Мастер - класс «Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
материал по обж (старшая, подготовительная группа)

Ирина Викторовна Перькова

Повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по  формированию навыков пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_pozharnoy_bezopasnosti_perkova_i._v.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»

Мастер-класс  

«Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Воспитатель Перькова И. В.,

Цель мастер-класса: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по  формированию навыков пожарной безопасности.

Оборудование: колокольчик, кубик с пословицами, карточки к игре «Найди ответ», сигнальные карточки «светофор», карточки для игры «Соображалки», чудесный мешочек, микрофон, картинки к игре «Немой телефон».

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня нашу встречу мне хотелось бы начать с пословицы: «Водой пожар тушат, а умом — предотвратят».

 По статистике в России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар. Каждый час в огне погибает человек, и около 20 человек получают ожоги и травмы. Ежегодно в стране в огне погибает более 12 тысяч человек. Часто можно услышать, что пожар это случайность, и никто не застрахован от него. Но это не так, в большинстве случаев пожар-результат беспечного отношения к огню самих людей и несоблюдение  правил пожарной безопасности. И зачастую причиной пожара является неосторожное обращение с огнем не только взрослых, но и детей. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что- то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит детей перед реальной опасностью пожара. И чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Должны научить его вести себя правильно в экстренных ситуациях. Помочь им утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Это делать опасно», а объяснить, почему опасно и к чему это может привести.

Работа с детьми дошкольного возраста по формированию навыков пожарной безопасности  предполагает:

-Сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров (объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей с огнем).  

-Сформировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.

- Познакомить с правилами поведения во время пожара.

       -Выучить наизусть важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон); учить набирать номер МЧС (пожарной службы); формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.

-Продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

 

Как помочь ребенку усвоить все эти знания?  Да очень просто - через игру, которая необходима ребенку, как воздух! Игра - это та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка соблюдать правила пожарной безопасности.

        Уважаемые коллеги,  сейчас я предлагаю Вам  познакомимся на практике с такими играми.

ИГРА «ОГОНЬ -ДРУГ ИЛИ ВРАГ» (с колокольчиком)

(участники мастер-класса встают в круг и передают колокольчик друг другу, отвечая на вопрос)

Эта игра формирует у дошкольников представления о полезных и вредных свойствах огня, развивает логическое мышление, память, внимание.

Я говорю: ОГОНЬ – это ДРУГ! Докажите это, передавая друг другу колокольчик! Огонь друг, потому что с помощью огня можно приготовить пищу...  

(печка для тепла, для приготовления пищи, для изготовления металлов, свеча-свет в доме, сварочные работы, запуск ракеты в космос, камин для тепла,  костер для приготовления пищи, согреваем дома, для освещения )

ОГОНЬ – ЭТО ВРАГ! (дети играют со спичками, свеча оставленная без присмотра, включенный в розетку утюг, ребенок включает газовую плиту, открытая печка, оставленный костер в лесу, дети поджигают пух, листву, ожог).

Самым древним способом передачи знаний является устная традиция, когда опыт, накопленный старшим поколением, передавался младшему в различных формах устного творчества. Мы не раз с вами убеждались, что «старинная пословица не мимо молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют.  Пословицы и поговорки активно применяются в обучении детей правилам пожарной безопасности.

 А какие пословицы и поговорки по пожарной безопасности знаете вы, мы проверим с помощью «ЦВЕТНОГО КУБИКА». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить.

С огнём воюют, а без огня горюют. 

Спичка – невеличка, а огонь великан.

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Дорого при пожаре и ведро воды. 

Дыма без огня не бывает. 

Спички не игрушка, огонь не забава.

Вор оставит хоть что-то, пожар унесёт все.

ИГРА «НАЙДИ ОТВЕТ» закрепляет знания у детей о правильных действиях при возникновении пожара.

На подносе лежат карточки с вопросами и ответами. Возьмите, пожалуйста, по одной карточке. Вам необходимо к каждой ситуации  подобрать нужный ответ, то есть найти пару.

         Ситуации:

1. возник пожар; -позвонить по телефону «01»

2. в комнате много дыма;-пробираться ползком к выходу

3. на человеке горит одежда; -упасть на пол и кататься

        4. задымился телевизор;-отключить, накрыть одеялом;

5. горит сухая трава;-забросать землёй, залить водой

6.  почувствовал запах газа;-открыть окно, позвонить «04»

7. трудно дышать от едкого дыма;-дышать через влажную ткань.

А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика на тему пожарной безопасности, способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых и закрепляются тем самым правила пожарной безопасности.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «МЫ ПОЖАРНЫЕ»

На столе свеча большая                 (Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)

Стоит стройная, прямая. Загорелся огонек,                (Наклоняют ладони вправо-влево.)

Заметался как зверек.                (Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.)

Огонек нас освещает,                 ( Постукивают кончиками пальцев один о другой.)

А свеча все тает, тает.               (Локти разводят в стороны, кладут руки на стол.)

Догорела, замигала.                   (Сжимают кулаки.)                    

Огонь потух. Свечи не стало    (Кладут ладони тыльной стороной на стол.)

Для забавы, для игры                (Ритмично щёлкают пальцами рук)

Спичек в руки не бери.               (Ритмично покачивают указательным пальцем).

Не шути, дружок, с огнём,          (Ритмично покачивают головой).

Чтобы не жалеть потом.             (Ритмично постукивают кулачками друг о друга).

Сам огня не разжигай,                (Ритмично покачивают головой).

И другим не позволяй.                (Ритмично покачивают указательным пальцем).

Даже кроха – огонёк                     (Ритмично похлопывают по ногам).

От пожара не далёк.                    (Ритмично потирают ладони).

 

С помощью словесных  дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей;  развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь,  закрепляются знания об основных требованиях пожарной безопасности.

ИГРА «ЗАПРЕЩАЕТСЯ – РАЗРЕШАЕТСЯ».

Каждый возьмите   по одной сигнальной карточке-«светофору». Одна сторона «светофора» зеленого цвета-«разрешающая», другая сторона красного цвета-«запрещающая». Я буду называть Вам  в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, а Вы должны показать  соответствующие цвета «светофора».

 Запрещается:

 Бросать горящие спички.

  Небрежно, беспечно обращаться с огнем

 Выбрасывать горящую золу, вблизи строений.

 Включать в одну розетку большое количество потребителей тока

 Пользоваться поврежденными розетками.

 Обматывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами.

 Оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы

 Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям.

Разрешается:

 В случае возникновения пожара вызывать пожарную охрану по телефону «01», сообщить пожарный адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию.

  Подавать сигнал тревоги.

 Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.

  Учиться пользоваться огнетушителем;

 Знать план эвакуации на случай пожара.

 Не открывать двери в помещении, где произошло возгорание.

  Закрыть нос и рот мокрой повязкой ( платком, шарфом) для защиты от дыма.

 Набросить на себя смоченный кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто, при нахождении в зоне пожара.

 Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено.

 Набросить покрывало на пострадавшего, если на нем загорелась одежда, и плотно прижать его к телу человека для прекращения доступа воздуха.

  Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.

ИГРА «СООБРАЖАЛКИ»

  1.                 Сейчас каждый участник должен взять карточку и как можно быстрее найти в наборе букв слова, имеющие отношение к теме нашего мастер-класса, то есть «пожарная безопасность» (кипичс-спички; жарпо-пожар; жого-ожог; шинетутельог-огнетушитель; троприэлекбор-электоприбор; жарпоный-пожарный; галжизака-зажигалка; тельсаспас-спасатель; заналисигция-сигнализация; гониевозра-возгороние; рижапоще-пожарище; регопольцы-погорельцы; воретга-тревога; зинбен-бензин; лапмя-пламя)

ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

В ходе проведения игры дети учатся определять по характерным внешним признакам, что  за предмет находится в мешочке. У детей развивается речь, воображение, мелкая моторика рук, закрепляются знания огнеопасных предметов.

Определите на ощупь какие огнеопасные предметы находятся в мешочке(вата, свеча, спички, зажигалка, бумага, деревянный кубик, ткань, машинка, ручка, хлопушка)

   

 В настоящее время в образовательный процесс ДОУ внедряются интерактивные педагогические технологии,  которые позволяют всем участникам  взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать действия других и свое собственное поведение, погружаться в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Интерактивные игры используются в процессе формирования у детей знаний по пожарной безопасности.

ИГРА «ИНТЕРВЬЮ»

На этапе закрепления или обобщения знаний детей о пожарной безопасности используется интерактивная игра «Интервью». Благодаря использованию этой игры у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребѐнок», «ребѐнок-ребѐнок».

Сейчас мы с Вами поиграем в игру «Интервью», я буду журналистом и задам Вам несколько вопросов. Свои ответы Вы сможете прочитать в нашем журнале «Островок пожарной безопасности»

Вопросы:

-Можно ли добиться того, чтобы количество пожаров было минимальным? Каким образом это можно сделать?

         Ответ:

   Можно. Необходимо только всегда и везде выполнять противопожарные требования. Детям надо помнить главное правило: «Сам с огнем не играй и другим не позволяй!»

-Как Вы думаете, почему телефон пожарной охраны называется «101» или «01»?

Во-первых, номер очень простой, и его запомнит каждый. Во- вторых, он короткий. Когда пожар, каждая минута дорога. В-третьих, этот номер и в темноте легко набрать на телефоне.

-Почему пожарная машина имеет красный цвет?

-Для чего служит одежда пожарного? Для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Это куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень. Костюмы изготавливаются из льняного брезента со специальной химической пропиткой, что делает их водонепроницаемыми, прочными и трудно воспламеняющимися. Рукавицы из того же материала сшиты так, что в них можно плотно заправлять рукава куртки.

-Какой враг у пожарного, кроме огня и как с ним бороться? Дым. Пожар небольшой, а войти в помещение невозможно - нечем дышать. Поэтому пожарные возят с собой кислородные баллоны. При вдохе свежий воздух поступает по трубке через дыхательный мешок в рот. При выдохе воздух по другой трубке попадает в специальную коробку - регенеративный патрон - и там очищается.

-Зачем пожарному широкий пояс? Такой пояс называют «спасательным». Он очень крепкий - выдерживает нагрузку весом до 350 кг. На поясе имеется стальная петля - карабин. С его помощью пожарный прикрепляется к спасательной веревке, может зацепиться за ступеньки лестниц или элементы конструкций зданий при работе на верхних этажах. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи веревки и карабина может выбраться через окно вместе со спасенным человеком.

-Что такое пожарные рукава? Трубы, по которым пожарные качают воду. Всасывающие рукава предназначены для всасывания воды из источника насосами пожарных автомобилей. Они изготавливаются из льняной ткани и резины и усилены металлическими спиралями, чтобы рукава при заборе воды не сплющивались.

-Чем можно тушить начинающейся пожар?

      Словами передается всего около 20% информации, остальное – бессловесно или, невербально,-с помощью телодвижений, жестов, мимики, интонации, эмоций. Считается, что женщины лучше расшифровывают язык жестов, чем мужчины, а дети-лучше взрослых, так как его мышление образное. Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию,  эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект, также в таких играх можно закреплять  знания пожарной безопасности.

ИГРА «НЕМОЙ ТЕЛЕФОН»

(несколько участников получают карточку с ситуацией на тему «Пожар»)

Уважаемые участники, сейчас Вам необходимо с помощью мимики, жестов и пантомимы показать нам предложенную ситуацию, другие участники должны отгадать и назвать эту ситуацию.

Я играл со спичками и поджег шторы на окне!

Я почувствовал запах дыма. Вызывайте пожарных!

Помогите! Горит утюг.

РЕФЛЕКСИЯ

  Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего:

– Если вы уверены, что взрослые должны начиная с дошкольного возраста обучать ребенка навыкам осторожного обращения с огнем, потопайте ногами.

– Если вы полагаете, что образовательную деятельность с детьми по формированию основ пожарной безопасности нужно проводить в игровой форме, похлопайте в ладоши.

     В заключение хотелось бы сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Изучайте их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!

                                      Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности бед избежать,

А где надо – на помощь позвать.

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Консультация для родителей «Формирования правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!Расскажите детям о пожарной безопасности. Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здес...

Программа по формированию навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет дошкольников "Знатоки огненной стихии" на 2019-2021гг.

Обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях - сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учр...

«Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»

Важно вовремя объяснить ребенку правила обращения с пожароопасными предметами.Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санита...

Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».

Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....