Мастер – класс «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Скворцова Анастасия Александровна

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_skvortsova_a.a.docx445.37 КБ

Предварительный просмотр:

ММО воспитателей подготовительных к школе групп

с приглашением молодых специалистов

Мастер – класс

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Выполнила:

Воспитатель Скворцова А.А.

Зарайск, 2023г.

Слайд 1

Цель: формирование осознанного отношения педагогов к вопросу экономического воспитания в дошкольном возрасте.

Задачи:

— познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

— способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ;

— побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.

Ход:

-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своём мастер классе! Сегодня мы поговорим с вами на тему «Финансовая грамотность дошкольников».

Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат».

Слайд 2

Так что же такое финансовая грамотность?

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

-заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

-подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги;

-дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

-обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

-подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

-положить начало формированию финансово-экономического мышления;

-сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

-содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая. Главное — говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Слайд №3

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации:

— загадки;

— пословицы;

— сказки;

— экономические задачи;

— дидактические игры;

— сюжетно-ролевые игры;

— занятия.

Сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам, на короткое время, представить себя детьми и всем вместе отправиться на экскурсию в страну «Экономики». А страна эта необычная! Много ждёт вас там интересного! Вот волшебный портфель у меня с ним на экскурсию пойдём мы друзья.

И первым нас встречает «Дом экономических загадок» и чтоб в него попасть, нам необходимо отгадать все загадки.

Слайд № 4 Загадки.

И так первая загадка.

На товаре быть должна, обязательно … (цена)

Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

И врачу, и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).

Всё, что в жизни продаётся

Одинаково зовётся: и крупа, и самовар называются. Товар

Очень вкусная витрина овощного магазина.

Мебель, хлеб и огурцы продают нам. Продавцы

Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами.

Слайд № 5

Продолжаем нашу экскурсию и следующей нас встречает «Комната экономических пословиц»

Слайд №5 Пословицы

Как думаете, могут ли дети порассуждать? Без первоначальных экономических представлений будет, конечно, тяжело, но есть мы, которые поможем понять смысл, ведь, я думаю, каждый ребенок хоть раз в жизни слышал поговорки и пословицы, но не знает их значения. Но дав первоначальные экономические понятия как деньги, рубль, товар уже легче будет легче объяснить смысл этих пословиц с помощью которых он в дальнейшем сможет выразить свое отношение к происходящему.

Предлагаю Вам продолжить пословицу:

Копейка — рубль….бережет.

Без труда не вытащишь и … рыбку из пруда

Будешь крутиться – будут и….денежки водиться.

Приобрел вещь — …умей обращаться с ней.

Уговор – …дороже денег.

Семь раз отмерь…один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а…имей сто друзей.

Дорогие друзья вот мы с вами пришли к «Сказочной комнате».

Слайд №5 Сказки.

Еще Джанни Родари говорил: «Сказки для ребенка такое же серьезное дело, как игра». Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся....

1. Назовите сказку «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками» (Морозко)

2. Назовите сказку, в которой героиня поменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой).

#1043;ерой этой сказки при помощи простой рекламы помог простому

крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах).

4. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег?

(Приключения Буратино)

5. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? (Колобок)

6. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка)

7. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)

8. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?«Золотая антилопа»

9. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)

Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Отправляемся дальше. На нашем пути оказалась «Дерево проблемных ситуаций»

Слайд № 11 Проблемные ситуации.

Особый интерес у дошкольников вызывает решение проблемных ситуаций. При решении таких ситуаций у ребенка развивается логика, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

Перед вами проблемная ситуация. Слайд 12

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему? потребность

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? Качество товара. Что испорченный товар стоит дешевле

3. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

#1043;де дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

#1047;айцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Дети всегда с интересом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:

Молодцы! Продолжаем нашу экскурсию и вот мы пришли в «Игровую комнату», давайте посмотрим, что же здесь интересное ожидает нас. Дети очень любят играть, а мы с вами тоже.

( Игры на интерактивном столе)

Вот и подошла к концу наша экскурсия.

Экономика имеет важную роль в жизни каждого,

Экономика умеет быть интересной,

Играйте с детьми в экономику!

Спасибо вам за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста через парный танец»

В ходе мастер-класса педагоги расширят знания о формировании нравственно-эстетических качеств у детей через парный танец, познакомятся  с простейшими парными танцами, для последующего исполь...

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

«Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий».

laquo;Мастер-класс: «Формирование познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста посредством ИКТ - технологий»....

Мастер-класс «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Опыт работы и демонстрация  кружковой деятельности по робототехнике....

Мастер - класс «Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по  формированию навыков пожарной безопасности....

Мастер- класс «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства»

Цель: создание условий для повышения  профессиональной компетенции педагогов  в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств  посредством народной музыки, полу...