги, обмен, бартер.

Социально-нравственные качества: умения предвидеть результат, смекалка-глупость, сообразительность.

Краткое содержание. Продал крестьянин на рынке корову за семь марок. Получил деньги и пошел домой. Проходя мимо пруда, он стал

 

 

 

спорить с лягушками, бросил деньги в пруд. Через некоторое время крестьянин решил продать вторую корову. Повез мясо на базар. У ворот города встретил собак, а впереди бежала огромная собака мясника, отдал ей мясо и уехал. Утром приходит к мяснику за деньгами. Мясник прогнал его. Пошел крестьянин жаловаться к королю. Во дворце рассмешил королевскую дочь. Пообещал король дать денег крестьянину, отчитать пять сотен через три дня. По дороге домой встретил крестьянин солдата и предложил ему две сотни, потом с торговцем обменял свои три сотни на сто пятьдесят. Через три дня солдат и торговец пришли к королю за деньгами. Вместо денег они получили розги. А крестьянин остался с деньгами.

Вопросы:

  • Для чего крестьянин продал корову?
  • Прав ли был крестьянин, требуя у мясникаденьги за мясо?
  • Почему он бросил деньги в пруд?
  • Сколько сотен уступил крестьянину солдат?
  • Выгодно ли крестьянин поделился иобменялся обещанной наградой с солдатом и торговцем?

Вопросы:

  • В какой стране живут герои сказки?
  • Почему король решил дать денегкрестьянину?
  • Почему солдат и торговец получили откороля розги?
  • Почему крестьянин остался с деньгами?

Вывод: крестьянин решил заработать денег. Продал две коровы, деньги бросил в пруд, а мясо отдал собаке. Вот и решил пожаловаться королю да получил больше денег. Благодаря своей смекалке, сообразительности он получил деньги от короля и торговца.

 

 

В. И. Даль «Про мышь зубастую

да, про воробья богатого»

Экономические категории: труд, результат труда, убыток, выгода.

Социально-нравственные качества: хитрость, воспитание чувства справедливости.

Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью

с 5 лет

 

 

 

к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.

Вопросы:

  • Для чего мышь схитрила?
  • Почему воробей обратился к царю?
  • Каким образом царь разрешил проблемуворобья?
  • Как   вы     думаете,     что    важно       иметь человеку,чтобы  получить       выгоду:      хитрость, смекалку или умение обмануть?

Вопросы:

  • Почему воробей обвинил мышь?
  • Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?

Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю       зверей.         Царь справедливо        разрешил проблему воробья.

 

 

«Петушок и бобовое

зернышко»

(русская народная сказка)

Экономические категории: труд, цепочка трудовых действий, их взаимосвязь, результат труда.

Социально-нравственные качества: качество трудовых действий, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда, отзывчивость, заботливость.

Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.

Вопросы:

  • Почему курочка попросила у хозяйкимаслица?
  • Как герои сказки помогли петушку?
  • Каким образом получился продукт их труда?
  • Что было бы, если бы кто-то отказалсявыполнить просьбу курочки?
  • Почему все герои сказки помогали петушку?

с 4 лет

 

 

 

  • Смог бы петушок один справиться со своейбедой?
  • Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».

Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и

взаимопомощь спасли петушка

 

 

А.Н. Толстой “Золотой ключик”

Экономические категории: финансовые ошибки, финансовые пирамиды.

Социально-нравственные качества: доверчивость, качество и значение образования, взаимовыручка, помощь.

Краткое содержание: Сказочный персонаж Буратино, сделанный папой Карло, из полена пытается вступить в самостоятельную жизнь, отказываясь от образования, и имея очень доброе и отважное сердце - желает помочь своему отцу, купить для него театр и тысячу курток. Но, поскольку Буратино совершенно неграмотен, он попадает в руки финансовых мошенников лисы Алисы и кота Базилио, которые организовали незаконный бизнес, по отниманию у людей их денежных средств, а именно при помощи ложных болезней и инвалидности выманивали деньги на жизнь, к ним в руки попадает Буратино, у которого есть 5 золотых от неэффективного руководителя театра кукол Карабаса-Барабаса, в частности, который выстроил неэффективную систему управления и взаимодействия с подчиненными, используя физическое давление, некоторые куклы от него сбегают, и начинают помогать Буратино осуществлять его мечту о правильном и добром театре. За его доброе и открытое сердце, Буратино получает Золотой ключик от театра. Зло наказано, папа Карло спасает кукол и уводит их в свой театр, где нет страха и физического воздействия.

Вопросы: Какие финансовые ошибки совершает главный герой? Почему нужно получать образование? Что не умел делать Буратино? Почему его так легко удалось обмануть? Почему Карабас Барабас заплатил 5 золотых Буратино? Почему Карабас Барабас боялся раскрытия тайны каморки папы Карло?

с 6 лет

 

 

 

Вывод: Буратино хотел быстрого обогащения, в результате потерял все свои финансы, а Карабас

Барабас желал рейдерского захвата собственности, но его не эффективные и противозаконные действия привели к печальным последствиям.Ещё одна сказка про инвестиции. Но деревянный мальчик Буратино оказался не таким дальновидным, как муха. А ещё доверчивый — стал жертвой мошеннической схемы. Что мы можем посоветовать в таком случае? Надо обращаться только к проверенным брокерам, предварительно проверив все лицензирующие документы. Подозрение должны вызвать мнимые слепые и хитрые рыжие морды (надеемся, что никто не обиделся). После этого можно вкладывать. Но не в землю (в прямом смысле), а в акции, облигации. Как вариант — открыть накопительный счёт или вклад. Доходность невысокая, зато стабильно и деньги в сохранности.

 

 

Е. Шварц

“Сказка о потерянном времени”

Экономические категории: неэффективное распределение рабочего времени, низкое качество образования.

Социально - нравственные качества: безответственность, лень, взаимовыручка, осознание значения образования.

Краткое содержание: ученики начальной школы очень плохо умели распределять свое рабочее и учебное время, что привело к печальным последствиям. Злые волшебники собирали у них зря потраченное время и дети превратились в стариков. Чтобы выйти из данной ситуации, заколдованным детям пришлось объединиться и научиться управлять своим временем.

Вопросы: Почему нужно уметь распределять время? Что вообще такое время? Для чего нам нужно время? Почему есть правильное и неправильное время?

Вывод: От правильно распределенного времени зависит качество труда и образования, которые в дальнейшем помогают человеку правильно

организовать свою жизнь

с 5 лет

 

“Два жадных медвежонка”

(венгерская

Экономические   категории: первичные элементарные     экономические         представления, потребности человека.

с 4 лет

 

 

сказка)

Социально-нравственные качества: социально личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Краткое содержание: Два медвежонка нашли головку сыра, которой им бы хватило, чтобы насытиться обоим. Но жадность медвежат не позволила им разделить находку поровну и почти весь сыр съела хитрая лиса.

Сказка «Два жадных медвежонка» учит не быть жадным, всегда делиться с близкими людьми и не доверять хитрецам решение важных вопросов. Герои сказки, медвежата, не умели уступать друг другу, боясь, что другому достанется больше, поэтому часто спорили друг с другом.

Вопросы: Что делали медвежата с сыром? Почему они не смогли его поделить между собой? Кто воспользовался сложившейся ситуацией?

Вывод: неумение договариваться между собой приводит к тому, что данной ситуацией могут воспользоваться посторонние люди, или мошенники.

 

 

“Лиса-лапотни ца”

(в обр.В.Даля)

Экономические категории: бартер, обмен

Социально-нравственные качества: жажда наживы через ложные намерения.

Краткое содержание: Как-то зимой, голодная лиса нашла на дороге старый лапоть. Со своей находкой лиса отправилась в деревню. Постучалась лиса в избу, переночевать попросилась.

«Пустите меня ночевать, я много места не займу.

Сама лягу на лавку, а хвост – под лавку!»

Пустил ее хозяин в дом, а лапоть ее под печь бросил. Пока все спали лиса лапоть в печку бросила, а сама спать легла. Утром хозяйка печь затопила, а лиса горюет, так как не может найти лапоть. В пропаже лиса обвинила хозяев, а те чтобы извиниться накормили лису, еще и курицу ей дали.

Счастливая лиса отправилась в другую деревню и там снова попросилась в один из домов переночевать. Пустили ее хозяева в дом, а лиса съела ночью курочку, а уточку взамен взяла.

Пошла лиса с уткой. А вечером вновь начала проситься на ночлег. Добрые и доверчивые люди

с 4 лет

 

 

 

пустили лису на лавку, а уточку к гусям отправили. Ночью лиса съела уточку, а утром хозяевам пришлось ей взамен гуся отдать.

Пошла лиса дальше, попросилась на ночлег в крайнюю избу. Хозяин ее пустил в дом, но решил за лисой присмотреть. Ночью лиса съела гуся, а хозяин это заметил и решил проучить обманщицу. Отдал мужик ей утром мешок с собакой. Лиса подумала, что внутри индюшка, прошла полдороги, села, мешок раскрыла, а оттуда собака выскочила и загнала лису в нору.

Сидит в норе и сама себя спрашивает, что кто делал. Ушки собаку слушали, глазки за ней следили, ножки от нее убегали, и только хвост совсем не помогал, а только за кусты цеплялся.

Лиса обиделась на хвост, высунула его из норы, и собака лису за хвост вытащила…

Вопросы: Почему Лиса все время притворялась и обманывала? Как таких персонажей назвали бы мы в реальной жизни? Какую финансовую операцию проводила Лиса? Почему нужно всегда быть осторожным при различных финансовых сделках?

Выводы: Для того, чтобы не стать жертвой финансовых мошенников нужно научится отличать признаки финансового преступления.

 

 

А.С. Пушкин

“Сказка о попе и о работнике его Балде”

Экономические категории: предпринимательство и трудовые отношения, коллектор и его действия. Социально-нравственные качества: трудолюбие, добросовестность.

Краткое содержание:Герои встречаются на базаре и поп предлагает Балде работу у него в доме плотником, конюхом, поваром. Поскольку поп отличается жадностью и скупостью он обещает работнику очень низкую плату за работу. Подумав, Балда соглашается, но выдвигает условие, что в качестве платы за работу он будет каждый год отбивать по поповскому лбу три щелчка. Обрадованный тем, что ему не нужно платить деньги, поп соглашается на условия Балды.Работник оказывается незаменимым, поскольку отличается трудолюбием и добросовестностью, не гнушаясь никакой работы. Поповская семья в лице попадьи, молоденькой поповны и маленького поповенка восхищаются Балдой, который находит время для

с 6 лет

 

 

 

каждого из них и помогает в решении различных проблем. Маленький попенок, которого Балда нянчит, кормит, играет с ним, начинает воспринимать работника как родного человека, называя его тятей.Однако поп все чаще начинает задумываться о приближении срока расплаты с Балдой и очень ему не хочется подставлять свой лоб под унизительные щелчки простого работника. Попадья, видя переживания мужа, советует попу придумать для Балды такую работу, с которой ему сложно будет справиться. Совместными усилиями они находят выход в виде приказа Балде получить оброк с морских чертей за трехлетний период.Балда отправляется на морское побережье и забрасывает один конец веревки в воду, вызывая в море шторм. Через некоторое время из воды появляется старый черт, который хочет выяснить причину прихода Балды. Не желая ссориться с мужиком, бес обещает выплатить оброк, однако решает подослать прежде к Балде молодого и хитрого чертенка.Бесенок предлагает Балде спор, заключающийся в беге вокруг моря. В случае победы чертей, Балда обещает не требовать с них оброк. Мужик соглашается и с помощью смекалки обводит бесов вокруг пальца. Черти вынуждены выплатить Балде оброк, и он возвращается в поповский дом с мешком золота.Видя работника, испуганный поп пытается спрятаться за толстую попадью, но это ему плохо удается и приходится подставлять свой покатый лоб под пальцы Балды.Балда наносит поповскому лбу три крепких щелчка, в результате которых поп сначала подпрыгивает до потолка, затем лишается языка, а в итоге теряет рассудок.

Вопросы: Почему поп боялся Балды? Что должен был сделать поп, чтобы не бояться Балды? Для чего нужны трудовые отношения? Как регулируются трудовые отношения?

Выводы

:Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

Что интересно, в итоге поп Балде дал обязанности коллектора — выколачивать оброк

 

из чертей. Современные работодатели счастливы иметь такого балду. Они готовы повесить на него все обязанности фирмы, а платить зарплату, которой и хватит только на еду. Однако так не бывает. Формула «и так сойдёт» не работает. Хороший высокооплачиваемый работник принесет гораздо больше пользы: прокормит и себя, и фирму.

         Даль В.И.:    Экономические категории: бартер, потребности,

“Вершки и выгода, финансовый договор, деловые корешки” переговоры.

Социально-нравственные качества: честность, хитрость, жадность.

imageКраткое содержание: Посеян мужиком урожай пшеницы. При сборе урожая пшеницы медведь получает корешки. Конец дружбы медведя и мужика. сказки "Мужик посадил на своем поле репу, в это время медведь вышел из леса и хотел его съесть. Но мужик был хитрым и предложил поделиться урожаем. Себе он взял корешки, а медведь выбрал вершки. Когда пришло время собирать урожай, то мужик забрал себе репу, а медведю досталось - ботва.

Вопросы: Что сделал Медведь не правильно? Почему мужик шел на уступки Медведю? Знал ли мужик заранее что будет в итоге сделки?

Выводы: Всё просто. Мужик — умный и хитрый. Медведь — глуповатый и неопытный, поэтому получил несъедобные части растений.При совершении сделки надо всегда получать исчерпывающую информацию о товаре и заключать договор, где будут прописаны все обязанности и ответственность сторон.

далее перечень литературных произведений может быть продолжен

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka-literatury-po-finansovoy-gramotnosti-dlya.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека литературных произведений по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

(информационный ресурс для педагогов и родителей, содержащий нормы и ценности, принятые в обществе, связанные с отношением к личным и

семейным финансам)

Справочный материал:

Экономические категории/понятия: деньги, труд, бюджет, профессии, реклама, потребности, бережливость, копилка, бартер и др.

Социально-нравственные        качества:        бережливость,        ответственность,        смекалка, трудолюбие,усердие, обязанность, рациональность и др.

Автор, название

Модуль/ Идея/ Понятие/

Экономические категории/Описание

(для формирования финансовой грамотности)

Возраст ные

рекомен дации

1

Эдуард Матвеев

“Дима и Совёнок.

Полезная сказка о финансах” Пермь, 2021

Экономические категории: деньги, потребности, труд, результат труда и т.д.

Социально - нравственные качества: бережливость, ответственность.

Краткое содержание: Мальчик Дима подружился с говорящим Совёнком. Совёнок и другие жители волшебного леса (описанного в книге «Лесная биржа»), а ещё, конечно, папа и мама, помогают Диме научиться распоряжаться деньгами, правильно их тратить и сберегать, не поддаваться на обман и избегать опасностей, отстаивать свои права и приходить на выручку друзьям.

с 5 лет

К. Чуковский

“Федорино горе”

Экономические категории: домашний труд, результат труда

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, бережливость, расширение представлений о домашнем труде, формирование понимания необходимости соблюдения чистоты и порядка, отрицательного отношения к лени, неопрятности.

Краткое содержание. Жила-была старуха Федора. Все в ее доме было поломано, побито да помоями облито. Заглянешь в кадушку – увидишь там лягушку; а заглянешь в ушат – тараканы кишат. Оттого-то от нее и убежала вся домашняя утварь. А бедная баба Федора одна, и плачет и плачет

она. Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел; сварила бы баба щи, да кастрюлю, поди, поищи! И чашки ушли, и стаканы, остались одни тараканы. Пошла Федора, звать домой домашнюю утварь, пообещала не обижать ее, любить и уважать, тараканов повывести, прусаков повывести. Долго, долго целовала и ласкала их она, поливала, умывала, полоскала их она.Засмеялись кастрюли: «Ну, Федора, так и быть, рады мы тебя простить!» Будут, будут у Федоры и блины и пироги! Самовар стоит, пыхтит: «Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю. Кушай, кушай Федора Егоровна!» Вопросы:

  • Почему домашняя утварь убежала отФедоры?
  • Каким образом Федора их вернула?- Как Федору отблагодарили за труд?
  • Какую домашнюю работу вы знаете ивыполняете?
  • Почему от Федоры убежала домашняяутварь?
  • Любили ли предметы домашнего обиходасвою хозяйку?
  • Почему беглецы вернулись к Федоре?
  • Кого называют бережливым,трудолюбивым?

Вывод: Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить.

“Как коза избушку

построила”

(русская народная сказка)

Экономические        категории:        потребности, возможности.

Социально-нравственные качества: усердия, заботливость, ответственность, настойчивость.

Краткое содержание:Коза с козлятами ушла от старухи-горюхи в лес. долго не могла найти место для своей избушке. яблоня, ёлка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. боялись,что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими

с 5 лет

ветками.

“Теремтеремок”

(русская народная сказка)

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.

Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность взаимовыручке.

Вывод: Сказка отражает труд людей. Расширяет понимание необходимости труда, значимость разделение домашних обязанностей между всеми жителями теремка.

с 5 лет

“Крошечка-

Хаврошечка”

(русская народная сказка)

Экономические категории: труд,обязанности. Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь, умение дружить, верность слову.

Вывод:Сказка        формирует        положительное отношение к людям, качественно выполняющим любую работу.

с 5 лет

“Мужик и медведь”

(русская народная сказка)

Экономические категории: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Социально-нравственные качества: трудолюбие, расчетливость,        смекалка,        чувство справедливости.

        Краткое        содержание.        Посеял        мужик        репу.

        Пришел        к        нему        медведь        и        говорит,        что

«заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай созреет,то он разделит его с медведем: корешки себе возьмет, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмет корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Вопросы:

  • Чем занимался мужик в поле?
  • Каким образом он поделил урожай?

с 5 лет

  • Зачем мужик повез репу в город?
  • Почему мужик посеял на следующий год рожь?
  • Какую работу выполнял мужик: нужную(важную) или нет?
  • Как мужик сохранил урожай?
  • Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
  • Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

Сказка,        показывающая        быт,        традиции народа, особенности ведения народного хозяйства.

К.И. Чуковский

“МухаЦокотуха”

Экономические категории: деньги, товар, доходы, расходы

Социально-нравственные качества:расчетливость, жадность, бесстрашие

с 4 лет

С.Михалков

“Как старик корову продавал”

Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар.

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта, наивность

Вывод:Сказка раскрывает значение рекламы и целенаправленное распространение информации о товаре с целью его продажи.

с 5 лет

С.Михалков

“А что у вас?”

Экономические категории: профессии, труд, результат труда.

Социально-нравственные качества: уважение к труду, к различным профессиям

с 4 лет

«Три поросенка»

Английская сказка

Экономические категории: труд, потребности

Социально-нравственныекачества: трудолюбие-лень, расчетливость, смекалка, чувство справедливости, уважение к результатам чужого труда, привитие уважения и хозяйского подхода к использованию природных ресурсов.

Краткое содержание. Жили-были на свете три поросенка. Звали поросят Ниф-Ниф, Наф-Наф,

Нуф-Нуф. Наф-Наф был самый умный поросенок. Он предложил братьям к зиме

с 4 лет

построить дом, но братья ленились, им не хотелось заниматься работой. Наф-Наф стал строить дом из камня, надежный, прочный. Поставил тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не смог к нему забраться. Наконец и братья занялись работой. Ниф-Ниф решил, что проще и быстрее построить дом из соломы. Уже к вечеру его хижина была готова. Нуф-Нуф решил построить свой дом из веток и тонких прутьев. Оба брата быстро закончили работу, и пошли гулять в лес. Волк увидел их и решил съесть. Каждый поросенок побежал к своему домику.Соломенный домик Ниф-Нифа волк снес как пушинку. Домик

Нуф-Нуфа простоял дольше, но тоже развалился. Братья прибежали к каменному домику Наф-Нафа. Как ни старался волк разрушить каменный дом, он стоял, как крепость. Волку пришлось уйти в лес. С тех пор братья стали жить вместе под одной крышей.

Вопросы:

  • Почему поросята начали строить дома?
  • Из какого материала поросята строили дома?
  • Какой        дом        оказался        самым        прочным?

Почему?

  • Кто        из        них        позаботился        о        своей безопасности?
  • Почему Наф-Наф начал строить дом один?
  • Чем были заняты поросята – отдыхом или работой?
  • Как трудились Ниф-Ниф и Нуф-Нуф?

Вывод: Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф-Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко их сломал

Братья Гримм        Экономические категории: труд, результат труда,        с 5 лет «Выгодное дело»        доход, деньги, обмен, бартер.

Социально-нравственные качества: умения предвидеть результат, смекалка-глупость, сообразительность.

Краткое содержание. Продал крестьянин на рынке корову за семь марок. Получил деньги и пошел домой. Проходя мимо пруда, он стал

спорить с лягушками, бросил деньги в пруд. Через некоторое время крестьянин решил продать вторую корову. Повез мясо на базар. У ворот города встретил собак, а впереди бежала огромная собака мясника, отдал ей мясо и уехал. Утром приходит к мяснику за деньгами. Мясник прогнал его. Пошел крестьянин жаловаться к королю. Во дворце рассмешил королевскую дочь. Пообещал король дать денег крестьянину, отчитать пять сотен через три дня. По дороге домой встретил крестьянин солдата и предложил ему две сотни, потом с торговцем обменял свои три сотни на сто пятьдесят. Через три дня солдат и торговец пришли к королю за деньгами. Вместо денег они получили розги. А крестьянин остался с деньгами.

Вопросы:

  • Для чего крестьянин продал корову?
  • Прав ли был крестьянин, требуя у мясникаденьги за мясо?
  • Почему он бросил деньги в пруд?
  • Сколько сотен уступил крестьянину солдат?
  • Выгодно ли крестьянин поделился иобменялся обещанной наградой с солдатом и торговцем?

Вопросы:

  • В какой стране живут герои сказки?
  • Почему король решил дать денегкрестьянину?
  • Почему солдат и торговец получили откороля розги?
  • Почему крестьянин остался с деньгами?

Вывод: крестьянин решил заработать денег. Продал две коровы, деньги бросил в пруд, а мясо отдал собаке. Вот и решил пожаловаться королю да получил больше денег. Благодаря своей смекалке, сообразительности он получил деньги от короля и торговца.

В. И. Даль «Про мышь зубастую

да, про воробья богатого»

Экономические категории: труд, результат труда, убыток, выгода.

Социально-нравственные качества: хитрость, воспитание чувства справедливости.

Краткое содержание. Мышь и воробей поделили зерно, но вскоре мышь схитрила. Узнав об этом, воробей обвинил мышь, но получил от нее отпор. Воробей принял решение обратиться за помощью

с 5 лет

к справедливому царю зверей. Царь разрешил его проблему.

Вопросы:

  • Для чего мышь схитрила?
  • Почему воробей обратился к царю?
  • Каким образом царь разрешил проблемуворобья?
  • Как        вы        думаете,        что        важно        иметь человеку,чтобы        получить        выгоду:        хитрость, смекалку или умение обмануть?

Вопросы:

  • Почему воробей обвинил мышь?
  • Чем помог в споре лев? Как лев разрешил спор между воробьем и мышью?

Вывод: мышь была хитрая и решила добиться выгоды, обманув воробья. Но воробей вовремя обнаружил обман и обратился за помощью к царю        зверей.        Царь        справедливо        разрешил проблему воробья.

«Петушок и бобовое

зернышко»

(русская народная сказка)

Экономические категории: труд, цепочка трудовых действий, их взаимосвязь, результат труда.

Социально-нравственные качества: качество трудовых действий, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда, отзывчивость, заботливость.

Краткое содержание. Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка перепугалась и бросилась к хозяйке за маслицем. Хозяйка отправила курочку к коровушке за молоком, чтобы сбить маслице. Коровушка отправила курочку к хозяину, чтобы он накосил травы. Хозяин послал курочку к кузнецу за косой, чтобы накосить травы, потом отдать траву корове, корова даст хозяюшке молоко. Та собьет маслице и отдаст его курочке, а курочка смажет петушку горлышко. Курочка так и сделала. Петушок выздоровел.

Вопросы:

  • Почему курочка попросила у хозяйкимаслица?
  • Как герои сказки помогли петушку?
  • Каким образом получился продукт их труда?
  • Что было бы, если бы кто-то отказалсявыполнить просьбу курочки?
  • Почему все герои сказки помогали петушку?

с 4 лет

  • Смог бы петушок один справиться со своейбедой?
  • Объясни пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».

Вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и

взаимопомощь спасли петушка

А.Н. Толстой “Золотой ключик”

Экономические категории: финансовые ошибки, финансовые пирамиды.

Социально-нравственные качества: доверчивость, качество и значение образования, взаимовыручка, помощь.

Краткое содержание: Сказочный персонаж Буратино, сделанный папой Карло, из полена пытается вступить в самостоятельную жизнь, отказываясь от образования, и имея очень доброе и отважное сердце - желает помочь своему отцу, купить для него театр и тысячу курток. Но, поскольку Буратино совершенно неграмотен, он попадает в руки финансовых мошенников лисы Алисы и кота Базилио, которые организовали незаконный бизнес, по отниманию у людей их денежных средств, а именно при помощи ложных болезней и инвалидности выманивали деньги на жизнь, к ним в руки попадает Буратино, у которого есть 5 золотых от неэффективного руководителя театра кукол Карабаса-Барабаса, в частности, который выстроил неэффективную систему управления и взаимодействия с подчиненными, используя физическое давление, некоторые куклы от него сбегают, и начинают помогать Буратино осуществлять его мечту о правильном и добром театре. За его доброе и открытое сердце, Буратино получает Золотой ключик от театра. Зло наказано, папа Карло спасает кукол и уводит их в свой театр, где нет страха и физического воздействия.

Вопросы: Какие финансовые ошибки совершает главный герой? Почему нужно получать образование? Что не умел делать Буратино? Почему его так легко удалось обмануть? Почему Карабас Барабас заплатил 5 золотых Буратино? Почему Карабас Барабас боялся раскрытия тайны каморки папы Карло?

с 6 лет

Вывод: Буратино хотел быстрого обогащения, в результате потерял все свои финансы, а Карабас

Барабас желал рейдерского захвата собственности, но его не эффективные и противозаконные действия привели к печальным последствиям.Ещё одна сказка про инвестиции. Но деревянный мальчик Буратино оказался не таким дальновидным, как муха. А ещё доверчивый — стал жертвой мошеннической схемы. Что мы можем посоветовать в таком случае? Надо обращаться только к проверенным брокерам, предварительно проверив все лицензирующие документы. Подозрение должны вызвать мнимые слепые и хитрые рыжие морды (надеемся, что никто не обиделся). После этого можно вкладывать. Но не в землю (в прямом смысле), а в акции, облигации. Как вариант — открыть накопительный счёт или вклад. Доходность невысокая, зато стабильно и деньги в сохранности.

Е. Шварц

“Сказка о потерянном времени”

Экономические категории: неэффективное распределение рабочего времени, низкое качество образования.

Социально - нравственные качества: безответственность, лень, взаимовыручка, осознание значения образования.

Краткое содержание: ученики начальной школы очень плохо умели распределять свое рабочее и учебное время, что привело к печальным последствиям. Злые волшебники собирали у них зря потраченное время и дети превратились в стариков. Чтобы выйти из данной ситуации, заколдованным детям пришлось объединиться и научиться управлять своим временем.

Вопросы: Почему нужно уметь распределять время? Что вообще такое время? Для чего нам нужно время? Почему есть правильное и неправильное время?

Вывод: От правильно распределенного времени зависит качество труда и образования, которые в дальнейшем помогают человеку правильно

организовать свою жизнь

с 5 лет

“Два жадных медвежонка”

(венгерская

Экономические        категории:        первичные элементарные        экономические        представления, потребности человека.

с 4 лет

сказка)

Социально-нравственные качества: социально личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Краткое содержание: Два медвежонка нашли головку сыра, которой им бы хватило, чтобы насытиться обоим. Но жадность медвежат не позволила им разделить находку поровну и почти весь сыр съела хитрая лиса.

Сказка «Два жадных медвежонка» учит не быть жадным, всегда делиться с близкими людьми и не доверять хитрецам решение важных вопросов. Герои сказки, медвежата, не умели уступать друг другу, боясь, что другому достанется больше, поэтому часто спорили друг с другом.

Вопросы: Что делали медвежата с сыром? Почему они не смогли его поделить между собой? Кто воспользовался сложившейся ситуацией?

Вывод: неумение договариваться между собой приводит к тому, что данной ситуацией могут воспользоваться посторонние люди, или мошенники.

“Лиса-лапотни ца”

(в обр.В.Даля)

Экономические категории: бартер, обмен

Социально-нравственные качества: жажда наживы через ложные намерения.

Краткое содержание: Как-то зимой, голодная лиса нашла на дороге старый лапоть. Со своей находкой лиса отправилась в деревню. Постучалась лиса в избу, переночевать попросилась.

«Пустите меня ночевать, я много места не займу.

Сама лягу на лавку, а хвост – под лавку!»

Пустил ее хозяин в дом, а лапоть ее под печь бросил. Пока все спали лиса лапоть в печку бросила, а сама спать легла. Утром хозяйка печь затопила, а лиса горюет, так как не может найти лапоть. В пропаже лиса обвинила хозяев, а те чтобы извиниться накормили лису, еще и курицу ей дали.

Счастливая лиса отправилась в другую деревню и там снова попросилась в один из домов переночевать. Пустили ее хозяева в дом, а лиса съела ночью курочку, а уточку взамен взяла.

Пошла лиса с уткой. А вечером вновь начала проситься на ночлег. Добрые и доверчивые люди

с 4 лет

пустили лису на лавку, а уточку к гусям отправили. Ночью лиса съела уточку, а утром хозяевам пришлось ей взамен гуся отдать.

Пошла лиса дальше, попросилась на ночлег в крайнюю избу. Хозяин ее пустил в дом, но решил за лисой присмотреть. Ночью лиса съела гуся, а хозяин это заметил и решил проучить обманщицу. Отдал мужик ей утром мешок с собакой. Лиса подумала, что внутри индюшка, прошла полдороги, села, мешок раскрыла, а оттуда собака выскочила и загнала лису в нору.

Сидит в норе и сама себя спрашивает, что кто делал. Ушки собаку слушали, глазки за ней следили, ножки от нее убегали, и только хвост совсем не помогал, а только за кусты цеплялся.

Лиса обиделась на хвост, высунула его из норы, и собака лису за хвост вытащила…

Вопросы: Почему Лиса все время притворялась и обманывала? Как таких персонажей назвали бы мы в реальной жизни? Какую финансовую операцию проводила Лиса? Почему нужно всегда быть осторожным при различных финансовых сделках?

Выводы: Для того, чтобы не стать жертвой финансовых мошенников нужно научится отличать признаки финансового преступления.

А.С. Пушкин

“Сказка о попе и о работнике его Балде”

Экономические категории: предпринимательство и трудовые отношения, коллектор и его действия. Социально-нравственные качества: трудолюбие, добросовестность.

Краткое содержание:Герои встречаются на базаре и поп предлагает Балде работу у него в доме плотником, конюхом, поваром. Поскольку поп отличается жадностью и скупостью он обещает работнику очень низкую плату за работу. Подумав, Балда соглашается, но выдвигает условие, что в качестве платы за работу он будет каждый год отбивать по поповскому лбу три щелчка. Обрадованный тем, что ему не нужно платить деньги, поп соглашается на условия Балды.Работник оказывается незаменимым, поскольку отличается трудолюбием и добросовестностью, не гнушаясь никакой работы. Поповская семья в лице попадьи, молоденькой поповны и маленького поповенка восхищаются Балдой, который находит время для

с 6 лет

каждого из них и помогает в решении различных проблем. Маленький попенок, которого Балда нянчит, кормит, играет с ним, начинает воспринимать работника как родного человека, называя его тятей.Однако поп все чаще начинает задумываться о приближении срока расплаты с Балдой и очень ему не хочется подставлять свой лоб под унизительные щелчки простого работника. Попадья, видя переживания мужа, советует попу придумать для Балды такую работу, с которой ему сложно будет справиться. Совместными усилиями они находят выход в виде приказа Балде получить оброк с морских чертей за трехлетний период.Балда отправляется на морское побережье и забрасывает один конец веревки в воду, вызывая в море шторм. Через некоторое время из воды появляется старый черт, который хочет выяснить причину прихода Балды. Не желая ссориться с мужиком, бес обещает выплатить оброк, однако решает подослать прежде к Балде молодого и хитрого чертенка.Бесенок предлагает Балде спор, заключающийся в беге вокруг моря. В случае победы чертей, Балда обещает не требовать с них оброк. Мужик соглашается и с помощью смекалки обводит бесов вокруг пальца. Черти вынуждены выплатить Балде оброк, и он возвращается в поповский дом с мешком золота.Видя работника, испуганный поп пытается спрятаться за толстую попадью, но это ему плохо удается и приходится подставлять свой покатый лоб под пальцы Балды.Балда наносит поповскому лбу три крепких щелчка, в результате которых поп сначала подпрыгивает до потолка, затем лишается языка, а в итоге теряет рассудок.

Вопросы: Почему поп боялся Балды? Что должен был сделать поп, чтобы не бояться Балды? Для чего нужны трудовые отношения? Как регулируются трудовые отношения?

Выводы

:Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?

Что интересно, в итоге поп Балде дал обязанности коллектора — выколачивать оброк

из чертей. Современные работодатели счастливы иметь такого балду. Они готовы повесить на него все обязанности фирмы, а платить зарплату, которой и хватит только на еду. Однако так не бывает. Формула «и так сойдёт» не работает. Хороший высокооплачиваемый работник принесет гораздо больше пользы: прокормит и себя, и фирму.

        Даль В.И.:        Экономические категории:        бартер, потребности,

“Вершки и выгода, финансовый договор, деловые корешки” переговоры.

Социально-нравственные качества: честность, хитрость, жадность.

Краткое содержание: Посеян мужиком урожай пшеницы. При сборе урожая пшеницы медведь получает корешки. Конец дружбы медведя и мужика. сказки "Мужик посадил на своем поле репу, в это время медведь вышел из леса и хотел его съесть. Но мужик был хитрым и предложил поделиться урожаем. Себе он взял корешки, а медведь выбрал вершки. Когда пришло время собирать урожай, то мужик забрал себе репу, а медведю досталось - ботва.

Вопросы: Что сделал Медведь не правильно? Почему мужик шел на уступки Медведю? Знал ли мужик заранее что будет в итоге сделки?

Выводы: Всё просто. Мужик — умный и хитрый. Медведь — глуповатый и неопытный, поэтому получил несъедобные части растений.При совершении сделки надо всегда получать исчерпывающую информацию о товаре и заключать договор, где будут прописаны все обязанности и ответственность сторон.

далее перечень литературных произведений может быть продолжен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...