Мастер - класс «Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
материал по обж (старшая, подготовительная группа)
Повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию навыков пожарной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_pozharnoy_bezopasnosti_perkova_i._v.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»
Мастер-класс
«Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Воспитатель Перькова И. В.,
Цель мастер-класса: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию навыков пожарной безопасности.
Оборудование: колокольчик, кубик с пословицами, карточки к игре «Найди ответ», сигнальные карточки «светофор», карточки для игры «Соображалки», чудесный мешочек, микрофон, картинки к игре «Немой телефон».
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня нашу встречу мне хотелось бы начать с пословицы: «Водой пожар тушат, а умом — предотвратят».
По статистике в России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар. Каждый час в огне погибает человек, и около 20 человек получают ожоги и травмы. Ежегодно в стране в огне погибает более 12 тысяч человек. Часто можно услышать, что пожар это случайность, и никто не застрахован от него. Но это не так, в большинстве случаев пожар-результат беспечного отношения к огню самих людей и несоблюдение правил пожарной безопасности. И зачастую причиной пожара является неосторожное обращение с огнем не только взрослых, но и детей. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что- то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит детей перед реальной опасностью пожара. И чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Должны научить его вести себя правильно в экстренных ситуациях. Помочь им утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Это делать опасно», а объяснить, почему опасно и к чему это может привести.
Работа с детьми дошкольного возраста по формированию навыков пожарной безопасности предполагает:
-Сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров (объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей с огнем).
-Сформировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.
- Познакомить с правилами поведения во время пожара.
-Выучить наизусть важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон); учить набирать номер МЧС (пожарной службы); формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.
-Продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.
Как помочь ребенку усвоить все эти знания? Да очень просто - через игру, которая необходима ребенку, как воздух! Игра - это та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка соблюдать правила пожарной безопасности.
Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю Вам познакомимся на практике с такими играми.
ИГРА «ОГОНЬ -ДРУГ ИЛИ ВРАГ» (с колокольчиком)
(участники мастер-класса встают в круг и передают колокольчик друг другу, отвечая на вопрос)
Эта игра формирует у дошкольников представления о полезных и вредных свойствах огня, развивает логическое мышление, память, внимание.
Я говорю: ОГОНЬ – это ДРУГ! Докажите это, передавая друг другу колокольчик! Огонь друг, потому что с помощью огня можно приготовить пищу...
(печка для тепла, для приготовления пищи, для изготовления металлов, свеча-свет в доме, сварочные работы, запуск ракеты в космос, камин для тепла, костер для приготовления пищи, согреваем дома, для освещения )
ОГОНЬ – ЭТО ВРАГ! (дети играют со спичками, свеча оставленная без присмотра, включенный в розетку утюг, ребенок включает газовую плиту, открытая печка, оставленный костер в лесу, дети поджигают пух, листву, ожог).
Самым древним способом передачи знаний является устная традиция, когда опыт, накопленный старшим поколением, передавался младшему в различных формах устного творчества. Мы не раз с вами убеждались, что «старинная пословица не мимо молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Пословицы и поговорки активно применяются в обучении детей правилам пожарной безопасности.
А какие пословицы и поговорки по пожарной безопасности знаете вы, мы проверим с помощью «ЦВЕТНОГО КУБИКА». Каждый из вас по очереди будет бросать кубик, на сторонах которого написано начало пословицы. Вам необходимо ее продолжить.
С огнём воюют, а без огня горюют.
Спичка – невеличка, а огонь великан.
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Дыма без огня не бывает.
Спички не игрушка, огонь не забава.
Вор оставит хоть что-то, пожар унесёт все.
ИГРА «НАЙДИ ОТВЕТ» закрепляет знания у детей о правильных действиях при возникновении пожара.
На подносе лежат карточки с вопросами и ответами. Возьмите, пожалуйста, по одной карточке. Вам необходимо к каждой ситуации подобрать нужный ответ, то есть найти пару.
Ситуации:
1. возник пожар; -позвонить по телефону «01»
2. в комнате много дыма;-пробираться ползком к выходу
3. на человеке горит одежда; -упасть на пол и кататься
4. задымился телевизор;-отключить, накрыть одеялом;
5. горит сухая трава;-забросать землёй, залить водой
6. почувствовал запах газа;-открыть окно, позвонить «04»
7. трудно дышать от едкого дыма;-дышать через влажную ткань.
А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика на тему пожарной безопасности, способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых и закрепляются тем самым правила пожарной безопасности.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «МЫ ПОЖАРНЫЕ»
На столе свеча большая (Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)
Стоит стройная, прямая. Загорелся огонек, (Наклоняют ладони вправо-влево.)
Заметался как зверек. (Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы.)
Огонек нас освещает, ( Постукивают кончиками пальцев один о другой.)
А свеча все тает, тает. (Локти разводят в стороны, кладут руки на стол.)
Догорела, замигала. (Сжимают кулаки.)
Огонь потух. Свечи не стало (Кладут ладони тыльной стороной на стол.)
Для забавы, для игры (Ритмично щёлкают пальцами рук)
Спичек в руки не бери. (Ритмично покачивают указательным пальцем).
Не шути, дружок, с огнём, (Ритмично покачивают головой).
Чтобы не жалеть потом. (Ритмично постукивают кулачками друг о друга).
Сам огня не разжигай, (Ритмично покачивают головой).
И другим не позволяй. (Ритмично покачивают указательным пальцем).
Даже кроха – огонёк (Ритмично похлопывают по ногам).
От пожара не далёк. (Ритмично потирают ладони).
С помощью словесных дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей; развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, закрепляются знания об основных требованиях пожарной безопасности.
ИГРА «ЗАПРЕЩАЕТСЯ – РАЗРЕШАЕТСЯ».
Каждый возьмите по одной сигнальной карточке-«светофору». Одна сторона «светофора» зеленого цвета-«разрешающая», другая сторона красного цвета-«запрещающая». Я буду называть Вам в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, а Вы должны показать соответствующие цвета «светофора».
Запрещается:
Бросать горящие спички.
Небрежно, беспечно обращаться с огнем
Выбрасывать горящую золу, вблизи строений.
Включать в одну розетку большое количество потребителей тока
Пользоваться поврежденными розетками.
Обматывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы
Оставлять без присмотра топящиеся печи, а также поручать надзор за ними малолетним детям.
Разрешается:
В случае возникновения пожара вызывать пожарную охрану по телефону «01», сообщить пожарный адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию.
Подавать сигнал тревоги.
Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.
Учиться пользоваться огнетушителем;
Знать план эвакуации на случай пожара.
Не открывать двери в помещении, где произошло возгорание.
Закрыть нос и рот мокрой повязкой ( платком, шарфом) для защиты от дыма.
Набросить на себя смоченный кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто, при нахождении в зоне пожара.
Двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено.
Набросить покрывало на пострадавшего, если на нем загорелась одежда, и плотно прижать его к телу человека для прекращения доступа воздуха.
Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.
ИГРА «СООБРАЖАЛКИ»
- Сейчас каждый участник должен взять карточку и как можно быстрее найти в наборе букв слова, имеющие отношение к теме нашего мастер-класса, то есть «пожарная безопасность» (кипичс-спички; жарпо-пожар; жого-ожог; шинетутельог-огнетушитель; троприэлекбор-электоприбор; жарпоный-пожарный; галжизака-зажигалка; тельсаспас-спасатель; заналисигция-сигнализация; гониевозра-возгороние; рижапоще-пожарище; регопольцы-погорельцы; воретга-тревога; зинбен-бензин; лапмя-пламя)
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В ходе проведения игры дети учатся определять по характерным внешним признакам, что за предмет находится в мешочке. У детей развивается речь, воображение, мелкая моторика рук, закрепляются знания огнеопасных предметов.
Определите на ощупь какие огнеопасные предметы находятся в мешочке(вата, свеча, спички, зажигалка, бумага, деревянный кубик, ткань, машинка, ручка, хлопушка)
В настоящее время в образовательный процесс ДОУ внедряются интерактивные педагогические технологии, которые позволяют всем участникам взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать действия других и свое собственное поведение, погружаться в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Интерактивные игры используются в процессе формирования у детей знаний по пожарной безопасности.
ИГРА «ИНТЕРВЬЮ»
На этапе закрепления или обобщения знаний детей о пожарной безопасности используется интерактивная игра «Интервью». Благодаря использованию этой игры у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребѐнок», «ребѐнок-ребѐнок».
Сейчас мы с Вами поиграем в игру «Интервью», я буду журналистом и задам Вам несколько вопросов. Свои ответы Вы сможете прочитать в нашем журнале «Островок пожарной безопасности»
Вопросы:
-Можно ли добиться того, чтобы количество пожаров было минимальным? Каким образом это можно сделать?
Ответ:
Можно. Необходимо только всегда и везде выполнять противопожарные требования. Детям надо помнить главное правило: «Сам с огнем не играй и другим не позволяй!»
-Как Вы думаете, почему телефон пожарной охраны называется «101» или «01»?
Во-первых, номер очень простой, и его запомнит каждый. Во- вторых, он короткий. Когда пожар, каждая минута дорога. В-третьих, этот номер и в темноте легко набрать на телефоне.
-Почему пожарная машина имеет красный цвет?
-Для чего служит одежда пожарного? Для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Это куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень. Костюмы изготавливаются из льняного брезента со специальной химической пропиткой, что делает их водонепроницаемыми, прочными и трудно воспламеняющимися. Рукавицы из того же материала сшиты так, что в них можно плотно заправлять рукава куртки.
-Какой враг у пожарного, кроме огня и как с ним бороться? Дым. Пожар небольшой, а войти в помещение невозможно - нечем дышать. Поэтому пожарные возят с собой кислородные баллоны. При вдохе свежий воздух поступает по трубке через дыхательный мешок в рот. При выдохе воздух по другой трубке попадает в специальную коробку - регенеративный патрон - и там очищается.
-Зачем пожарному широкий пояс? Такой пояс называют «спасательным». Он очень крепкий - выдерживает нагрузку весом до 350 кг. На поясе имеется стальная петля - карабин. С его помощью пожарный прикрепляется к спасательной веревке, может зацепиться за ступеньки лестниц или элементы конструкций зданий при работе на верхних этажах. Если пламенем отрезан выход, пожарный при помощи веревки и карабина может выбраться через окно вместе со спасенным человеком.
-Что такое пожарные рукава? Трубы, по которым пожарные качают воду. Всасывающие рукава предназначены для всасывания воды из источника насосами пожарных автомобилей. Они изготавливаются из льняной ткани и резины и усилены металлическими спиралями, чтобы рукава при заборе воды не сплющивались.
-Чем можно тушить начинающейся пожар?
Словами передается всего около 20% информации, остальное – бессловесно или, невербально,-с помощью телодвижений, жестов, мимики, интонации, эмоций. Считается, что женщины лучше расшифровывают язык жестов, чем мужчины, а дети-лучше взрослых, так как его мышление образное. Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект, также в таких играх можно закреплять знания пожарной безопасности.
ИГРА «НЕМОЙ ТЕЛЕФОН»
(несколько участников получают карточку с ситуацией на тему «Пожар»)
Уважаемые участники, сейчас Вам необходимо с помощью мимики, жестов и пантомимы показать нам предложенную ситуацию, другие участники должны отгадать и назвать эту ситуацию.
Я играл со спичками и поджег шторы на окне!
Я почувствовал запах дыма. Вызывайте пожарных!
Помогите! Горит утюг.
РЕФЛЕКСИЯ
Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего:
– Если вы уверены, что взрослые должны начиная с дошкольного возраста обучать ребенка навыкам осторожного обращения с огнем, потопайте ногами.
– Если вы полагаете, что образовательную деятельность с детьми по формированию основ пожарной безопасности нужно проводить в игровой форме, похлопайте в ладоши.
В заключение хотелось бы сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Изучайте их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности бед избежать,
А где надо – на помощь позвать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Консультация для родителей «Формирования правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!Расскажите детям о пожарной безопасности. Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здес...
Программа по формированию навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет дошкольников "Знатоки огненной стихии" на 2019-2021гг.
Обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях - сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учр...
Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством кейс-технологии
Формирование навыков жизнесбережения у дошкольников...
« Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Закрепить понятия безопасного поведения...
«Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста»
Важно вовремя объяснить ребенку правила обращения с пожароопасными предметами.Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санита...
Мастер – класс: «Формирование навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игрового пособия «Безопасные истории Дозика».
Для педагогов представлен опыт работы по использованию игрового пособия для формирования дорожной безопасности у детей с задержкой психического развития....
- Мне нравится (1)